Мудрый Юрист

Коммерциализация интеллектуальной собственности научных учреждений и образовательных организаций: вчера и сегодня

Кондратьева Екатерина Андреевна, ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения инновационной деятельности ЦКТ ННГУ имени Н.И. Лобачевского, преподаватель Института экономики и бизнеса ННГУ имени Н.И. Лобачевского, кандидат юридических наук.

"Основоположником" коммерциализации интеллектуальной собственности <1> (далее - ИС) высшими учебными заведениями, образовательными и научными учреждениями выступает Федеральный закон N 217-ФЗ от 2009 года (далее - Закон N 217), который можно считать "пионерским" ("новаторским"). Этот Закон, внесший изменения в ряд нормативно-правовых актов <2>, был принят в целях установления возможности "коммерциализации <3> интеллектуальной собственности" <4> научных учреждений и учебных заведений, определив основания подобной коммерциализации, ее порядок, способы и пределы ее осуществления.

<1> Кондратьева Е.А. Система объектов ИС и основания их классификации // Право интеллектуальной собственности. 2010. N 1. С. 3 - 13.
<2> ФЗ от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; ФЗ от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"; ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ФЗ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".
<3> Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов (ст. 2 гл. I ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").
<4> Под ИС согласно ГК РФ понимаются результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. В силу статьи 129 ГК РФ РИД и средства индивидуализации неотчуждаемы и непередаваемы, но подобная "коммерциализация" возможна благодаря разрешению законодателя отчуждать исключительные права на ИС и материальные носители, в которых закреплена ИС. Таким образом, для того чтобы законным способом использовать "чужую" ИС (исключительные права на которую принадлежат другому лицу), необходимо приобрести исключительное право на нее (переход или предоставление по договору либо переход без договора по установленным законом основаниям).

В силу внесенных изменений определенный круг юридических лиц: бюджетные научные учреждения, бюджетные образовательные учреждения - высшие учебные заведения и созданные государственными академиями наук научные учреждения и высшие учебные заведения, - получил возможность выступать учредителями (участниками) в создаваемых ими (единолично или совместно) хозяйственных обществах, внося в качестве вклада (взноса) в уставный капитал юридического лица право использования объекта ИС, исключительное право на который принадлежит учреждению (заведению).

Получения согласия учредителя (как предварительного, так и последующего) для этого не требовалось <5>, обязательным было только уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (Минобрнауки). Согласно Закону данное уведомление должно быть направлено в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

<5> Что являлось положительным моментом для учреждения (заведения), так как предоставляло возможность участия в юридических лицах в упрощенном порядке.

При этом Закон установил, что взносом учреждения (заведения) в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества может быть только право использования объекта ИС <6>, а само исключительное право на объект сохраняется за научным или образовательным учреждением (учебным заведением).

<6> Что отражалось в договоре об учреждении создаваемого юридического лица, а после его государственной регистрации между ним и учреждением заключался лицензионный договор.

Перечень же объектов ИС, право использования которых может быть внесено в уставный капитал в качестве взноса, Законом был представлен как исчерпывающий - учреждениям (заведениям) разрешалось предоставлять право использования строго определенных результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).

Перечень создаваемых научными учреждениями юридических лиц был ограничен хозяйственными обществами, которые получили условное название - малое инновационное предприятие (далее - МИП <7>). Нельзя не согласиться, что создание на базе вузов технопарков, бизнес-инкубаторов и малых инновационных предприятий (МИП) - одно из главных направлений форм встраивания вузов в региональные инновационные системы <8>. Несмотря на то, что в российском законодательстве закон об инновационной деятельности в РФ отсутствует, в литературе встречается достаточно большое количество трактовок понятия "инновационная деятельность" <9>, а легальное определение инновационной деятельности на сегодняшний день содержится в статье 2 Закона о науке.

<7> Легального определения малого инновационного предприятия Закон не содержит.
<8> Гурунян Т.В. Малые инновационные предприятия и бизнес-инкубаторы в вузах: опыт регионов РФ // Философия образования. 2011. Т. 39. N 6. С. 39 - 46.
<9> Мошкова Д.М. Правовые основы инновационной деятельности в РФ // Юрист, 2014. N 1.

Закон установил для создаваемых хозяйственных обществ (МИП) целевой вид деятельности - практическое применение (внедрение) объектов ИС - РИД, право использования которых вносится учреждениями (заведениями) в уставный капитал.

Устанавливая пределы коммерциализации ИС, Закон запретил передачу внесенного в качестве вклада права использования объектов ИС третьим лицам по договору и иным основаниям, а также установил правило об обязательном минимальном размере доли учреждения (заведения) в уставном капитале создаваемого общества при участии в нем иных лиц совместно с учреждением (заведением). Размер доли зависел при этом от вида создаваемого общества: доля учреждения (заведения) в уставном капитале акционерного общества должна была быть более чем двадцать пять процентов, а в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одна третья часть. Также Закон установил, что в случае совместного участия в юридическом лице доля (акции) других лиц в уставном капитале общества должна быть оплачена не менее чем наполовину денежными средствами <10>.

<10> Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества.

Определил Закон и правила денежной оценки права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества, установив, что она производится единогласным решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества. Но, если номинальная стоимость доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Особый порядок был установлен Законом и в отношении возможностей использования доходов, полученных от участия в создаваемых МИП: прибыль и дивиденды, полученные учреждениями (заведениями) в результате такого участия, поступая в их самостоятельное распоряжение, должны были не только учитываться на отдельном балансе, но и направляться только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам или на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений.

