Мудрый Юрист

Как бороться с корпоративной коррупцией

Елена Семенова, юрист, г. Москва.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ в редакции от 03.12.2012 "О противодействии коррупции" каждая российская организация обязана разрабатывать и принимать антикоррупционные меры. Выполнению данного требования призваны помочь Методические рекомендации, подготовленные Министерством труда и социальной защиты России. Данный документ заслуживает пристального внимания, поскольку сулит корпоративным юристам расширение зоны обслуживания.

Антикоррупционная политика организации

Методические рекомендации, изданные во исполнение п. "б" ст. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 08.07.2013) "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", предназначены для использования всеми организациями, в отношении которых законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.

Как указано в Рекомендациях, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Рекомендациями предложено закрепить сведения о реализуемой в организации политике в едином документе с одноименным названием "Антикоррупционная политика (наименование организации)".

Внедрение политики по предупреждению коррупции проходит определенные этапы, такие как:

Юридическая служба будет вовлечена в реализацию такого стратегически важного проекта, как антикоррупционная политика. И это вполне логично, так как именно юридическая служба сможет не только оценить правовые ограничения и риски, но и предложить возможные варианты для решения поставленной задачи.

В антикоррупционную политику рекомендовано включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий варьируется в зависимости от конкретных потребностей и возможностей организации. Примерный перечень антикоррупционных мероприятий приведен в таблице 1 Рекомендаций.

Первым из направлений работы в нем значится "Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений". Вероятно, в пакет документов, разрабатываемых для исполнения антикоррупционной политики, войдут кодекс этики и служебного поведения работников организации, положение о конфликте интересов, декларация о конфликте интересов, правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.

На стадии разработки подобных локальных нормативных актов необходимо уделить немало внимания их согласованности с другими организационно-распорядительными и корпоративными документами, соответствию антикоррупционной политики хозяйствующего субъекта действующему законодательству и общепринятым нормам, четкости формулировок, обеспечивающей правильное понимание проводимой политики.

Серьезным этапом при внедрении системы мер по профилактике коррупции является введение новых положений в трудовые договоры работников, поскольку основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, является персонал организации.

В связи с этим со ссылкой на положения ст. 57 ТК РФ предлагается включить в трудовые договоры работников как общие, так и специальные обязанности, связанные с предупреждением коррупции.

Авторы Рекомендаций особо отмечают, что при условии закрепления подобных обязанностей работника в трудовом договоре за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение. Естественно, что необходимым условием результативной работы становится налаживание делового взаимодействия с кадровой службой компании.

Конфликт интересов

К числу антикоррупционных мероприятий относится введение в организации процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.

В приложении 4 к Методическим рекомендациям содержится примерный перечень возможных ситуаций конфликта интересов. Организации предложено разработать аналогичный перечень типовых ситуаций конфликта интересов, отражающих специфику ее деятельности.

Порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников организации в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, устанавливается положением о конфликте интересов.

Юристу необходимо будет провести экспертизу на предмет соблюдения баланса интересов организации и работников, правильности понятий и определений, содержащихся в тексте документа, ответственности работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

Управление конфликтом интересов предполагает выбор ряда мер с учетом существующих обстоятельств.

Работодатель может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе такие, как:

Для предотвращения трудовых споров по поводу неправомерности перевода или увольнения необходимо учесть все обстоятельства и соблюсти все формальности, предписанные законодательством.

Оценка коррупционных рисков

Большое практическое значение имеет глава Методических рекомендаций, посвященная оценке коррупционных рисков.

Целью оценки подобных рисков является определение конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений для получения личной или корпоративной выгоды.

Проведение периодической оценки коррупционных рисков позволяет своевременно выявлять сферы деятельности организации, наиболее подверженные таким рискам, и принимать соответствующие меры.

