Мудрый Юрист

Модернизация экономики: экономико-правовые проблемы инновационного предпринимательства в таджикистане

Исмаилов Шавкат Махмудович, заведующий кафедрой экономического и финансового права Финансово-экономического института Таджикистана, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются вопросы экономико-правового регулирования инноваций и инновационного предпринимательства, а также их основные признаки. С учетом опыта развитых рыночных стран изучаются возможности модернизации национальной экономики на основе производства инновационной продукции.

Ключевые слова: предпринимательство, негативные факторы развития, предприниматель-новатор, признаки новаторской деятельности, инновации, инновационное предпринимательство.

Modernization of economics: economics-law problems of innovational entrepreneurship in Tadzhikistan

S.M. Ismailov

Ismailov Shavkat Makhmudovich, head of the Chair of Economic and Financial Law of Financial-Economics Institute of Tadzhikistan, doctor of juridical sciences, professor.

The article reviews economic and legal regulations of innovations and innovative entrepreneurship, as well as their basic features. Based on the experience of developed market countries the possibilities of modernization of the national economy to produce the innovative products are being studied.

Key words: entrepreneurship, the negative development factors, an innovative entrepreneur, innovation signs, innovations, innovative entrepreneurship.

Продолжающийся с 2008 года глобальный экономический кризис и потребности в модернизации национальных экономик всех стран, в том числе самых развитых стран мира, еще раз подтвердили необходимость участия государства в преодолении проблем рыночного регулирования экономических процессов и развития предпринимательства. Именно государство может обеспечить контроль за негативными проявлениями внешних эффектов путем установления необходимых требований к производителям, а также стимулируя деятельность участников рынка по уменьшению негативных воздействий экстерналий <1>.

<1> Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. С. 18.

Как и в других странах, Законом Республики Таджикистан "О государственной защите и поддержке предпринимательства <2> определены формы государственной поддержки предпринимательства, в том числе:

<2> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан (Трудовой кодекс Республики Таджикистан). 2002. N 4. Ч. 1. Ст. 293.

Специальными законами регулируются вопросы создания инфраструктуры инновационного предпринимательства - свободных экономических зон, бизнес-инкубаторов и технологических парков <3>, для которых предусмотрены значительные налоговые и иные льготы. Однако указанная инфраструктура, содействуя возможному развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, пока еще не воздействует непосредственно на уровень промышленного производства.

<3> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2010. N 7. Ст. 629; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. N 3. Ст. 700.

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрены льготы для новых предприятий, осуществляющих переработку хлопка-волокна и иного сельскохозяйственного сырья, для заказчиков и подрядчиков строительства гидроэлектростанций, установлены упрощенные формы налогообложения для дехканских (фермерских) хозяйств и субъектов малого бизнеса. При исчислении налога на прибыль допускается вычет расходов на научные исследования, проектные разработки и опытно-конструкторские работы <4>.

<4> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2012. N 9. Ст. 838.

Однако сфера регулирования Закона Республики Таджикистан "О государственно-частном партнерстве" <5> охватывает реализацию совместных проектов в сфере инфраструктуры и социальных услуг, что ограничивает применение его положений в отношении инновационной деятельности.

<5> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2012. N 12. Ст. 907.

В четырех свободных экономических зонах, созданных в Таджикистане, проблемы индустриализации и модернизации производства разрешаются очень медленно, фактически льготы предоставляются всем участникам зон независимо от вида деятельности. На остальной территории страны предпринимательство в основном представлено торговой деятельностью, эффективность от использования льготных и упрощенных налоговых режимов для промышленности и сельского хозяйства не определена, экономический рост имеет внутренне-ориентированный характер. Небольшой размер экономики и недостаточность внутреннего производства делают хозяйство страны крайне уязвимым к воздействию негативных внутренних и внешних факторов.

В решении вопроса о снижении воздействия негативных факторов, в том числе глобального экономического кризиса, на экономику страны и стимулировании наступательного развития предпринимательства по опыту развитых рыночных стран важную роль могла бы сыграть модернизация экономики на основе инновационного предпринимательства, обеспечивающая развитие национальной экономики в первую очередь за счет распространения инноваций (нововведений).

Таджикистану, несмотря на наличие богатых природных ресурсов и избыточной рабочей силы, при сложившейся социально-экономической ситуации пока еще, к сожалению, далеко до серьезного применения инновационных возможностей экономического развития.

