Мудрый Юрист

Влияние офшоризации экономики на национальную безопасность России

Филатова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России, кандидат экономических наук.

В статье рассматриваются возможные пути деофшоризации экономики России. Особое внимание уделено улучшению инвестиционного климата в России и обеспечению привлекательности экономики для российских и международных инвесторов. Автор формулирует цели деофшоризации, включая перемещение под юрисдикцию Российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов.

Ключевые слова: деофшоризация, налогообложение, борьба, инвестиционный климат.

Influence of offshorization of economy on the national security of Russia

I.V. Filatova

Filatova Irina Viktorovna, senior teacher of the Chair of Economic Security and Economics of Moscow University of the Ministry of Internal Service of Russia, candidate of economic sciences.

The article concerns possible ways of deoffshorization of economy of Russia. The special attention is drawn to improvement of investment climate in Russia and ensuring attractiveness of economy for Russian and international investors. The author formulates purposes of deoffshorization including transfer under jurisdiction of the Russian state of economic operations and processes of management of assets and Russian enterprises effectuated primarily in the interests of Russian businessmen.

Key words: deoffshirization, taxation, struggle, investment climate.

В современных условиях развития процесс деофшоризации российской экономики обретает наибольшую актуальность. Об этом свидетельствует Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г., в котором В.В. Путин констатировал, что "нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики", и поручил правительству "внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу" <1>. Несмотря на то, что курс на деофшоризацию России был взят несколько лет назад, мы продолжаем наблюдать утечку денег из страны. По данным Минэкономразвития, за первые месяцы 2014 г. из России было выведено 35 млрд долл. <2>

<1> См.: Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://premier.gov.ru/events/news/17409.
<2> Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 гг. URL: http://kremlin.ru/acts/18332.

Все вышесказанное подтверждает, что процесс офшоризации является основной угрозой национальной безопасности российской экономики, так как порождает негативные процессы, которые мешают ей эффективно развиваться: в первую очередь это отток капиталов за границу, снижение уровня привлекательности российских предприятий для иностранных инвестиций и, как следствие, минимизация уплаты налогов в бюджет Российской Федерации от деятельности компаний, зарегистрированных в офшорах <3>.

<3> Агеева Е.С., Пинская М.Р., Бауэр В.П. Экономическая безопасность офшорного бизнеса: аспекты налоговой оптимизации // Безопасность бизнеса. N 2. 2014. С. 3 - 8.

Анализ нормативных документов показал, что в нашей стране деофшоризация экономики России должна происходить по двум направлениям. Во-первых, это необходимость добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, исходя из международного опыта, имеющегося в других странах, о переговорном процессе с офшорными зонами и подписанием соответствующих соглашений.

Во-вторых, улучшение инвестиционного климата в России и обеспечение привлекательности экономики для российских и международных инвесторов. Это направление возможно осуществить только в результате: 1) исправления недоработок в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов; 2) отказа от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике; 3) исключения из системы права зацепок, позволяющих превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел; 4) повышения ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификации и т.д.

На наш взгляд, создание благоприятного инвестиционного климата в России является одной из приоритетных задач развития экономики, так как это необходимо для нормального развития российского бизнеса. Что касается повышения привлекательности России для иностранных инвесторов, также полезно и актуально, если речь идет о законопослушных гражданах и организациях, в особенности - для резидентов развитых стран, осуществляющих инвестиции в Россию напрямую, а не через офшорные компании. Но если это лица, нелегально вывозящие капитал, отмывающие незаконно полученные доходы, использующие офшорные компании для уклонения от уплаты налогов, то повышать привлекательность России для таких инвесторов смысла не имеет <4>. В связи с тем, что они вывозили и будут вывозить капитал в офшоры просто для укрытия его от внимания налоговых и правоохранительных органов, и "обратный ввоз" криминального капитала - вещь опасная. Потери, вызванные привлечением таких капиталов (например, вследствие недопоступления налогов и усиления криминализации экономики), могут многократно перевесить возможные выгоды. Не случайно многие страны специально ставят препоны проникновению в их экономики офшорных капиталов.

<4> Зуева А.С. Офшорные зоны и легализация денежных средств, полученных преступным путем // Финансы и экономический анализ: Сборник статей. М.: Научно-исследовательский центр финансовой безопасности, 2013. С. 123.

Еще более серьезной ситуация выглядит применительно к объему инвестиций из России, накопленных за рубежом. Из общей величины в 158,4 млрд долл. на четыре лидирующих по объему накопленных инвестиций из России офшорные зоны за 2013 г. (Британские Виргинские острова, Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 128,4 млрд долл., или 73%. В том числе: 107,1 млрд долл. - прямых инвестиций; 7,0 - портфельных и 14,3 - прочих. С учетом Великобритании, США, Австрии и Швейцарии доля данной группы возрастает до 86%. И это объемы только по данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков, что объясняет относительно небольшие величины портфельных <5>. Прямые инвестиции - это вложения в акции предприятий, дающие право на участие в управлении. Сложившееся положение означает, что Россия не знает, кто в конечном счете (через цепочки офшорных компаний) владеет и управляет российскими предприятиями. Кроме того, российские предприятия, контролируемые из офшоров неизвестными лицами, могут сами владеть и управлять другими российскими компаниями и т.д.

