Мудрый Юрист

Понятие неочевидных преступлений, их учет, систематизация и совершенствование расследования уголовных дел

Мазурский Владимир Александрович, полковник юстиции в отставке, старший советник юстиции, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, заслуженный юрист Российской Федерации.

В статье раскрывается понятие неочевидных преступлений. Автор анализирует проблематику расследования таких дел.

Ключевые слова: неочевидное преступление, расследование, уголовное дело.

Concept of unobvious crimes, record thereof, systematization and improvement of investigation of criminal cases

V.A. Mazurskij

The article reveals the concept of unobvious crimes. The author analyses problems of investigation of such cases.

Key words: unobvious crime, investigation, criminal case.

Посвящается профессору Анатолию Валентиновичу Наумову,

Сергею Петровичу Ефимичеву, Анатолию Дмитриевичу Гарбузе,

Николаю Петровичу Яблокову, Веренее Сергеевне Бурдановой,

Борису Яковлевичу Гаврилову, Владимиру Ильичу Краснобаеву

усовершенствования следственных работников МВД

и Генеральной прокуратуры СССР в г. Ленинграде в знак

признательности и благодарности от состоявшегося следователя

Расследование всех неочевидных преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких преступлений, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, не установлено или когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам, изложенным в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, нуждается в существенных преобразованиях.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в судебном производстве предусматривает также приостановление производства по уголовному делу практически по тем же основаниям, как на стадии предварительного следствия, только при судебном разбирательстве на предварительном слушании, в отношении конкретного обвиняемого, которому обвинение ранее предъявлялось (ст. 238 УПК РФ).

Также и при общих условиях судебного разбирательства, когда речь идет об отложении и приостановлении судебного разбирательства в случае невозможности судебного разбирательства вследствие неявки кого-либо или в связи с необходимостью истребования новых доказательств (ст. 253 УПК РФ).

Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ определяется УПК РФ, основанном на Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу.

Конституция РФ является нормативно-правовым актом прямого действия и применяется на всей территории Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить (ч. 1 ст. 1 УПК РФ и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Приостановление в уголовном процессе трактуется по-разному: так, в учебнике "Уголовный процесс" под редакцией Б.Б. Булатова, А.М. Баранова <1> "приостановление предварительного расследования - временный перерыв в производстве по уголовному делу, направленный на устранения обстоятельств, препятствующих завершению расследования".

<1> Уголовный процесс: Учебник / Под редакцией Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. С. 337 - 338.

Имеются и другие определения В.М. Быкова и В.Д. Ломовского, А.А. Чувелева и Р.Х. Якупова <2>. По данному учебнику это "приостановление расследования с временным прекращением следственных действий, фактически без прекращения своей деятельности по уголовному делу, позволяет следователю и органу дознания избежать процедуры формального продления срока расследования".

<2> Там же. С. 337 - 338.

Юридическая составляющая института приостановления тождественна ГПК РФ (ст. 111).

Основные понятия, используемые в УПК РФ, предусмотрены ст. 5 УПК РФ. Определения о приостановлении предварительного следствия либо исчерпывающий перечень его составляющих, не приводятся. Названия неочевидных или нераскрытых преступлений в связи с приостановлением не упоминаются.

Вместе с тем в п. 9 ч. 1 названной нормы УПК РФ дано определение досудебного производства: уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу; при этом законодатель неслучайно ранее ввел нумерацию п. 38 о розыскных мерах: меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, а затем п. 43 - сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления; далее п. 55 - уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая сторонами обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления; а п. 56 - уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу и п. 58 - участники уголовного судопроизводства - лица, принимающие участие в уголовном процессе.

В связи с этим понятна дальнейшая последовательность в УПК РФ, где в главе 2 "Принципы уголовного судопроизводства", в ч. 2 ст. 6, в качестве основополагающего начала является "уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания, в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных".

Определения неочевидного и нераскрытого преступлений, связанных с приостановлением процесса предварительного следствия либо дознания, в зависимости от объема расследуемого уголовного дела, количества и качества собранных доказательств, степени общественной опасности содеянного, отсутствуют в УПК и УК РФ.

Вместе с тем основание уголовной ответственности предусмотрено УК РФ, это есть совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом (ст. 8 УК РФ).

Далее ст. 14 УК РФ определяет понятие преступления, как "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом, под угрозой наказания".

Затем в ст. 15 УК РФ разъясняются категории преступлений - по степени общественной опасности, но в названной норме о неочевидном или нераскрытом преступлении определения не даются.

