Мудрый Юрист

Расследование как искусство

Боруленков Юрий Петрович, проректор Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Автор статьи рассматривает деятельность следователя по расследованию уголовного дела как творческий процесс и искусство. Подчеркивается, что в следственной деятельности личность следователя, его талант, проницательность и энергия имеют решающее значение. Индивидуальный облик следователя, чутье, интуиция, находчивость, такт и многие другие субъективные качества выступают как реальные и действенные факторы юридического познания.

Ключевые слова: юридическое познание, предварительное расследование, расследование уголовного дела, следователь.

Investigation as art

Yu.P. Borulenkov

The author considers the activities of the investigator in the criminal investigation as a creative process and art. It stresses that investigative activities personality investigator, his talent, insight and energy is crucial. Individual look investigator flair, intuition, resourcefulness, tact, and many other subjective qualities act as real and effective factors of legal knowledge.

Key words: legal knowledge, preliminary investigation, criminal investigation, investigator.

Многие ученые и практики относятся к расследованию уголовных дел как к ремеслу. С этих же позиций осуществляется организация расследования и обучения следователей. В то же время уголовное дело как продукт деятельности Следственного комитета отвечает критериям проекта <1>, что с необходимостью влечет рассмотрение данной деятельности в качестве творческого процесса, и даже искусства <2>.

<1> Об уголовном деле как проекте подробнее см.: Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Следственный комитет Российской Федерации как организация проектного типа // Российский следователь. 2014. N 11.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография С.А. Шейфера "Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования" включена в информационный банк согласно публикации - Норма, 2009.

<2> А.С. Александров, Э. Анушат, В.И. Громов, В.Е. Коновалова, Н. Лаговнер, В.В. Мельник, А.С. Подшибякин и С.А. Шейфер пишут об искусстве раскрытия и расследования преступлений, искусстве доказывания, искусстве допроса. См.: Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. Н.Новгород, 2003. С. 231; Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики / Науч. ред. В.В. Крылов. М., 2002. С. 112; Громов Вл., Лаговнер Н. Искусство расследования преступлений. М., 1927. С. 168; Коновалова В.Е. Убийство: искусство расследования: Монография. Харьков, 2001. С. 311; Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000. С. 496; Подшибякин А.С. Взаимоотношение юридической и криминалистической техники // Правовое и криминалистическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. М., 2011. С. 156; Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М., 2012. С. 210.

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Искусство проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации <3>. Но расследование - это особое искусство, т.к. оно впитало в себя достижения права, криминалистики, психологии, логики, риторики, этики, а также методов воздействия на личность. Расследование - это искусство мыслить и реализовывать задуманное.

<3> См.: Управление как наука и искусство. URL: http://ovendij.ru/prmepsup/upnais.html (дата обращения - 22.05.2014).

Говоря о расследовании, достаточно сложно отрицать, что это творческий процесс, несущий на себе отпечаток личности правоприменяющего субъекта. Мышление по самой своей природе - процесс творческий <4>. Творчество имеет место, когда следователь использует возможность выбора нормы права, подлежащей применению по конкретному делу, обстоятельств, имеющих значение для дела.

<4> См.: Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М., 2003. С. 64.

Право - мир идеальных сущностей. Идеальное связано с творчеством, а творчество немыслимо без субъективности индивида, его эмоционально-чувственной стороны, постольку идеальное не исключает, но предполагает соучастие чувств, эмоций, интуиции, "мимолетности" и "случайности", т.е. всего богатства и уникальности проявлений живой жизни. Само идеальное, на каком бы уровне оно ни реализовалось, всегда порождается индивидуальным сознанием <5>.

<5> См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2005. С. 281.

Говоря о расследовании как искусстве, мы должны вести речь об умении, мастерстве следователя. В следственной деятельности личность следователя, его талант, проницательность и энергия имеют решающее значение. Деятельность каждого конкретного следователя является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности следователя особенно велико и существенно уже потому, что расследование включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик следователя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы юридического познания <6>.

<6> Об особенностях юридического познания подробнее см.: Боруленков Ю.П. Юридическое познание (некоторые методологические, теоретические и праксиологические аспекты): Монография / Под науч. ред. проф. В.Н. Карташова. М., 2014. С. 392.

Следователь, как правило, действует в ситуациях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности, оперирует с объектами, содержащими в себе большее или меньшее количество нового, ранее непознанного содержания, и это при принципиальной возможности установления каждого обстоятельства по делу разными средствами и способами. Все это обусловливает не только творческий характер познавательной деятельности, но и сложный, противоречивый, нелинейный ход творческого поиска. Познавательный процесс расследования не является строго последовательным и поступательным прогрессом, свободным от отклонений и отступлений. Он, напротив, представляет собой движение в условиях действия разнообразных и противоречивых внутренних и внешних факторов.