Вместе с тем такая задача исходит из поручения Президента Республики Таджикистан о разработке Стратегии инновационного развития страны на период до 2020 г., а также в связи с созданием в структуре Министерства промышленности отдела новых технологий.

Это предполагает модернизацию имеющихся и формирование новых производств на основе новой техники и технологии, более широкое применение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности. Разработка такой инновационной политики требует привлечения различных специалистов, в том числе правоведов, для разрешения возникающих проблем.

В качестве примеров инновационного предпринимательства в развитых странах могут быть рассмотрены распространенные ныне услуги предприятий электрической связи в качестве платежных агентов абонентов, а также использование Интернета для удешевления международной связи, широкое распространение информационно-коммуникационных технологий для улучшения организации производства. Примером такого рода для Таджикистана является расширение сельскохозяйственного производства овощей посредством теплиц (парников) в зимний период, обеспечивающее потребности населения взамен завоза из других стран.

Специфику правового регулирования деятельности предпринимателей-новаторов (инновационного предпринимательства) национальное законодательство не устанавливает, формы их целевой государственной поддержки не определены, выделение инновационного предпринимательства из всего массива субъектов предпринимательства для анализа и разработки необходимых мер государственной поддержки не осуществляется. Более того, гражданское законодательство, ограничиваясь имущественными отношениями, не предусматривает и не регулирует инновационных отношений, не определяет их специфики.

По Й. Шумпетеру, одним из основных факторов производства (наряду с землей, капиталом и трудом), обеспечивающих экономический прогресс, является предприниматель-новатор, функция которого заключается в осуществлении типов новых комбинаций в развитии, а именно <6>:

<6> См.: Базилевич В.Д. Неортодаксальна теорiя Й.А. Шумпетера // Iсторiя економiчних учень: У 2 ч. 3-е издание. К.: Знання, 2006. Т. 2. С. 312 - 324.

Среди признаков осуществления новаторской предпринимательской деятельности (использования новых комбинаций в развитии производства) можно выделить следующие признаки <7>:

<7> Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 177 - 185.; Признаки инновации также определены Грибановым Д.В., см. об этом: Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. N 4 (73). С. 147.

Если учитывать, что благодаря таким предпринимателям от нововведений обеспечивается не столько их личная потребность, сколько потребности всего общества, их производственная деятельность продолжается независимо от удовлетворения их личных потребностей; осуществление инноваций способствует модернизации других секторов экономики, возникает необходимость правового регулирования деятельности инновационного предпринимательства как особой формы предпринимательской деятельности.

Распространена позиция, в соответствии с которой правовой базой инновационной деятельности является законодательство об интеллектуальной собственности <8> или научно-технической деятельности. Однако это положение не полностью соответствует признакам инновационной деятельности, поскольку предприниматель-новатор не обязательно собственник новации, а лицо, которое имело возможности и решилось осуществить ее (новацию), применяет ее в предпринимательской деятельности (например, в Южной Корее и Китае, которые добились экономического развития на основе новаций из других стран).

<8> Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер. С. 451.

Установление правовых основ инновационного предпринимательства, регламентация их сотрудничества с субъектами, применяющими инфраструктуру предпринимательства, эффективное использование средств Фонда поддержки предпринимательства и других финансовых источников, а также иные меры организационного, экономического и правового характера будут способствовать формированию в стране благоприятного климата для развития инновационной предпринимательской деятельности и модернизации национальной экономики.

Несмотря на широкое использование понятий "инновация", "инновационная деятельность" и "инновационное предпринимательство", до сих пор они в виде общепризнанных понятий определены, что методологически затрудняет их экономическое и правовое изучение.

Венгерский экономист Б. Санто определяет инновацию как процесс: инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей или изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий, и в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, то ее появление на рынке сможет принести добавочный доход. Подобного понятия придерживаются и другие ученые, исследующие эту проблему <9>.

<9> См.: Чулок А.И. Предпринимательство и инновации: основные понятия и классификация // Российское предпринимательство. 2000. N 1 (1). С. 48; Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001. С. 17; Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 18; Волынкина М.В. Инновации и предпринимательство: соотношение понятий // Закон. 2006. N 4. С. 33.

