Мудрый Юрист

Агентирование как правовая форма координации экономической деятельности

Касымов Расул Шамильевич, аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ".

В настоящей работе автор исследует агентирование, осуществляемое на основании агентского договора, как форму координации экономической деятельности.

Ключевые слова: координация экономической деятельности, агентирование, агентский договор, агентские соглашения.

Agency as a legal form of coordination of economic activities

R.S. Kasymov

Kasymov Rasul Shamil'evich, graduate student of the chair of entrepreneurship and corporate law of the M.M. Speranskiy law faculty of the Federal state budgetary educational institution of higher professional education Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

The author of the present article studies agency executed on the basis of agency agreement as a form of coordination of economic activities.

Key words: coordination of economic activities, agency, agency agreement, agency agreements.

Глобализация экономического пространства, а также расширение границ торгового оборота обусловливают необходимость привлечения третьих лиц для более эффективного достижения экономических целей. В связи с этим институты посредничества и представительства получили широкое распространение.

В связи с развитием в Российской Федерации конкурентного рынка посредством совершенствования правового механизма защиты конкуренции появилась проблема законодательного регулирования такого явления, как координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая по смыслу Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключается в согласовании действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

В настоящей работе автором исследована такая правовая форма координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, как агентирование, осуществляемое на основании агентского договора.

Правовой анализ агентирования в рамках данной статьи будет рассмотрен с учетом того, что Закон о защите конкуренции не относит агентский договор к числу "вертикальных" соглашений (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции), что вполне обоснованно с точки зрения правовой природы данного договора, и соответственно в отношении агентских договоров нормы ст. 12 Закона о защите конкуренции о допустимости "вертикальных" соглашений применению не подлежат.

Имеет смысл обратить внимание на то, что в результате изменений указанного Закона из определения понятия "вертикальное" соглашение были исключены слова "которые не конкурируют между собой". Исходя из того, что все хозяйствующие субъекты, оперирующие на рынке, в той или иной степени являются конкурентами, указанное понятие дополнено нормой, согласно которой не является "вертикальным" соглашением агентский договор. Однако вызывает удивление, почему из категории "вертикальных" соглашений не исключены другие договоры, такие как договоры поручения, комиссии, доверительного управления имуществом. Автору видится необоснованным исключение из числа вертикальных соглашений агентского договора в связи с тем, что в правовой конструкции агентирования заложена потенциальная опасность для состояния конкурентной среды, которая посредством действий сторон указанного договора может быть ограничена.

Агентские соглашения (agency agreements) очень широко распространены не только в российском предпринимательстве, но и в международной коммерческой деятельности <1>. По мнению А.П. Белова, агентские соглашения и их правовая регламентация - это порождение англо-американского права. Однако их значение в коммерции стало настолько велико, что данный правовой институт проник и в континентальное право, и в российское право, где регламентируется законом, иными нормами и международными документами <2>.

<1> Николюкин С.В. Агентские соглашения в предпринимательском обороте: национальное и международно-правовое регулирование // Законодательство и экономика. 2011. N 10. С. 64.
<2> Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практ. пособие. М.: Юстицинформ, 2001. С. 151.

В законодательстве европейских государств отношения торгового представительства оформляются, как правило, договорами комиссии, поручения, коммерческого (торгового) представительства <3> и регулируются как национальным законодательством, так и актами ЕС. Так, например, согласно Французскому торговому кодексу 2000 г. коммерческим агентом является поверенный, который в рамках независимой профессиональной деятельности, не будучи связан договором найма услуг, на постоянной основе исполняет обязанности по ведению переговоров и, в случае необходимости, заключает договоры купли-продажи, аренды или предоставления услуг от имени и в интересах производителей, промышленников, коммерсантов и других коммерческих агентов <4>. В Германском торговом уложении торговым представителем является тот, кто, будучи самостоятельным в ведении своей деятельности, уполномочен на постоянной основе посредничать при совершении сделок для другого предпринимателя <5>.

<3> Беликова К.М. Торговое представительство и посредничество в праве Европейского союза: сходные черты и различия в нормах о представительстве и посредничестве в странах с разносистемными правопорядками // Законодательство. 2012. N 5. С. 68.
<4> Коммерческий кодекс Франции / Пер. с фр. В.Н. Захватова. М., 2008.
<5> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах / Сост. В. Бергманн; Пер. с нем. Е.А. Дубовицкой. М., 2005.

В странах англо-американского права отношения представительства включены в понятие агентского договора.

В российском законодательстве в рамках агентского договора одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Как справедливо полагает Е.А. Суханов, конструкция агентского договора в российском праве преследует цель гражданско-правового оформления отношений, когда посредник (представитель) совершает в чужих интересах как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами.