Предусмотреть все возможные варианты развития ситуаций весьма сложно, поэтому следователи осуществляют планирование и прогнозирование тактики и линии поведения по нескольким направлениям. В этих условиях имеющиеся у следователя знания не могут обеспечить его готовыми, подходящими ко всем случаям вариантами действий. В различных ситуациях расследования, особенно носящих проблемный характер, следователь должен постоянно искать новые приемы и способы действия, что и придает его работе ярко выраженный творческий характер <7>.

<7> См.: Ковалев О.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Психологические и историко-правовые проблемы. М., 2009. С. 86; Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж, 1976. С. 63 - 67; Майданов А.С. Методология научного творчества. М., 2012. С. 206; Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 2001. С. 72.

Мышление современных следователей должно обладать свойствами прогностического характера или таким свойством, его иногда называют "опережающее отражение", позволяющим предвидеть все возможные действия, которые необходимо провести для закрепления выявленных и установленных доказательственных фактов.

Именно такое мышление при расследовании преступлений, как показывает следственная практика, и позволяет его обладателям из выявленных и изученных незначительных материальных следов, ничтожнейших побочных обстоятельств, выявленных из личностных и других источников, делать выверенные и порой нестандартные выводы, связывать указанные следы и обстоятельства в непрерывную цепь и сплетать из них крепкую нить фактических данных <8>.

<8> См.: Яблоков Н.П. Средства криминалистического мышления в криминалистической тактике // Актуальные проблемы криминалистической тактики: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 28 марта 2014 г.). М., 2014. С. 308 - 313.

Тактика доказывания - это искусство ведения следователем своего дела, совокупность средств и приемов, используемых для достижения намеченной цели. Это умение приспособить доказательственный материал к решаемой в деле задаче. Тактика доказывания определяет то, в каком виде будет представлено дело суду, от чего может зависеть исход судебного состязания.

Искусство доказывания заключается в выведении умозаключений, истинность которых опирается на здравый смысл. В задачу следователя входит создание у судей впечатления правдоподобия: обвинительное заключение должно восприниматься как правдивое; достигается освоенный здравым смыслом высший уровень вероятности утверждения. От следователя, его опыта, профессионализма, тактического мастерства зависит получение необходимого материала для обоснования своего мнения.

Искусство допроса поставляет основную часть доказательственных фактов и состоит в умении формулировать вопросы, выстраивать их в систему, что требует наличия у следователя понимания диалектики, внимательности и быстроты реакции <9>.

<9> См.: Александров А.С. Указ. соч. С. 250; 341 - 342; 507, 560.

Следователь укрепляет и совершенствует навыки решения задач, связанных не только с поиском доказательств, но и по преодолению различного рода прямого и косвенного противодействия расследованию и иных возможностей конфликтного характера, прогнозированию возможного поведения подследственных и, соответственно, умению выбирать наилучшие варианты своих действий в разных следственных ситуациях. Все это создает такую обстановку при расследовании, в которой следователь должен проявить и умело использовать свой интеллектуальный мыслительный потенциал. Рассмотрение творчества следователя показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта исследователя, его нравственных качеств, интуиции.

Расследование далеко не всегда может опираться на дедуктивные и индуктивные методы познания, т.к. изучаемые явления нельзя изолировать от влияния огромного множества факторов. Восприятие следователем интегрированной информации способствует активизации интуитивного познания, являющегося творческим ресурсом; позволяет переводить интуитивное познание в область сознания, что способствует созданию оригинального информационного продукта <10>. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов, приведших в верному решению, свидетельствуют о тесной связи точных методов расследования с озарением и вдохновением. Хороший следователь обладает чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие правильного решения. Все это делает одними из важнейших факторов расследования умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают расследованию характерные черты искусства.

<10> См.: Боруленков Ю.П. Решение публичного субъекта юридического познания как интегрированный правовой продукт // Российский следователь. 2013. N 16. С. 7 - 10.

Следователь находится в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязан принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Следователь должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Но поскольку он работает в первую очередь с людьми, то обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными и психологическими знаниями <11>. Мастерство общения - это в определенной мере искусство, требующее природных склонностей и даже таланта <12>.

<11> См.: Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. N 2 (9). С. 148 - 154.
<12> См.: Боруленков Ю.П. Общение - эвристический инструмент юридического познания // Мировой судья. 2014. N 6.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Главная специфика искусства заключается в том, что оно образно и наглядно. В искусстве личностный характер познания - настолько глубокий, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в "объект отражения". Объект осваивается мышлением, затем художник посредством творческой деятельности формирует художественный образ и транслирует его реципиенту с целью определенного воздействия на психику последнего <13>.

