Мудрый Юрист

Деятельность следователя ск России по обеспечению национальных интересов (на примере предварительного расследования преступлений, связанных с торговлей людьми)

Османова Надежда Валерьевна, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье на примере законодательных и правоприменительных проблем, возникающих при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми, исследуется деятельность следователя СК России по обеспечению национальных интересов.

Ключевые слова: следователь СК России, торговля людьми, национальные интересы, подследственность, оказание международной правовой помощи, легализация пребывания иностранных граждан, взаимодействие правоохранительных органов.

Activity of the investigator of the Investigatory Committee of Russia for ensuring national interests (as exemplified by preliminary investigation of crimes related to human trafficking)

N.V. Osmanova

In the article on the example of the legislative and enforcement issues that arise in the investigation of crimes related to human trafficking, investigated the activities of the investigator of the Investigative Committee of Russia to protect the national interests.

Key words: the investigator of the Investigative Committee of Russia, human trafficking, national interests, the jurisdiction, the provision of international legal assistance, legalization of stay of foreign citizens, cooperation between law enforcement authorities.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (п. 10), утвержденной Указом Президента Российской Федерации, торговля людьми, зачастую связанная с незаконной миграцией и организованной преступностью, оказывает негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации <1>.

<1> Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Торговля людьми, ставшая в настоящее время транснациональным явлением, представляет собой комплексное явление и как состав преступления, предусмотренный ст. 127.1 УК РФ, связана с трудовой эксплуатацией человека: занятием проституцией, иными формами сексуальной эксплуатации; рабским трудом (услугами); подневольным состоянием.

В связи с этим по своим юридическим характеристикам данное явление может быть квалифицировано по следующим статьям УК РФ: "Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации" (120), "Похищение человека" (126), "Использование рабского труда" (127.2), "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления" (150), "Вовлечение в занятие проституцией" (240), "Организация занятия проституцией" (241), "Незаконное изготовление и оборот порнографических материалов" (242), "Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов" (242.2), "Организация незаконной миграции" (322.1) и др.

Поскольку торговля людьми охватывает не одно преступление, а целый ряд взаимосвязанных между собой преступных деяний, то оценить ее масштабы представляется весьма затруднительным. Жертвами рассматриваемой группы преступлений становятся, как правило, те, кто в силу сложившихся обстоятельств находится в подневольном состоянии и не может оказать соответствующего сопротивления преступникам, обратиться за помощью в правоохранительные органы, не обладает сведениями о социальных гарантиях и пр. К ним на основании проведенного авторского исследования можно отнести: граждан иностранных государств (мигрантов), которые, пребывая на территории чужого для них государства, ограничены в своих правах ввиду отсутствия информации о том, куда они могут обратиться за оказанием им помощи (к данной группе относятся и граждане Российской Федерации, оказавшиеся за ее пределами); женщин, отправившихся на заработки за границу и впоследствии обманутых и подвергнутых сексуальной эксплуатации; детей, находящихся в беспомощном состоянии ввиду своего возраста, и др.

Защищенность перечисленных категорий граждан, а значит, и устойчивое развитие личности, общества и государства входят в сферу национальных интересов Российской Федерации, непосредственное участие в обеспечении которых принимает следователь СК России, реализуя возложенные на него ч. 1 ст. 38 УПК РФ задачи по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 127.1 УК РФ.

Проведенное исследование с точки зрения реализации следователем СК России назначения уголовного судопроизводства в борьбе с транснациональным явлением - торговлей людьми - позволяет утверждать, что особенности расследования рассматриваемой группы взаимосвязанных преступных деяний вызывает ряд проблем, начиная с момента получения сообщения о преступлении, его проверки, направления международных запросов и истребования ответов на них, установления контакта с жертвами торговли людьми, оказания им соответствующей помощи, установления всех участников организованной преступной группы, заканчивая рассмотрением дела в суде. И если ряд из них следователь СК России в силах разрешить самостоятельно в ходе осуществления предварительного расследования, то остальные требуют своего законодательного разрешения.

Первая проблема. Торговля людьми является комплексным уголовным преступлением с высокой степенью латентности.