Правовая конструкция агентского договора, рассмотренная под углом конкурентного законодательства, выглядит следующим образом. Лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя задачу продажи товаров на определенной территории или без ее ограничения, имея в виду не только заключение договоров купли-продажи, но и проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка (маркетинговые услуги). При этом принципал со своей стороны имеет возможность установить цену продажи товара/услуг, условия оказания услуг агентом третьим лицам. Таким образом, заключив аналогичные агентские договоры с разными торговыми агентами, принципал искусственно создает условия для доминирования на рынке определенного товара, а также осуществляет координацию экономической деятельности агентов. Учитывая законодательство в сфере защиты конкуренции, указанные действия являются противоправными, что также подтверждается судебной практикой, например Постановлением ФАС Уральского округа от 9 декабря 2013 г. N Ф09-13276/13 по делу N А50-4232/2013, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2011 г. по делу N А70-9032/2010.

В юридической литературе можно встретить два подхода к правовой природе агентского договора.

В рамках первого подхода разработана теория о том, что конструкция данного договора заимствована из англо-американского права, где институт агентских отношений является основополагающим в сфере представительства, а свойственные континентальной системе договоры поручения и комиссии отсутствуют.

Согласно другому подходу появление агентского договора в российском гражданском праве является следствием влияния не только англо-американской правовой системы, но и континентальной.

Существует и третья позиция по вопросу происхождения агентского договора. Так, М.В. Кротова полагает, что "сложившаяся после принятия части второй ГК РФ ситуация в российском законодательстве не характерна ни для англо-американской, ни для континентальной правовой системы. В ГК РФ урегулированы в качестве самостоятельных договоров и договор поручения, и договор комиссии, и агентский договор, при этом ни один из них не выступает в качестве общего для других, так как все они юридически равны" <6>.

<6> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. Т. 2. С. 576.

В юридической литературе нередко встречаются суждения об агентском договоре как о гибриде, а именно о совмещении в себе некоторых черт договора поручения и договора комиссии. Таким образом, субсидиарное применение норм об этих договорах ставится в зависимость от того, от чьего имени совершает сделку агент <7>.

<7> Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1998. С. 402.

Анализ предмета агентского договора с предметом договора комиссии и договора поручения показывает следующее. Во-первых, если по договору комиссии комиссионер совершает сделки, а по договору поручения - сделки и иные юридические действия, предметом агентского договора является совершение агентом не только юридических, но и фактических действий. По этому признаку (предмет договора в части характера совершаемых действий) агентский договор схож с договором транспортной экспедиции, по которому экспедитор также выполняет для клиента разнообразные услуги, которые могут носить как юридический, так и фактический характер <8>.

<8> Николюкин С.В. Указ. раб. С. 66.

В отношении правовой доктрины существует следующий подход к юридическим услугам: во всех отношениях по оказанию юридических услуг "имеется посредник, который действует в гражданском обороте либо от чужого, либо даже от собственного имени, но, так или иначе, в чужих интересах, непосредственно или в конечном итоге создавая, изменяя или прекращая определенные права и обязанности для своего клиента (представляемого, комитента, принципала и т.д.) в его правоотношениях с третьими лицами. К этому сводится существо юридических услуг, позволяющих управомоченным или обязанным лицам достигать необходимого правового результата с помощью других лиц-посредников" <9>.

<9> Гражданское право: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бек, 2000. Т. 2. С. 90.

Еще одной характерной чертой агентского договора является длящийся характер правоотношений, поскольку агент обязуется совершать, а не совершить для принципала какие-либо действия. Как отмечает М.И. Брагинский, "именно приведенная особенность агентского договора делает наиболее вероятным его использование в случаях, когда речь идет об обслуживании принципала профессионалом-агентом. При этом имеется в виду не только присущая агентскому договору длительность отношений сторон, т.е. растянутость действия договора во времени, но прежде всего многократность оказания услуг в сочетании с их многообразием. К этому следует добавить, что в агентском договоре речь может идти о наборе действий. Притом не исключено, что набор некоторых из них может быть определен лишь позднее, либо при выдаче агенту новых поручений, либо в развитие уже им полученных, т.е. определиться уже в ходе исполнения договора. Тем самым агентский договор может принять организационный характер" <10>.

<10> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 471.

Кроме этого, особенностью агентского договора является обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Тем самым договор приобретает характер исключительного договора, чьи предписания в согласованном объеме ограничивают права его сторон. Данные выводы подтверждаются судебной практикой. Так, например, аналогичный подход изложен в Постановлении ФАС Поволжского округа от 2 апреля 2012 г. по делу N А06-3033/2011, согласно которому суд признал незаконными условия договора, ограничивающие заключение банком агентского договора с другими страховыми компаниями, так как другим страховым компаниям выход на рынок страхования жизни и здоровья был ограничен.

Руководство по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах, разработанное Международной торговой палатой, отмечает: по общему правилу к агентским соглашениям не применяются запрещения, относящиеся к соглашениям о предоставлении права продажи (дистрибьюторским договорам), т.е. к договорам с покупателями-перепродавцами. Данный принцип получил отражение в сообщении Комиссии ЕС от 24 декабря 1962 г.: запрет на соглашения об объединениях не применим к договорам исключительного представительства, заключаемым с коммерческими агентами, т.е. к контрактам, по которым такие агенты обязуются на значительной части Европейского союза вести переговоры по сделкам от имени предприятия; заключать сделки от имени таких агентов и за их счет (что соответствует договору поручения по российскому законодательству) или от своего имени, но за счет предприятий (что соответствует договору комиссии по российскому законодательству) <11>.

