Мудрый Юрист

Признаки охраноспособности коммерческих обозначений

Свищева Екатерина Игоревна, специалист в области права интеллектуальной собственности.

Родилась 14 ноября 1991 г. в г. Москве. В 2014 г. окончила Московский городской университет управления Правительства Москвы.

В статье рассмотрены существенные признаки охраноспособности коммерческих обозначений, а также их особенности, закрепленные в действующем законодательстве. Основные положения раскрыты с использованием сложившейся судебной практики. Автором выдвигается возможность отнесения коммерческого обозначения к объектам авторского права.

Ключевые слова: коммерческое обозначение, средство индивидуализации, предприятие, исключительные права, интеллектуальная собственность.

Signs of eligibility of commercial labels

E.I. Svishcheva

The article describes the essential features of the eligibility of commercial labels and their features laid down in the legislation. The main provisions are disclosed using the existing case law. The author puts forward the possibility of classifying the commercial label as an object of copyright.

Key words: commercial label, means of individualization, company, exclusive rights, intellectual property.

В современном мире особую актуальность приобретает интеллектуальная собственность, способствующая ведению бизнеса и качественно повышающая уровень сферы общественного благосостояния. Благодаря этому происходит установление стабильной конкуренции, развитие и внедрение совершенно новой продукции и видов услуг, обеспечиваются рабочие места и занятость населения.

Понятие "интеллектуальная собственность" охватывает широкий спектр прав, закрепленных в международных правовых актах и законодательстве Российской Федерации: в отношении результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана <1>. Само понятие получило распространение на мировой арене в 60-е гг. XX в.

<1> См.: пункт 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Парламентская газета. N 214-215. 2006. 21 дек.

В свою очередь, к средствам индивидуализации, безусловно, относятся товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Коммерческое обозначение является наиболее уязвимым объектом интеллектуальной собственности, так как не подлежит обязательной регистрации. Регулирование отношений, возникающих при реализации права на данное средство индивидуализации, осуществляется исключительно на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Конвенции по охране промышленной собственности [1]. Положения данных нормативных актов не являются полными в отношении коммерческих обозначений. Например, существенной проблемой является отсутствие легального понятия объекта и его содержания, недостаточное отражение требований, предъявляемых к этому средству индивидуализации.

Таким образом, в Гражданском кодексе Российской Федерации не отражено понятие коммерческого обозначения, но зафиксированы существенные признаки и особенности.

В первую очередь коммерческие обозначения должны иметь три обязательных признака:

  1. Обладать достаточными различительными признаками, которые дают возможность различать между собой разные предприятия и исключают введение в заблуждение потребителей.

В качестве примера можно привести следующее судебное дело.

ЗАО "ДИКСИ Юг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Садко-Л" о запрете использования в качестве какого-либо из средств индивидуализации юридического лица, в том числе в сети Интернет, обозначения "ДИКСИКА", сходного до степени смешения со средствами индивидуализации истца; запрете ответчику осуществлять недобросовестную конкуренцию в форме незаконного использования обозначения "ДИКСИКА" и стилевого оформления магазинов, сходных до степени смешения со средствами индивидуализации и стилевым оформлением магазинов истца и взыскании в качестве возмещения убытков, причиненных истцу в результате незаконного использования средств индивидуализации истца и недобросовестной конкуренции.

Суд установил, что обозначения "ДИКСИ" и "ДИКСИКА" не являются тождественными, но фонетический, графический и смысловой анализ этих обозначений позволяет сделать вывод об их сходстве до степени смешения. Слово "дикси" полностью включено в слово "диксика", данные слова являются однокоренными. Добавление в конце слога частицы "-ка" при одинаковом ударении на первый слог не придает данным словам достаточной различительной способности. Об этом свидетельствуют и социологические исследования, которые показали, что у потенциальных потребителей услуг имеется угроза смешения магазинов сети "ДИКСИ" и магазинов сети "ДИКСИКА".

