Мудрый Юрист

Проблемы гарантирования исполнения обязанностей граждан Российской Федерации в области свободы передвижения

Лимонова Наталья Анатольевна, заместитель руководителя Бюро правового обеспечения воздушного транспорта Московской коллегии адвокатов "Межрегион", кандидат юридических наук, доцент.

В статье автор обращает внимание на то, что развитие в отраслевом законодательстве конституционного права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства привело к установлению для гражданина обязанностей в данной сфере, необеспеченность исполнения которых автоматически влечет ограничение или невозможность реализации указанного права.

Ключевые слова: механизм реализации и гарантирования обязанностей, обязанность регистрироваться по месту пребывания и жительства.

Problems of guaranteeing of execution of obligations of citizens of the Russian Federation in the sphere of freedom of movement

N.A. Limonova

Limonova Natalia Anatolyevna, candidate of juridical science, associate professor Deputy of Head of Bureau of legal assurance of air transport Moscow collegium of advocates "Mezhregion".

In the article the author pays attention to the fact, that the development of the constitutional right to freedom of movements, to choose a place of stay and residence in the sectoral legislation lead to establishment of the duties for a citizen in this field. Failure to ensure this duties result in the restrain or impossibility of realization of the above-mentioned right.

Key words: mechanism of realization and assurance of duties, duty to be registered by the place of stay or residence.

Развитие и конкретизация в отраслевом законодательстве конституционных норм, закрепляющих право граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, повлекли за собой установление для гражданина ряда обязанностей в этой сфере. И в этой связи полноценная реализация провозглашенного Конституцией Российской Федерации указанного права становится невозможной без эффективного механизма обеспечения (гарантирования) "сопровождающих" его реализацию обязанностей.

В юридической литературе справедливо подчеркивается, что ученые сосредоточили усилия главным образом на исследовании содержания прав и свобод граждан, их гарантиях. Вместе с тем такой важный элемент правового статуса граждан, как их обязанности, разработан слабо, в стереотипных формах. Глубоко не выясняются причины уклонения граждан от добросовестного исполнения обязанностей, не изучаются в комплексе правовые и организационные рычаги, обеспечивающие неукоснительное соблюдение гражданами своих обязанностей или общественного долга <1>.

<1> Сидоров В.Г. Государственно-правовое регулирование деятельности милиции по обеспечению прав и свобод граждан в условиях реформирования политической системы Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. М., 1996. С. 66.

И в этой связи обращает на себя внимание характерная черта современного законодательства в области прав человека в целом и в области свободы передвижения в частности. Так, в названии главы 2 Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепляющей права, свободы и обязанности человека и гражданина, даже не содержится категория "обязанности", хотя в конкретных статьях ее можно обнаружить.

В свою очередь, ст. 27 Конституции, устанавливающая права граждан в области свободы передвижения, также не содержит обязанностей личности в данной сфере <2>. И даже в названии специального Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <3> (далее - Закон РФ от 25 июня 1993 г.) ничего не говорится об обязанностях граждан. Законодатель как будто стыдливо умалчивает о них, не акцентирует на них внимание. Создается иллюзия, что никаких обязанностей-то и нет вовсе, только права. А ведь это не так. На практике обязанности незримо "сопровождают" все права в процессе их реализации, и в конечном счете обязанности являются способом обеспечения прав. Без них права могут так и остаться пустой декларацией.

<2> Представляется, что на акцентирование внимания исключительно на правах и свободах личности в российском законодательстве повлияла как сама концепция, идея "прав человека", так и международное законодательство, которое ее впитало. Об этом см. подробнее: Лимонова Н.А. Влияние идеи "прав человека" на закрепление правового статуса личности в области свободы передвижения // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 12. С. 10 - 13.
<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1227.

В отличие от субъективного права, которое представляет собой меру возможного поведения и от реализации которого субъект права может отказаться, обязанность субъекта состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с требованиями, закрепленными в правовых нормах. Юридически обязанное лицо не может отказаться от исполнения юридической обязанности и действует при этом не в собственных интересах, а в интересах управомоченного лица.

Получается, что на важнейшем элементе правового статуса личности, без которого невозможна реализация прав, не только законодатель не акцентирует должного внимания, но и ученые в гораздо меньшей степени подвергают исследованию категорию "обязанности", по сравнению с категорией "права". Главное ведь, что есть права, а об обязанностях гражданин узнает в процессе реализации прав. И это приводит к тому, что эта категория слабее распространена в общественном и индивидуальном сознании.