Вместе с тем, закономерно в ч. ч. 1, 2 ст. 21 УПК РФ обязанность уголовного преследования от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель.

В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Один из "прародителей" становления уголовного законодательства в начале XIX в. в царской России Н.С. Таганцев <3> очень точно охарактеризовал деление преступлений по условиям их уголовного расследования: "...многие из них, хотя и имеют весьма существенное практическое значение, но не входят в курс материального права, а должны найти свое место в уголовном процессе".

<3> Таганцев Н.С. В русском уголовном праве: Лекции. Часть общая. Т. I. С. 60.

Также нужно сказать и о другом делении, хотя и ближе соприкасающемся с материальным правом, а именно "о делении преступных деяний по условиям уголовного преследования и о находящимся в соотношении с этим делением различии преступных деяний, по условиям прекращения начатого производства" <4>.

<4> Случевский В. Преступные деяния, преследуемые по частным жалобам. 1885.

Кроме того, в книге "Курс уголовного судопроизводства" под редакцией профессора И.Я. Фойницкого <5> дается аналогичное определение: "Приостановление обвинения. Производство уголовного дела, раз судом начатое, должно быть доведено до конца. Существуют причины, до устранения которых рассмотрение уголовного дела в суде иногда невозможно, тогда производство временно приостанавливается на все время отсутствия обвиняемого. Но те наличности обвиняемого, в особенности направленные к собиранию доказательств и сохранению следов преступления, могущих изгладится, могут и должны у совершившем быть принимаемы, хотя бы обвиняемый или подозреваемый находился в безвестном отсутствии".

<5> Курс уголовного судопроизводства / Под ред. профессора И.Я. Фойницкого. 3-е изд. СПб., 1910. СПб.: Альфа, 1996. Т. 2. С. 47 - 48.

Таким образом, с помощью истории анализа уголовно-правовых и уголовно-процессуальных институтов, а также мнений правоведов в области криминалистики можно прийти к выводу, что понятия неочевидное преступление и нераскрытое равнозначны <6>.

<6> Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. М.: Юридическая литература, 1988. С. 230 - 231.

Они производны от понятия преступления и наличия всех признаков состава совершенного преступления конкретным виновным, вне зависимости от того, установлен он или нет. Отсюда их определение относится к досудебному и судебному производству, возникают они с момента совершения преступления и привлечения к уголовной ответственности, т.е. с обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ), с процесса расследования при соответствующих поводах и основаниях (ст. 140 УПК РФ).

Окончание по такой категории преступлений наступает после вступления приговора в законную силу и по отбытию виновным наказания.

В научной литературе и на практике много споров по поводу понятия раскрытия преступления и с какого момента преступление считается раскрытым, при этом отмечают понятие полного раскрытия преступления, куда включают и привлечение к уголовной ответственности соучастников. Другие ученые говорят, что "определение "полное раскрытие" скорее характеризует стадию расследования, чем его раскрытие. Ибо оно уже раскрыто (преступник найден)" <7>.

<7> Там же. С. 230 - 231.

Профессор А.К. Гаврилов считает раскрытие преступления с момента предъявления обвинения обвиняемому. Л.М. Карнеева и Г.М. Миньковский считали раскрытым преступление, когда доказаны виновность субъекта преступления в содеянном <8>.

<8> Гаврилов А.К. Раскрытие преступления с момента предъявления обвинения. Волгоград, 1976.

Подтверждается объективная истина ст. ст. 49, 50 Конституции РФ, которая гласит: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". "Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания".

Изложенное также находит отражение в ст. 43 УК РФ о понятиях и целях наказания, где наказание есть мера государственного принуждения, назначаемого по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица с целью справедливости и предупреждения совершения новых преступлений.

Там же указано, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания, т.е. отбывая наказание и осознав свою вину, может осуществить явку с повинной, деятельное раскаяние и т.п.

На основании изложенного хотелось внести коррективы: все нераскрытые преступления неочевидны, но не все неочевидные преступления остаются нераскрытыми.

Неочевидное преступление - это деятельность в расследовании по исследованию наличия или отсутствия события преступления, когда все признаки состава преступления не установлены или имеют предположительный характер вне зависимости, есть ли подозреваемый или обвиняемый и выявлены ли при этом другие соучастники.

