Мудрый Юрист

Этапы развития советской государственности 1917 - 1940 гг. И их оценка в трудах советских ученых-государствоведов

Шуберт Татьяна Эдуардовна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

В статье рассматривается советский период развития Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937 гг.), включающий ряд этапов советской государственности. Первый этап (1917 - 1925) - это переход от капитализма к социализму, второй (1925 - 1937), связанный с принятием Конституции РСФСР 1925 г. и отражавший изменения в государственном строительстве, - это образование Союза ССР и новых автономий, окончание гражданской войны и восстановление народного хозяйства. Третий этап (1937 - 1940) начался с принятием Конституции РСФСР 1937 г. (на основе сталинской Конституции Союза ССР) и характеризовался победой социализма, индустриализацией всей страны и коллективизацией сельского хозяйства, построением общества без эксплуататорских классов на основе союза рабочего класса и крестьянства.

Ключевые слова: Конституция, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Всероссийский съезд Советов, пролетариат, советская власть, военный коммунизм, революционные трибуналы, диктатура пролетариата.

Stages of development of the soviet statehood of 1917 - 1940 and their estimation in works of soviet scientists

T.E. Shubert

Shubert T.E., PhD in Law, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation.

In this article the three stages of development of the Russian Constitution (1918, 1925, 1937), are discussed each of represents a certain phase of the constitutional development of the Soviet state. The first stage (1917 - 1925) is characterized with the transition from capitalism to socialism, the second one stages (1925 - 1937) is associated with the adoption of the Constitution of the RSFSR in 1925, reflecting changes in the state-building - the formation of the unanimous union of the republican states - the USSR and delegating some mostly important items to it, the formation of the new autonomous regions, the end of the civil war and the reconstruction of the national economics. The third stage (1937 - 1940) is connected with the adoption of the Constitution of the RSFSR in 1937 (based on the Stalin Constitution of the USSR), which was characterized with the victory of socialism, the industrialization of the country and the collectivization in the agriculture, sphere of economics, the construction of a society without exploiting classes based on the alliance of the working class and the peasantry.

Key words: Constitution, the Declaration of the rights of working and exploited people, All-Russian Congress of Soviets, the proletariat, the Soviet government, military communism, revolutionary tribunals, the dictatorship of the proletariat.

Первые три Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937 гг.) были приняты в относительно короткий исторический период, и каждая из них характеризовала определенный этап развития советской государственности.

Первый этап (1917 - 1925) берет отсчет с момента Октябрьской революции 1917 г. и длится до уничтожения класса эксплуататоров. Это был переходный этап от капитализма к социализму. Его основной задачей было установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в форме советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожении эксплуатации человека человеком и установления социализма, при котором не будет деления на классы.

III Всероссийский съезд Советов, проходивший 18 января 1918 г., стал во многом определяющим для формирования советской власти и принятия первой советской Конституции. На Съезде были выработаны основные подходы в области политики и государственного строительства и приняты два важнейших документа: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и принятая в ее развитие Резолюция "О федеральных учреждениях Российской Республики" <1>. Эти акты явились первоначальной Конституцией Советской Республики. Они содержали основные положения о том, что Республика Советов - политическая форма диктатуры пролетариата и что Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа закреплялась национализация земли, ее недр и лесов, устанавливался рабочий контроль над производством, учреждался Высший Совет народного хозяйства, переход банков в собственность Советского государства, аннулирование внешних займов, заключенных царским правительством и буржуазным Временным правительством. Декларация устанавливала, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и в качестве основной задачи формулировала уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, устранение деления общества на классы, подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах.

<1> См.: Гурвич Г.С. История советской Конституции. М., 1923. С. 3 - 5.

В Постановлении III Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской Республики" были закреплены основы государственного устройства, компетенция, структура и порядок образования органов государственной власти советской федерации. 1 апреля 1918 г. на заседании ВЦИК Я.М. Свердлов выступил с докладом "О выборах комиссии для разработки Конституции Советской Республики". Комиссия ВЦИК работала с 5 апреля по 5 июля 1918 г. и провела 12 заседаний. Конституционная комиссия рассмотрела ряд проектов Конституции: 1) проект, составленный профессором М.А. Рейснером (воспроизводил эсеровское требование областного экономического деления как основы построения Российской Федерации); 2) проект синдикалистов; 3) проект эсеров-максималистов (по существу анархистский проект); 4) проект "левых" эсеров (отводил Советам второстепенную роль и предоставлял независимость местных органов государственной власти от центральных органов государственной власти); 5) проект коллегии Народного комиссариата юстиции РСФСР <2>.

