Мудрый Юрист

Особенности досудебного производства по уголовным делам в азербайджанской республике

Пастухов Павел Сысоевич, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье дается общая характеристика форм предварительного расследования, предусмотренных в Азербайджанской Республике. Особое внимание уделено анализу уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего дознание и предварительное следствие.

Ключевые слова: уголовно-процессуальный кодекс, дознание, предварительное следствие, досудебное производство.

Features pre-production in criminal cases in Azerbaijan Republic

P.S. Pastukhov

This article gives a general description of the preliminary investigation forms provided for in the Azerbaijan Republic. Particular attention is paid to the analysis of criminal procedure legislation governing inquiry and preliminary investigation.

Key words: Criminal Procedure Code, inquiry, preliminary investigation, pre-trial proceedings.

Досудебное производство в Республике Азербайджан осуществляется путем производства предварительного расследования, которое реализуется в двух формах - предварительное следствие либо дознание. Эти формы имеют принципиальные различия, поскольку, согласно Уголовно-процессуальному кодексу Азербайджанской Республики <1>, предварительное следствие и дознание действительно самостоятельные и имеют собственную специфику формы расследования.

<1> Далее - УПК АР.

В соответствии с УПК АР дознание может быть двух видов: проведение неотложных следственных действий по уголовным делам, предварительное следствие по которым обязательно; упрощенное досудебное производство по некоторым очевидным преступлениям, не представляющим большой общественной опасности (ст. 214).

Согласно ст. 214.3 УПК АР дознание в виде проведения неотложных следственных действий организуется в целях установления и закрепления следов преступления. В УПК АР, в отличие от УПК РФ, закреплен перечень неотложных следственных действий, чего нет в российском уголовно-процессуальном законе. Таким образом, азербайджанский законодатель, в отличие от российского, не отказался от конкретного перечня неотложных следственных действий, продолжив тем самым традиции советского уголовно-процессуального законодательства.

Другой вид дознания - упрощенное досудебное производство. В целом оно напоминает упраздненный в России институт протокольной формы досудебной подготовки материалов. Упрощенное досудебное производство осуществляется по очевидным преступлениям (лицо, совершившее преступление, известно), не представляющим большой общественной опасности (ст. 214.4 УПК АР).

Для начала упрощенного дознания требуется жалоба потерпевшего, его законного представителя или представителя потерпевшего (ст. 293 УПК АР). Этот исходный пункт, согласно ст. 294.2 УПК АР, называется возбуждением упрощенного досудебного производства, т.е. дознание открывается путем подачи жалобы потерпевшим и не требует возбуждения уголовного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 295 УПК АР дознание в виде упрощенного досудебного производства проводится в течение 10 дней с момента поступления жалобы. Таким образом, максимальный срок упрощенного досудебного производства (дознания) составляет 10 дней и не может быть продлен кем-либо. По общему правилу при расследовании в форме дознания возможно производство лишь одного следственного действия - допроса (пострадавшего; лица, совершившего деяние, предусмотренное уголовным законом; свидетелей), а также истребование документов (справок).

При определенных условиях разрешается проведение и других следственных действий. Так, согласно ст. 295.3 УПК АР, дознаватель при упрощенном производстве вправе провести неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, личное освидетельствование, очную ставку, следственный эксперимент. Они могут осуществляться, если показаний, полученных в результате допросов и истребования документов (справок), недостаточно для установления обстоятельств совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, личности человека, его совершившего, других обстоятельств, необходимых для обеспечения всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства.

В рамках этого производства следственные действия могут быть также проведены по ходатайству лица, подавшего жалобу, его законного представителя и его защитника, если они лично не могут представить необходимые доказательства или сообщить сведения о них, или по поручению прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным следствием (ст. 295.4 УПК АР). Таким образом, при производстве расследования в форме дознания явно ограниченны процессуальные средства, исключается возможность применения мер пресечения и существенно сокращены возможности применения других мер процессуального принуждения.

В упрощенном досудебном производстве нет таких участников уголовного процесса, как потерпевший, подозреваемый или обвиняемый. Вместо них участниками являются пострадавший и лицо, совершившее деяние, предусмотренное уголовным законом. Вместе с тем следует особо отметить, что пострадавший, как и потерпевший, вправе пользоваться услугами представителя, а лицо, совершившее деяние, - услугами защитника.

Упрощенное досудебное производство завершается составлением протокола (ст. 296 УПК АР). Положения УПК АР предусматривают, что сторона защиты знакомится с материалами дела после составления итогового протокола.

