Мудрый Юрист

Об особенностях и современном состоянии национальных стандартов Российской Федерации

Панова Альбина Сергеевна, заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент (г. Казань).

Реформа технического регулирования, проводившаяся в стране с начала 2000-х гг., создание наднациональной системы технического регулирования с участием РФ, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза, вступление России в ВТО не могли не повлиять на характер российской стандартизации. В статье рассматривается современное состояние отечественных стандартов.

Ключевые слова: Таможенный союз, национальный стандарт, предварительный национальный стандарт, технический регламент, стандартизация, качество продукции, безопасность продукции.

On peculiarities and contemporary state of national standards of the Russian Federation

A.S. Panova

Panova Albina Sergeevna, head of the civil and entrepreneurial law department the Institute of Economics, Management and Law, candidate of legal sciences, associate professor (Kazan).

The reform of technical regulation which is held from the early 2000-s, creation of supranational system of technical regulation with the participation of Russian Federation, Belarus and Kazakhstan in the network of the Customs Union, accession of Russia to the World Trade Organization affected the character of national standards. In the article the current status of the national standards are considered.

Key words: Customs Union, national standard, preliminary national standard, technical regulation, standardization, quality of products, product safety.

На протяжении десятилетий отечественную систему нормативных документов в области стандартизации возглавляли государственные стандарты (ГОСТы). В большинстве своем они устанавливали обязательные требования по безопасности в отношении продукции и процессов ее жизненного цикла. Обязательный характер стандартов обусловливался плановой, административной организацией советской экономики. На смену государственным стандартам пришли национальные стандарты, которые стали основным элементом современной российской системы стандартизации. Переход на новую систему связан с развитием в стране рыночной экономики, стремлением унифицировать отечественное законодательство с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле (принято на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 г.) (далее - Соглашение ВТО по ТБТ) <1>. Названное Соглашение, в свою очередь, было разработано с учетом опыта развитых стран в области стандартизации.

<1> [Электронный ресурс]. URL: http://wto.gost.ru (дата обращения: 14.03.2014).

Национальные стандарты РФ призваны содействовать нахождению хозяйствующими субъектами наиболее оптимального в экономическом плане решения при производстве и реализации продукции. Они используются изготовителями (исполнителями, продавцами) при подтверждении качества своей продукции, определении соответствия продукции условиям договоров. Многие национальные стандарты входят составной частью в доказательную базу выполнения требований технических регламентов.

Применяются национальные стандарты на добровольных началах. Применение национального стандарта становится обязательным для организации любой формы собственности в случае принятия этой организацией или вышестоящей организацией (или органом власти, которому подчиняется организация) соответствующего организационно-распорядительного документа либо при наличии нормативной ссылки на стандарт в собственных стандартах организации или технической документации. А также при заключении договоров (контрактов) со ссылкой на национальный стандарт и в случае указания обозначения стандарта в маркировке продукции и (или) в сопроводительной документации (п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012) <2>.

<2> ГОСТ Р 1.0-2012 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 г. N 1146-ст). М.: Стандартинформ, 2013.

На основании Постановления Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 <3> государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами. Их требования, установленные в отношении продукции и процессов ее жизненного цикла, на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям: защите жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охране окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Переход на добровольное использование стандартов соответствует зарубежной практике. В развитых странах стандарты понимаются в значении инструментов, стимулирующих внедрение инноваций в производство. Отправной точкой (point) стандарта считается создание надежного фундамента, который позволит оправдать надежды потребителей относительно свойств и характеристик продукта или услуги <4>.

<3> Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 8.
<4> [Электронный ресурс]. URL: www.bsig-roup.com (дата обращения: 20.02.2014).

Национальные стандарты РФ разрабатываются с соблюдением специального порядка (ст. 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании") (далее - Закон о техническом регулировании) <5>. Любое заинтересованное в создании национального стандарта лицо (орган государственной власти, юридическое или физическое лицо) вправе направить заявку на разработку национального стандарта в секретариат Технического комитета по стандартизации (далее - ТК) или в секретариат его подкомитета, за которым закреплен данный объект стандартизации <6>. При их отсутствии заявка направляется в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган РФ по стандартизации. В заявке должна обосновываться техническая, экономическая и социальная целесообразность разработки национального стандарта, содержаться информация о связи стандарта с техническим регламентом и (или) международным стандартом или иным документом, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях. Инициировать разработку проекта национального стандарта может национальный орган по стандартизации, функции которого выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт), федеральный орган по техническому регулированию, которым на сегодняшний день является Министерство промышленности и торговли РФ. В роли разработчика национального стандарта (исполнителя) может выступить любое компетентное в разработке стандарта лицо. Проект национального стандарта может предложить любой экономический игрок.