<2> См.: Денисов А.И. Советская Конституция и ее историческое развитие. М., 1948. С. 43.

В результате был принят проект, подготовленный Конституционной комиссией ВЦИК с использованием проекта Наркомюста. На V Всероссийском съезде Советов были приняты Общие начала Конституции РСФСР. 10 июля докладчик Ю.М. Стеклов (представитель Конституционной комиссии) выступил на Съезде и рассказал о содержании проекта Конституции, который был принят единогласно. Конституция РСФСР вступила в силу 19 июля 1918 г. - в день опубликования в "Известиях Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов".

Характеризуя Конституцию РСФСР 1918 г., П.И. Стучка писал: "Это Конституция диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, Конституция гражданской войны. Она призывает к борьбе на жизнь и смерть за Социалистическую Республику и лозунг ее - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" (ст. 89)" <3>.

<3> Стучка П.И. Конституция в вопросах и ответах. Пермь, 1920. С. 13.

В главе 1 Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть принадлежит этим Советам. Свою солидарность с пролетариатом всего мира Конституция подчеркивала в декларативной части (ст. 4), выражая "непреклонную решимость Р.С.Ф.С. Республики вырвать человечество из-под власти международного финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, организуя самое широкое братание с рабочими и крестьянами воюющих между собой армий. Одновременно она на деле предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Р.С.Ф.С.Р. для трудовых занятий и принадлежащих к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству (ст. 20), а также право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические или религиозные преступления (ст. 21)" <4>.

<4> Там же.

Российская Советская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик. Основной задачей провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах (гл. 2, ч. 3). Здесь же провозглашалась отмена частной собственности на землю, она стала общенародным достоянием. Все леса, недра и воды также становились национальным достоянием. Фабрики, заводы, рудники, железные дороги и другие производства перешли под контроль Советской Республики, все займы царского правительства были аннулированы, банки перешли в собственность рабоче-крестьянского государства. Была введена трудовая повинность в целях уничтожения паразитических слоев общества. Объявлялось о вооружении трудящихся и разоружении эксплуататоров.

В главе 3 Конституции говорилось о мире между всеми трудящимися на основе свободного самоопределения наций, была провозглашена независимость Финляндии и самоопределение Армении.

В главе 4 эксплуататорам запрещалось занимать любые места в органах власти, они предназначались только трудящимся массам и Советам. П.И. Стучка писал по этому вопросу: "Не имеют права избирать или быть избранными, хотя бы они входили в одну из перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: на проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества;

в) частные торговцы, торговые коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома" <5>.

<5> Стучка П.И. Конституция в вопросах и ответах. С. 52 - 53.

В разделе II Конституции РСФСР основной задачей объявлялось установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства. Власть принадлежала рабочему населению страны, объединенному в Советы. Ученые-государствоведы того времени пытались ответить на вопрос о необходимости диктатуры пролетариата, диктатуры большинства и подвести под это хоть какую-то теоретическую базу. "Конечно, трудящиеся массы Республики составляют большинство. Зачем же, казалось бы, диктатура, т.е. голое и суровое насилие, этому большинству? Но надо различать между большинством количественным и качественным. Класс, который веками давили и угнетали, не может сразу развернуть свои силы так, чтобы ему уже были не страшны никакие враги и чтобы он мог позволить себе роскошь благодушия и великодушия" <6>.

<6> Гурвич Г.С. Основы советской Конституции. Вып. 1. М., 1921. С. 110.

В научной литературе велась полемика с противниками пролетарской власти. Для тех, кто утверждал, что у пролетариата разовьется вкус к насилию и жажда владычества, давались следующие объяснения о необходимости присутствия пролетариата в таких ненавистных для него местах, как полицейская канцелярия, полицейский участок, полицейская казарма. "Конечно, пролетарская канцелярия, пролетарский участок и пролетарская казарма все же остаются канцелярией, участком и казармой, которые дадут в конце концов новых закостенелых бурбонов - чиновных, полицейских и военных... Как предохранить себя от такой опасности? Пролетарии - это прежде всего люди труда. И власть они берут не как дорвавшиеся наконец к теплым местечкам хищники и лодыри, а как рабочие, весь смысл жизни которых есть труд. Нет! Без упоения и торжества идут они в канцелярии, а как на тяжелую повинность, отрывающую их от главного дела... поэтому яд власти нам не страшен" <7>.