Выявление таких преступлений связано с серьезными трудностями из-за специфики работы с потерпевшими, частыми отказами последних сотрудничать со следствием. Это требует наличия определенных знаний, навыков, профессиональной квалификации и основ психологии от следователей СК России, МВД России, оперативных сотрудников, прокуроров, защитников, судей.

Поэтому первое, что необходимо сделать, это наладить систему информирования, обучения и консультирования сотрудников различных подразделений правоохранительных органов, в первую очередь МВД России, поскольку именно сотрудники этого ведомства первыми в силу возложенных на них обязанностей выявляют подобные преступления.

На проблему взаимодействия было обращено внимание и на расширенном заседании коллегии СК России, посвященном итогам работы следственных органов за 2013 г. и задачам на 2014 г., в рамках которого Председателем СК России генерал-полковником юстиции А.И. Бастрыкиным было указано на необходимость закрепления четкого порядка взаимодействия ФМС России с МВД России, ФСКН России, пограничными подразделениями органов государственной безопасности: "В противном случае правоохранительные органы будут работать в режиме реагирования на уже свершившиеся факты, хотя сама жизнь требует перевода основных усилий на предупреждение и своевременное пресечение преступлений" <2>.

<2> В Следственном комитете состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы следственных органов за минувший год и задачам на 2014 год // Официальный сайт: Следственный комитет Российской Федерации. URL: http://www.sledcom.ru/actual/391567/.

Кроме того, необходимо пересмотреть существующие формы взаимодействия между указанными ведомствами, а также между Международной организацией по миграции; Международным комитетом Красного Креста, поскольку в настоящее время оно осуществляется на уровне направления или затребования информации, ее уточнения по уже установленным фактам совершения преступления.

Таким образом, предлагается использование проактивной стратегии в выявлении преступлений, связанных с торговлей людьми. Это означает, что данные органы должны самостоятельно инициировать меры по выявлению и расследованию соответствующих преступлений. Это общее для расследования многих видов преступлений положение особенно важно в случае с торговлей людьми, поскольку вероятность того, что жертва сама заявит о преступлении особенно низка.

Уголовные дела по ст. 127.1 УК РФ возбуждаются в основном:

Подобная стратегия не должна ограничиваться только выявлением преступлений одного конкретного вида, например, организации незаконной миграции, как это часто происходит на практике, или организации притонов, подпольных производств, борделей, каналов наркотрафика и др.

Данные мероприятия должны носить комплексный характер и могут включать следующие действия: 1) проверку жилых и офисных помещений в целях обнаружения борделей, подпольных производств; 2) проверку объектов, на территории которых осуществляется оказание услуг сексуального характера (уличная проституция, бордели, гостиницы, бары и клубы, сауны, массажные салоны, агентства эскорт-услуг и пр.); 3) мониторинг строек, рынков, вокзалов и других "рисковых" объектов с точки зрения распространения торговли людьми и рабского труда; 4) установление личности лиц, находящихся на этих объектах, их волеизъявления на осуществление ими преступной или иной деятельности, проверку факта их трудовой эксплуатации; 5) мониторинг рекламных объявлений в СМИ, на рекламных досках, на остановках транспорта и пр.

Трудность подобных мер состоит в том, что сотрудники полиции, помимо того, что имеют ограниченный доступ к подобным объектам, не обладают знаниями относительно наличия в действиях задерживаемых и проверяемых ими лиц признаков состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ.

Вторая проблема. Следует отметить, что расследование преступлений, предусмотренных ст. ст. 127.1, 127.2 УК РФ, в соответствии со ст. 151 УПК РФ отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел и следователей СК России. Причем подследственность следователей ОВД по столь сложному для выявления и доказывания преступлению, как торговля людьми и использование рабского труда, шире, чем у следователей СК России. И если следователь СК России расследует только вторые и третьи части указанных преступлений и не вправе возбудить и принять к своему производству уголовное дело по части первой без специального на то указания прокурора, то следователь ОВД расследует как основные, так и квалифицированные составы данных преступлений. Указанное порождает в определенной степени некую разобщенность и не позволяет выработать единую систему средств и методов борьбы с торговлей людьми.