Масштабность и актуальность проблем расследования таких преступлений носит явно не эпизодический характер. Для примера в цифрах: в СССР в 1968 г. числилось 268000 нераскрытых преступлений, на начало XXI в. в РФ тяжких и особо тяжких нераскрытых преступлений стало свыше 3000000 <9>.

<9> Лавров В.П. Проблема расследования нераскрытых преступлений прошлых лет и некоторые пути ее решения. Предварительное следствие. М., 2009.

Кроме того, за 2005 г. укрыто подобных преступлений около 100000, отменено 1,5 млн. постановлений о незаконном отказе в возбуждении уголовных дел, 38000 постановлений о незаконном прекращении уголовных дел, без вести пропавших и неразысканных составило 70000 человек, неопознанных трупов столько же.

По данным Генпрокуратуры РФ, в 2009 г. следователями МВД приостановлено 976000 уголовных дел по нераскрытым преступлениям, сотрудниками дознания - 27000, следователями ФСКН - 27000, следователями СК РФ - свыше 20000.

Согласно сообщению Генерального прокурора Ю.Я. Чайки <10> за 2013 г. число приостановленных (нераскрытых) уголовных дел за неустановлением виновного лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, составило 950325 (вне зависимости от ведомства), при этом процент раскрываемости указан чуть больше 50% от числа расследованных уголовных дел в 2013 г.

<10> Российская газета. 2014. 1 апреля. N 73 (6345).

Представляется заслуживающей внимания точка зрения А.Г. Гельманова <11> о том, что мы соотносим понятие неочевидного с понятием нераскрытого преступления и связываем его с переходом от незнания к знанию о том, кто является субъектом преступления. Безусловно, указанный критерий в силу своей неоднозначности не может лечь в основу учета неочевидных деяний. В качестве же одной из предварительных, промежуточных оценок состояния расследования по делу может выступать момент получения им данных, достаточных для предъявления обвинения установленному лицу, и степень доказанности его вины. Аргументом в пользу выдвинутого положения служит и то, что такой подход будет способствовать активизации деятельности по раскрытию преступлений прошлых лет.

<11> Гельманов А.Г. К вопросу о криминалистическом понятии неочевидного преступления // Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1989. С. 89 - 90.

Отсюда раскрытие преступления - это деятельность по расследованию преступлений с принятием мер по установлению виновной причастности конкретного лица к совершенному им противоправному деянию, а затем на основании вступившего в законную силу приговора суда и назначенному наказанию, связанного с его отбытием либо его реабилитацией, дающая возможность раскаяться и осознать содеянное (дополнительно сообщить о совершенных преступлениях).

Необходимость определения неочевидного преступления (нераскрытого) и важность понятия раскрытого преступления - это прежде всего стремление и желание обеспечить процесс доказывания вины физического лица в совершении названного вида преступления не путем достижения определенных показателей, так называемых процентов раскрытия преступлений в деятельности предварительного следствия и дознания, а в организации взаимосвязей при расследовании такой категории уголовных дел и установление закономерностей по результатам работы следователей, дознавателей, оперативных сотрудников и специалистов МВД, ФСБ, СВР, МЧС, Минфина, ФСКН, ФСИН, ФССП, ФТС России и военной полиции, в борьбе с преступностью.

Как статистическая категория такого вида преступлений не может приниматься во внимание без учета всех обстоятельств происшедшего, т.к. нераскрытое преступление относится к уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений, и как оценка в виде фактических сведений раскрываемости преступлений различной степени тяжести содеянного из-за многогранности обстоятельств, подлежащих доказыванию, всестороннего обобщения не имеет, т.к. каждый преступник и преступление, как понятия частное и особенное.

Тем более при таком обилии скрытых и незарегистрированных преступлений, учеты и расчеты по которым проведены от числа зарегистрированных преступлений или от числа уголовных дел, находившихся в производстве либо от числа возбужденных за отчетный период и находившихся в производстве с учетом или без учета переходящего остатка уголовных дел.

Так, В.В. Гриб предложил согласиться с Б.Я. Гавриловым <12>, что сегодня в России необходимо формировать четкую единообразную систему уголовно-правовой статистики, которая была бы способна, с одной стороны, повысить уровень государственного контроля над преступностью, а с другой - обеспечивала бы гарантированный Конституцией РФ доступ граждан к правосудию, первоначальной стадией которого как раз является регистрация и учет заявлений и сообщений о противоправных деяниях <13>.

<12> Гаврилов Б.Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры обеспечения достоверности уголовной статистики. М., 2007.
<13> Гриб В.В. Недостатки в работе правоохранительных органов, как фактор самосудов в России // Российский следователь. 2013. N 13. С. 42 - 43.

