Мудрый Юрист

Особенности предпринимательской деятельности агентства по страхованию вкладов

Тарасенко Ольга Александровна, докторант кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Вопрос о допустимых объемах предпринимательской деятельности государственных корпораций до сих пор обсуждается. В связи с этим представляется актуальным обратиться к исследованию этой проблемы. В качестве примера автор выбрал входящую в область своих научных интересов Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов".

Ключевые слова: государственная корпорация, Агентство по страхованию вкладов, предпринимательская деятельность, инвестирование временно свободных средств.

Peculiarities of entrepreneurial activity of the Deposit Insurance Agency

O.A. Tarasenko

Tarasenko Olga Aleksandrovna, doctoral student in business law of Kutafin Moscow State Law Academy, master of Science in Law.

The question about the permissible volumes of business activity of state corporations is still being discussed. In this regard it is relevant to the investigation to address this problem. As an example the author has chosen a member of the sphere of their scientific interests of the State Corporation "Deposit insurance agency".

Key words: the state Corporation, Deposit insurance agency, entrepreneurship, investing temporarily free funds.

Поскольку особенности осуществления предпринимательской деятельности Агентством по страхованию вкладов вытекают (далее также - АСВ, Агентство) прежде всего из его правового статуса, логично вначале обратить внимание на специфику правового положения государственных корпораций, а затем уже непосредственно проанализировать их предпринимательскую активность.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что эта деятельность указана в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Указанный перечень видов деятельности, которыми может заниматься некоммерческая организация, по обоснованному утверждению ряда ученых, является примерным <2>. Смысл этого перечисления не в том, чтобы определить все виды деятельности, которыми могут заниматься некоммерческие организации. Представляется, это перечисление было необходимо законодателю, чтобы раскрыть или хотя бы обозначить механизм появления прибыли у некоммерческих организаций <3>. Думается, и термин "доходы" следует толковать расширительно, и в частности, но не исключительно, как прибыль, проценты, дивиденды, роялти, вознаграждения.

<2> Кашковский О.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000, С. 140; Ивкова О.В. Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004, С. 60.
<3> Несмотря на то что эта точка зрения была высказана К.К. Лебедевым применительно к признакам общего понятия предпринимательской деятельности, мы считаем возможным экстраполировать ее и на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций. См. об этом: Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право. СПб. 2002. С. 85.

Агентство по страхованию вкладов действует в статусе государственной корпорации, т.е. признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса. Статус, цели, функции и полномочия Агентства регламентируются несколькими федеральными законами, в виду чего представляется необходимым проведение комплексного анализа законодательства.

Основные нормы, закрепляющие статус Агентства, сосредоточены в главе 3 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" <4> (далее - Закон о страховании вкладов). Кроме того, согласно п. 2 ст. 14 Закона о страховании вкладов прямое отношение к правовому положению АСВ имеют Закон о некоммерческих организациях, Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <5> (далее - Закон о банках), Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <6> (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций).

<4> СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5029.
<5> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<6> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

28 декабря 2013 г. в данную норму были внесены изменения <7>, согласно которым статус АСВ может регулироваться и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" <8> (далее - Закон о санации) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" <9>.

<7> Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 52. Ст. 6975.
<8> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.
<9> СЗ РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6987.

Если держать в уме факт, что предпринимательская деятельность Агентства должна служить целям его создания, логично определить их. Из анализа перечисленных Законов следует, что целями создания и деятельности Агентства по страхованию вкладов являются:

Компетенция АСВ является смешанной, сочетающей в себе функции субъекта инфраструктуры банковской системы <10> и предпринимательской деятельности, причем последние полномочия менее выражены.

<10> См. подробнее об АСВ как субъекте банковской инфраструктуры: Тарасенко О.А. Законодательный и доктринальный подход к определению банковской системы России // Право и экономика. 2013. N 3. С. 29 - 30.

Как субъект инфраструктуры банковской системы АСВ выполняет три значимые функции:

во-первых, оно обеспечивает функционирование системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках;

во-вторых, выполняет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций;

в-третьих, осуществляет мероприятия по предупреждению банкротства кредитных организаций и полномочия временной администрации в рамках Закона о санации.

Обозначенные виды деятельности АСВ именует целевыми.

По общему правилу АСВ находится на самофинансировании. Так, в соответствии со ст. 40 Закона о страховании вкладов расходы Агентства на проведение мероприятий, связанных с деятельностью по обязательному страхованию вкладов, а также с осуществлением иных функций, предусмотренных федеральными законами, финансируются за счет имущества Агентства.

В целях финансового обеспечения деятельности по осуществлению возложенных функций Агентству были переданы денежные средства в виде имущественного взноса. Согласно ст. 50 Закона о страховании вкладов имущественный взнос РФ в имущество АСВ осуществляется путем передачи ему Государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" 3 млрд рублей. Из указанной суммы 2 млрд рублей направлялось в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд рублей - для формирования источников расходов АСВ по организации мероприятий, входящих в его компетенцию.