<5> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 6961.
<6> Технический комитет по стандартизации представляет собой установленную национальным органом РФ по стандартизации (Росстандартом) форму сотрудничества юридических лиц, которое осуществляется на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности. Технический комитет по стандартизации может подразделяться на подкомитеты.

Предусматривается публичное обсуждение проекта национального стандарта. Уведомление о разработке проекта национального стандарта размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и публикуется в печатном издании Росстандарта (в информационном указателе "Национальные стандарты") <7>. Если в проекте национального стандарта имеются положения, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов, уведомление о разработке проекта национального стандарта должно включать информацию об имеющихся отклонениях. После доработки проекта стандарта с учетом поступивших на проект замечаний заинтересованных лиц проходит его обсуждение. В обсуждении могут принимать участие любые заинтересованные в стандарте лица. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть менее чем два месяца со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении его (проекта) публичного обсуждения. После размещения уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта Росстандарт, на основании результатов проведенной ТК экспертизы проекта национального стандарта, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Нужно подчеркнуть, что публичный порядок разработки национальных стандартов используется за рубежом: в Великобритании, Канаде, Германии, Швеции, Норвегии, Дании и т.д. <8>. Необходимость публичной разработки стандартов предписывает Кодекс добросовестной практики (The Code of good practice) в рамках Соглашения ВТО по ТБТ. Согласно позиции ВТО, единообразные и прозрачные правила разработки стандартов дисциплинируют центральные правительства, местные правительства, неправительственные и региональные органы по стандартизации в их работе по развитию стандартов. В нашей стране существуют определенные трудности, связанные с вовлечением всех заинтересованных сторон в процесс разработки стандартов. Например, отсутствует ясная процедура оценки вносимых предложений. Не прописана процедура обеспечения общества информацией о ходе работ. В реальности российские ТК зачастую ссылаются на абстрактное "экспертное мнение", без предоставления убедительных доказательств <9>. В части разработки национальных стандартов Закон о техническом регулировании подлежит корректировке.

<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" (с изм. от 29 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 32. Ст. 3220; 2008. N 2. Ст. 83.
<8> Лафитский В.И. Практика технического регулирования в отдельных зарубежных странах / Из кн.: Техническое регулирование: правовые аспекты: Научно-практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 367.
<9> Бундер Джон, Брауэр де Джоди, Малинин Евгений. Отчет рабочей группы по проекту "Сравнение систем стандартизации в России и Голландии (как представителя европейской системы стандартизации)": выполнен по заказу агентства EVD, Нидерланды (G2G09/RF/8/6). 2011 г. С. 15. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondzebra.ru/cgi-bin/zebra.cgi/projects/ru?id=Z-086 (дата обращения: 18.03.2014).

Национальные стандарты принимаются на неопределенный срок. Пересмотр их положений осуществляется не реже одного раза в пять лет. Национальный стандарт, согласно ГОСТу Р 1.2-2004 (п. 5.1.1) <10>, подлежит обновлению, если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами РФ, не соответствует целям и принципам национальной стандартизации и, как результат, не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники. Стандарт должен обновляться и в том случае, если его содержание не обеспечивает соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента либо препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения. Отмена национального стандарта может быть вызвана утверждением и введением в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта. Национальный стандарт подлежит отмене, если в РФ введен в действие межгосударственный стандарт, распространяющийся на тот же объект и аспект стандартизации, или когда полностью прекращен выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг), который осуществлялся по данному стандарту. Если стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в соответствующей области, он также подлежит отмене (п. п. 6.1, 6.2 ГОСТа Р 1.2-2004). Применение национального стандарта изготовителем (исполнителем, продавцом) подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Порядок применения знака соответствия, его изображение установлены в ГОСТе Р 1.9-2004 <11>.

<10> ГОСТ Р 1.2-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 153-ст) (с изм. от 23 ноября 2012 г.). М.: ИПК Издательство стандартов, 2005.
<11> ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 157-ст). М.: ИПК Издательство стандартов, 2005.