<5> Статистика Центрального банка Российской Федерации. URL: http://cbr.ru/statistics/.

Таким образом, непрозрачная система прав собственности и управления российскими предприятиями ставит под сомнение способность Российского государства обеспечить реализацию законодательно установленных ограничений на иностранные инвестиции в оборонный комплекс, ТЭК, транспортную, информационно-коммуникационную, финансовую инфраструктуры и другие стратегически важные отрасли. Поставки на экспорт товаров по заниженным ценам и приобретение импортируемых товаров по заниженным ценам, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами между российскими и офшорными компаниями, принадлежащими к одним и тем же бизнес-группам, позволяют им незаконно вывозить доходы из России, минимизировать налоговые платежи в российский бюджет. Нелегальный вывоз капитала в офшоры является также способом легализации (отмывания) незаконно полученных доходов российскими коррупционерами и организованными преступными группами (ОПГ) и террористическими группировками <6>. В связи с этим особую озабоченность вызывает возможность "обратного ввоза" преступниками вывезенного капитала с целью установления контроля над российскими предприятиями.

<6> Харук А.Л. Совершенствование уголовного законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершенных с использованием офшорных зон // Российский следователь N 2. 2011.

Немаловажно также еще одно последствие офшоризации, а именно создание вокруг российской экономики "офшорной оболочки", в которой и функционируют рыночные механизмы, управляющие развитием предприятий, отраслей, регионов и народного хозяйства в целом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что деофшоризация невозможна в условиях, когда "центры прибыли, собственности и управления" российских бизнес-групп выведены в офшоры, собираемость налогов весьма низка из-за широкомасштабного использования офшорных "налоговых схем" и незаконного вывоза капитала за рубеж, а борьба с коррупцией малоэффективна, так как существуют огромные возможности "отмывания" незаконных доходов. Такая экономика состоит не из фирм, максимизирующих прибыль, а из предприятий - дистанционно управляемых "марионеток". Регулировать ее практически невозможно как с помощью административных методов, так и экономических.

Поэтому первой целью деофшоризации должно стать перемещение под юрисдикцию Российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем путем сокращения "регулятивного арбитража" ("бегство от юрисдикции" наоборот).

Второй целью может быть обеспечение выполнения законодательно установленных ограничений на деятельность нерезидентов в стратегически важных (природоэксплуатирующих, оборонных, транспортно-коммуникационных, СМИ и т.д.) отраслях экономики. Не менее важной является третья цель - это недопущение "нечестной налоговой конкуренции" со стороны офшоров и использования офшорных институтов для минимизации налогов на доходы, создаваемые в России. Четвертая цель деофшоризации - создание барьеров на пути легализации (отмывания) незаконно полученных доходов, в первую очередь - коррупционного характера.

Анализ проведенных мер показывает, что, к сожалению, результаты работы государственных ведомств по деофшоризации весьма скромны. Собираемость налогов невысока, а систематический анализ причин, способов и масштабов потерь налоговых доходов вследствие офшоризованности экономики не проводится, и даже статистические показатели собираемости налогов не публикуются.

Борьбу с офшорной минимизацией налогов чиновники сводят к подписанию малоэффективных для России соглашений об обмене налоговой информацией с офшорами. Было даже "разморожено" соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром - незадолго до краха его банковской системы. И это при том, что Кипр, по существу, создал режим "транзитного офшора" для нерезидентных капиталов, став лидером по инвестициям в Россию и из нее.

Последним нововведением в борьбе с офшоризацией экономики был разработанный Министерством финансов России очередной законопроект. Согласно документу, под контроль Минфина попадают все офшорные инвестиции россиян. Налогом облагаются все обладатели не менее 10 процентов активов иностранных компаний. При этом абсолютно все, даже те наши сограждане, которые владеют всего 1 процентом капитала компании в налоговом раю, должны сами заявить о себе в налоговые органы Российской Федерации. Законопроект предполагает и штраф за укрывательство - не менее 100 тыс. руб., а конкретно - 20 процентов от сокрытой прибыли.

Однако, несмотря на все предпринимаемые попытки по деофшоризации экономики России, до сих пор не разработаны действенные меры по снижению офшорного фактора в российском бизнесе. Добиться полной деофшоризации, как показывает опыт наиболее успешных в этом отношении офшорных стран, невозможно, так как в мире развертывается острая конкуренция не только за инвесторов, но и за налогоплательщиков.

Литература/использованные источники

  1. Агеева Е.С. Экономическая безопасность офшорного бизнеса: аспекты налоговой оптимизации / М.Р. Пинская, В.П. Бауэр // Безопасность бизнеса. N 2. 2014. С. 3 - 8.
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 гг. URL: http://kremlin.ru/acts/18332.
  3. Зуева А.С. Офшорные зоны и легализация денежных средств, полученных преступным путем // Финансы и экономический анализ: Сборник статей. М.: Научно-исследовательский центр финансовой безопасности, 2013. С. 123.
  4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://premier.gov.ru/events/news/17409.
  5. Статистика Центрального банка Российской Федерации. URL: http://cbr.ru/statistics/.
  6. Харук А.Л. Совершенствование уголовного законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершенных с использованием офшорных зон // Российский следователь. N 2. 2011.