Отдельные авторы, как и Й. Шумпетер, рассматривают инновацию в более широком плане - в качестве непосредственного фактора экономического развития <10>. Б. Твисс говорит об инновации как о процессе, при котором у изобретения или новой идеи появляется экономическое содержание. М. Калецки разработал свою концепцию, в которой существует возможность (в границах циклов товарного обращения) обеспечения стабильного экономического роста. М. Калецки отмечает, что импульсы развития могут нарушить цикличность экономики и сделать развитие экономики "скачкообразным". К импульсам он относит и инновации. Г. Менш утверждает, что по мере снижения потенциала большой инновации возникает ситуация "технологического пата" и последующая за ней стагнация в экономике. Ф. Никсон дает следующее определение термину инновации - совокупность технологических, коммерческих и производственных мероприятий, в результате которых на рынке появляются новые и улучшенные промышленные процессы и оборудование. Из работ Н.Ю. Журавлевой и В.Г. Медынского инновация может пониматься как результат, как система, как изменение и процесс.

<10> См.: Нурмагамбетов Е.С. Понятие и сущность инновации (15 июля 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.predictor.kz.

Д.В. Грибанов определяет инновацию как общий объект правоотношения, специфичный в каждом конкретном правоотношении, отличающийся своим нематериальным содержанием и представляющий собой полезное знание, но не в виде идеи, а реализованное, т.е. существующее в виде организованного процесса или продукции <11>.

<11> Грибанов Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. N 4. С. 148.

Во всех представленных определениях имеются общие свойства в отношении создания и использования инноваций, которые рассматриваются как катализатор экономического развития.

С учетом этого предложим версию правового понятия: инновационное предпринимательство - особая, более рисковая форма предпринимательства, основанная на свободном использовании способностей (знаний, навыков) и имущества отдельных личностей, направленная на существенное совершенствование традиционных способов использования указанного имущества и организации производства товаров (работ, услуг) в целях систематического получения в некоторый период времени сравнительно большего размера прибыли (дохода).

Кроме отсутствия единого понятийного аппарата в отношении инновационного предпринимательства, следует отметить декларативность, невзаимосвязанность и неконкретность действующих норм права в этой сфере, отсутствие базового закона в сфере общественных отношений, неопределенность вхождения нового объекта в правовую систему, что связано с новизной и недостаточной экономико-правовой изученностью предмета регулирования. "Одна из основных функций государства в области экономической деятельности, - отмечает Е.П. Губин, - заключается в формировании правовой базы для эффективного функционирования рынка, в создании стабильных правил игры" <12>.

<12> Губин Е.П. Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития // Предпринимательское право в рыночной экономике. М.: Новая правовая культура, 2004. С. 96.

Формирование и развитие инноваций и инновационного предпринимательства требует разработки достаточно сложного комплексного правового механизма, способного взаимоувязать между собой общественные отношения в области инноваций, интеллектуальной собственности, внедрения инноваций в производство с отношениями в области инвестиций и предпринимательства, то есть создается "экономика инновационная, которая требует иного правового обеспечения" <13>.

<13> Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. С. 606.

Срочная разработка такого комплексного законопроекта должна базироваться на имеющихся экономических и правовых исследованиях об инновациях и инновационном предпринимательстве, опыте развитых рыночных и соседних стран. Недостаточность имеющихся сведений о предмете, объекте и субъектах регулирования, отношениях с субъектами инфраструктуры, размерах и способах государственной финансовой поддержки, методах отбора субъектов, нуждающихся в государственной поддержке, оценке влияния их результатов на развитие отрасли экономики, органах государственного регулирования развития инноваций и иных вопросах может быть восполнена в процессе практической реализации законопроекта. По примеру Европы, США и Индии в данном законопроекте может быть предусмотрена норма об осуществлении государственно-частного партнерства с субъектами инновационного предпринимательства.

Одновременно другие нормы национального права, устанавливающие формы государственной поддержки для развития предпринимательства в целом, целесообразно максимально переориентировать на точечную поддержку отдельно выбранных субъектов инновационного предпринимательства, принятых в качестве "локомотивов развития", что соответствует принятой политике инновационного развития страны.

В качестве основы для разработки указанного Закона может быть взят Модельный закон, принятый Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ "Об инновационной деятельности" (2006), одновременно с которым целесообразна разработка других сопутствующих законов (о передаче технологий, о государственно-частном партнерстве в разработке инновационной продукции, о развитии национальной инновационной системы и пр.) <14>.

<14> Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики / Под общей ред. акад. РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. С. 205.

Литература

  1. Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики / Под общей ред. акад. РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2011. 263 с.
  2. Грибанов Д.В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Российский юридический журнал. 2010. N 4.
  3. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристъ, 2005. 314 с.
  4. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер. 560 с.
  5. Российское предпринимательское право / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект. 2011. 709 с.