Национальные стандарты РФ могут содействовать выполнению требований технических регламентов. Непосредственно это выражается в том, что они (национальные стандарты) входят в перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение технических регламентов. Перечни стандартов, использование которых содействует выполнению требований технических регламентов Таможенного союза (далее - ТС), утверждаются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии. Перечни стандартов, устанавливающих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов РФ, утверждены Правительством РФ. Перечни иных документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение технических регламентов РФ, утверждены Росстандартом. Заметим, что в настоящее время действуют 24 технических регламента РФ, 21 технический регламент ТС. Национальные стандарты, используемые в связке с техническими регламентами, являются регуляторными инструментами, помогающими государству осуществлять политику в области обеспечения безопасности продукции. Отечественная практика создания и использования перечней взаимосвязанных стандартов свидетельствует о существовании проблем. В частности, по утверждению специалистов, перечни могут насчитывать более пятисот разнородных стандартов, и выбрать необходимые и в достаточной степени определяющие требования к конкретной продукции (особенно при отсутствии в перечне привязки стандартов к требованиям технического регламента) довольно трудно. Проблемы в формировании и использовании перечней взаимосвязанных стандартов возникают относительно требований, предъявляемых к продукции, когда словесное описание обобщенных требований к продукции необходимо преобразовать в численные значения параметров такой продукции, реализующие обобщенные требования. Состав требований в перечне взаимосвязанных стандартов может оказаться шире тех, которые объективно можно проверить при подтверждении соответствия продукции требованиям регламента <12>. Во многих случаях в перечни взаимосвязанных стандартов, обслуживающих технические регламенты, включаются лишние стандарты. Например, в перечень стандартов к техническим регламентам ТС часто включают стандарты ГОСТа Р серии 12 (Система стандартов безопасности труда), которые не содержат конкретных требований к продукции и, следовательно, не могут раскрывать обобщенные требования технического регламента. В Перечень стандартов к Техническому регламенту ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" <13> включено большое число стандартов, распространяющихся на разнообразный крепеж, хотя последний не является объектом указанного Технического регламента. Наконец, несмотря на обилие стандартов, включенных в перечни, нет уверенности, что все обобщенные требования конкретного технического регламента покрываются стандартами <14>. Что касается технических регламентов ТС, "не определено, какие стандарты достойны быть доказательной базой, неопределенность приводит к тому, что создаются конкурирующие и дублирующие стандарты" <15>. Сказанное свидетельствует о необходимости существенной доработки правил формирования перечней стандартов, связанных с техническими регламентами. Существует потребность в уточнении общей методологии формирования указанных перечней. Требуется ввести обязательную экспертизу проектов перечней стандартов с привлечением к этой работе представителей научных организаций, сотрудников служб стандартизации промышленных предприятий, профильные ТК. Необходимо, чтобы перечни стандартов разрабатывались параллельно с проектами технических регламентов. Должна устанавливаться обязанность органа, утвердившего перечни взаимосвязанных стандартов, вести мониторинг эффективности действия стандартов, вошедших в перечни.

<12> Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Применение документов по стандартизации, включенных в перечни, сопровождающие технические регламенты // Стандарты и качество. 2012. N 4. С. 23 - 24.
<13> ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823) (с изм. от 4 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 21.10.2011).
<14> Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Указ. соч. С. 24.
<15> Стандартизация требует научного подхода [из выступления С.В. Пугачева на круглом столе "Научно-методические основы стандартизации"] // Стандарты и качество. 2012. N 2. С. 47.

