Мудрый Юрист

Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект

Сагандыков М.С., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового и социального права Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

Шафиков А.М., старший преподаватель кафедры трудового и социального права, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

Введение: в статье проанализированы проблемы, связанные конституционным содержанием понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение". Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, не показано их соотношение и взаимодействие. Цель: авторы исследуют конституционно-правовое значение понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение". Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Результаты: Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием "социальная защита". При этом основополагающее понятие "социальное обеспечение" в статье не только не раскрыто, но даже не названо. Формирование современной системы социальной защиты населения обусловило появление и развитие некоторых ее форм, которые также нашли отражение в Конституции РФ. К числу таковых можно отнести социальную поддержку. Конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку. Выводы: предлагается рассматривать социальную защиту как основной элемент конституционного принципа, характеризующего Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека. К таковым относятся конституционные права и свободы в области труда, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, обеспечения благополучной окружающей среды, социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Ключевые слова: Конституция РФ; социальная защита; социальное обеспечение; конституционные права.

The rights of citizens for social protection and social security: the constitutional-legal aspect

M.S. Sagandykov, A.M. Shafikov

Sagandykov M.S., South Ural State University (National Research University).

Shafikov A.M., South Ural State University (National Research University).

Introduction: the article analyzes problems related constitutional concept of "social protection" and "social security". Constitutional provisions on social protection and social security scattered across many articles in chapters 1 and 2 of the Constitution, not shown their correlation and interaction. Purpose: the authors examine the constitutional and legal meaning of "social protection" and "social security". Methods: a methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, among which the leading ranks of the dialectical method. Used in the article General scientific (dialectics, analysis and synthesis, abstraction and specification) and private-scientific methods of research (formal and legal, technical and legal). Results: the Constitution of the Russian Federation in part 2 article 7 indicate different types of guarantees provided to people, bringing them together, united by the concept of "social protection". This fundamental notion of "social security" in article not only not solved, but not even named. The formation of modern system of social protection of the population contributed to the emergence and development of some of its forms, which is also reflected in the Constitution of the Russian Federation. Among these can be attributed social support. The constitutional right to social security does not cover the right to receive social support measures, which are additional social protection measures that are installed on a categorical basis. Conclusions: Invited to consider social protection as a basic element of the constitutional principle that characterize the Russian Federation as a social state. Social protection expressed in the complex constitutional rights and freedoms of man and citizen, aimed at ensuring a decent standard of life and a free development of man. These include constitutional rights and freedoms in the field of employment, protection of family, motherhood, fatherhood and childhood, health, a healthy environment, social security, social insurance and social support of some categories of citizens.

Key words: the Constitution of the Russian Federation; social protection; social security; constitutional rights.

Введение

Конституционное законодательство определяет основополагающие права и свободы человека и гражданина, принципы их осуществления и защиты. К таковым относятся конституционные права на социальную защиту и социальное обеспечение.

Конституция РФ содержит немалое число правовых норм, содержащих словосочетания "социальная защита" и "социальное обеспечение". Однако однозначного понимания содержания данных правовых категорий Конституция не предлагает.

Наиболее сложными являются вопросы о соотношении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение", а также об их содержании.

Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий.

Понятие социальной защиты: точки зрения и подходы

Многие авторы, например В.П. Галаганов, рассматривают социальную защиту и социальное обеспечение как внешние проявления социального государства и как основные элементы его содержания [2, с. 14].

С этим нельзя не согласиться, но Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием "социальная защита". При этом основополагающее понятие "социальное обеспечение" в статье не только не раскрыто, но даже не названо.

Несмотря на то что в Конституции РФ нет четкого закрепления понятия социальной защиты, представление о его содержании сделать можно.

Как мы уже отмечали, социальная защита непосредственно связана с одной из основ конституционного строя Российской Федерации, провозглашающей нашу страну социальным государством.

Социальное государство как принцип функционирования Российского государства проявляется в установлении ряда гарантий, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Взаимосвязь социального государства и социальной защиты очевидна, но объем последнего понятия так и остается неопределенным, в том числе ввиду несовершенства формулировки самой ст. 7 Конституции РФ.

Как понимать положение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ? Социальная защита относится только к государственным пенсиям и пособиям или охватывает все указанные в норме гарантии?

В науке права социального обеспечения существуют "узкий" и "широкий" подходы к понятию социальной защиты [10, с. 21 - 22].

