Мудрый Юрист

О количестве федеральных налогов в России

Тимошенко Владимир Александрович, профессор кафедры финансов, кредита и налогообложения Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук, почетный работник МНС России. Специалист в области налогового контроля, истории российского налогообложения.

Родился 23 марта 1946 г. В 1968 г. окончил Саратовский политехнический институт.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий "Проверки налоговых органов"(Тимошенко В.А., Спирина Л.В.) включен в информационный банк.

Автор ряда трудов по российскому налогообложению: "История российского налогообложения" (Саратов, 2001, 2003, 2009); "Налоговая политика России" (Саратов, 2004); "Налоговые проверки" (М., 2006); "Проверки налоговых органов" (М., 2009, 2010); "Налоговое администрирование и налоговый контроль" (Саратов, 2012) и статей в журналах "Финансы", "Налоговый вестник", "Право и экономика".

В статье анализируется малоизученный вопрос - о количестве федеральных налогов в российской налоговой системе с учетом их наличия в применяемых налогоплательщиками специальных налоговых режимах. Автор в результате анализа делает обоснованный вывод, что к восьми видам федеральных налогов и сборов, перечисленных в ст. 13 Налогового кодекса РФ, нужно еще добавить пять видов единого налога при применении таких спецрежимов, как УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН.

Ключевые слова: количество федеральных налогов, специальные налоговые режимы, единый налог, объект налогообложения.

Number of federal taxes in Russia

V.A. Timoshenko

The article studies the insufficiently known issue - the number of federal taxes in the Russian tax system, taking into account any applicable tax special tax regimes. The author makes a reasonable conclusion that to 8 types of federal taxes and fees listed in Art. 13 the Tax code, one should still add 5 kinds of single tax when applying such special tax regimes as SFAD, PSN, EN VD and ESHN.

Key words: amount of federal taxes, special tax regimes, single tax, object of taxation.

На первый взгляд ответ на вопрос о количестве федеральных налогов в России прост. В статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [1] приведены шесть федеральных налогов и два федеральных сбора: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и акцизы, государственная пошлина и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Итого восемь наименований федеральных налогов и сборов.

Лишь некоторые студенты излагают п. 7 ст. 12 НК РФ, где указано, что в рамках специальных налоговых режимов могут предусматриваться федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.

При этом дать ответ на вопрос, какие федеральные налоги и в каком количестве содержатся в рамках специальных налоговых режимов, затрудняются не только студенты, но и специалисты-практики.

Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Пунктом 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН);
  2. упрощенная система налогообложения (УСН);
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  5. патентная система налогообложения (ПСН).

При применении таких специальных налоговых режимов, как УСН, ЕНВД, ЕСХН и ПСН, взамен ряда налогов уплачивается основной - единый налог, который, согласно п. 7 ст. 12 НК РФ, относится к федеральным налогам.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ "налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога".

Приведем таблицу с указанием налогоплательщиков и объектов налогообложения единого налога при применении таких специальных налоговых режимов, как УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН.

Таблица 1

Налогоплательщики и объекты налогообложения единым налогом при применении таких специальных налоговых режимов, как УСН, ПСН, ЕНВД И ЕСХН

Наименование налога

Налогоплательщик

Объект налогообложения

Единый налог при применении упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)

Организации, индивидуальные предприниматели (ст. 346.12 НК РФ)

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ)

Единый налог при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (ст. 346.2 НК РФ)

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Единый налог при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели (ст. 346.28 НК РФ)

Вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 НК РФ)

Единый налог при применении патентной системы налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)

Индивидуальные предприниматели (ст. 346.44 НК РФ)

Потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности (ст. 346.47 НК РФ)

Выбор из всех обязательных элементов объекта налогообложения связан с тем, что каждый налог должен иметь свой самостоятельный объект налогообложения. Как указывает ст. 38 НК РФ, "объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога".

В таблице 1 показано, что при применении таких специальных налоговых режимов, как УСН, ПСН, ЕНВД и ЕС, имеют место пять видов единого налога.

Анализ таблицы показывает, что при применении таких специальных налоговых режимов, как УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН, имеют место пять видов единого налога. Каждый из этих видов федеральных налогов имеет свой объект налогообложения и свой круг налогоплательщиков, хотя между ними есть определенная схожесть.

Что касается такого специального налогового режима, как система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, то эта система имеет ограниченное применение и используется юридическими лицами и их объединениями при осуществлении деятельности в сфере добычи полезных ископаемых - нефти.

Спецификой данного режима является то, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах, а именно произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в пунктах раздела в соответствии с соглашением. Продукция, являющаяся долей инвестора (75 - 90% всей продукции), облагается комплексом хорошо известных налогов и сборов.

Здесь отсутствует основной - единый налог и, естественно, отсутствует объект налогообложения, относящийся к нему, в отличие от предыдущих специальных налоговых режимов. По всем другим взимаемым с инвесторов налогам имеются соответствующие объекты налогообложения.

Таким образом, можно утверждать, что к восьми видам федеральных налогов и сборов, перечисленных в ст. 13 НК РФ, можно приплюсовать пять видов единого налога при применении таких специальных налоговых режимов, как УСН (два вида единого налога с объектом налогообложения "доходы" и объектом - доходы, уменьшенные на величину расходов), ПСН, ЕНВД и ЕСН. Итого, по нашему мнению, в налоговой системе страны насчитывается 13 видов федеральных налогов и сборов.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Принята Государственной Думой 16 июля 1998 г. Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 г. // СПС "КонсультантПлюс".