Существует потребность в улучшении качества самих стандартов. Длительное время законодательство не стимулировало предприятия участвовать в работах по национальной стандартизации, стандарты разрабатывались государством. И только в последние годы сделаны определенные шаги в этом направлении. Одним из таких шагов стало внесение изменений в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) <16> (ст. 264 дополнена п. 5) в части установления для предприятий, участвующих в разработке национальных стандартов, определенных льгот <17>. Согласно изменениям, сумма налогооблагаемой базы, исчисляемая при расчете налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму затрат, понесенных предприятием в связи с участием в работах по разработке национальных стандартов. Такие затраты называются расходами по стандартизации. Для того чтобы предприятия могли воспользоваться льготами, предоставленными НК РФ (п. 5 ст. 264), и одновременно в целях недопущения совершения ими злоупотреблений, установлен ряд условий, которые должны быть соблюдены. Национальный стандарт, в разработке проекта которого участвует предприятие, должен быть включен в официальную программу разработки национальных стандартов. Разработанный национальный стандарт должен быть утвержден в качестве национального стандарта. К расходам по стандартизации не относятся расходы организации, связанные с разработкой национальных стандартов, если она участвует в этих работах в качестве подрядчика или субподрядчика. Расходы по разработке национального стандарта признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты утверждены в качестве национальных стандартов (п. 5.1 ст. 272 НК РФ). Нужно сказать, что ряд отечественных организаций и предприятий уже принимают участие в разработке стандартов. Например, Калининградский ЦСМ, Ростест-Москва, журнал "Стандарты и качество" и др. Национальный фонд защиты потребителей организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Союз мороженщиков России совместно с ОАО "Росмясомолторг" принял участие (в содержательном и финансовом плане) в разработке ГОСТа "Мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия" <18>. Существенно повысить качество национальных стандартов помогут и такие меры, которые необходимо закрепить в законодательстве, как отнесение работ по разработке стандартов, основанных на инновациях, к категории научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), использование в области стандартизации механизмов государственно-частного партнерства. Опыт развитых стран, касающийся участия потребителей в работах по созданию стандартов, нужно использовать при создании национальных стандартов РФ.

<16> Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.)] // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 6985.
<17> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (с изм. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6731; 2012. N 31. Ст. 4319.
<18> Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 90.

Принцип консенсуса должен стать одним из главных принципов отечественной стандартизации. Принцип консенсуса подразумевает, что все мнения, высказанные в ходе разработки стандарта, услышаны и учтены в результирующем стандарте. В России разрабатываемые национальные стандарты рекомендуются Росстандарту к утверждению в большинстве случаев путем голосования в ТК, причем для положительного решения необходимо простое большинство голосов (более 50%) (ГОСТ Р 1.1-2005) <19>. В противоположность утверждению большинством голосов консенсус считается более сложной и отнимающей больше времени процедурой, поскольку прийти к согласию всех вовлеченных сторон гораздо труднее. На Западе эффективное использование стандарта широкими кругами бизнеса достигается с помощью его утверждения консенсусом. Это явно прослеживается в Голландии и характерно для всей европейской системы стандартизации, где стандарты широко используются в кругах, не связанных с правительственным влиянием (например, контракты между бизнесменами, оценка качества компаний и т.д.) <20>.

<19> ГОСТ Р 1.1-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 537-ст) (с изм. от 16 ноября 2011 г.). М.: Стандартинформ, 2007.
<20> Бундер Джон, Брауэр де Джоди, Малинин Евгений. Указ. отчет. С. 13 [ссылку на эл. ресурс см. там же].

Неоднозначную оценку в российском обществе получили нормы Закона о техническом регулировании в части добровольности применения национальных стандартов. Как отмечает Ю. Берновский, добровольность в использовании стандартов привела к тому, что стандарты перестали "работать", поскольку большая часть населения страны сочла, что "добровольное можно игнорировать" <21>. По мнению А.М. Запорожца, отмена многих ГОСТов Единой системы технологической подготовки производства - ГОСТы 14.001-73 - 14.410-74 (ЕСТПП), часть из которых была заменена на более низшую категорию нормативно-технической документации - рекомендации, объясняла ситуацию как демократизацию в сфере технологичности производственной деятельности. На самом деле все это вызвало негативные последствия. Практически произошел развал национальной системы стандартизации <22>. Существует позиция, согласно которой достаточно сослаться в документации и договоре на стандарт, и его положения станут обязательными для сторон. Данная позиция, в контексте положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки <23>, кажется обоснованной. Однако, как показывает анализ хозяйственной практики, "многие отечественные разработчики конструкторской и технологической документации просто перестали ссылаться на стандарты, устанавливающие требования к характеристикам и качеству" <24>. Юридическими службами предприятий указание на стандарты в договорах не воспринимается, поскольку в отношении конкретных видов продукции могут существовать сотни стандартов, а для сложных изделий, например для автомобилей, тысячи <25>. Стоит учитывать, что Руководство ИСО/МЭК 2:2004 не подразумевает использование стандарта исключительно на добровольных началах. В проекте Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" <26> говорится, что национальные стандарты применяются добровольно, если иное не установлено действующим законодательством (ст. 25 проекта Закона). В то же время Концепция развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р <27>, исходит из добровольного применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации. В ряде стран стандарты становятся обязательными, если на них есть ссылка в директивных документах <28>. В сложившейся ситуации представляется оправданным широкое использование в законодательстве о техническом регулировании такого своеобразного приема юридической техники, как метод ссылки в законодательном акте на стандарт. Данный метод позволит в необходимых случаях обеспечить обязательность использования той части национальных стандартов, которые содействуют выполнению требований технических регламентов.