В целом социальную защиту можно рассматривать и как законодательно закрепленное обязательство государства предоставлять всем слоям населения условия для поддержания их жизнедеятельности и благосостояния не ниже принятого минимального уровня по стране и сглаживать крайние проявления социального неравенства [7, с. 128]. Данные обязательства проистекают из ст. 7 Конституции РФ и выражены во многих нормах главы 2 Конституции РФ.

В данном случае социальная защита совпадает с разветвленной системой социальных гарантий, обеспечивающих каждому гражданину соблюдение конституционных прав личности. К важнейшим гарантиям социальной защиты Конституция РФ относит: охрану труда и здоровья граждан; минимальный размер оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; государственную поддержку инвалидов и пожилых людей; установление пенсий и пособий [3, с. 283 - 284].

Из смысла положений Конституции РФ следует, что государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие. Н.А. Горелов, таким образом, определяет социальную защиту как особую деятельность государства, направленную на предоставление социально значимых благ и услуг всем его гражданам без каких-либо условий и ограничений (трудового вклада, наличия детей и др.) [3, с. 283 - 284].

Такой подход к социальной защите представлен и в международном сообществе. Западные ученые представляют социальную защиту как выполнение государством комплекса функций, направленных на обеспечение основных социальных потребностей всех граждан [13, с. 1020].

Социальная поддержка как форма социальной защиты

Формирование современной системы социальной защиты населения обусловило появление и развитие некоторых ее форм, которые также нашли отражение в Конституции РФ.

К числу таковых можно отнести социальную поддержку.

По мнению В.Ш. Шайхатдинова, в содержание социальной поддержки включаются "меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией" [9, с. 62].

В системе социальной поддержки отдельных категорий населения в наибольшей степени проявляется специфика учета и компенсации социального риска.

Это позволяет утверждать, что социальная поддержка является дополнительной формой социальной защиты отдельных категорий населения. Следует подчеркнуть, что предоставление мер социальной поддержки не обусловлено проверкой нуждаемости в них гражданина, оценкой уровня доходов в соотношении с прожиточным минимумом, как это требуется, например, для оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам по законодательству субъектов РФ. Здесь действует своеобразная "презумпция нуждаемости", основанная на принадлежности гражданина к определенной категории лиц, которым требуется дополнительная социальная защита с учетом тех или иных обстоятельств [11, с. 53].

Ответ на вопрос о том, охватывает ли конституционное право на социальное обеспечение право на получение мер социальной поддержки, вытекающий из приведенных выше рассуждений, может основываться на толковании ст. 39 Конституции РФ в ее взаимосвязи с положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 и ст. 7, а также с учетом международно-правовых стандартов социального обеспечения. С этих позиций конституционное право на социальное обеспечение не охватывает право на получение мер социальной поддержки, которые представляют собой дополнительные меры социальной защиты, устанавливаемые по категориальному признаку [11, с. 54].

Содержание названного конституционного права самой Конституцией РФ не устанавливается, а определяется в текущем законодательстве.

Конституционно-правовое содержание социальной защиты

Итак, анализ Конституции РФ и мнений ученых о содержании понятия социальной защиты позволяет заключить: социальная защита должна пониматься широко, включает различные меры обеспечения государством достойного уровня жизни человека.

Сегодня в промышленно развитых странах пересматриваются системы социальной защиты в свете увеличения количества факторов, влияющих на благополучие населения, таких, как бедность, высокий уровень безработицы, старение, большая мобильность и растущие социальные ожидания [12, с. 20]. Можно предположить, что социальная защита выражена во многих конституционных правах и свободах человека и гражданина, причем связанных не только с пенсиями и пособиями.

Буквальное прочтение ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, а также систематический анализ ст. 7 и положений главы 2 Конституции РФ позволяет сделать вывод о включении в состав социальной защиты и таких государственных мер, которые не связаны с предоставлением материального обеспечения в рамках какого-либо социального риска.

Так, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ гарантирует каждому минимальный размер оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В этих положениях выражены социальная функция трудового права, которая проявляется в установлении стандартов прав и свобод работников, тех пределов, ниже которых не могут гарантировать ни органы государственной власти при регулировании трудовых отношений, ни работодатель, устанавливая условия труда работников.

Конституция РФ в ряде статей использует термин "защита" для формулирования содержания некоторых прав и свобод. Применение данного способа в отношении социальных прав наталкивает на мысль, что указанные права можно считать проявлением конституционного права на социальную защиту.

