Мудрый Юрист

Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование судебных участков мировых судей

Синцов Глеб Владимирович, заведующий кафедрой "Частное и публичное право" юридического факультета ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет", доктор юридических наук, профессор, председатель Пензенского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России".

В данной статье автором проведен анализ действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок создания, функционирования, изменения и упразднения судебных участков мировых судей.

Ключевые слова: функционирование судебных участков мировых судей.

Analysis of regulatory-law base regulating functioning of judicial districts of justices of the peace

G.V. Sintsov

Sintsov Gleb Vladimirovich, head of the Chair "Private and Public Law" of the Law Faculty of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Penza State University", chairman of Penza Regional Department of the All-Russia Public Organization "Association of Lawyers of Russia", doctor of juridical sciences, professor.

In this article the author analyzes the current legislation of the Russian Federation, which regulates the establishment, operation, modification and abolition of judicial sites of magistrate judges.

Key words: functioning of judicial sites of magistrate judges.

Мировые судьи являются частью судебной системы Российской Федерации. Согласно ст. 4 Федерального закона "О судебной системе" <1>, а также согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <2> мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

<1> Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. 1997. N 3. 6 января.
<2> Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 898.

Мировые судьи рассматривают в пределах своей компетенции в качестве судов первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела. Пределы полномочий, порядок деятельности, порядок создания и назначения мировых судей установлены Конституцией Российской Федерации, ФКЗ "О судебной системе", ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <3>, иными федеральными конституционными, федеральными законами и законами субъектов РФ (согласно ч. 2 ст. 28 ФКЗ "О судебной системе").

<3> Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебного района на судебных участках.

Определение понятия "судебный район" не дается отдельно в российском законодательстве. Данное понятие раскрыто законодателем в ст. 32 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ". Так, согласно ч. 1 ст. 32 указанного Закона районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 32 указанного Закона районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Таким образом, судебным районом можно назвать определенную область, территория которой либо охватывает территорию одного района, города, иной административно-территориальной единицы субъекта РФ, либо охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

В действующем законодательстве также не содержится определение понятия "судебный участок". Исходя из смысла ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в РФ", можно сказать, что судебным участком следует считать территорию, в пределах которой осуществляется деятельность мирового судьи.

Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 3 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ", определяются федеральными законами по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Всего на территории Российской Федерации согласно ст. 1 ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ" <4> создано 7490 судебных участков и, соответственно, 7490 должностей мировых судей.

<4> Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 1 (часть I). Ст. 1.

Сами же судебные участки и должности мировых судей согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в РФ" создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Так, например, в г. Москве количество судебных участков и должностей мировых судей установлено Законом г. Москвы от 31.05.2000 N 15 "О мировых судьях в городе Москве" <5>, согласно которому на территории города Москвы создаются 429 должностей мировых судей и 429 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов города Москвы.

<5> Закон г. Москвы от 31.05.2000 N 15 (ред. от 10.10.2012) "О мировых судьях в городе Москве" // Тверская, 13. 2000. N 29. 19 - 25 июля.

Размеры судебного участка мирового судьи напрямую зависят от численности населения, проживающего на его территории. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек.

В случае если на территории административно-территориального образования проживает менее 15 тысяч человек, то на ней создается только один судебный участок.

Границы и размеры судебных участков также устанавливаются законами субъектов РФ. Описание каждого участка состоит из описания территории, с привязкой границ к известным географическим объектам (дома, улицы, реки, границы районов, округов, административно-территориальных единиц и т.д.).

Упразднение судебных участков и должностей мировых судей также производится законами субъектов РФ. В случае упразднения участка мирового судьи вопросы, ранее отнесенные к его юрисдикции, передаются в юрисдикцию уже созданных участков мировых судей. В случае если дела, отнесенные к компетенции мирового судьи, должность или судебный участок которого упраздняются, не переданы другому мировому судье, то указанный судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены.

Законом предусмотрена возможность передачи дел с одного судебного участка на другой в зависимости от нагрузки мирового судьи. Так, в исключительных случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в РФ", когда нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, председатель районного суда вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Точное определение границ судебных участков имеет важное процессуальное значение при рассмотрении всех категорий дел мировыми судьями, т.к. именно оно влияет на определение территориальной подсудности дел.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях территориальная подсудность, согласно ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по общему правилу определяется по месту совершения правонарушения. При этом, как указал Верховный Суд в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <6>, местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

<6> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2005. N 80. 19 апреля.

То есть дело об административном правонарушении рассматривает тот мировой судья, на территории участка которого было совершено данное правонарушение.

Уголовные дела рассматриваются мировыми судьями по общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 32 Уголовно-процессуального кодекса РФ, по месту совершения преступления. При этом местом совершения преступления считается место окончания его совершения (данная позиция, в частности, отражена в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2009 г. N 84-О09-53 <7>).

<7> Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 84-О09-53 // [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС "Консультант Плюс".

Территориальная подсудность гражданских дел, рассматриваемых в том числе и мировыми судьями, определяется, по общему правилу, исходя из места жительства (нахождения) ответчика по делу.

Ошибочное определение территориальной подсудности при рассмотрении гражданского дела может привести, согласно п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, к передаче дела на рассмотрение другого суда и, следовательно, значительному увеличению сроков рассмотрения дела, что, в свою очередь, может негативно сказаться на осуществлении правосудия, отвечающего принципам справедливости. К тому же нарушение правила подсудности при рассмотрении гражданского дела мировым судьей может явиться основанием для отмены судебного акта, вынесенного данным мировым судьей по результатам рассмотрения дела <8>.

<8> Грось Л.А. О значении правильного определения подсудности гражданского дела // Арбитражный и гражданский процесс: научно-практическое и информационное издание. 2010. N 3. С. 5 - 8.

Можно сказать, что нормативно-правовая база, регулирующая создание, изменение и упразднение судебных участков мировых судей на территории Российской Федерации, является достаточно прозрачной и проработанной. Представляется, однако, целесообразным внести в нее некоторые поправки.

Так, несмотря на то, что судебные участки устанавливаются с учетом единого по всей стране максимального количества граждан, проживающих на территории участка (от 15 до 23 тыс. человек), нагрузка на мировых судей разных участков не является одинаковой. Ведь при создании судебных участков законодателем не учитываются количество организаций и предприятий, зарегистрированных на территории участка, уровень преступности. Из-за этого нагрузка на отдельных мировых судей может постоянно превышать средние показатели по субъекту в несколько раз. Возможность передачи председателем районного суда дел от одного мирового судьи другому не является решением данной проблемы, поскольку данная передача не является постоянной и носит, скорее, разовый характер. Указанную проблему можно решить, например, закрепив возможность создания дополнительных должностей мировых судей на особо загруженных участках.

Литература

  1. Грось Л.А. О значении правильного определения подсудности гражданского дела // Арбитражный и гражданский процесс: научно-практическое и информационное издание. 2010. N 3. С. 5 - 8.