Мудрый Юрист

История становления института мирового судейства в России

Шахбанова Хадижат Магомедовна, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, преподаватель кафедры "Уголовное право".

В данной статье рассматриваются основные этапы становления института мирового судейства в России. Изучение истории становления и работы мирового судейства вполне целесообразно для оценки аргументированности воссоздания конкретного института в судебной системе РФ.

Ключевые слова: судебная система, мировой судья, мировое судейство, концепция, судебная реформа.

History of formation of the institute of justices of the peace in Russia

K.M. Shakhbanova

Shakhbanova Khadizhat Magomedovna, Dagestan State Institute of People's Economy, teacher of the Chair "Criminal Law".

This article describes the main stages of Institute of international refereeing. Studying of history of formation and work of the referees is quite expedient for an assessment of the necessity to reconstruct a specific institution within the judicial system of the Russian Federation.

Key words: judicial system, Justice of the peace, a world of refereeing, the concept of judicial reform.

В настоящее время развитие и совершенствование работы судебной системы представляет собой сложный процесс. Главной проблемой современной судебной системы является определение правового статуса судей в Российской Федерации. В течение непродолжительного периода времени, прошедшего с момента принятия новой концепции судебной реформы, было принято большое количество мер по утверждению новой судебной власти как самостоятельного и независимого от политической жизни в стране государственного органа, осуществляющего свои полномочия в целях защиты прав граждан и предприятий.

Актуальность темы состоит в том, что в последнее время судебная система Российской Федерации стала двигаться в неправильном направлении, стала сильно политизированной. Примером этому стали последние громкие судебные процессы. Поэтому необходимо дальнейшее изучение судебной системы с точки зрения современного состояния законодательства и поиск возможных направлений его развития.

Институт мирового судейства в Российской Федерации и в зарубежных странах в процессе своей эволюции претерпел большое количество изменений. Можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений и от зарубежных стран. Важнейшей причиной восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия. Именно поэтому мировые судьи почти всегда точно в срок, без нарушения процессуальных сроков, рассматривают значительное количество поступивших дел и материалов.

Так как в настоящее время отсутствует теоретическая концепция организации деятельности, российское законодательство не может полноценно реализовать возможности мировой юстиции. Поэтому необходимо скорейшее реформирование данного института. Помимо этого, на законодательном уровне до сих пор не закреплены единые критерии границ судебного участка. Для определения назначения и смысла института мирового судьи нужно выявить его характерные особенности и направленность в развитии, также следует изучить историю становления данного института права. Затруднительно определить значение мирового судьи в судебной системе РФ без выявления законов, причин, источников и этапов формирования.

Во многих государствах формирование данного судейского института произошло по схожим объективным причинам. Необходимость становления новых общественных принципов, борьба с оппозицией и стремление к централизации власти - это и является основными причинами, послужившими зарождению института мирового судейства. Отсутствие необходимого числа квалифицированных юристов, усиление конфликтов и спорных ситуаций, с которыми не справлялась действующая власть, требовало формирования юстиции, которая бы способствовала укреплению доверия со стороны населения, но при этом находилась под контролем представителей власти.

Изначальной задачей российских органов власти являлось поддержание мира и порядка в стране, устранение конфликтов без участия государственного суда. Местный судья, рассматривая дела, не несущие опасность для общества, старается склонить стороны к примирению, т.е. действует согласно упрощенной процедуре. Если взглянуть на историю мирового судейства, то мы увидим, что впервые должность мирового судьи в привычном для нас понимании появилась в средневековой Англии. Для наиболее эффективного поддержания порядка в каждом английском графстве был свой мировой судья, который избирался из круга почетных и законопослушных лиц. Мировым судьей мог стать не только профессиональный юрист, но и лицо, не обладающее специфическими познаниями в области юриспруденции.

За свою деятельность мировые судьи всегда получали жалование. За первые 100 лет существования мирового судейства судьи поэтапно расширяли свою компетенцию. С помощью компетенции шерифов. В свою очередь шериф занимался приведением приговоров в действие, иначе говоря, он исполнял административные функции. Затем у мировых судей постепенно складывался принцип предварительного производства, и они стали выполнять функцию связующего звена между конкретным обвинителем и жюри обвинителей. По этой причине основным призванием мирового судьи было поддерживать правопорядок среди граждан, призывать общество к соблюдению закона, осуществляя при этом как судебные, так и административные правомочия. Первоначально на должность мирового судьи избирали в основном земледельцев среднего сословия. В дальнейшем мировыми судьями избирались лица, занимающие в обществе высокое положение, а именно графы, аристократы, которые проходили соответствующую подготовку в учебных заведениях перед назначением на данную должность. Появилась тенденция, при которой судебная власть переходила к лицам, превосходившим остальных жителей не только в имущественном плане, но и в социальном. Также в обязанность мирового судьи входило управление земскими тюрьмами. Мировые судьи выполняли разнообразные функции, начиная от административных, заканчивая управленческими. В их полномочия входило прекращение несанкционированных акций и сборищ, искоренение бродяжничества, обязанность требовать от лиц, нарушающих общественный покой и порядок, поручительства, выявлять и задерживать преступников. Будучи представителями местной власти, они осуществляли контроль над инспекторами и сборщиками для неимущих, заведовали их делами, имели право вынести постановление о лишении графского титула лица, не имеющего оседлости. При участии присяжных мировые судьи также расследовали некоторые преступления. В частности, это были дела, за которыми следуют денежные штрафы, тюремное заключение от 1 до 2 лет с принудительными работами или без, с телесными наказаниями либо без них. На протяжении следующих веков формирование мирового судейства отмечалось во многих европейских государствах. Множество факторов влияло на статус и развитие мирового суда. В различных теоретических источниках продолжается изучение и высказываются мнения по отношению к порядку и организации рассмотрения уголовных дел мировыми судьями. Хотя мировая юстиция функционирует уже несколько лет, большинство ее исследователей сходятся во мнении о том, что Россия уже переняла опыт внедрения мировых судей и достаточно удачный. Воссоздание института мировых судей в РФ напрямую зависит от Закона "О судебной системе РФ".