В этом плане еще в 1992 г. В.А. Мазурский предлагал изменить правовой режим оставшихся нераскрытыми в установленный законом срок преступлений, с учетом принятия новой уголовно-правовой и уголовно-процессуальной дифференциации преступлений на малозначительные, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие, уголовно-процессуальный институт приостановления по срокам расследования в отношении части нераскрытых преступлений следовало упразднить <14>.

<14> Мазурский В.А. Некоторые новые аспекты расследования тяжких нераскрытых преступлений против личности // Правовые, криминологические и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Сборник статей адъюнктов и соискателей. N 3. М.: Высшая юридическая заочная школа, 1990. С. 96 - 98.

Также предлагалось исключить из основных показателей статистики деятельности ОВД процентные данные о раскрываемости преступлений в связи с изменением их на сведения по выявленным правонарушениям (зарегистрированным). Определение состояния преступности по индексированным преступлениям наиболее массовым, тяжким и особо тяжким для системы всех правоохранительных ведомств и судебно-исполнительных органов <15>.

<15> Шур Эдвин М. Наше преступное сообщество. М.: Прогресс, 1977. С. 48.

Описана и разработка методических рекомендаций, ситуационных алгоритмов по расследованию нераскрытых тяжких преступлений против личности и доведение их до следователей, оперативных уполномоченных, экспертов и других заинтересованных в установлении виновных лиц, то же по обеспечению безопасности участников расследования, в т.ч. и в суде, создание межотраслевой службы розыска при ГИЦ МВД РФ <16>.

<16> Мазурский В.А. Некоторые возможности использования ЭВМ при расследовании нераскрытых тяжких преступлений против личности // Совершенствование деятельности органов внутренних дел в условиях решительного усиления борьбы с преступностью. М., 1992.

На основании изложенного к этому хотелось добавить о имеющейся возможности и в связи с этим о необходимости на примере Следственного комитета РФ создать единую систему расследования неочевидных (нераскрытых) преступлений с учетом существующей подследственности производства дознания и предварительного следствия сроком от одного месяца до двух в соответствующих ведомствах с последующей передачей такой категории уголовных дел без приостановления в следственные органы СК РФ в случае неустановления подозреваемых, обвиняемых по обязательному указанию прокурора с последующим согласием суда (с правом возможного обжалования неправомерных действий начальников, прокурора и суда).

Кроме того, по месту совершения преступления и производству расследования (возбуждению) уголовного дела создается дубликат уголовного дела с правом производства дальнейшего расследования.

Необходимы законодательная и межведомственная разработки единой "замкнутой" системы значимых социально-правовых учетов (статистических, криминологических, криминалистических, розыскных, оперативных, экспертных, специальных и профессиональных) по исполнению обязанностей в правоохранительной и правоприменительной деятельности ОВД, прокуратуры, судов, органов юстиции, ФСБ, СВР, Минфина, МЧС, их обеспечительных и заинтересованных, организаций, учреждений, а также имеющим к ним доступ - всех позволяющих фиксировать, контролировать, прогнозировать, предотвращать и предупреждать противоправные действия, преступления, лиц их совершавших и совершающих, включая сведения о юридически значимых фактах и возможном наступлении негативных последствий.

К ним могут относиться: рождение с конкретизацией места учреждения и приобретенными болезнями, инвалидности по рождению, дошкольное обучение, школьное, дополнительное образование, спортивная специализация, бракосочетание, призыв в армию, осуждение, отбывание наказания и сведения о местах отбытия наказания, с последующей регистрацией, выезд заграницу, смена фамилии, имени и отчества, получение паспортов, развод, алименты, доставление в ОВД, допросы в качестве свидетелей и подозреваемых по уголовным делам и административным, исполнительным производствам, административные задержания и штрафы за совершения правонарушений, судебные и досудебные споры, единые реестры особо крупных финансовых сделок и сделок с недвижимостью, крупное наследование, тяжкое заболевание, инвалидность, одинокое проживание, достижение пенсионного возраста, признание по суду умершим, сведения о без вести пропавших, неопознанных трупах, находящихся в розыске, свидетельство о смерти и месте захоронения, данные об утраченных и выданных документах, удостоверяющих личность, получение льгот, прав на вождение автотранспортом, речным, морским, авиационным, свидетельств на их владение, распоряжение, передачу во временное пользование, аренду, хранение, их местонахождение, лицензии на оружие с местами их хранения и пользования, занятие определенной деятельностью и т.п.; данные образцов мест хранения и производства ценных полезных ископаемых, сырья, запрещенных к гражданскому обороту растений веществ и материалов, оборудования, агрегатов, механизмов, запасных комплектующих, дорогостоящих и редких медицинских препаратов и т.д.