Решение: требование удовлетворено, поскольку обозначение ответчика сходно до степени смешения с фирменным наименованием истца и его коммерческим обозначением, кроме того, истец стал использовать свое коммерческое обозначение раньше ответчика <2>.

<2> Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2011 г. по делу N А40-29335/10-143-251.

Таким образом, коммерческое обозначение ответчика ООО "Садко-Л" "ДИКСИКА" не обладает различительной способностью и ассоциируется с другим предприятием.

  1. У коммерческого обозначения должна присутствовать территориальная определенность. Предполагается сосредоточенность деятельности в рамках одной или нескольких зон, где действует предприятие и предприниматель осуществляет свою деятельность. На территории г. Москвы это может быть как сам город в целом, так и отдельные округа, районы и микрорайоны.

В своем диссертационном исследовании З.Р. Ожева предлагает ввести территориальное ограничение, локализация которого будет только в рамках муниципального образования и, соответственно, защита не будет распространяться на более крупные территориальные единицы [2].

На наш взгляд, такое предложение может привести к возникновению большого количества схожих или одинаковых рассматриваемых средств индивидуализации у разных правообладателей, но осуществляющих, возможно, деятельность в одной сфере. При этом организации между собой не будут иметь никаких гражданско-правовых связей.

Девятый апелляционный суд рассмотрел дело ИП Кобзевой Л.А. к Тармосинову Д.А. о запрете использовать коммерческое обозначение "БОНШЕРИ", принадлежащее ИП Кобзевой Л.А., в доменном имени bonsheri.ru в сети Интернет; запрете Тармосинову Д.А. использовать коммерческое обозначение "БОНШЕРИ" путем указания данного коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках либо каким-либо иным способом.

В обоснование принадлежности ИП Кобзевой Л.А. коммерческого обозначения "БОНШЕРИ" представлены договор аренды N 1 нежилого помещения от 15 апреля 2007 г., письмо за подписью заместителя Главы управы района Митино города Москвы от 19 марта 2013 г.

Суд указал в обжалуемом решении, что ему не представлено сведений о регистрации в установленном порядке договора аренды N 1 нежилого помещения от 15 апреля 2007 г., доказательств открытия такого салона и осуществления истцом деятельности с использованием обозначения "БОНШЕРИ" на какой-то определенной территории.

Соответственно, Постановлением девятого апелляционного суда решение было оставлено без изменений, апелляционная жалоба - без удовлетворения <3>.

<3> Постановление Девятого арбитражного суда от 24 декабря 2013 г. N 09АП-42382/2013-ГК по делу N А40-61749/13.
  1. Считается, что реализация критерия известности может выполняться путем размещения коммерческого обозначения на вывеске, находящейся на объекте недвижимости предприятия. В случае отсутствия материальных активов у организации известность может приобретаться благодаря рекламе, использованию на документах и т.п.

Гражданское законодательство закрепляет следующие особенности, присущие данному средству индивидуализации:

может осуществляться присвоение коммерческого обозначения представительствам и филиалам юридических лиц, которые выступают в качестве отдельных имущественных комплексов и именуются подразделениями, конторами, агентствами и т.д.;

предприниматель имеет право присваивать своему предприятию сокращенное коммерческое обозначение или представлять его не только на русском, но и на языках народов России, а также на иностранных языках;

коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации нескольких предприятий, но не является целесообразным, и законодательно запрещено применять на одном предприятии более двух коммерческих обозначений.

Наличие у коммерческого обозначения каких-либо фантазийных элементов или иллюстраций может послужить основанием отнесения его к объекту авторского права, но не является обязательным основанием для предоставления правовой охраны. Данное соотношение является спорным вопросом, так как для средств индивидуализации не установлены требования новизны и творческого характера. Рассматриваемая нами точка зрения может послужить основой для более объемного исследования и не исключает наличие внутренней связи характеризуемых объектов.