Так, в социальную защиту можно включить установленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на защиту от безработицы, а также государственную защиту материнства и детства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ).

Вместе с тем если считать социальную защиту основополагающим элементом конституционного принципа, провозглашающего Россию социальным государством, то социальная защита должна проявляться в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия должны создаваться и гарантироваться государством. В этой связи к социальной защите относятся многие конституционные социальные права в различных сферах общественной жизни, поскольку именно социальные права связаны с формированием достойного жизненного уровня человека. Это трудовые, жилищные, семейные и экологические права, а также право на социальное обеспечение, социальную поддержку и обязательное социальное страхование. Все эти права вытекают из предусмотренной ст. 7 Конституции РФ обязанности государства обеспечить достойный жизненный уровень и свободное развитие человека.

Конституционное право гражданина на социальное обеспечение

Одним из основных элементов социальной защиты является социальное обеспечение.

Конституция РФ какую-то характеристику социальному обеспечению дает только в ст. 39. При этом в статье уточняются некоторые социальные риски и основные меры социального обеспечения.

Анализируя указанную норму, Ю.В Васильева отмечает, что "формулировка этой конституционной статьи позволяет сделать вывод о том, что реальных гарантий осуществления права на социальное обеспечение, не говоря уже о более широком понятии права на социальную защиту, в ней не содержится". Пункт 1 статьи 39 даже сформулирован таким образом, что в нем отсутствуют слова "право на социальное обеспечение" [1, с. 179 - 180].

Понятие и содержание социального обеспечения, а самое главное "права граждан на социальное обеспечение" в статье не закреплены, что создает неопределенность и в вопросе о месте социального обеспечения в системе социальной защиты граждан.

Единство по вопросу о понятии социального обеспечения в юридической науке не достигнуто до сих пор, на что указывают, в частности, Э.Г. Тучкова и М.Л. Захаров [4, с. 29].

Не добавляет ясности в определение социального обеспечения и анализ ст. 39 Конституции РФ. Фактически конституционная норма содержит открытый перечень социальных рисков, являющихся основаниями для предоставления социального обеспечения: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". В части 2 статьи 39 Конституции РФ предусматривается: "Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом". Можно предположить, что основными видами социального обеспечения являются пенсии и пособия. При таком подходе меры социальной поддержки не могут рассматриваться как вид социального обеспечения в узком смысле слова [2, с. 14].

Т.К. Миронова также отмечает, что в ст. 39 Конституции РФ недостаточно закрепить только право на социальное обеспечение, должно быть закреплено и право на различные его виды. Ведь право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения. Поэтому "право на социальное обеспечение" не может быть единым как статутное право человека и гражданина [1, с. 180].

Остается неясным вопрос о соотношении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение".

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, Конвенцию МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" [6], в которой дается перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия [5, с. 5]. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение - все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Все институты права социального обеспечения направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков [8, с. 16].

В конституционно-правовом смысле понятие социальной защиты также является более широким по сравнению с социальным обеспечением. Такой вывод в том числе можно сделать на основе анализа п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в котором к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится "социальная защита, включая социальное обеспечение".

Выводы

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ социальная защита человека и гражданина является непосредственным выражением конституционного принципа, определяющего Российскую Федерацию социальным государством.

Социальная защита как правовое явление должна пониматься в широком смысле, в связи с чем имеет сложную правовую природу.

В Конституции РФ социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека. К таковым относятся конституционные права и свободы в области труда, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, обеспечения благополучной окружающей среды, социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Библиографический список

  1. Васильева Ю.В. Об отражении в законодательстве о социальном обеспечении положений Конституции РФ // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2010. Вып. 1(7). С. 179 - 184.
  2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2012. 415 с.
  3. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2003. 656 с.
  4. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2004. 608 с.
  5. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция МОТ N 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева, 1991. Т. I. С. 1772.
  6. Можаева В. Правовые основы социальной защиты трудящихся // Социальная защита. 1995. N 1. С. 3 - 11.
  7. Петрова Л.Р. Социальная защита населения как фактор регулирования дифференциации общества (региональный аспект): Дис. ... канд. социол. наук. Уфа, 2000. 165 с.
  8. Право социального обеспечения России: Учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. 488 с.
  9. Социальная защита населения в регионе: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Г. Попова. Екатеринбург: УрАГС, 1999. 352 с.
  10. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Соц. обеспечение. 2005. N 14. С. 21 - 24.
  11. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. 190 с.
  12. Garcia A. Bonilla, Gruat J.V. Social protection. Geneva, 2003. 57 p.
  13. Webster's Desk Dictionary of English Language. N.Y., 1990. 1078 p. Цит. по: Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Гос. власть и местное самоуправление. 2006. N 10. С. 27 - 38.

