Мудрый Юрист

О праве вдовы умершего инвалида вследствие катастрофы на чернобыльской аэс на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (по материалам судебной практики)

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Рассмотрена обязанность государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие Чернобыльской катастрофы, посредством установления законом денежных и других материальных компенсаций и льгот.

Ключевые слова: Чернобыльская АЭС, вдовы, социальные гарантии.

On the right of the widow of the deceased disabled due to the Chernobyl nuclear power plant to receive monthly compensation for the purchase of food products (based on jurisprudence)

A.V. Efremov

Considered the State's obligation to indemnify the damage caused by the Chernobyl disaster citizens by establishing the law of money and other material compensation and benefits.

Key words: Chernobyl NPP, widows, social guarantees.

Принимая 15 мая 1991 г. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Верховный Совет РСФСР исходил из того, что государство несет ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиационного загрязнения биосферы экологической катастрофы.

Необходимость установления в ч. 1 ст. 3 указанного Закона обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие Чернобыльской катастрофы, посредством установления Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвана также фактической невозможностью возмещения вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим восстановление их нарушенных прав.

Следовательно, независимо от того, о каких способах возмещения идет речь: о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам - все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 18-П).

В силу ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абз. 3 п. 15 ч. 1 ст. 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС <1>.

<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2007 г. N 59-В07-1.

Автор настоящей статьи уже обращал внимание читателей журнала на характерные ошибки судей судов общей юрисдикции, вызванные рассмотрением и разрешением дел по соответствующей категории споров без учета особенностей военно-пенсионного законодательства, и в качестве примера приводил Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N 41-В08-41 <2>, в котором было указано, что надлежащим ответчиком по делам по искам военных пенсионеров об индексации сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие исполнения обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и выплате компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является военный комиссариат <3>.

<2> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года.
<3> Более подробно см.: Ефремов А.В. О некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5.

В настоящей статье автор остановится на правоприменительной практике, касающейся получения ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров вдовами инвалидов, умерших вследствие заболевания, возникшего в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как известно, после смерти инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установленные ему меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.

Так, гр. Б. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Промышленному муниципальному округу г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания, ссылаясь на то, что является вдовой инвалида, умершего вследствие заболевания, возникшего в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На основании п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ее муж являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. По мнению истицы, в соответствии с ч. 4 ст. 14 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) указанная компенсация должна распространяться на вдов умерших инвалидов.

Суд первой инстанции частично удовлетворил требования истицы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в своем Определении от 4 июня 2010 г. N 22-В10-1 указала на то, что не может согласиться с выводом суда о праве Б. на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с положениями п. 13 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

Частью 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные п. п. 2, 3, 7, 8, 12 - 15 ч. 1 ст. 14, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в названной статье.

Анализ вышеприведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.

В п. 13 ч. 1 ст. 14 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

В указанной норме был определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в пункте названной статьи не было предусмотрено.

Таким образом, право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по вышеназванному Закону, при их жизни, соответственно, не распространяется и после смерти.

Кроме того, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором определены, в частности, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В п. 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.

При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется.

Правовое регулирование выплаты указанной денежной компенсации изменилось после вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751 "О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым были внесены существенные изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В частности: абзац второй пункта 1, перечисляющий субъектов, имеющих право на получение компенсации, после слов "не достигшим 14-летнего возраста," был дополнен словами "а также гражданам, указанным в части четвертой статьи 14 Закона," (т.е. семьям умерших инвалидов).

Соответственно изменилась и судебная практика. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 22 марта 2013 г. N 45-КГ13-1 установила следующее.

Л.М. Забелкина обратилась в суд с иском к ответчику о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, ссылаясь на то, что является вдовой инвалида В.Г. Забелкина, умершего в 2011 г. вследствие заболевания, полученного в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На момент смерти супруга Л.М. Забелкина находилась у него на иждивении, что подтверждается вступившим в законную силу судебным постановлением. Истица указала, что в 1997 г. ее мужу назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью, а также решением суда проиндексирована ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. Истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда в связи со смертью кормильца. Ответчик назначил Л.М. Забелкиной ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью как нетрудоспособному члену семьи, находившемуся на иждивении умершего супруга, после представления всех необходимых документов.

Истица указала, что компенсация на приобретение продовольственных товаров ей не назначена. По мнению Л.М. Забелкиной, она имеет право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров на основании положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Североуральского городского суда Свердловской области от 24 февраля 2012 г. заявленные требования удовлетворены. Суд обязал ответчика ежемесячно выплачивать Л.М. Забелкиной компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <...> руб. начиная с 1 января 2012 г., взыскал задолженность по выплатам указанной компенсации за период с 1 июля 2011 г. по 31 декабря 2011 г. в размере <...> руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 мая 2012 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу постановлено новое решение - об отказе в удовлетворении иска.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки доводов кассационной жалобы Л.М. Забелкиной, и Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 января 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе Л.М. Забелкиной содержится просьба о пересмотре в кассационном порядке состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции со ссылкой на то, что судебной инстанцией при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.

В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено и подтверждается материалами дела, что Л.М. Забелкина является вдовой умершего 22 мая 2011 г. В.Г. Забелкина, являвшегося при жизни инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вступившим в законную силу судебным постановлением установлен факт нахождения истицы на иждивении В.Г. Забелкина. При жизни В.Г. Забелкин пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе являлся получателем денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751 исходил из того, что супруг Л.М. Забелкиной при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 14 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные п. п. 2, 3, 7, 8, 12 - 15 ч. 1 названной статьи, распространяются и на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в названной статье, то у Л.М. Забелкиной в связи со смертью супруга возникло право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право на получение компенсации, предусмотренной п. 13 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, не распространяется на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что п. 13 ч. 1 ст. 14 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, к которым истица не относится.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой и кассационной инстанций не соответствующими установленному порядку назначения и выплаты компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС граждан, ставших инвалидами.

В целях реализации Закона Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было принято Постановление Правительства Российской Федерации "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором были определены, в частности, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с приведенными изменениями компенсация на приобретение продовольственных товаров назначается названным лицам территориальными органами социальной защиты населения с 1 ноября 2010 г.

Принимая во внимание изложенное, выводы судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда о том, что Л.М. Забелкина на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 751 не приобрела право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, нельзя признать законными, в связи с чем состоявшееся по делу определение суда апелляционной инстанции подлежит отмене.

При таких обстоятельствах, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 мая 2012 г. подлежащим отмене с оставлением в силе решения Североуральского городского суда Свердловской области от 24 февраля 2012 г.