Нами рассматривается точка зрения, что коммерческое обозначение является объектом авторского права, непосредственно зачастую выраженным в виде определенного дизайна, изображения, фотографии, в объемно-пространственной форме.

Тем самым сначала автор создает в результате творческого труда объект - результат интеллектуальной собственности, например логотип компании для возникновения, осуществления и защиты авторского права, на который в нашей стране не требуется регистрация.

Немаловажным фактором является различие между авторскими и исключительными правами, а также правами на средства индивидуализации. Личные неимущественные и неотчуждаемые права авторства могут принадлежать только физическому лицу. Исключительные права, которые могут передаваться и отчуждаться другим лицам, могут быть у физических и юридических лиц, а также передаваться или отчуждаться в их пользу. Правами на средства индивидуализации обладают только субъекты предпринимательской деятельности.

В результате создания произведения, например логотипа, выраженного в любой форме, возникает право авторства и право на имя. Эти права являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе и при передаче или переходе исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, отказ от этого права считается ничтожным. Тем самым осуществляется признание авторства, и автор обладает правом использования и разрешения использования его произведения, с обязательным указанием имени правообладателя.

У некоторых произведений могут быть соавторы. Говоря о логотипе, можно предположить его создание благодаря совместной деятельности нескольких лиц. В таком случае все присущие права авторства распространяются и на соавторов.

Созданное произведение - логотип без согласия автора не может быть изменено или искажено, иным образом переработано или доработано, на этом основании реализуется право на неприкосновенность и защиту от искажений произведения.

Автор обладает правом на обнародование произведения - дизайнерского объекта, а в случае передачи прав другому лицу считается согласившимся на осуществление этого права от его лица.

На практике эта взаимосвязь видится следующим образом.

Во-первых, при недостаточности финансовых ресурсов организации или просто по собственному желанию возможно при наличии творческих способностей создать логотип самостоятельно. Тогда вопросов и проблем с переходом исключительных прав и реализацией неотчуждаемых прав автора не возникает.

Во-вторых, поручить создание логотипа штатному сотруднику своего предприятия. Это может быть и штатный дизайнер, и любой другой сотрудник, в обязанности которого входит именно такое задание. В этом случае мы можем говорить о служебном произведении. Если договором не будет определен другой порядок, то исключительное право на созданное произведение будет принадлежать работодателю. Работодателю необходимо учесть, что у работника сохраняются неотчуждаемые права, и в случае неиспользования созданного логотипа на протяжении трех лет, при не уведомлении автора, что произведение сохраняется в тайне и никому исключительные права не переданы по договору, они будут снова принадлежать непосредственно автору.

Не стоит забывать, что при использовании логотипа или передаче его третьим лицам по договору автор имеет право на вознаграждение, даже при сохранении произведения в тайне, что в случае с логотипом маловероятно. Размер выплат решается в индивидуальном порядке.

В-третьих, заказать создание логотипа независимому лицу - дизайнерскому бюро, художнику. При осуществлении такого варианта необходимо предусмотреть все аспекты перехода исключительного права, вознаграждения или оплаты услуг. Учитывая это, можно говорить о заключении договора об оказании услуг, заключаемого в свободной форме, или договора авторского заказа.

Договор авторского заказа имеет ряд особенностей, при его заключении может закрепляться как отчуждение исключительных прав на произведение, так и предоставление заказчику права использования в пределах, устанавливаемых договором. Любой из этих вариантов должен соответствовать при реализации положениям, закрепленным в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если произведение и его экземпляры правомерно опубликованы и введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения за исключением права следования.

Гражданский кодекс не имеет указания на прямую связь между авторским правом и коммерческим обозначением, но необходимо отметить наличие такой связи, так как коммерческие обозначения имеют широкие возможности использования и могут являться не только словесным выражением, но и графическими и изобразительными, дизайнерскими и в других видах. Исходя из этого, у средства индивидуализации возникают признаки произведения и первичного авторского права, которые необходимо принимать во внимание при правильном использовании коммерческого обозначения.