<7> Гурвич Г.С. Основы советской Конституции. Вып. 1. С. 144.

Конституция определила и федеративное устройство. Для Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, была предусмотрена возможность объединяться в автономные союзы, во главе которых должны стоять областные Съезды и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входили на началах федерации в РСФСР. Всем национальным республикам была предоставлена возможность самостоятельно решить, хотят ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и других федеральных советских учреждениях.

В этой же главе устанавливалась система власти. В частности, было провозглашено, что верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому центральному исполнительному комитету Советов. Церковь была отделена от государства и школа от церкви, была объявлена свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами.

Задаваясь вопросом о принципе полновластия Советов, Г.С. Гурвич писал: "Советская власть построена на полном отрицании принципа разделения властей. Политический строй Советской Республики революция создавала таким образом, что в основу всей государственной организации легли исключительно городские и сельские Советы, органы всей власти на местах. Советы... одновременно создавали правовые нормы и прилагали их к жизни. Отражая классовый интерес, они не заботились, конечно, ни о каком противопоставлении разных властей друг другу для сдержки и ограничения, и это совершенное единство власти они передавали центральным органам" <8>.

<8> Там же. С. 128.

Первый этап развития советской государственности, основной задачей которого было уничтожение класса эксплуататоров, можно проследить по партийным документам того времени. Они достаточно конкретно отражали представления пролетариата о законности и методах государственного строительства. Одним из первых декретов советской власти стал Декрет СНК от 13 июля 1918 г. "О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома" <9>. В соответствии с Декретом все имущество "низложенного революцией" Российского Императора и членов его семьи, где бы оно ни находилось, включая вклады в кредитных учреждениях за рубежом, объявлялось достоянием РСФСР. Все лица, знающие о таком имуществе и не сообщившие о нем СНК по внутренним делам, "подлежали ответственности как за присвоение государственного достояния".

<9> СУ. 1918. N 52. Ст. 583.

В рассматриваемый период, когда страна находилась в условиях гражданской войны и иностранной интервенции, принимались акты, позволяющие радикально решить необходимые вопросы. Так, в Постановлении ВЦИК от 2 сентября 1918 г. "Советская Республика - военный лагерь" говорилось, что во главе всех фронтов и военных учреждений ставится Революционный военный совет. Все граждане вне зависимости от занятий и возраста должны были беспрекословно выполнять обязанности по обороне страны, которые будут возложены на них советской властью.

В период военного коммунизма принимались акты ВЦИК и СНК, обеспечивающие пролетариату неограниченные возможности по физическому уничтожению всего несогласного с ним населения в тылу и на фронте. 5 сентября 1918 г. было принято Постановление СНК "О красном терроре", в нем говорилось: "...для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры" <10>.

<10> СУ. 1918. N 65. Ст. 170.

12 апреля 1919 г. ВЦИК утвердил Положение "О революционных трибуналах". Революционные трибуналы создавались для рассмотрения дел о контрреволюционных и "всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти". Трибуналам предоставлялось ничем не ограниченное право в определении меры репрессии. Оспаривания подсудности по делам, принятым в Революционном трибунале, не допускались <11>.

<11> Известия ВЦИК. 1919. 12 апр.

В трибуналы избирались только ответственные политические работники сроком на один месяц. В соответствии с данным Положением отсутствие обвиняемого на суде не могло служить препятствием к его рассмотрению. Многие дела в то время рассматривались заочно.

Декретом ВЦИК от 27 ноября 1919 г. было принято Положение "О революционных военных трибуналах". Эти органы рассматривали дела о таких действиях военнослужащих, которые по своему характеру создавали опасность для советского социалистического строя Республики, для ее завоеваний и обороны.

Исполнение таких актов приводило к правовому беспределу. Попыткой навести порядок в этой сфере стало принятие Постановления Чрезвычайного VI съезда Советов "О революционной законности". В нем говорилось, что непрекращающиеся попытки контрреволюционных заговоров и война, навязанная империалистами рабочим и крестьянам России, делают в некоторых случаях неизбежным принятие экстренных мер, не предусмотренных в действующем законодательстве или отступающих от него. В этой связи было принято решение призвать всех граждан и должностных лиц к строгому соблюдению законов и других нормативных актов. Устанавливалось, что меры, отступающие от законов РСФСР, допустимы лишь в случаях борьбы с контрреволюцией и должны сопровождаться установлением соответствующим советским учреждением условий, требующих выхода за пределы закона, и немедленным сообщением письменного заявления в СНК. Стало обязательным наличие протокола, который выдавался гражданам, с тем чтобы они могли обжаловать действия соответствующих органов <12>.

