Мудрый Юрист

Идентичность и качество жизни в структуре психологической безопасности сотрудника следственного комитета Российской Федерации

Дмитриева Лилия Алексеевна, доцент кафедры менеджмента деятельности следственного органа Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент, подполковник юстиции.

В статье представлены результаты пилотажных психологических исследований идентичности и качества жизни в оценке сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. Эмпирические данные анализируются в формате проблематики психологической безопасности профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, потребности, рефлексия, психическое здоровье, идентичность, качество жизни, профессиональная мотивация, самореализация, профессиональная миссия.

Identity and quality of life in the structure of psychological security of the employee of the Investigatory committee of the Russian Federation

L.A. Dmitrieva

The article presents results of a pilot psychological research of the identity and quality of life in the assessment of the members of the Investigative committee of the Russian Federation. Empirical data is analyzed in the format of the problems of psychological security professional activity.

Key words: psychological security, needs, reflection, mental health, identity, quality of life, professional motivation, self-realization, professional mission.

В группе подходов к проблеме психологической безопасности, ориентированных на личность, состояние безопасности характеризуется удовлетворенностью настоящим, уверенностью в будущем, стабильной вероятностью достижения жизненных целей, защищенностью интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь <1>. Человек стремится понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним <2>.

<1> Психология личности: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007.
<2> Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. С. 336 - 363.

В трактовках понятия "психологическая безопасность" личности подчеркивается два смысловых значения. Первое ассоциируется с состоянием, обеспечиваемым системой мер извне, направленных на удовлетворение базовой потребности личности в безопасности, в физической и психологической сохранности. Второе значение связано со стремлением к самоудовлетворению этой базовой потребности, с чувствами психологической защищенности, устойчивости, уверенности, испытываемыми человеком в сложившейся ситуации. Таким образом, под психологической безопасностью следует подразумевать осознание психически здоровым человеком степени конгруэнтности идеальных и желаемых представлений о себе, о своем месте в жизни и реальной ситуации в жизненном пространстве <3>. В этой связи очевидна созвучность понятий идентичности, качества жизни и психологической безопасности личности.

<3> Проблемы психологической безопасности личности: Теоретические и экспериментальные исследования / Р. Агузумцян, С. Амирян, В. Папоян, Е. Мурадян, А. Галстян, Д. Саргсян. Ер.: ЕГУ, 2013. С. 22.

Идентичность (англ. identification) - отождествление, уподобление, соотнесение со значимым другим лицом. Выражения "personal identity (тождество личности)" и "sense of identity (чувство самотождественности)" тесно связаны с терминами "self-feeling" (чувство себя), "I-feeling" ("чувство Я") и identity formation (самоопределение).

Осознание и чувство постоянства идентичности своего физического и психического Я, интерес к самому себе и самопринятие являются одними из важнейших критериев психического здоровья человека.

В текущем году на выборке слушателей Академии (следователи с 5 - 10-летним опытом работы, n = 34) проведено пилотажное психодиагностическое исследование с использованием теста Куна "Кто Я?" (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) <4>, результаты которого представляют примечательный эмпирический факт.

<4> Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. С. 82 - 103.

Вопрос "Кто я?" логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом "Я" (или Я-концепцией). Отвечая на этот вопрос, человек указывает социальные роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, т.е. он описывает значимые для него социальные статусы и характеризующие свойства.

Только 28,3% обследованных характеризуются достаточно высоким уровнем рефлексии (способностью к самоанализу), что проявляется в количестве разных ответов на вопрос "Кто Я?" (15 и более).

Более 70% респондентов отметили сравнительно низкое количество социальных ролей при преобладании индивидуальных характеристик, что свидетельствует о наличии у них ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, устанавливаемых рамками социальных ролей. Это означает осознание и принятие ими своей уникальности, в отличие от значимости для них принадлежности к той или иной группе.

Например, при анализе "Социального Я" (40,3%) (пол, учебно-профессиональная ролевая позиция, семейная роль, этническо-региональная идентичность, групповая принадлежность) выявлено, что 21,4% из них вообще не сформулировали свою профессиональную идентичность ("следователь" или "сотрудник"). При этом соотношение обозначенных семейных и иных социальных ролей составляет 1:3, что свидетельствует о семейной дезадаптации обследованных.

