Мудрый Юрист

Пути решения нерешенных проблем при расследовании налоговых преступлений

Новиков Александр Михайлович, заведующий кафедрой уголовного процесса Академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции.

Ильюхов Алексей Александрович, доцент кафедры уголовного процесса Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Статья посвящена проблемам, возникающим при выявлении и расследовании налоговых преступлений. Признавая необходимость взаимообусловленных изменений в налоговом, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, на основе анализа действующих норм предлагаются конкретные пути их практического применения в налоговых расследованиях.

Ключевые слова: налоговые преступления, решение налогового органа, поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Ways of solution of unsolved problems in investigation of tax crimes

A.M. Novikov, A.A. Ilyukhov

The article is devoted to problems arising in the detection and investigation of tax crimes. Recognizing the need interdependent changes in tax, criminal and procedural criminal legislation, on the basis of analysis of existing standards of proposing concrete ways of their practical application in tax investigations.

Key words: tax offence, the tax authority, reasons and grounds for initiation of criminal case.

Актуальность проблем рассмотрения сообщений и заявлений по налоговым преступлениям, несмотря на множественные публикации по данной тематике, в т.ч. и авторов данной научной статьи, продолжает сохраняться <1>, в связи с этим необходимо повторно исследовать проблемы правоприменительной практике в данной сфере.

<1> Маслов И., Новиков А. Нерешенные проблемы стадии возбуждения уголовного дела при рассмотрении сообщений о налоговых преступлениях // Уголовный процесс. 2011. N 5. С. 15.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 г. уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, переданы (отнесены) к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации <2>.

<2> Российская газета. 2009. 31 декабря. N 255. С. 5.

С этого же момента расследование налоговых преступлений отнесено (определено) к одному из приоритетных направлений в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, что заведомо обусловлено особой актуальностью противодействия преступности в сфере налогообложения. "Эффективное расследование налоговых преступлений не только обеспечивает достижение назначения уголовного судопроизводства, но и создает надлежащие условия для позитивной реализации широкого спектра правоотношений, возникающих в налоговой сфере" <3>.

<3> Гриненко А.В. Особенности расследования преступлений, совершенных в сфере налогообложения // Налоги. 2012. N 2. С. 24.

В настоящее время выполнение социальных программ в государстве финансируется за счет платежей, поступающих от налогоплательщиков в казну государства, и уклонение от уплаты налогов следует расценивать как угрозу его экономической безопасности. Тот факт, что ущерб от совершения налоговых преступлений составляет в нашей стране до половины ущерба от преступлений экономической направленности <4>, лишний раз подтверждает необходимость противодействовать их совершению.

<4> Так, на заседании Правительства РФ в июле 2013 г. Министр финансов отметил, что недопоступление доходов бюджета в 2013 г. в результате неуплаты налоговых и таможенных платежей может составить до 1 триллиона рублей. См.: Российская газета. 2013. 19 июля. N 141.

Следует отметить, что Следственным комитетом Российской Федерации организация деятельности по рассмотрению сообщений о налоговых преступлениях, взаимодействие с налоговыми органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, равно как и расследование, является одним из приоритетных направлений деятельности.

Характерной чертой налоговых преступлений в России, в частности, является их высокая латентность. На результаты их выявления влияние оказывают такие субъективные факторы, как уровень профессионального мастерства следователей и оперативных сотрудников, занимающихся выявлением и расследованием налоговых преступлений. Принимая во внимание бланкетно-отсылочный характер постоянно изменяющихся законодательных и нормативных актов, уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, от следователя требуется высокий уровень профессиональной подготовки, а также умение качественно применять полученные знания на практике.

В то же время на эффективность раскрытия и расследования указанной категории преступлений оказывает влияние качество самого российского налогового, административного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства и их взаимосоответствие, в т.ч. и при их изменениях. Законодательство о налогах и сборах и ответственность за его нарушения настолько взаимосвязаны между собой, что даже незначительные изменения в одной из норм требует внесения изменений в другие. Отказ принимать во внимание указанные обстоятельства приводит к сложностям по выявлению и расследованию налоговых преступлений, отрицательно влияет на законность и обоснованность принимаемых итоговых процессуальных решений.

На этом фоне постоянные изменения, вносимые в действующее законодательство, затрудняют его понимание и применение, порождают различного рода пробелы и коллизии. Обратимся к цифрам.

В 2011 г. возбуждено 3367 уголовных дел о налоговых преступлениях, в 2012 г. это количество составило 1291 уголовное дело, в 2013 г. - 1655 уголовных дел <5>.