<12> СУ. 1918. N 90. Ст. 908.

В целом первый этап развития советской государственности характеризовался воплощением в жизнь провозглашенных в законодательстве основных принципов - народовластия, полновластия Советов, демократического централизма, революционной законности, планового ведения хозяйства и социалистической собственности на средства производства.

Второй этап (1925 - 1937) начался с принятием Конституции РСФСР 1925 г. Он отражал произошедшие изменения в государственном строительстве: окончание гражданской войны и восстановление народного хозяйства, образование единого союзного государства - Союза ССР и новых автономий.

А.М. Турубинер, отмечая различия новой и старой Конституций, писал, что в 1925 г. Декларация прав совершенно не соответствовала почти во всех своих статьях современному положению. Целый ряд ее пунктов, начиная с того же рабочего контроля, продолжая всеобщей трудовой повинностью и кончая аннулированием всех районов и переходом в собственность государства всех банков, устарел.

Россия оставила за собой право выхода из состава СССР (ст. 4 Конституции СССР). В ведение СССР был передан ряд полномочий: представительство в международных сношениях; заключение политических и других договоров с иностранными государствами; объявление войны и мира; организация и руководство вооруженными силами СССР; утверждение общего плана народного хозяйства СССР; руководство внешней торговли и установление системы внутренней торговли; установление общих начал землеустройства и землепользования; пользование недрами, лесами и водами на территории СССР.

В статье 9 Конституции РСФСР 1925 г. отсутствовала концовка прежней ст. 18 Конституции РСФСР 1918 г. "не трудящийся да не ест". Трудовая повинность была отменена.

Конституция РСФСР 1925 г. более подробно регламентировала вопросы федеративного устройства. Значительным новшеством можно считать право национальностей на образование автономных единиц (в компетенцию высших органов власти РСФСР входило утверждение такого образования). За национальными меньшинствами закреплялось право пользования родным языком на съездах, в суде, в государственных учреждениях. Признавалось полное равенство всех национальных меньшинств (ст. 13).

Российская Республика объявлялась социалистическим государством рабочих и крестьян, строящимся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть принадлежала Советам. Носителем верховной власти в РСФСР провозглашался Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов. Новеллой стали положения о статусе Президиума ВЦИК. Этот орган в соответствии со ст. 27 Конституции в период между сессиями ВЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР. СНК осуществлял общее управление РСФСР (ст. 33) на основании Положения о Совете народных комиссаров, издавал декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории РСФСР (ст. 34).

Организации автономных республик и областей в Конституции РСФСР 1925 г. посвящалась отдельная глава (ст. 44 - 48). Автономным республикам было предоставлено право принимать свои конституции, подлежащие утверждению ВЦИК и Всероссийским съездом Советов (ст. 44). Органы государственной власти в автономных республиках образовывались на основе Конституции РСФСР из местных Советов, их съездов, центральных исполнительных комитетов, их президиумов и советов народных комиссаров. Высшим органом власти в автономных республиках был съезд, а в период между съездами - ЦИК.

В связи с образованием СССР в Конституции РСФСР 1925 г. говорилось, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза Советских Социалистических Республик, РСФСР, входя в состав СССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР.

П.И. Стучка писал: "Новая власть не безгранична, ибо суверенитет отдельных республик сохраняется и ограничен лишь в пределах, указанных Конституцией и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно и именно Союз призван охранять эти суверенные права отдельных союзных республик" <13>.

<13> Стучка П.И. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его конституции СССР и РСФСР. М., 1926. С. 174.

В новом тексте Конституции РСФСР 1925 г. нашли отражение изменения политической и экономической ситуации, которые произошли в связи с введением НЭП и образованием СССР. Восстановление разрушенного империалистической и гражданской войной народного хозяйства советских республик требовало концентрации всех ресурсов и объединения общих усилий. В соответствии с новыми задачами были созданы объединенные наркоматы в основных сферах: крупной промышленности; внешней торговли; внутренней торговли; связи, почты, телеграфа и путей сообщения; вооруженных сил и внешней политики.

На XIV съезде Советов в мае 1929 г. в текст Конституции РСФСР 1925 г. были внесены изменения в связи с завершением районирования и установлением нового административно-территориального деления РСФСР, упразднением губерний, уездов и волостей.