<11> Николюкин С.В. Указ. раб. С. 68.

Правовое регулирование отношений в рамках агентского соглашения основывается не только на нормах национального права, но и на некоторых международных актах. Важным международным актом, носящим факультативный характер и касающимся агентских соглашений, является "Руководство Международной торговой палаты по составлению торговых агентских соглашений между сторонами, находящимися в разных странах", публикация МТП N 410 (далее - Руководство МТП). Указанный документ затрагивает взаимоотношения между доверителем (принципалом) и поверенными или торговыми агентами - юридическими и физическими лицами, принимающими на себя в рамках постоянного полномочия проведение маркетингового исследования, подбор клиентов, проведение с ними переговоров и возможное заключение договоров купли-продажи от имени и за счет доверителя (принципала).

При проведении анализа международных актов в части регулирования правоотношений в рамках агентского договора можно сделать вывод о том, что более последовательное и четкое определение агентского договора дает гражданское законодательство России, а именно нормы ГК РФ <12>.

<12> Там же.

Проанализировав конструкцию и содержание прав и обязанностей сторон в рамках агентского договора, необходимо остановиться на возможных полномочиях одной стороны, которые позволяют определенным образом координировать экономическую деятельность другой стороны.

К одному из таких условий можно отнести исключительное право продажи, включенное в агентский договор. Согласно данному условию принципал обязан реализовывать товар только через одного коммерческого агента и не вправе предлагать тот же товар другим коммерческим агентам в течение срока действия данного договора. Здесь агент выступает в качестве координатора экономической деятельности принципала. Таким образом, координация экономической деятельности заключается в следующем. Агент заключает договоры с исключительным правом продажи с несколькими принципалами, которые являются производителями однородных товаров. Учитывая условие о том, что принципал не может заключать аналогичные договоры с иными агентами, у агента появляется возможность включать дополнительные условия продажи товаров и занять доминирующее положение на рынке товаров определенной категории. При этом агент будет осуществлять координацию экономической деятельности производителей данного вида товаров.

Автор считает целесообразным более критично рассматривать подобного рода конструкцию взаимоотношений агента и принципала в связи с тем, что опасность ограничения конкуренции на товарном рынке достаточно велика. Однако в настоящее время судебная практика не усматривает в таких правоотношениях угрозы ограничения конкуренции.

Похожая ситуация складывается и при включении в агентский договор положения о преимущественном праве продажи - так называемое "право первой руки". Его суть заключается также в ограничении принципала в выборе контрагентов, так как принципал обязан предложить товар в первую очередь данному агенту и только в случае его отказа вправе предложить его другим коммерческим агентам. Таким образом, агент имеет возможность осуществлять управление принципалом, ограничивая его в выборе контрагентов. В данной ситуации координатором экономических действий выступает агент, который имеет возможность оказывать влияние на цену товара. Таким образом, основная проблема заключается в том, что при построении отношений между принципалом и агентом на основании подобного договора появляется возможность осуществлять согласованные действия в части ценообразования. Так, например, Определением ВАС РФ от 28 сентября 2011 г. N ВАС-10190/11 по делу N А40-50830/10-144-209 было установлено, что согласованные действия в части ценообразования нарушают ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В рамках простого агентского соглашения принципал вправе реализовывать товары/услуги через нескольких коммерческих агентов без каких-либо ограничений.

Агентирование, являясь правовой формой координации экономической деятельности, представляет собой обладающее всеми признаками гражданско-правового договора соглашение посреднического характера, в силу которого одна сторона (агент) обязуется по поручению другой стороны (принципала) за обусловленное вознаграждение совершать юридические и иные действия для предпринимательских (коммерческих) целей, при этом содержит ряд дополнительных условий, которые позволяют одной стороне, как правило агенту, осуществлять определенные властные полномочия относительно экономической деятельности принципала, основанием осуществления координации экономической деятельности является агентский договор, в связи с чем существует необходимость распространить на указанный договор особое правовое регулирование с целью исключить ограничение конкуренции посредством включения в агентский договор соответствующих условий.

Так же как и договоры поручения и комиссии, агентское соглашение сохраняет черты представительского обязательства. Меняется только характер представительства принципала в отношениях, складывающихся между агентами и третьими лицами.

Агентский договор расширяет сферу предпринимательской деятельности принципала за счет постоянного представительства агентом его интересов на определенной территории, что и является целью агентского договора.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002.
  2. Гражданское право: В 2 т.: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бек, 2000. Т. 2.
  3. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. Т. 2.
  4. Егоров А.В. Понятие посредничества в гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
  5. Николюкин С.В. Коммерческое агентирование в международном обороте: особенности и практика разрешения споров // Российский судья. 2009. N 5.
  6. Пак М.З. Агентский договор в гражданском праве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  7. Суханов Е.А. Агентский договор // Вестник ВАС РФ. 1999. N 12.