Мудрый Юрист

Оборот земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий

Семьянова Анна Юрьевна

Начальник отдела нормативно-правового регулирования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Специалист по дипломатическому и экологическому праву. Кандидат юридических наук.

Родилась 6 января 1974 г. в г. Казани. В 1996 г. окончила юридический факультет Казанского государственного университета.

Автор нескольких опубликованных статей по дипломатическому праву, методического пособия по экологическому праву, практических рекомендаций по регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.

Земельный кодекс РФ посвятил отдельную статью (ст. 27) вопросу ограничения оборотоспособности земельных участков, которая гласит, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ. Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Гражданский кодекс требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в законе. Ограниченно оборотоспособные объекты определяются в порядке, установленном законом.

Формулировка подп. 1 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ не должна вызывать затруднений для правоприменения. Ею установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими находящимися в федеральной собственности объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Кодекса). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с п. 6. ст. 95 Земельного кодекса земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 данной статьи.

Напомним, что в п. 4 речь идет о государственных природных заповедниках и национальных парках.

Для того чтобы определить, о каких земельных участках, ограниченных в обороте, идет речь, следует проанализировать нормы земельного законодательства и законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

В статье 94 Земельного кодекса РФ установлены признаки отнесения земель к землям особо охраняемых территорий.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов - это самостоятельная категория земель.

Пункт 2 ст. 94 ЗК РФ делит земли особо охраняемых территорий на следующие виды:

  1. особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  2. природоохранного назначения;
  3. рекреационного назначения;
  4. историко-культурного назначения;
  5. иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами.

Как видим, земли особо охраняемых природных территорий являются только одним из самостоятельных видов в категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Пункт 5 ст. 27 Земельного кодекса относит к землям, ограниченным в обороте, земельные участки именно в пределах особо охраняемых природных территорий, а также не занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Что входит в понятия "земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий" и "земли особо охраняемых природных территорий" и чем они отличаются?

Во-первых, Земельный кодекс РФ разграничивает понятие земли и земельного участка. Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6).

Понятие земель шире. Пункт 1 ст. 95 ЗК РФ конкретизирует, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Означает ли это, что земельные участки, расположенные в пределах (границах) названных земель, ограничены в обороте, и данный перечень себя исчерпывает?

Во-вторых, участки земли сами по себе являются одной из составляющих особо охраняемых природных территорий (см. также п. 1 ст. 95 ЗК РФ).

Однако в соответствии с п. 2 ст. 2 данного Закона Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Таким образом, перечень категорий особо охраняемых природных территорий нельзя считать исчерпывающим. Неверен вывод о том, что в подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ речь идет только о земельных участках в пределах особо охраняемых природных территорий, перечисленных в п. 1 ст. 95, т.к. земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий могут располагаться и на "иных категориях особо охраняемых природных территорий" без исчерпывающего перечня.

В-третьих, в п. 5 ст. 94 ЗК РФ предоставлено право Правительству РФ, соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий, не указав, куда они относятся, к землям какого вида в составе категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Земли особо охраняемых территорий - понятие более широкое, чем земли особо охраняемых природных территорий. Следовательно, не будет противоречием считать, что названные в п. 5 ст. 94 Земельного кодекса "иные виды земель особо охраняемых территорий" могут включать в себя и относиться в том числе к видам земель особо охраняемых природных территорий. С другой стороны, данные земли можно воспринять как самостоятельную разновидность земель особо охраняемых территорий, дополняющую перечень п. 2 ст. 94 Земельного кодекса. Если следовать такой логике, данные земли не могут считаться землями особо охраняемых природных территорий, т.к. те и другие являются самостоятельными видами земель особо охраняемых территорий.

Согласно ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране природных ресурсов, охране особо охраняемых природных территорий и объектов применяются соответственно законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Понятие отношений по охране особо охраняемых природных территорий и объектов установлено в преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Данный Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Как видим, вопросы организации особо охраняемых природных территорий регулируются отношениями по охране особо охраняемых природных территорий и объектов.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Исходя из вышеизложенного, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах следующих особо охраняемых природных территорий: природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также иных категорий особо охраняемых природных территорий, установленных Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, из оборота изъяты.