В рассматриваемый период развернулась национализация промышленности и торговли, полным ходом пошел процесс коллективизации сельского хозяйства. Руководство народным хозяйством и осуществление пятилетних планов, развитие общественных отношений во всех сферах требовали все более обширного и тщательного нормативного регулирования. Несмотря на распространенные представления о государстве и праве как о временных инструментах, необходимых для достижения коммунизма, роль права постепенно возрастала - были приняты Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Земельный и другие кодексы.

Третий этап развития советской государственности (1937 - 1940) отсчитывается от принятия Конституции РСФСР 1937 г. (на основе сталинской Конституции Союза ССР) и характеризуется победой социализма, индустриализацией всей страны и коллективизацией сельского хозяйства. В Конституции было провозглашено, что построено общество без эксплуататорских классов на основе союза рабочего класса и крестьянства, закреплена социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на орудия и средства производства в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной.

В соответствии с Конституцией РСФСР 1937 г. изменилась система органов власти РСФСР, автономных республик, краев, областей и районов. На смену многоступенчатой системе выборов пришли прямые выборы во все Советы депутатов трудящихся. Было введено всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании (ст. 138).

Подавление классовых врагов осталось, но приобрело другие формы. Лишение политических прав отдельных социальных групп было отменено. В то же время были сформулированы такие задачи, как борьба с расхищением и уничтожением социалистической собственности, вредительством, диверсиями и шпионажем в пользу буржуазных государств, террором, попытками подрыва военной мощи государства. В результате были определены конкретные задачи подавления, особое значение приобрели такие методы выявления и уничтожения врагов, как усиление революционной бдительности трудящихся масс и органов пролетарской диктатуры, усиление пресечения контрреволюционной деятельности <14>. Остались рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, претерпевшие как классы значительные изменения.

<14> См.: Советское государство и право: Учебник / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М., 1938. С. 148.

Новая Конституция сохранила за РСФСР право выхода из Союза. Г.С. Гурвич подчеркивал, что право выхода вытекает из полной добровольности объединения советских республик, но ни одна из них не имеет желания выйти из Союза.

Суверенитет РСФСР был ограничен в связи с вхождением в СССР: "То, что РСФСР является частью Союза, то, что она объединилась с другими союзными республиками в единое союзное государство, естественно означает самоограничение ее суверенитета" <15>.

<15> Гурвич Г.С. О Конституции РСФСР. М., 1940. С. 20.

С. Равин более широко по сравнению с другими авторами раскрывал понятие суверенитета. По его мнению, суверенитет РСФСР проявлялся в том, что она сохраняет за собой право выхода из СССР (ст. 15 Конституции РСФСР 1937 г.), территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР (ст. 16), законы СССР обязательны на территории РСФСР (ст. 17), каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР и граждане всех других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР (ст. 18) <16>.

<16> См.: Равин С. Первая среди равных. Л., 1938. С. 56.

Новая Конституция сформулировала задачи объединения союзных республик: "В целях осуществления взаимопомощи по линии экономической и политической, равно как и по линии обороны, РСФСР добровольно объединилась с равноправными Советскими Социалистическими Республиками: Украинской ССР, Белорусской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Армянской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР в союзное государство СССР".

Экономическая, политическая и военная взаимопомощь потребовала от союзных республик сознательного и добровольного ограничения их суверенитета в пользу Союза и передачи ему ряда прав в сфере законодательства и государственного управления, которые перечислены в Конституции. Во всех же других отношениях союзные республики самостоятельно осуществляют государственную власть, и "Союз охраняет их суверенные права всей мощью своих Вооруженных Сил, всеми своими техническими и экономическими ресурсами, он охраняет их от какого бы ни было посягательства извне, со стороны капиталистического окружения. Всем авторитетом и силой своего закона, всей властью своих государственных органов он охраняет союзные республики от любого нарушения их прав и интересов внутри Союза" <17>.

<17> Гурвич Г.С. О Конституции РСФСР. С. 21.

Союзные республики как равноправные члены СССР непосредственно участвовали в образовании верховной власти СССР - Совета Союза и Совета Национальностей, а также в образовании правительства и других государственных органов Союза. РСФСР имела в Верховном Совете СССР свое представительство, призванное отражать ее интересы как национальной республики - она направляла в Совет Национальностей 25 депутатов.

Академик И. Трайнин отмечал, что советское государственное право отвергает так называемое учение о разделении властей. Все органы государства черпают свои полномочия и права в суверенитете советского народа, носителем которого является социалистическое государство. Высшие органы власти социалистического государства являются выразителем этого суверенитета. "Все начала общественного и государственного устройства сводятся к единству - суверенитету советского народа, осуществляемому им через свое социалистическое государство. Этот народный суверенитет (тождественный диктатуре рабочего класса) получает свое воплощение в государственных органах власти. Этот суверенитет выражается во всем общественном устройстве - в политической и экономической основе государства" <18>.