Изложенные предложения, а также использование различных банков данных - АИПС (автоматизированных информационно-поисковых систем) АПК "Сова", "Картотека", "Опознание", "Оружие", "Автопоиск", "Транспорт", "Досье", АИСС (автоматизированных информационно-справочных систем) "Сводка", "Наркобизнес", АДИС "Папилон", "Дежурная часть", на базе ЕИБД АИС "Безопасный город", "Профилактика преступности" и входящих в них подсистем, например "Антиквариат", - позволят существенно усовершенствовать и создать аналитические подразделения в криминалистических службах СК РФ, представители которых входили бы в составы следственно-оперативных групп по расследованию неочевидных (нераскрытых) преступлений.

Также на базе ГИАЦ МВД РФ создана межведомственная автоматизированная система ведения Регистра Федерального интегрированного информационного фонда предусматривающая информационное взаимодействие министерств и ведомств правоохранительных и судебных органов <17>, что существенно поможет в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников.

Противодействие преступности должно основываться на нормативно-правовой базе и системе единых мер общепринятых показателей в правоохранительной и правоприменительной деятельности, статистики и учетов, отражающих регистрацию всех преступлений (заявлений и сообщений) с обязательной отдельной регламентацией по неочевидным (нераскрытым) преступлениям - составляющей латентной преступности. Таким же важным инструментом в расследовании уголовных дел будут конкретные определения постоянных первичных сведений и показателей, обеспечивающих достоверность уголовной статистики, планирование и задействование сил и средств, дающих реальную возможность контролировать объективное состояние борьбы с преступностью, ее масштабы, нагрузки по уголовным делам на одного следователя, сроки следствия, направленность следственной деятельности по отдельным видам преступлений, объемы, наличие ущерба и социальных последствий, прогнозы и возможности перераспределения квалифицированных следственных сотрудников для оказания практической помощи и дополнительного профессионального обучения.

<17> Информационные технологии в юридической деятельности: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. П.У. Кузнецова. Серия "Бакалавр". М.: Юрайт, 2012. 407 с.

Литература

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. М.: Юридическая литература, 1988. С. 230 - 231.
  2. Гаврилов Б.Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры обеспечения достоверности уголовной статистики. М., 2007.
  3. Гаврилов А.К. Раскрытие преступления с момента предъявления обвинения. Волгоград, 1976.
  4. Гельманов А.Г. К вопросу о криминалистическом понятии неочевидного преступления // Межвузовский сборник научных трудов / Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1989. С. 89 - 90.
  5. Гриб В.В. Недостатки в работе правоохранительных органов, как фактор самосудов в России // Российский следователь. 2013. N 13. С. 42 - 43.
  6. Информационные технологии в юридической деятельности: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. П.У. Кузнецова. Серия "Бакалавр". М.: Юрайт, 2012. 407 с.
  7. Курс уголовного судопроизводства / Под ред. профессора И.Я. Фойницкого. 3-е изд. СПб., 1910. СПб.: Альфа, 1996. Т. 2. С. 47 - 48.
  8. Лавров В.П. Проблема расследования нераскрытых преступлений прошлых лет и некоторые пути ее решения. Предварительное следствие. М., 2009.
  9. Мазурский В.А. Некоторые новые аспекты расследования тяжких нераскрытых преступлений против личности // Правовые, криминологические и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Сборник статей адъюнктов и соискателей. N 3. М.: Высшая юридическая заочная школа, 1990. С. 96 - 98.
  10. Мазурский В.А. Некоторые возможности использования ЭВМ при расследовании нераскрытых тяжких преступлений против личности // Совершенствование деятельности органов внутренних дел в условиях решительного усиления борьбы с преступностью. М., 1992.
  11. Случевский В. Преступные деяния, преследуемые по частным жалобам. 1885.
  12. Таганцев Н.С. В русском уголовном праве: Лекции. Часть общая. Т. I. С. 60.
  13. Уголовный процесс: Учебник / Под редакцией Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. С. 337 - 338.
  14. Шур Эдвин М. Наше преступное сообщество. М.: Прогресс, 1977. С. 48.