<21> Берновский Ю. Закон "О стандартизации": вносим предложения! // Стандарты и качество. 2012. N 9. С. 30.
<22> Запорожец А.М. Правовое регулирование научно-технологических разработок // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2010. N 4. С. 539.
<23> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.)] // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 6981.
<24> Берновский Ю. Указ. соч. // Там же. С. 30.
<25> Цуканов Е. Как живется стандартам сегодня? // Стандарты и качество. 2009. N 2. С. 28.
<26> Текст проекта Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" размещен по электронному адресу: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24307.html.
<27> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 1762-р "Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 40. Ст. 5485.
<28> Лоцманов А. О реформе систем технического регулирования в странах СНГ // Стандарты и качество. 2008. N 10. С. 63.

За рубежом широкое распространение получили предварительные национальные стандарты (далее - предварительные стандарты). Правительства развитых стран поддерживают деятельность тех предпринимателей, которые используют в своем производстве стандарты с предварительными требованиями на перспективу. Считается, что стандарты с требованиями на перспективу опережают возможности традиционных технологий, в них закрепляются результаты НИОКР <29>. Предварительные стандарты были введены в российскую систему национальной стандартизации Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" <30>. Предварительный стандарт определяется в Законе как документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом РФ по стандартизации и срок действия которого ограничен (ст. 2 Закона о техническом регулировании). В нормативном определении не отражено главное предназначение предварительных стандартов - способствовать внедрению новых технических и (или) технологических решений, материалов и иных инноваций в производство продукции (работ, услуг). При разработке и применении предварительных стандартов должны решаться следующие задачи: ускоренное внедрение результатов НИОКР; применение в РФ международных документов, не являющихся международными стандартами (например, технических требований - Technical Specifications, общедоступных технических требований - Publicly Available Specifications); гармонизация с международными, региональными стандартами и национальными стандартами промышленно развитых стран; предварительная апробация установленных в предварительных стандартах требований (правил) и накопление дополнительной информации об инновационных объектах стандартизации (п. 3.2 ГОСТа Р 1.16-2011) <31>. В предварительных стандартах могут устанавливаться правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Предварительные стандарты должны доводиться до сведения широкого круга пользователей.

<29> Лифиц И.М. Указ соч. С. 75.
<30> Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (с изм. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4603; 2013. N 27. Ст. 3477.
<31> ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 561-ст). М.: Стандартинформ, 2012.

Порядок разработки и утверждения предварительного стандарта, установленный в ст. 16.2 Закона о техническом регулировании, во многом схож с порядком разработки и принятия национального стандарта (ст. 16 Закона). Предварительный стандарт, так же как национальный стандарт, может разрабатываться любым заинтересованным в стандарте лицом; за основу при разработке предварительного стандарта должны браться стандарты международных организаций в области стандартизации, за исключением случаев, когда, по мнению российской стороны, международные стандарты или их разделы являются неэффективными или не подходят для применения в России. Предлагаемый проект предварительного стандарта должен обсуждаться публично. Так же как и при разработке национального стандарта, публичному обсуждению проекта предварительного стандарта предшествует его опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение в информационной системе общего пользования в электронной форме. Национальный орган по стандартизации направляет проект предварительного стандарта в ТК, который проводит его экспертизу. На основании мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта предварительного стандарта, принимаемого на заседании ТК простым большинством голосов его членов, национальный орган по стандартизации принимает решение об утверждении или отклонении предварительного стандарта.