Так, реализацию права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства "сопровождает" обязанность регистрироваться по месту пребывания и жительства, которая установлена Законом РФ от 25 июня 1993 г. Механизм реализации этой обязанности предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 <4>, утвердившим Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, а также Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" <5>, который детализирует положения указанных Правил, вводя формы документов, конкретные обязанности компетентных органов по регистрации и снятию граждан с регистрационного учета. В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации содержатся санкции за проживание гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания и месту жительства (ст. 19.5), другими словами, закреплена обязанность нести юридическую ответственность за неисполнение правил регистрации.

<4> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
<5> Российская газета. 17.04.2013.

Правда, в юридической науке регистрационный учет, как правило, признается механизмом реализации права на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства <6>. Нам же представляется, что он, прежде всего, служит механизмом реализации обязанности регистрироваться по месту пребывания и жительства, включающим в себя блок гарантий <7>. И именно при исполнении этой обязанности, которая сопровождает реализацию права, гражданин постоянно сталкивается с большими трудностями. Подтверждением этому служат многочисленные решения Конституционного Суда Российской Федерации <8> и доклады Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. Так, по мнению Уполномоченного по правам человека, порядок регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства сплошь и рядом оказывается разрешительным <9>.

<6> См., напр.: Килясханов И.Ш. О механизме реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Юридический мир. 1998. N 4. С. 18.
<7> См. подробнее: Лимонова Н.А. Механизм реализации правового статуса личности в области свободы передвижения: понятие и структура // Вестник Московского университета МВД России, 2011. С 117 - 119.
<8> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5210. См. об этом подробнее: Лимонова Н.А. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 68 - 70.
<9> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. // Российская газета. 13.05.2011. С 18.

А это значит, необходимо постоянно совершенствовать механизм реализации именно обязанностей, в части гарантий, чтобы они были выполнимы. И в этой связи необеспеченность государством исполнения обязанности граждан регистрироваться по месту пребывания или жительства (огромный дефицит жилья, в том числе арендного, в современной России) приводит к злоупотреблениям с их стороны. Так, одни граждане, стремясь добросовестно исполнить юридическую обязанность зарегистрироваться по месту пребывания или месту жительства и не имея при этом реальной возможности это сделать, покупают "липовую" регистрацию, а другие пользуются этой ситуацией и "продают" такую регистрацию, злоупотребляя своим правом.

Представляется, что у государства есть два пути решения этой проблемы: либо не возлагать на гражданина такие обязанности, которые он в сегодняшних условиях не в состоянии исполнить, либо гарантировать их исполнение. Нами уже вносилось предложение исключить из законодательства термин "место пребывания" <10>, а следовательно, и обязанность граждан регистрироваться каждый раз, меняя временное местожительство. По нашему мнению, необходимой для реализации прав и свобод российских граждан является только обязанность регистрироваться по месту жительства.

<10> См.: Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению (вопросы теории): Дис. ... к.ю.н. М., 2000. С. 86.

Таким образом, развитие в отраслевом законодательстве закрепленного в Конституции России права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства привели к установлению определенных обязанностей в данной сфере, невозможность исполнения которых автоматически влечет ограничение или невозможность реализации указанного права. И в этой связи от юридической науки требуется проработка проблем совершенствования механизма реализации обязанностей, в частности такого его блока, как гарантии.

Литература/использованные источники

  1. Сидоров В.Г. Государственно-правовое регулирование деятельности милиции по обеспечению прав и свобод граждан в условиях реформирования политической системы Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. М., 1996. С. 66.
  2. Лимонова Н.А. Влияние идеи "прав человека" на закрепление правового статуса личности в области свободы передвижения // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 12. С. 10 - 13.
  3. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1227.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
  5. Приказ Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" // Российская газета. 17.04.2013.
  6. Килясханов И.Ш. О механизме реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства // Юридический мир. 1998. N 4. С. 18.
  7. Лимонова Н.А. Механизм реализации правового статуса личности в области свободы передвижения: понятие и структура // Вестник Московского университета МВД России, 2011. С. 117 - 119.
  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783.
  9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.
  10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 5210.
  11. Лимонова Н.А. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 68 - 70.
  12. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. // Российская газета. 13.05.2011. С. 18.
  13. Лимонова Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и деятельность органов внутренних дел по его обеспечению (вопросы теории): Дис. ... к.ю.н. М., 2000. С. 86.