В целях предотвращения возможности бесконтрольного отчуждения (распоряжения) долями (акциями) в уставных капиталах создаваемых учреждениями хозяйственных обществ Закон установил, что такое распоряжение допускается только с предварительного согласия собственника имущества учреждения, а доходы от этого распоряжения долями (акциями) также учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану РИД, выплату вознаграждения их авторам и осуществление уставной деятельности данных научных учреждений.

Анализируя вышеизложенное, сделаем вывод, что основной целью (и положительной стороной) Закона N 217 стала предоставленная учреждениям (заведениям) возможность получать выгоду от "опосредованного" использования ИС - путем участия в создаваемых в упрощенном порядке юридических лицах, а не просто иметь ее на балансе в качестве нематериального актива. Кроме этого, Закон принес выгоду и авторам ИС - работникам учреждений и заведений, предоставив им возможность получать доход от созданных ими в служебном порядке РИД, исключительные права на которые принадлежат учреждению (работодателю) <11>, таким образом, автор ИС выступает учредителем (или директором) создаваемого совместно с работодателем МИП. Как отмечается в литературе, данная форма взаимодействия наиболее стабильна и перспективна, поскольку учитывает особенности социально-экономической системы и влияющих на МИП внешних рисков <12>.

<11> В силу ГК РФ исключительные права на созданные при исполнении трудовых обязанностей работниками объекты ИС принадлежат работодателю; работники имеют только личные неимущественные права (право на имя, право авторства) и иное интеллектуальное право - право на вознаграждение за использование служебного объекта ИС.
<12> Ларина Е.О. Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. N 14. С. 71 - 81.

Безусловно, положительным представляется и тот факт, что Закон установил для МИП возможность пользоваться льготами при осуществлении своей деятельности <13>, разрешив им получать статус малых и средних предпринимателей при условии подпадания под определенные Законом критерии. А одним из факторов, как справедливо подмечается, выхода России из экономического кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства <14>. Касательно МИП положительным является и тот факт, что критериальные требования на соответствие статусу субъекта малого и среднего предпринимательства смягчены, как смягчены и требования по переходу на упрощенную систему налогообложения <15>.

<13> Это так называемые меры государственной поддержки инновационной деятельности.
<14> Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере // Предпринимательское право. 2010. N 4.
<15> Аникин А.С. О гражданско-правовом положении малых инновационных предприятий и о коммерциализации интеллектуальной собственности // Материалы V Международной научно-практической конференции "Экономика и право: история и современность" (30 марта 2014 года). Н. Новгород: АНО "НОЦ "ЦЕЗИУС", С. 37.

Однако следует отметить, что при всех названных плюсах Закон N 217 имел и определенные недостатки, и в силу этого через некоторое время после их выявления законодателем были внесены изменения в законодательство <16>, регулирующее процесс "коммерциализации ИС" учреждениями (заведениями).

<16> Следует учитывать, что для анализа норм права, регулирующих процесс коммерциализации ИС учреждений, нужно рассматривать не изменения, внесенные в Закон N 217, "запустивший процесс подобной коммерциализации", а изменения, вносимые в ряд других законов, в которых этот "процесс" получил дальнейшее правовое закрепление.

В целом они сводятся к следующему <17>:

<17> См. статью 5 Закона о науке в ред. ФЗ от 02.07.2013 N 185-ФЗ, статью 103 ФЗ "Об образовании в РФ".
  1. Изменен перечень субъектов, имеющих право участия в создаваемых МИП. Теперь возможностью "коммерциализовать" свою ИС вправе: бюджетные научные учреждения, автономные научные учреждения и образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями или автономными учреждениями. То есть список пополнился автономными учреждениями <18>, в нем больше нет заведений - есть образовательные организации.
<18> В соответствии с законом об автономных учреждениях согласие учредителя, как и раньше, не требуется, но ректор вправе принять решение об участии в МИП лишь после предварительного обращения к Наблюдательному совету с предложением об этом, - для получения заключения совета о целесообразности такого участия.
  1. Устранено требование об обязательном минимальном размере доли учреждения в создаваемом МИП <19>.
<19> Ранее статья 5 Закона о науке и статья 27 уже утратившего силу Закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в редакции Федерального закона N 217-ФЗ от 02.08.2009 такие правила предусматривали, и в настоящей статье об этом упоминалось выше.
  1. Устранено требование о целевом использовании доходов, полученных учреждениями от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах создаваемых ими МИП, - теперь согласно Закону они поступают в их самостоятельное распоряжение <20>.
<20> В связи с целевой правоспособностью данных юридических лиц доходы могут направляться только на уставные цели.
  1. Расширен перечень создаваемых учреждениями МИП: в него добавлено хозяйственное партнерство.
  2. Бюджетным и автономным учреждениям дано разрешение вносить в качестве взноса в уставный капитал создаваемого МИП исключительные права, принадлежащие им совместно с другими лицами.
  3. Устранен запрет на предоставление третьим лицам по договору или иным основаниям созданными учреждениями юридическими лицами права использования РИД, внесенного учреждением в качестве вклада в уставный капитал МИП. В связи с этим в настоящее время следует руководствоваться правилом, содержащимся в п. 1 ст. 1238 ГК РФ, в соответствии с которым МИП вправе с согласия лицензиара предоставлять сублицензии третьим лицам.

Представляется, что указанные изменения имели своей целью упростить процесс коммерциализации ИС учреждениями, так как в основном были направлены на увеличение "привлекательности" МИП для сторонних инвесторов и расширение возможностей учреждений по использованию доходов от участия в создаваемых ими юридических лицах.