Рекомендуемый Минтрудом порядок проведения оценки коррупционных рисков включает несколько этапов, например подготовку карты коррупционных рисков организации - сводного описания критических точек и возможных коррупционных правонарушений. Поскольку речь идет о правонарушениях, то правовое сопровождение потребуется и на данном направлении борьбы с коррупцией.

В рамках проводимых антикоррупционных мероприятий руководству организации и ее работникам рекомендовано обратить внимание на положения законодательства, регулирующие противодействие легализации денежных средств, полученных незаконным способом. При создании системы внутреннего контроля и аудита можно воспользоваться помощью собственного юриста.

Взаимодействие с контрагентами

Методические рекомендации условно выделяют два направления работы в антикоррупционной политике, осуществляемой при взаимодействии с контрагентами.

  1. Установление и сохранение деловых отношений с теми организациями, которые ведут дела добросовестно и честно, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоких этических стандартов при ведении бизнеса, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.

В этом случае для снижения риска вовлечения организации в коррупционную деятельность достаточно ограничиться проверкой репутации контрагентов в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участия в коррупционных скандалах путем сбора и анализа находящихся в открытом доступе сведений.

  1. Распространение среди контрагентов программ, политик, процедур и правил, направленных на противодействие коррупции, которые применяются в организации. Соответствующие условия о соблюдении антикоррупционных стандартов целесообразно включить в договоры с контрагентами.

Определенное внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами также следует уделить совершению сделок слияния и поглощения.

Инструментом правового сопровождения является распространение антикоррупционных политик и в отношении зависимых (подконтрольных) обществ. В частности, предлагается обеспечить проведение антикоррупционных мер во всех контролируемых организацией дочерних структурах.

При наличии совместных предприятий, которые не подконтрольны организации, она вправе довести до сведения партнеров информацию о принимаемых ею мерах в сфере профилактики коррупции и стимулировать принятие аналогичных мер на совместном предприятии. Возможность внедрения антикоррупционных программ следует обсудить еще на стадии создания совместного предприятия и включить в соответствующий договор условие о том, что при выявлении фактов совершения коррупционных правонарушений совместным предприятием у организации имеется возможность выхода из соглашения, поскольку продолжение деловых отношений может нанести ущерб ее деловой репутации.

В качестве совместных действий антикоррупционной направленности Рекомендации предлагают организациям участвовать в таких мероприятиях, как:

Адресовано правовым службам

Принятая антикоррупционная политика может пересматриваться. И не только по результатам мониторинга эффективности ее реализации, но и в иных случаях, к примеру после внесения поправок в ТК РФ и законодательство о противодействии коррупции, преобразования организационно-правовой формы компании.

В Рекомендациях напрямую указывается, что в рамках сотрудничества организации с правоохранительными органами к подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов привлекаются специалисты в соответствующей области права.

Комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по противодействию коррупции включает и такое направление работы, как обучение и информирование работников.

Реализацию данного направления рекомендуется осуществлять в том числе посредством проведения обучающих мероприятий по тематике, связанной с требованиями законодательства и внутренними документами организации по вопросам профилактики и противодействия коррупции, а также юридической ответственностью за совершение коррупционных правонарушений.

Таким образом, юристы будут активно привлекаться к проведению подобных образовательных программ в качестве преподавателей либо консультантов.

Определенный интерес представляет приложение 5 к Методическим рекомендациям, в котором приведена форма типовой декларации конфликта интересов. Круг лиц, на которых должно распространяться требование о заполнении декларации конфликта интересов, определяется собственником или руководителем организации.

Первый и второй разделы декларации заполняются работником, который обязан раскрыть информацию о каждом реальном или потенциальном конфликте интересов. Эта информация подлежит последующей всесторонней проверке непосредственным начальником.

При необходимости к участию в проверке достоверности и полноты информации, изложенной в декларации, привлекается и представитель юридической службы, который наряду с начальником работника и представителями других служб организации ставит свою подпись в третьем разделе декларации.