<18> Трайнин И. О содержании и системе государственного права // Советское государство и право. 1939. N 3. С. 36 - 45.

Конституция РСФСР 1937 г. по-новому организовала избирательную систему. Все органы государственной власти - и Советы депутатов трудящихся всех уровней, и Верховный Совет РСФСР избирались населением. Конституция установила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирать и быть избранными имели право все граждане, достигшие 18 лет, кроме умалишенных и лишенных избирательных прав в судебном порядке. "Советское государство осуществило подлинно всеобщее голосование. Социалистическая революция раскрепостила женщину, дала избирательные права всем, достигшим 18 лет, уничтожила ценз оседлости, предоставила военнослужащим все гражданские и политические права" <19>.

<19> Гурвич Г.С. О Конституции РСФСР. С. 43.

До принятия Конституции РСФСР 1937 г. выборы не были равными - рабочие имели большие преимущества по сравнению с крестьянами, например, на Всероссийский съезд Советов городские Советы направляли представителей по норме: один делегат на 25 тыс. избирателей, а губернские съезды Советов - из расчета один делегат на 125 тыс. жителей. Такое неравенство было связано с постоянной классовой борьбой.

Выборы до 1937 г. не были прямыми. Только городские и сельские Советы избирались непосредственно жителями городов и сел. Съезды Советов, исполкомы всех уровней, ЦИК избирались непрямыми двух-, трех- и четырехстепенными выборами. Однако переход к более демократической форме выборов не давал возможности реально прийти к власти иным силам, кроме коммунистов. Избирательные системы в РСФСР и СССР были практически идентичны. При подготовке к выборам в Верховный Совет СССР по новой избирательной системе А.А. Жданов призывал: "Наши партийные организации должны быть готовы к избирательной борьбе. При выборах нам придется иметь дело с враждебной агитацией и враждебными кандидатурами. Имеет место оживление антисоветских элементов" <20>.

<20> Цит. по: Равин С. Указ. соч.

Для Конституции РСФСР 1937 г. были характерны следующие особенности:

  1. Конституция являлась не программой, а Основным Законом социалистического государства. Она не формулировала задачи на будущее, а подводила некоторые итоги завоеваний государства;
  2. Конституция исходила из факта победы социалистического строя, она закрепила законодательно основы социализма;
  3. Конституция исходила из того, что в обществе уже нет антагонистических классов, что у власти находятся два дружественных класса - рабочие и крестьяне;
  4. Конституция была интернациональным документом;
  5. в тексте Конституции были провозглашены демократические принципы;
  6. Конституция декларировала гарантированность прав и свобод граждан <21>.
<21> Там же. С. 54.

Принятие первых трех Конституций РСФСР (1918, 1925, 1937 гг.) произошло в очень короткий исторический период. Изменения в государственном строительстве и законодательстве молодого государства, свершившиеся за 20 с небольшим лет, были огромными: переход от капитализма к социализму, уничтожение эксплуатации человека человеком, формирование новой федерации (появились новые автономии), проведение индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, возникновение нового бесклассового общества на основе союза рабочего класса и крестьянства, осуществление власти в стране Советами под руководством коммунистической партии.

Работы российских ученых (С. Равин, П.И. Стучка, А.И. Денисов, Г.С. Гурвич, А.М. Турубинер, И. Трайнин), посвященные важнейшим вопросам того времени о характере и принципах советских Конституций, о власти и диктатуре, разделении властей, роли и задачах советской власти, оказали большое влияние на советское конституционное законодательство данного исторического периода.

Библиографический список

Гурвич Г.С. История советской Конституции. М., 1923.

Гурвич Г.С. О Конституции РСФСР. М., 1940.

Гурвич Г.С. Основы советской Конституции. Вып. 1. М., 1921.

Денисов А.И. Советская Конституция и ее историческое развитие. М., 1948.

Равин С. Первая среди равных. Л., 1938.

Советское государство и право: Учебник / Под общ. ред. А.Я. Вышинского. М., 1938.

Стучка П.И. Конституция в вопросах и ответах. Пермь, 1920.

Стучка П.И. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его конституции СССР и РСФСР. М., 1926.

Трайнин И. О содержании и системе государственного права // Советское государство и право. 1939. N 3.