<13> См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Указ. соч. С. 60.

Искусство - образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное. Результат расследования тоже представляется в конкретных, живых образах. Результаты расследования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. Расследование, как и искусство, создает модель события, имевшего место в прошлом. Образ может быть не аналогичен действительности, можно сказать, что это продукт человеческого воображения <14>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Ю.П. Боруленкова "Юридический факт как образ обстоятельства реальной действительности" включена в информационный банк согласно публикации - "Юридический мир", 2013, N 10.

<14> См.: Боруленков Ю.П. Юридический факт как образ обстоятельства реальной действительности // Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2013. N 1. С. 122 - 127.

Работа следователя сродни творению художника или музыканта, которых каждый горазд обидеть. Следователь - как художник, он пишет, как может. А музыкант - это не тот, кто научился исполнять гаммы, а тот, кто может импровизировать. "Для творческого следователя, - отмечает Л.А. Зашляпин, - вообще не должно быть границ в применении им тактических приемов, насыщении ими логически связанного ряда следственных действий. В этом смысл его активности" <15>.

<15> См.: Зашляпин Л.А. Искусство расследования преступлений от Г. Гросса до сегодняшнего дня. Рецензия на учебник: Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. М., 2007. С. 672 // Российский юридический журнал. 2008. N 4. С. 199 - 203.

Формирование зрелого следователя как цель отнюдь не сводится к привитию готовых навыков, ею может быть только воспитание творческой личности, чтобы "они не были унылыми ремесленниками, а подлинными мастерами своего дела" <16>.

<16> Белкин Р.С. Ведется следствие. М., 1976. С. 18.

В заключение, перефразируя известный афоризм, можно сказать: "Расследование есть искусство возможного". Секрет этого "искусства" и заключается в умении путем целенаправленной деятельности создать такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превращаться в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.

Литература

  1. Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. Н.Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003. С. 420.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 608. (Классический университетский учебник.)
  3. Анушат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики / Науч. ред. В.В. Крылов. М.: ЛексЭст, 2002. С. 112.
  4. Белкин Р.С. Ведется следствие. М.: Советская Россия, 1976. С. 224.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Ю.П. Боруленкова "Юридический факт как образ обстоятельства реальной действительности" включена в информационный банк согласно публикации - "Юридический мир", 2013, N 10.

  1. Боруленков Ю.П. Юридический факт как образ обстоятельства реальной действительности // Бизнес в законе. Международный экономико-юридический журнал. 2013. N 1. С. 122 - 127.
  2. Боруленков Ю.П. Решение публичного субъекта юридического познания как интегрированный правовой продукт // Российский следователь. 2013. N 16. С. 7 - 10.
  3. Боруленков Ю.П. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста. 2014. N 2 (9). С. 148 - 154.
  4. Боруленков Ю.П. Общение - эвристический инструмент юридического познания // Мировой судья. 2014. N 6.
  5. Боруленков Ю.П. Следственный комитет Российской Федерации как организация проектного типа // Российский следователь. 2014. N 11.
  6. Боруленков Ю.П. Юридическое познание (некоторые методологические, теоретические и праксиологические аспекты): Монография / Под науч. ред. проф. В.Н. Карташова. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 392.
  7. Громов Вл. Искусство расследования преступлений. М.: Юриздат, 1927. С. 168.
  8. Зашляпин Л.А. Искусство расследования преступлений от Г. Гросса до сегодняшнего дня. Рецензия на учебник: Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. Криминалистика. М., 2007. С. 672 // Российский юридический журнал. 2008. N 4. С. 199 - 203.
  9. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учебное пособие для студентов юридических вузов. М.: Экзамен, 2003. С. 230.
  10. Ковалев О.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Психологические и историко-правовые проблемы. М.: МПСИ, 2009. С. 376.
  11. Коновалова В.Е. Убийство: Искусство расследования: Монография. Харьков: Факт, 2001. С. 311.
  12. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1976. С. 134.
  13. Майданов А.С. Методология научного творчества. 2-е изд. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2012. С. 512.
  14. Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М.: Дело, 2000. С. 496.
  15. Подшибякин А.С. Взаимоотношение юридической и криминалистической техники // Правовое и криминалистическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности. М.: ЗАО "ЮрИнфоР", 2011. С. 353.
  16. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 352.
  17. Управление как наука и искусство. URL: http://ovendij.ru/prmepsup/upnais.html (дата обращения - 22.05.2014).
  18. Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2012. С. 240.
  19. Яблоков Н.П. Средства криминалистического мышления в криминалистической тактике // Актуальные проблемы криминалистической тактики: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 28 марта 2014 г.). М.: Юрлитинформ, 2014. С 308 - 313.