Альтернативная подследственность в отношении ст. ст. 127.1, 127.2 УК РФ должна быть пересмотрена и изменена, по нашему мнению, в сторону расширения подследственности следователей СК России с изъятием такого права у следователей органов внутренних дел, что тем более актуально ввиду создания единой службы расследования - единого Следственного комитета Российской Федерации.

Другая проблема (третья) предварительного расследования обусловлена тем, что торговля людьми зачастую связана с процессами миграции и они могут быть как законными, так и незаконными.

Так, если преступление совершено иностранным гражданином, то тут у следователя СК России не возникает вопросов: лицо в порядке ст. 91 УПК РФ задерживается, и мы ходатайствуем перед судом о заключении его под стражу.

Если же жертвой или свидетелем преступления является гражданин другого государства, то следователь не имеет каких-либо мер воздействия на легализацию его нахождения на территории Российской Федерации. Вместе с тем миграционным законодательством <3> установлены вполне конкретные сроки пребывания иностранных граждан на территории РФ, и следователь СК России не обладает правом какой-либо инициативы о продлении срока их нахождения на территории Российской Федерации сверх предусмотренного.

<3> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032 (ст. ст. 5 - 6) и др.

Здесь следует учитывать и административное законодательство. Так, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1 ч. 2 КоАП РФ), нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ), что тесно взаимосвязано с торговлей людьми, влечет наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

По сути, следователь СК России, расследуя дела рассматриваемой категории, помимо возложенных на него обязанностей, должен принять определенные обеспечительные меры, направленные на легализацию пребывания жертв и свидетелей торговли людьми и возможности их оставления на территории РФ в случае нарушения административного законодательства.

Разрешение вопросов: насколько подобная деятельность является законной? И насколько это должно относиться к компетенции следователя? - является отдельной темой для размышления.

Вместе с тем, на наш взгляд, представляется целесообразным рассмотреть возможность законодательной регламентации предоставления следователю права выходить с подобной инициативой-ходатайством перед судом, который принимает решение об оставлении иностранного гражданина на территории РФ или о его выдворении. Данное право должно быть закреплено в нормах УПК РФ, в его ст. 38.

Среди неразрешенных законодателем вопросов и проблем, с которыми в своей деятельности сталкивается следователь СК России при расследовании торговли людьми, помимо указанных выше, является и нежелание иностранного гражданина (свидетеля, потерпевшего) оставаться на территории чужого для него государства, и в данном случае никто не вправе ограничивать его право на свободу передвижения.

К одной из проблем (четвертая) также следует отнести и осуществление следователем СК России международного сотрудничества.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" СК России осуществляет в пределах установленной компетенции международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, международными организациями, в т.ч. по вопросам заключения межведомственных соглашений, разработки международных договоров Российской Федерации.

В целях развития и укрепления международных связей при осуществлении уголовного преследования, обеспечения правопорядка и защиты прав и свобод человека и гражданина заключен ряд международных правовых актов, в т.ч. с республиками Абхазия, Южная Осетия, Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Куба, Федеративной Республикой Германии, Финляндской, Французской Республиками, Китайской Народной Республики, США, Израилем, Королевством Норвегии <4>.

<4> Международная деятельность СК России // Официальный сайт: Следственный комитет Российской Федерации. URL: http://sledcom.ru/activities/interact/.

Изучение реализации международного сотрудничества (на примере ГСУ СК России по г. Москве) показало следующее: 1) в 2013 г. в компетентные органы иностранных государств направлено 23 запроса (в 2012 г. - 32; в 2011 г. - 22) о правовой помощи по уголовным делам и материалам проверок по сообщениям о преступлениях, совершенных мигрантами; 2) в 2013 г. получено 10 (2012 г. - 3; 2011 г. - 5) ответов на направленные запросы о правовой помощи, из которых: в срок от 3 до 6 месяцев - 7 (2012 г. - 1, 2011 г. - 3); от 6 до 12 месяцев - 3 (2012 г. - 1, 2011 г. - 1). Объем исполненных запросов о правовой помощи в анализируемые периоды невелик и составил в 2013 г. - 43%; 2012 г. - 9%; 2011 г. - 23%.

