Мудрый Юрист

Социальные гарантии военнослужащим, воспитывающим детей без матери: реалии и перспективы

Корякин В.М., доктор юридических наук.

Рассмотрены военные аспекты государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства с учетом ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено положение о том, что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность обоих родителей.

Ключевые слова: военнослужащие, конституционные гарантии, воспитание детей.

Social guarantees to servicemen, bringing up children without a mother: Realities and Prospects

V.M. Korjakin

Considered the military aspects of state support for the family, motherhood, fatherhood and childhood based on part 2 of art. 38 of the Constitution of the Russian Federation, which contains a provision that the care of children and their education - equal right and duty of both parents.

Key words: military, constitutional guarantees, parenting.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию в качестве социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7). При этом в ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплено очень важное положение о том, что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность обоих родителей.

Указанные конституционные положения нашли определенную конкретизацию в военном законодательстве. В частности, в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" имеются следующие нормы отсылочного характера:

а) военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства (п. 9 ст. 10);

б) военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 13 ст. 11).

В Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, имеется отдельная статья (ст. 32), определяющая порядок предоставления военнослужащим отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Данной статьей установлены следующие гарантии семьям военнослужащих с детьми:

  1. в случае когда один из работающих родителей (опекун, попечитель) является военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению;
  2. военнослужащим женского пола предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности - 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. Продолжительность указанного отпуска исчисляется суммарно и предоставляется военнослужащему женского пола полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов;
  3. перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком - отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года;
  4. основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года. Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц;
  5. военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Во время данного отпуска за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность;
  6. военнослужащему женского пола, усыновившему ребенка (детей), предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рождения ребенка (детей), а также по желанию военнослужащего женского пола - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  7. военнослужащему мужского пола, проходящему военную службу по контракту, по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях).

Как видно из приведенных положений, большинство из перечисленных социальных гарантий рассчитаны на предоставление военнослужащим женского пола. Между тем совсем не редки случаи, когда военнослужащие-мужчины воспитывают детей без матери.

Следует при этом отметить, что понятие "одинокий отец" действующим законодательством не предусмотрено. Практика показывает, что таким отцом считается мужчина, имеющий одного ребенка или нескольких детей, мать которых умерла, пропала без вести, лишена родительских прав, долгое время пребывает в лечебном учреждении, оставила детей отцу при расторжении брака, находится в местах лишения свободы. Кроме того, под мужчинами, воспитывающими детей без матери, следует понимать военнослужащих:

<1> Наумова Р.Л. Льготы для одиноких родителей // Кадровые решения. 2008. N 3.

По оценке российской правозащитной ассоциации "Отцы и дети", в стране насчитывается около 300 тыс. одиноких отцов. По другим сведениям, в России около 800 тыс. отцов-одиночек <2>. В отношении военнослужащих, являющихся отцами-одиночками, каких-либо официальных данных не имеется.

<2> URL: http://cfgorod.ru/otcy-odinochki-v-rossii-spravka.html.

Таким образом, несмотря на конституционную норму о равных правах и обязанностях обоих родителей в отношении детей, военнослужащие-отцы по действующему военному законодательству имеют меньший объем прав и гарантий, связанных с воспитанием детей, по сравнению с военнослужащими женского пола.

Следует заметить при этом, что в отношении сотрудников правоохранительных органов данный вопрос урегулирован несколько иначе. Так, например, согласно ч. 8 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику органов внутренних дел, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

В целях устранения данной социальной несправедливости и усиления гарантий социальной защиты семей военнослужащих, в которых в силу объективных обстоятельств отсутствует мать, в Минобороны России разработан и в конце мая 2014 г. внесен в Правительство Российской Федерации законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части предоставления военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет". Данным проектом предполагается предоставлять военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами (усыновителями), воспитывающими ребенка без матери, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Кроме того, на эту категорию военнослужащих будет распространено право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и ежемесячной компенсационной выплаты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% денежного довольствия по месту службы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. По состоянию на 1 января 2014 г. минимальный размер пособия (с учетом произведенной индексации) составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 10306,50 руб.

Как указывается в Пояснительной записке, принятие вышеназванного законопроекта позволит урегулировать отношения, связанные с предоставлением военнослужащим мужского пола, проходящим военную службу по контракту и являющимся отцами (усыновителями), воспитывающими ребенка без матери, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и предоставит данной категории военнослужащих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и ежемесячной компенсационной выплаты.

Внесение указанного законопроекта в Федеральное Собрание Российской Федерации и его принятие планируется до конца текущего года.