Решение о направлении материалов упрощенного досудебного производства в суд принимает прокурор (ст. 297 УПК АР). Если прокурор сочтет, что собранных доказательств недостаточно для выдвижения обвинения, он вправе по материалам упрощенного досудебного производства вынести постановление о возбуждении уголовного дела и поручить производство предварительного следствия. Таким образом, прокурор вправе заменить дознание предварительным следствием. Аналогичное положение зафиксировано в ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Однако в азербайджанском уголовном процессе прокурор не может заменить предварительное следствие дознанием. В отечественном же судопроизводстве прокурор наделен такими полномочиями по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

Законодатель Азербайджана, в отличие от законодателя России, не перечисляет органов предварительного следствия и дознания, а отсылает к другим нормативным актам. Кроме того, законом не регулируется и подследственность. Указанные вопросы разрешены Указом Президента АР от 25 августа 2000 г. "О применении Закона Азербайджанской Республики "Об утверждении, вступлении в силу Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики и связанных с этим вопросах правового регулирования" и утвержденного этим Законом Уголовно-процессуального кодекса Азербайджанской Республики" <2>.

<2> См.: Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики. Баку, 2001.

Расследование в форме дознания осуществляется дознавателями органов внутренних дел, национальной безопасности, налоговых и таможенных органов <3>.

<3> В Азербайджанской Республике органы дознания по своей ведомственной принадлежности практически совпадают с органами предварительного следствия, за исключением прокуратуры и органов юстиции, которые являются только органами предварительного следствия.

Таким образом, предусмотренный УПК АР упрощенный вид дознания весьма точно копирует институт протокольной формы досудебной подготовки материалов, предусмотренный УПК РСФСР, кроме обязательности подачи жалобы. Полагаем, законодатель Азербайджанской Республики поступил правильно, закрепив в Уголовно-процессуальном кодексе упрощенное досудебное производство.

Как и в отечественном уголовном процессе, предварительное следствие по замыслу азербайджанского законодателя является основной процессуальной формой производства предварительного расследования (ст. 215.1 УПК АР). В результате указанные формы имеют больше сходства, чем различий. Так, предварительное следствие и в том и в другом государстве производится только по возбужденному делу. Основные положения о процессуальном порядке расследования, системе органов предварительного следствия также совпадают, хотя отдельные процедуры имеют некоторые особенности. Например, по итогам предварительного следствия, согласно нормам УПК АР, составляется обвинительный акт.

В Азербайджане предварительное следствие производится следователями прокуратуры (ст. 215.2 УПК АР) и соответствующих органов исполнительной власти <4> по делам о тяжких, особо тяжких преступлениях и преступлениях средней тяжести, выделяемых законодателем в качестве наиболее сложных для расследования, которые не отнесены к расследованию в форме дознания в ст. ст. 215.3 - 215.5 УПК АР. Органы дознания по этим делам могут проводить только неотложные следственные действия.

<4> К их числу относятся Министерство внутренних дел, Министерство национальной безопасности, Министерство налогов, Государственный таможенный комитет. Вопросы подследственности следователей прокуратуры регламентированы УПК АР, а органов исполнительной власти - упомянутым Указом Президента. Анализ УК АР показывает, что следователи прокуратуры, как правило, расследуют наиболее общественно опасные преступления против жизни и здоровья, мира и безопасности человечества и др.

В соответствии со ст. 218 УПК АР предварительное следствие по уголовным делам в зависимости от характера и степени тяжести преступления должно быть закончено:

Этот срок в связи со сложностью уголовного дела на основании мотивированного ходатайства следователя и представления прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием, может быть продлен соответственно военным прокурором Азербайджанской Республики, прокурором города Баку, прокурором Нахчыванской Автономной Республики или заместителем Генерального прокурора Азербайджанской Республики в следующем порядке:

По делам, расследование которых представляет особую сложность, на основании мотивированного ходатайства следователя и представления прокурора, осуществляющего процессуальное руководство предварительным расследованием, согласованного соответственно с военным прокурором Азербайджанской Республики, прокурором города Баку, прокурором Нахчыванской Автономной Республики, срок следствия может быть продлен заместителем Генерального прокурора Азербайджанской Республики в следующем порядке:

Дальнейшее продление сроков может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Азербайджанской Республики и только в случаях особой сложности дела и при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде ареста:

Таким образом, в уголовном процессе Азербайджанской Республики предварительное следствие и дознание действительно самостоятельные формы расследования преступлений. Дознание представляет собой упрощенное и ускоренное производство, которое по своему содержанию совпадает с протокольным досудебным производством (за исключением обязательности подачи жалобы), а предварительное следствие является основной формой расследования по делам о тяжких, особо тяжких преступлениях и преступлениях средней тяжести.

Литература

  1. Гаврилов Б.Я. О мерах по законодательному совершенствованию досудебного производства // Российский следователь. 2011. N 16.
  2. Гаджиева О. Понятие и классификация субъектов уголовного процесса в законодательстве Азербайджанской Республики // Российский следователь. 2009. N 7.
  3. Зинатуллин З.З., Коржев С.В. Досудебному производству по уголовным делам - надлежащее правовое регулирование // Российская юстиция. 2011. N 1.
  4. Мехбалыев И.С. Проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве Азербайджанской Республики // Российский следователь. 2008. N 22.
  5. Мехтиев Э.З. Проблемы совершенствования упрощенной формы досудебного производства в уголовном процессе Азербайджанской Республики // Российский следователь. 2009. N 6.