References

  1. Vasilyeva Yu.V. Ob otrazhenii v zakonodatel'stve o sotsial'nom obespechenii polozheniy Konstitutsii RF [About the reflection in the legislation on social security provisions of the Constitution of the Russian Federation] // Vestnik Permskogo Universiteta. Ser.: Yuridicheskiye nauki - Perm University Herald. Yuridical sciences. 2010. Vyp. 1(7). S. 179 - 184 (In Russ).
  2. Galaganov V.P. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [Social security law]. M.: Akademiya, 2012. 415 s. (In Russ).
  3. Gorelov N.A. Politika dokhodov i kachestvo zhizni naseleniya / Pod red. N.A. Gorelova [Income policy and the quality of life of the population]. SPb.: Piter, 2003. 656 s. (In Russ).
  4. Zakharov M.L., Tuchkova E.G. Pravo sotsial'nogo obespecheniya Rossii: Uchebnik [Social security law of the Russian Federation: textbook]. M., 2004. 608 s. (In Russ).
  5. O minimal'nykh normakh sotsial'nogo obespecheniya: Konventsiya MOT N 102 [On the minimum standards of social security: ILO Convention 102] // Sb. Konventsii i rekomendatsii, prinyatyye Mezhdunarodnoy Konferentsiyey truda - The Convention and recommendation collection, accepted by the International Labour conference. 1919 - 1956. Zheneva, 1991. T. I. S. 1772 (In Russ).
  6. Mozhayeva V. Pravovyye osnovy sotsial'noy zashchity trudyashchikhsya [The legal basis for social protection of workers] // Sotsial'naya zashchita - Social protection. 1995. N 1. S. 3 - 11 (In Russ).
  7. Petrova L.R. Sotsial'naya zashchita naseleniya kak faktor regulirovaniya differentsiatsii obshchestva (regional'nyy aspekt): Dis. ... kand. sotsiol. nauk [Social protection as a factor of regulation of differentiation of the society (regional aspect)]. Ufa, 2000. 165 s. (In Russ).
  8. Pravo sotsial'nogo obespecheniya Rossii: Uchebnik / M.O. Buyanova, K.N. Gusov i dr.; Pod red. K.N. Gusova. 3-e izd., pererab. i dop. [Social security law in Russia: Textbook]. M.: TK "Velbi"; Izd-vo "Prospekt", 2004. 488 s. (In Russ).
  9. Sotsial'naya zashchita naseleniya v regione: Ucheb. posobiye / Pod obshch. red. V.G. Popova [Social protection of the population in the region: Textbook. Manual]. Yekaterinburg: UrAGS, 1999. 352 s. (In Russ).
  10. Sharin V.I. Sotsial'naya zashchita naseleniya: teoreticheskiye osnovy [Social protection: theoretical foundations] // Sots. obespecheniye - Social security. 2005. N 14. S. 21 - 24 (In Russ).
  11. Shafikov A.M. Sotsial'naya zashchita grazhdan, podvergshikhsya vozdeystviyu radiatsii vsledstviye avarii na proizvodstvennom obyedinenii "Mayak" i sbrosov radioaktivnykh otkhodov v reku Techa [Social protection of citizens exposed to radiation because of the accident at the production Association Mayak and the discharge of radioactive waste into the Techa river]. Chelyabinsk: Poligraf-Master, 2013. 190 s. (In Russ).
  12. Garcia A. Bonilla, Gruat J.V. Social protection. Geneva, 2003. 57 p. (In Eng).
  13. Webster's Desk Dictionary of English Language. N.Y., 1990. 1078 p. (In Eng).

Информация для цитирования:

Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского Университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 2(24). С. 36 - 42.

Sagandykov M.S., Shafikov A.M. Prava grazhdan na social'nuju zashhitu i social'noe obespechenie: konstitucionno-pravovoj aspekt [The rights of citizens for social protection and social security: the constitutional-legal aspect] // Vestnik Permskogo Universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. N 2(24). P. 36 - 42 (In Russ).