В подтверждение вышесказанного считаем необходимым привести пример из судебной практики.

ООО "Одноклассники" обратилось в арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Издательство "Эксмо" о взыскании 200 тыс. руб., включающих компенсацию за незаконное использование принадлежащих истцу исключительных прав на дизайн интернет-сайта в размере 90 тыс. руб., прав на доменное имя в размере 110 тыс. руб., изъятии из гражданского оборота тиража книги "ОдноклаSSники", содержащей объекты исключительных прав истца.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик нарушил принадлежащее истцу исключительное право на дизайн его фирменного стиля - логотип, используемый на сайте "www.odnoklassniki.ru", поскольку в оформлении обложки книги "ОдноклаSSники" ответчик использовал те же сочетания цветов и графических элементов, что и демонстрирующиеся на сайте "www.odnoklassniki.ru" в логотипе истца. В связи с этим объект, воспроизведенный ответчиком в книге "ОдноклаSSники" и сочетающий в себе цвета и графические элементы, является результатом переработки объекта (логотипа), размещенного истцом на сайте "www.odnoklassniki.ru".

При этом суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия со стороны ответчика нарушений исключительных прав заявителя на дизайн его фирменного стиля - логотип, используемый на сайте "www.odnoklassniki.ru", поскольку графический объект, используемый ответчиком в оформлении обложки книги "ОдноклаSSники", представляет собой самостоятельное произведение графики, создан и передан Н. как автором художественного оформления книги "ОдноклаSSники" ранее создания символьно-графического изображения - логотипа, размещенного на сайте "www.odnoklassniki.ru", исключительные права на который переданы заявителю.

ООО "Одноклассники" является обладателем исключительных прав на логотип, который используется на сайте "www.odnoklassniki.ru" на основании заключенного с Odnoklassniki LTD (Великобритания) договора от 1 февраля 2007 г. N 5. В свою очередь, Odnoklassniki LTD (Великобритания) приобрело исключительные права на указанный графический объект - логотип у гражданина У. как его создателя (художника) по договору от 1 ноября 2006 г. и акту сдачи-приемки логотипа от 1 ноября 2006 г.

Автором художественного оформления литературно-художественного произведения - книги "ОдноклаSSники" автора Д. является Н., что подтверждается трудовым договором от 14 марта 2005 г., заключенным Н. с ООО "Издательство "Эксмо", актом приемки работ от 2 октября 2006 г. N 0110/3, выполненных по указанному трудовому договору, сведениями, указанными на обложке и выходных данных книги "ОдноклаSSники" автора Д.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция сделала вывод, что произведение графики на обложке указанного литературно-художественного произведения "ОдноклаSSники" не может являться результатом переработки логотипа истца, используемого на сайте <4>.

<4> Постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2009 г. N КГ-А40/1594-09 по делу N А40-18395/08-26-81.

Многими учеными проводится параллель, что средства индивидуализации не могут быть приравненными к результатам интеллектуальной деятельности [3], так как у них отсутствует творческий характер. На наш взгляд, с этим утверждением нельзя согласиться, так как средства индивидуализации одновременно в ряде случаев могут являться произведением с конкретным автором. Если не предполагается активная творческая деятельность, как при возникновении фирменных наименований и наименований мест происхождения товаров, то даже такие средства индивидуализации имеют зачастую фантазийный, вымышленный характер и обладают определенной новизной, так как не могут быть схожими с другими подобными наименованиями и средствами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г.) // Закон. 1999. N 7. (Извлечение.)
  2. Ожева З.Р. Исключительные права на коммерческое обозначение в предпринимательском праве Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. М., 2013. С. 13.
  3. Клочун Т.Г. Исключительное право на коммерческие обозначения в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. М., 2007. С. 67, 68.