Фонд обязательного страхования вкладов (далее также - ФОСВ) принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам, а также расходов, связанных с осуществлением функций по обязательному страхованию вкладов, и иных целей в соответствии с федеральными законами. Таким образом, средства ФОСВ имеют узкую направленность. По фонду обязательного страхования вкладов ведется обособленный учет.

Средства на обеспечение деятельности Агентства предназначены для выплат заработной платы персоналу, приобретения оргтехники, мебели, проведения мероприятий, предусмотренных Законом о страховании вкладов, Законом о банках, Законом о банкротстве кредитных организаций и др. Не ограничивая конкретные направления использования этого имущества, Закон в то же время предписывает Агентству использовать свое имущество для выполнения закрепленных за АСВ функций (п. 3 ст. 16 Закона о страховании вкладов).

Кроме того, источником пополнения имущества АСВ, отличного от ФОСВ и средств на обеспечение деятельности, являются средства федерального бюджета, которые, как правило, имеют целевое назначение. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона о санации выделение средств федерального бюджета на осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банков с участием Агентства осуществляется путем внесения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства (средства для осуществления санации банков).

На основании п. 2 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях Агентство как государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям его создания. Как некоммерческая организация АСВ получает, но не извлекает прибыль от осуществления предпринимательской деятельности.

К основным видам предпринимательской деятельности АСВ можно отнести:

Следует отметить, перечень направлений предпринимательской деятельности АСВ является открытым, поскольку Агентство вправе иметь "другие законные поступления" (п. 1 ст. 16 Закона о страховании вкладов).

Добавим, само АСВ осуществление деятельности, направленной на получение прибыли путем размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств и иной приносящей доход деятельности, квалифицирует в качестве коммерческой, а не предпринимательской деятельности <11>. Действительно, для характеристики частноправовых отношений в сфере экономики понятия "хозяйственная", "коммерческая", "предпринимательская", "инвестиционная деятельность" нередко используются в равной степени <12>. Однако ввиду отсутствия легальной дефиниции коммерческой деятельности, а также наделения государственных корпораций правом осуществлять предпринимательскую деятельность, представляется разумным не вносить путаницу в терминологию.

<11> См. п. 4 Порядка финансирования расходов и использования прибыли Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru/documents_&_analytik/documents/search/286198/ (дата обращения: 05.12.2013).
<12> Гармаш А. Инвестор и предприниматель в одной связке // ЭЖ-Юрист. 2012. N 25. С. 10.

Преимущественным видом предпринимательской деятельности АСВ является деятельность инвестиционная, т.е. приобретение различных активов с целью получения дохода <13>.

<13> См. п. 1.3 Положения об инвестировании временно свободных денежных средств, за исключением средств фонда обязательного страхования вкладов (утв. решением совета директоров Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" 3 февраля 2004 г.) [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru/documents_&_analytik/documents/search/286246/ (дата обращения: 05.12.2013).

Инвестирование временно свободных средств Агентства согласно п. 3.2 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых им активов (объектов инвестирования). Размещать временно свободные средства возможно в депозиты Банка России и иные разрешенные объекты инвестирования в соответствии с Правилами инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании <14>.

<14> Утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1080 // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 125.

Помимо инвестиционной Агентство занимается и торговой деятельностью, например, реализует активы, приобретенные при осуществлении мер по предупреждению банкротства.

К иным допустимым законом источникам получения прибыли можно отнести доходы, полученные от отчуждения имущества, находящегося в собственности АСВ, от сдачи его в аренду.

Результаты предпринимательской деятельности АСВ отражаются в ежегодных отчетах. Так, в 2012 г. Агентством получена чистая прибыль 14,2 млрд руб., в 2011 - 6,023 млрд руб. Из отчета также видно, что преимущественный доход АСВ получает от инвестиционной деятельности: размещения свободных денежных средств в финансовые инструменты <15>. Удельный вес иных доходов невысок.

<15> Отчет Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" за 2012 год [Электронный ресурс]. URL: www.asv.org.ru/agency/annual/2012/2012.docx (дата обращения: 06.12.2013).

Из сказанного можно сделать вывод, что предпринимательской деятельностью Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли с целью поддержания стабильности банковской системы, обеспечения функционирования системы страхования вкладов и защиты прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов кредитной организации, общества, осуществляемая путем инвестирования временно свободных денежных средств и иных видов деятельности.

Предпринимательская деятельность АСВ является примером разумного участия государственной корпорации в экономике. Интенсивно Агентство занимается в основном размещением свободных денежных средств, т.е. ограничивает объемы участия в предпринимательской деятельности. Этот факт тем более отраден, что юридическая конструкция государственной корпорации позволяет осуществлять широкий спектр видов предпринимательской деятельности.

Литература

  1. Гармаш А. Инвестор и предприниматель в одной связке // ЭЖ-Юрист. 2012. N 25.
  2. Ивкова О.В. Участие некоммерческих организаций в предпринимательской деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  3. Кашковский О.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
  4. Лебедев К.К. Предпринимательское и коммерческое право. СПб, 2002.
  5. Тарасенко О.А. Законодательный и доктринальный подход к определению банковской системы России // Право и экономика. 2013. N 3.