Мудрый Юрист

Место инновационного права в системе российского права *

<*> Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина" (МГЮА); НИР "Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе", проект N 2.1.1.1.

Ефимцева Татьяна Владимировна, заведующая кафедрой предпринимательского и природоресурсного права Оренбургского института (филиала) МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук, доцент.

В статье на основе анализа таких признаков инновационного права, как предмет, метод, принципы, система, обосновывается положение о том, что инновационное право является подотраслью предпринимательского права.

Ключевые слова: инновационное право, предмет и метод правового регулирования, принципы, система, предпринимательское право.

Place of innovational law in the system of Russian law

T.V. Efimtseva

Efimtseva Tatiana Vladimirovna, head of business and natural resources law chair Orenburg institute (branch) of Moscow State Law University named O. Kutafin (MSLA), PhD, assistant professor.

In the article on the basis of analysis of such evidences as subject, method, principles, system we prove the provision that innovative law is the branch of business law.

Key words: innovative law, subject and method of legal regulation, principles, system, business law.

Право как явление имеет динамичный, а не статичный характер, вследствие чего находится в процессе непрерывного развития. Поэтому дискуссии по поводу его системы и структурных элементов всегда будут актуальны. В жизни постоянно появляются новые сферы деятельности, возникают новые общественные отношения, которые объективно нуждаются в соответствующем правовом регулировании через совокупность правовых норм. Таким образом, потребности общества и государства объективно подводят законодателя к изданию новых норм для регламентации новых сфер общественных отношений.

Новой сферой правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в процессе инновационной деятельности. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, снижению затрат на производство продукции, притоку инвестиций, повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Современное состояние правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации характеризуется отсутствием единых методологических подходов к созданию необходимой законодательной базы. Действующие правовые акты не учитывают реально существующих экономических и социальных условий, а законодательство в данной сфере не имеет системного характера. По общему правилу нормативные акты, регулирующие инновационную деятельность, являются несогласованными между собой. Несмотря на то что они содержат общие, наиболее принципиальные правила, эти нормативные акты не регулируют инновационную деятельность как последовательный, единый инновационный процесс, направленный на ускорение экономического развития России.

Таким образом, несовершенство законодательства, именуемого инновационным, заключается не в наличии большого числа нормативных актов, а в отсутствии между ними необходимой согласованности. В результате эти акты воспринимаются правоприменителем не как акты конкретной отраслевой группы, а как разнородные комплексные документы, что нельзя признать обоснованным. Многие из них перегружены нормами различных отраслей права (гражданского, административного, налогового, финансового), причастных к регулированию экономических отношений, в силу чего нормативные правовые акты, посвященные инновационной деятельности, не поддаются какой-либо систематизации.

Вопрос о месте норм данного нормативного массива в системе российского права до сих пор остается нерешенным. Это может привести к появлению автономного конгломерата норм, посвященных инновационной деятельности, не сочетающегося с существующими нормами бюджетного, гражданского, административного и иного законодательства.

Проблематика инновационного законодательства и инновационного права в России на сегодняшний день не подкреплена необходимыми научными исследованиями в области права, поскольку объем правовых исследований по этой теме весьма незначителен. В этом можно усмотреть причину того, что хотя и фрагментарная, но реальная законодательная деятельность в сфере инноваций не имеет научно обоснованных практических рекомендаций для исполнительной и законодательной власти. Поэтому инновационное законодательство развивается не только медленно и непоследовательно, но также без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета регулирования и регулируемых отношений.

Инновационное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования результатов интеллектуальной деятельности, а также в результате государственного воздействия на этот процесс посредством планирования, организации, контроля, поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, на основе гармоничного сочетания диспозитивных и императивных начал.

Предметом инновационного права являются общественные отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности, а также общественные отношения, возникающие в результате государственного воздействия на процесс инновационной деятельности посредством планирования, организации, контроля, поддержки.

Все общественные отношения, регулируемые инновационным правом, тесно взаимосвязаны и обладают следующими особенностями:

Под методом инновационного права следует понимать совокупность приемов и способов воздействия норм инновационного права на общественные отношения, складывающиеся в инновационной сфере деятельности. Метод инновационного права может быть назван императивно-диспозитивным, то есть сочетающим в себе императивные и диспозитивные начала. При помощи диспозитивных приемов регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности. Императивные способы применяются главным образом в ходе государственного воздействия на инновационную деятельность посредством планирования, организации, контроля, поддержки.

При этом важно отметить, что в целях повышения эффективности законодательного регулирования инновационной деятельности различные приемы должны использоваться не в отрыве друг от друга, а в комплексе, что позволяет говорить о применении в инновационном праве комплексного (системного) подхода к правовому регулированию.

Под инновационными правоотношениями следует понимать общественные отношения, урегулированные инновационным правом. Они могут быть классифицированы по различным основаниям:

К принципам инновационного права относят:

Некоторые из вышеперечисленных принципов, например принцип гармоничного сочетания публичного и частного в правовом регулировании общественных отношений, являются основными исходными началами в первую очередь предпринимательского права.

Что же касается системы инновационного права, то она включает в себя общую и особенную части. В общую часть инновационного права, которая распространяет свое организующее воздействие на все отношения, регулируемые инновационным правом, входят нормы о правовом положении субъектов инновационного права, о правовом режиме объектов инновационных правоотношений, о государственном регулировании инновационной деятельности.

Особенную часть инновационного права составляют нормы о договорах, заключаемых субъектами в процессе осуществления инновационной деятельности, а также нормы об особенностях правового регулирования инновационной деятельности в различных отраслях экономики (биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование; индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные системы; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение и др.).

Современному инновационному праву соответствует инновационное законодательство, систематизацию которого представляется возможным провести посредством разработки и принятия Федерального закона "Об основах государственного регулирования инновационной деятельности". В указанный Закон могут войти следующие положения:

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что единство правового регулирования частноправовых и публично-правовых отношений, возникающих в инновационной сфере деятельности, может быть обеспечено только в результате признания инновационного права подотраслью предпринимательского права, которое само является комплексным правовым образованием системы российского права, стремящимся к самостоятельности.

Литература

  1. Азми Д.М. Правовая структуризация и систематика. М.: Юстицинформ, 2010.
  2. Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности: Проблемы теории. М.: Аспект Пресс, 2007.
  3. Городов О.А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб.: Университетский издательский консорциум "Юридическая книга", 2008.
  4. Ефимцева Т.В. Инновационное право Российской Федерации: Монография. Рязань: Издательство "Концепция", 2014.
  5. Ефимцева Т.В. Взаимодействие и взаимосвязь творческих и предпринимательских начал в процессе осуществления инновационной деятельности // Предпринимательское право. 2011. N 4.
  6. Ефимцева Т.В. Соотношение инновационного права и трудового права // Бизнес и право в России и за рубежом (Приложение к журналу "Предпринимательское право"). 2013. N 3.
  7. Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М.: Юстицинформ, 2008.
  8. Стрельникова И.А. Понятие и место транспортного права в системе права России. М.: Юрлитинформ, 2009.