При этом "Рефлексивное Я" в ответах обследованных получило максимальную выраженность:

У 29,7% респондентов доминирует "Деятельное Я", выраженное в обозначении занятий, увлечений, а также самооценки способностей к деятельности, умений, знаний, достижений. Идентификация своего "Деятельного Я" связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, т.е. является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий.

"Коммуникативное Я" (восприятие себя членом группы друзей, субъектом общения) - фактически не выражено.

Только 24,4% респондентов ощущают свое "Материальное Я", выраженное в описании собственности, оценке своей обеспеченности, отношении к материальным благам и к внешней среде.

"Физическое Я" (фактическое описание своих физических данных, вредные привычки) слабо выражено (3,1%). А ведь обозначение своей физической идентичности имеет прямое отношение к расширению человеком границ осознаваемого внутреннего мира, поскольку границы между "Я" и "не-Я" первоначально проходят по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в системе самоосознания человека.

Только 13,5% респондентов ощущают "Перспективное Я" (пожелания, намерения, мечты в различных сферах), что тревожно, т.к. наличие целей и планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличие устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и удовлетворенностью настоящим.

Анализ психолингвистического аспекта идентичности выявил следующее:

Значимым параметром является валентность идентичности - преобладающий эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик в самоописании. У 82% обследованных валентность нейтральная: эмоциональный тон не проявляется (идет формальное перечисление ролей: "сын", "студент", "спортсмен" и т.д.). Только у 28,6% респондентов валентность позитивная.

Ответы 12,4% обследованных свидетельствуют о низком уровне дифференцированности - о кризисе идентичности, замкнутости, тревожности, неуверенности в себе, трудностях самоконтроля.

Обобщенный профиль идентичности респондентов по результатам исследования не отличается гармоничностью (см. рис.).

Рис. Обобщенный профиль идентичности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации

Понимание процесса переживания человеком психологической безопасности и выявление ее параметров непосредственно связано с понятием качества жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), качество жизни - это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами <5>. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими. Это уровень внутреннего и общественного комфорта человека.

<5> Энциклопедия психодиагностики. URL: htpp://psylab.info.

С целью выявления уровня социально-психологического самочувствия сотрудников СК России в сентябре 2013 г. был проведен пилотажный этап оценки ими качества жизни. Выборку исследования составили слушатели ИПК СК России - руководители следственных отделов СК России численностью (n = 31). Их тестирование по выборочным шкалам опросника ВОЗКЖ-100 выявило факторы риска социально-психологической дезадаптации сотрудников СК России <6>:

<6> Дмитриева Л.А. Качество жизни как социально-психологическая категория реализации конституционных прав и свобод личности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека при расследовании преступлений: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14 ноября 2013 г.): В 3 ч. М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 2013. Часть 3 (перспективы совершенствования). С. 87 - 91.

В настоящее время, кроме психического, выделяют здоровье социальное, причем в синонимичном ряду. А усложнение и напряжение социальной, в т.ч. информационной, среды обусловливают психологические перегрузки, которые давно стали повседневной реальностью.

Вместе с тем возможность выразить себя в деятельности, в профессии - одна из базовых потребностей ее субъекта. Именно эта потребность составляет основу психологической безопасности личности в профессиональной деятельности. К факторам, препятствующим удовлетворению этой потребности, следует в первую очередь относить:

Эти и многие другие факторы разрушают мотивацию профессиональной деятельности сотрудника, что исключает его удовлетворенность трудом и, следовательно, создает угрозу психологической безопасности.

В этой связи разработка научно обоснованных мер по формированию психологически безопасной профессиональной среды является одной из наиболее актуальных психолого-управленческих задач. В отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации эта проблематика имеет особое социальное значение, обусловленное высокой значимостью и сложностью их профессиональной миссии.

Литература

  1. Дмитриева Л.А. Качество жизни как социально-психологическая категория реализации конституционных прав и свобод личности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации // Конституция РФ как гарант прав и свобод человека при расследовании преступлений: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 14 ноября 2013 г.): В 3 ч. М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 2013. Часть 3 (перспективы совершенствования). С. 87 - 91.
  2. Проблемы психологической безопасности личности: теоретические и экспериментальные исследования / Р. Агузумцян, С. Амирян, В. Папоян, Е. Мурадян, А. Галстян, Д. Саргсян. Ер.: ЕГУ, 2013. С. 22.
  3. Психология личности: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007.
  4. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. С. 82 - 103.
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. С. 336 - 363.
  6. Энциклопедия психодиагностики. URL: htpp://psylab.info.