Вместе с тем порядку разработки и утверждения предварительных стандартов присуща своя специфика. Разработка предварительного стандарта может вестись на основе стандарта организации, в этом случае в национальный орган по стандартизации должна быть представлена информация о накопленном опыте и наилучших практиках применения стандарта организации. За основу предварительного стандарта могут браться региональные стандарты, проекты международного или регионального стандарта, прогрессивные национальные стандарты другой страны. Публичное обсуждение проекта предварительного стандарта и его экспертиза в ТК проходят одновременно. Замечания и предложения, поступившие на проект предварительного стандарта, учитываются в случае разработки на его основе национального стандарта РФ. Разработка предварительного стандарта осуществляется, по общему правилу, в рамках одного года. С учетом того что предварительные стандарты предназначены обеспечивать производство принципиально новых (инновационных) видов продукции, внедрение новых методов испытаний и измерений, а также переход на новые способы управления производством, срок разработки предварительных стандартов в один год представляется неоправданно длинным, снижается способность предварительных стандартов к своевременному внедрению инноваций в производственную деятельность предприятий. Срок разработки данных стандартов не должен превышать трех - четырех месяцев. В отличие от национальных стандартов предварительные стандарты не подлежат пересмотру. Срок их действия ограничен тремя годами. Не позднее чем за три месяца до истечения срока действия утвержденного предварительного стандарта национальный орган по стандартизации начинает решать вопрос о возможности его утверждения в качестве национального стандарта. С этой целью национальный орган по стандартизации направляет предварительный стандарт вместе с результатами его мониторинга и оценки применения в ТК. Перед началом публичного обсуждения предварительного стандарта, предлагаемого к утверждению в качестве национального стандарта, Росстандарт обеспечивает его опубликование в информационном указателе "Национальные стандарты" и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. ТК, с учетом результатов проведенной экспертизы, готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении предварительного стандарта в качестве национального стандарта. В случае принятия решения об утверждении предварительного стандарта в качестве национального стандарта Росстандарт обеспечивает его публикацию.

Предварительные стандарты применяются добровольно. Их применение становится обязательным в следующих случаях: принятие соответствующего организационно-распорядительного документа в рамках предприятия (организации), включение нормативных ссылок на предварительный стандарт в собственные стандарты организации или техническую документацию, а также в случае заключения соглашений или договоров (контрактов) со ссылками на предварительный стандарт. Особенностью является то, что применение предварительного стандарта не может подтверждаться знаком соответствия национальному стандарту. Предварительные стандарты не используются в качестве доказательной базы выполнения требований технических регламентов.

В заключение отметим, что современная российская стандартизация находится в процессе поиска оптимального решения. Ей присущ ряд недостатков: слабая связь с глобальной экономикой, отсутствие заинтересованности бизнеса в разработке стандартов, а также формально-декларативный подход к реализации базовых принципов стандартизации, таких как принцип консенсуса, вовлечение всех заинтересованных сторон в процесс разработки стандарта, обеспечение баланса интересов, открытость и прозрачность разработки стандарта, и т.д. Следствием существования указанных проблем является низкий экономический эффект стандартизации. Вместе с тем вектор на построение в России системы стандартизации, ориентированной на работу в условиях рыночной конкуренции, очевиден. Государство все в большей степени осознает, что оно не должно заниматься стандартизацией, его роль должна заключаться лишь в координации сферы стандартизации. Существенно активизировались работы по принятию Федерального закона о стандартизации, основной целью которого должно стать реальное участие национального бизнеса в разработке стандартов, содействующих индустриальному развитию страны. Важнейшей задачей является создание конкурентоспособной базы межгосударственных стандартов, содействующих выполнению требований технических регламентов ТС.

Литература

  1. Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Применение документов по стандартизации, включенных в перечни, сопровождающие технические регламенты // Стандарты и качество. 2012. N 4.
  2. Берновский Ю. Закон "О стандартизации": вносим предложения! // Стандарты и качество. 2012. N 9.
  3. Запорожец А.М. Правовое регулирование научно-технологических разработок // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2010. N 4.
  4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2006.
  5. Лоцманов А. О реформе систем технического регулирования в странах СНГ // Стандарты и качество. 2008. N 10.
  6. Стандартизация требует научного подхода [из выступления С.В. Пугачева на круглом столе "Научно-методические основы стандартизации"] // Стандарты и качество. 2012. N 2.
  7. Техническое регулирование: правовые аспекты: Научно-практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Ю. Саламатов. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  8. Цуканов Е. Как живется стандартам сегодня? // Стандарты и качество. 2009. N 2.