Дальнейшее развитие судопроизводства привело к облегчению процедуры рассмотрения разнообразных дел у мировых судей.

В России в конце XX века внедрение мировых судей было воспринято неоднозначно. Недовольные граждане считали, что внедрение данного института не увязывается с существующей судебной системой, а его создание будет нерациональным и неэффективным. По мнению противников, вопросы о чрезмерной нагрузке судов можно решить с помощью создания большего числа районных судов; воссоздание ныне забытого института в новых экономических условиях и при другой правовой системе фактически нереально.

Сторонники считали создание института мировых судей необходимой мерой по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, должны переходить к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Результатом станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, а значит, станет для населения более доступным и будет способствовать более оперативному рассмотрению дел судьей. Мы полагаем, что второе мнение более рационально. После принятия Конституции РФ в 1993 г., в частности, в сфере судопроизводства и судоустройства, возникла необходимость в некоторых изменениях. Мировые судьи вполне логично вписывались в судебную систему с целью разрешения новых задач в новых политических и экономических условиях России, когда резко увеличилось число собственников, тем самым создавая почву для возрастания общественных конфликтов. Внедрение мировой юстиции знаменуется как объективными, так и субъективными причинами. Согласно Конституции Россия является правовым государством, где значительное место занимает судебная система. В научных публикациях по данной тематике российскую историю формирования мирового судейства, которое существовало до революционного 1917 г., подразделяют на 3 этапа. Авторы научных работ в полной мере подошли к этому процессу становления как к важному историческому событию, которое развивалось поэтапно и закономерно. На первом этапе осуществлялась деятельность, аналогичная английской модели мировой юстиции. При этом на повестке дня стоял вопрос о проведении судебной реформы (1860 годы) [1, с. 172].

На втором этапе происходило учреждение института мировых посредников по той же классической английской модели, но с добавлением специализированных функций, которые были тесно связаны с периодом освобождения крестьян (с 1861 по 1874 г.).

На третьем этапе в эволюционном развитии мирового судейства можно отметить два периода (1864 - 1917 гг.):

На данный момент стоит дополнить эти этапы еще одним - принятие в 1998 г. Закона "О мировых судьях в РФ" [2]. Основанные на этом Законе в России были приняты законы и нормы деятельности в субъектах РФ, входящие в Гражданский кодекс РФ.

Главная цель мирового суда заключается в обеспечении защиты прав и свобод, охране интересов физических и юридических лиц в спорных ситуациях, касающихся их деятельности, в случае если она не представляет опасности для общества. В Российской Федерации воссоздание института мирового судьи объясняется потребностью граждан страны в оперативном, справедливом и правовом суде [3, с. 143]. В настоящее время в странах, где формирование института мирового судьи происходит поэтапно и направленно, мировые судьи в рамках своей компетенции играют активную роль в осуществлении правосудия и понижают загрузку судов общей юрисдикции. В связи с этим процедура рассмотрения дел становится более оперативной, дела небольшой сложности от федеральных судей переходят к мировым судьям. Из этого мы делаем вывод, что воссоздание мирового судейства в России несет в себе ряд объективных и закономерных причин и вызвано тенденциями к усовершенствованию судопроизводства и преобразованию судебной системы. Среди этих причин - не только сближение граждан и правосудия, но и согласование статуса мирового судьи с разграничением компетенции и усиление специализации. С учетом возросшего числа обращений в суд по незначительным делам это способствовало освобождению федеральных судей от рассмотрения подобных дел, а также позволило минимизировать конфликты путем примирения сторон. Изучение истории становления мирового судейства, анализ других взаимосвязанных с ним институтов - все это помогло в изучении развития форм и содержания, что послужило основой для определения перспектив и тенденций развития. Благодаря этому подходу можно подробнее изучить сущность морового судейства, а также его свойства. Известно, что перед исследованием любого правового института, прежде чем определять его роль, место и задачи, необходимо установить истинные причины, послужившие его становлению, изучить этапы его исторического развития, выявить отличительные черты и основы его описания, в общем все то, что отделяет его от иных правовых институтов. Изучение истории становления и работы мирового судейства вполне целесообразно для оценки аргументированности воссоздания конкретного института в судебной системе РФ.

Литература

  1. Десницкий С.Е. Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской Империи // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. Вторая половина XVIII века / под ред. С.А. Покровского. М.: Проспект, 2007.
  2. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О мировых судьях в Российской Федерации": принят ГД ФС РФ 11.11.1998. URL: www.consultant.ru.
  3. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М.: Проспект, 2007. С. 143.