Вместе с тем качество оказанной помощи оценить объективно не представляется возможным ввиду отсутствия единых международно-правовых требований к исполнению запросов о правовой помощи.

Так, например, компетентными органами Республики Украины широко применяется практика организационно-правового установления требуемых фактов (в форме рапортов) в ущерб их процессуальной фиксации.

Пятая проблема - установление контакта с жертвой преступления. Преступления рассматриваемой группы оказывают непосредственное влияние на психику человека. К торговле людьми относится и торговля детьми, которые после совершения сделки купли-продажи в период нахождения у рабовладельца не представляют, как можно жить другим образом, помимо того, который ему известен, и, несмотря на все минусы (избиение, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, изнасилование и пр.), несовершеннолетний не считает себя жертвой, не желает признавать себя таковым и давать показания против тех, кто его кормил и в определенной степени заменил родителей.

Жертвы таких преступлений, как правило, остро нуждаются во временном безопасном приюте, где, наряду с психологической и юридической поддержкой, им могли бы быть предоставлены кров и питание.

Непременным условием возвращения пострадавших к нормальной жизни и возможности установления контакта с жертвами торговли людьми является оказание им комплексной помощи, направленной на восстановление их физического, духовно-нравственного и психологического здоровья.

В связи с изложенным представляется целесообразным обратиться к практике, имеющей место быть в г. Санкт-Петербурге. Так, 30 апреля 2013 г. в соответствии с Программой сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми был открыт на базе Санкт-Петербургского Центра международного сотрудничества Красного Креста приют для жертв преступлений, связанных с использованием рабского труда и сексуальной эксплуатацией. При расследовании уголовных дел следователю СК России в целях реабилитации потерпевших следует направлять их в подобные центры, где им будет оказана соответствующая помощь, после чего разъяснять необходимость сотрудничества и дачи показаний.

Другая ситуация, когда жертва торговли людьми подсознательно не желает или не может воспроизвести те действия, которые были совершены в отношении нее, либо те действия, которые совершала она.

В данном случае следователю следует привлекать в обязательном порядке к участию в досудебном производстве соответствующих специалистов-психологов и проводить допрос по методу когнитивного интервью, в основе которого лежат выявленные психологами закономерности функционирования человеческой памяти и прежде всего принцип кодирования информации и способности ее последующего восстановления и воспроизведения.

Данный метод позволяет вспомнить даже те особенности предметов, на которые не было обращено особого внимания (номер а/м, характерные черты преступника, маршрут следования транспорта во время перевозки жертвы торговли людьми и др.).

К тому же, как показывает общая практика, к моменту судебного разбирательства участники судопроизводства настолько оказываются уставшими от бюрократических процессов, связанных с их участием в уголовном процессе, что обеспечить их явку и повторное воспроизведение произошедших событий представляется весьма затруднительным.

На основании изложенного полагаем возможным утверждать, что в настоящее время имеющихся знаний, средств и методов успешного выявления и расследования такого транснационального преступления, как торговля людьми, недостаточно. В связи с этим Академией СК России ведется активная работа по разработке специального курса лекций, в рамках которого отдельное внимание уделяется расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми, разъяснению природы и специфики данного вида преступления, осуществлению международно-правового сотрудничества, взаимодействию следователя СК России с подразделениями ФМС России, МВД России, Интерпола. Академией также принимается активное участие в проводимых конференциях и семинарах (28 мая 2014 г., семинар "Торговля людьми: особенности расследования уголовных дел и проведения допроса потерпевших и свидетелей", на базе Санкт-Петербургского центра международного сотрудничества Красного Креста, по приглашению Бюро Международной организации по миграции), что закономерно находит свое отражение в усилении взаимодействия между ведомствами и правозащитными организациями и влияет на совместную выработку средств и методов борьбы с торговлей людьми, а значит и на обеспечение национальных интересов Российской Федерации.