<5> Решение коллегии Следственного комитета Российской Федерации от 31.05.2012 N 4 "О практике расследования о налоговых преступлениях. Организация взаимодействия с налоговыми органами и подразделениями МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при проведении проверки сообщений о преступлении, при возбуждении и расследовании уголовных дел данной категории".

Если сопоставить эти показатели с количеством уголовных дел, возбужденных, например, в 2009 г. - 14642 <6>, разница огромная, однако не следует забывать, что передача подследственности произошла на фоне кардинальных изменений в сфере налогового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Огромную роль в этом сыграли Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7>, а также последующие внесенные в него изменения, которые отнюдь не способствовали увеличению количества и повышению качества их расследования.

<6> Материалы к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации "Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 год и задачах на 2014 год".
<7> Российская газета. 2009. 31 декабря. N 255.

Следует выделить наиболее существенные законодательные факторы, способствовавшие такому значительному снижению результатов налоговых расследований.

Во-первых, значительное увеличение сумм неуплаченных налогов (сборов), относимых к крупному и особо крупному размеру: по физическим лицам увеличение в шесть раз, по юридическим, а также по налоговым агентам - в четыре раза. Шестикратно увеличен и размер суммы денежных средств (стоимости имущества), сокрытие которых от возможного взыскания для погашения образовавшейся налоговой задолженности (тоже увеличенной в шесть раз) влекло уголовную ответственность.

Во-вторых, обозначенный законодателем курс на либерализацию в виде возможного освобождения от уголовной ответственности в случае полного возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации (примечания к ст. ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ, введение в УПК РФ ст. 28.1, а впоследствии и в УК РФ ст. 76.1). С этими обстоятельствами прямо связаны положения п. 3 ст. 32 НК РФ, исключающие возможность направления материала в следственные органы для возбуждения уголовного дела в случае полной уплаты налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) недоимки, пени и штрафа (даже при условии, когда размер недоимки позволяет предполагать нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступления). Такая своеобразная декриминализация через налоговое законодательство. Для сравнения: в 2010 г., в первый год после указанных изменений в законодательстве, количество уголовных дел о налоговых преступлениях составило 6802. Разница с 2009 г. ощутимая.

В-третьих, законодательно закрепленное в ч. 3 ст. 108 НК РФ единственное основание для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, - установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

В-четвертых, закрепленный законодательно специальный повод для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (сравним приведенные выше данные за 2011 г. последующие).

Все остальные обстоятельства в значительной степени производны от вышеуказанных (преюдициальность судебных решений по жалобам на действия и решения налоговых органов, специфичность форм и методов налогового контроля, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и другие), и каждое в отдельности требует отдельного исследования.

На сегодняшний день есть все отмеченные выше законодательные изменения, и дополнения существенным образом повлияли на эффективность противодействия совершаемым преступлениям в сфере налогообложения, в т.ч. на практику их выявления и расследования. Отнюдь не передача налоговых расследований в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, а также слабый профессиональный уровень следователей, как это пытаются представить некоторые исследователи, способствовали снижению результатов работы по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, а либерализация налогового законодательства, гуманизация уголовной политики в области налогообложения породили указанные сложности.

В то же время, несмотря на то что в силу различных объективных и субъективных обстоятельств не удалось реализовать замысел о переводе в следственные органы Следственного комитета сотрудников следственных органов МВД, специализировавшихся на расследовании налоговых преступлений, разработка методик расследования указанной категории преступлений, с учетом указанных выше обстоятельств, ведется, и заказчиком выступает Следственный комитет Российской Федерации, а исполнителем - федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Академия Следственного комитета". В частности, ею разработана и реализуется программа дополнительного профессионального образования "Расследование налоговых преступлений", в рамках которой не только следователи, но и руководители следственных органов, сотрудники подразделений процессуального контроля на основе анализов и обобщений судебной и следственной практики, а также методических рекомендаций рассматривают наиболее проблемные вопросы в организации расследования налоговых расследований, конечной целью которых является возмещение причиненного государству ущерба.

Литература

  1. Гриненко А.В. Особенности расследования преступлений, совершенных в сфере налогообложения // Налоги. 2012. N 2. С. 24.
  2. Маслов И. Новиков А. Нерешенные проблемы стадии возбуждения уголовного дела при рассмотрении сообщений о налоговых преступлениях // Уголовный процесс. 2011. N 5. С. 15.