Мудрый Юрист

Новые арбитражные правила японской коммерческой арбитражной ассоциации *

<*> В статье представлены выводы исследовательского проекта N 14-03-665а "Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона" (конкурс РГНФ 2014 г.)

Русакова Екатерина Петровна, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.

В статье Е.П. Русаковой проанализированы новые арбитражные правила Японской коммерческой арбитражной ассоциации, которые вступили в действие с 1 февраля 2014 г.

Ключевые слова: арбитраж, обеспечительные меры, чрезвычайные меры, чрезвычайный арбитр, многосторонние споры, единое арбитражное производство, Японская коммерческая арбитражная ассоциация.

Японская коммерческая арбитражная ассоциация (Japan Commercial Arbitration Association, JCAA) является единственным постоянно действующим коммерческим арбитражным учреждением в Японии, который вносит существенный вклад в рассмотрение и разрешение международных коммерческих споров, возникающих из международного и внутреннего бизнес-сотрудничества <1>. JCAA имеет достаточно богатый опыт в решении различных коммерческих споров и приобрела высокий авторитет среди многих корпораций и арбитражных учреждений по всему миру.

<1> Данные официального сайта Японской коммерческой арбитражной ассоциации (JCAA). http://www.jcaa.or.jp.

Более шести лет действовали Правила арбитража Японской коммерческой арбитражной ассоциации (Арбитражный регламент JCAA) 2008 г. Они состоят из 7 глав, 85 Правил, а также Положения об административном сборе, Положения о вознаграждении услуг арбитра и Приложения к нему. Правила были дополнены и вступили в силу 1 февраля 2014 г. Изменения, затронувшие Правила JCAA, направлены на соответствие их современным тенденциям в международном коммерческом арбитраже <2>.

<2> Русакова Е.П. Центр эффективного решения споров (CEDR) в Великобритании как мировая тенденция внедрения альтернативных способов разрешения споров // Законодательство и экономика. 2014. N 1. С. 74 - 76.

В первую очередь изменения касаются положений об иске, ускоренного производства, объединения исков, многостороннего арбитража, а также появления нового института - так называемого чрезвычайного арбитра и чрезвычайных мер.

В Правилах объясняется значение термина "в письменном виде", под которым подразумеваются любые электронные, магнитные и другие носители записи, поддающиеся обработке информации с помощью компьютера или другого электронного устройства. Согласно правилу 15 арбитраж может рассматривать несколько требований одновременно, если:

Возражение о проведении единого арбитражного разбирательства должно поступить в письменной форме в течение четырех недель, а арбитражный суд должен вынести решение.

Согласно правилу 42 в случае, когда в суд поступило возражение о разделении требований в отдельное производство, по этому факту выносится определение. Если арбитражный суд считает, что требования в соответствии с правилом 15 не удовлетворены, арбитражный суд принимает решение о рассмотрении каждого требования отдельно, в самостоятельном производстве, о чем уведомляет стороны. Если в течение срока, указанного в правиле 15, возражения ответчика не поступят, суд не будет рассматривать требования в отдельных процессах. В случае вынесения решения о разделении требований в самостоятельные процессы полномочия выбранного состава арбитражного суда прекращаются, так как каждое требование должно быть рассмотрено отдельно.

Арбитражный суд не лишится своих полномочий, если в течение срока, указанного в правиле 15, в отношении ответчика поступят дополнительные требования или в течение недели после того, как ответчик получит решение о рассмотрении каждого требования отдельно.

Если арбитражное разбирательство будет проводиться отдельно в соответствии с правилом 42, расчет времени происходит с момента получения ответчиком решения об отдельном производстве.

В правиле 23 предусмотрено право истца отозвать иск путем отправки письменного уведомления в JCAA и ответчику. Истец вправе отказаться от иска и после формирования состава арбитражного суда, отправив уведомление, а суд должен удовлетворить такое требование истца и вынести определение о прекращении арбитражного разбирательства. Однако если ответчик своевременно направит в суд свои возражения, то судебное разбирательство будет продолжено.

В отдельную главу новых Правил выделены обеспечительные меры, чрезвычайные меры и чрезвычайный арбитр. Что касается обеспечительных мер, то они могут быть назначены судом на основании письменного заявления стороны (раздел 1 Правил). К обеспечительным мерам относятся:

  1. сохранение или восстановление правового положения на определенный момент;
  2. принятие мер с целью предупреждения или воздержания от совершения определенных действий, которые могут привести к возникновению вреда или ущерба самому арбитражному разбирательству;
  3. сохранение активов, за счет которых в последующем арбитражное решение может быть исполнено;
  4. обеспечение сохранности доказательств и материалов дела, которые имеют существенное значение для суда.

Сторона, ходатайствующая о наложении обеспечительных мер, в соответствии с Правилом 66.1 (1), (2) и (3) должна убедить суд о необходимости наложения таких мер, в частности, что:

  1. вред, понесенный стороной в случае неналожения указанных мер, будет несоизмерим с вынесенным арбитражным решением и понесенным ущербом;
  2. существуют правовые предпосылки того, что сторона, ходатайствующая о наложении обеспечительных мер, добьется решения в свою пользу. Перед тем как выносить решение о наложении обеспечительных мер, арбитражный суд предоставляет каждой стороне время на дачу замечаний по этому вопросу.

Кроме того, арбитражный суд может потребовать у стороны, ходатайствующей о наложении таких мер, предоставить надлежащее их обеспечение. На стороны ложится обязанность в случае изменения любых обстоятельств, которые могут повлиять на дальнейший ход обеспечительных мер, уведомить об этом арбитражный суд. В исключительных случаях суд может по ходатайству сторон или личному убеждению изменить, приостановить или прекратить действие обеспечительных мер, о чем уведомляет стороны и предоставляет им срок для направления возражений.

В правиле 70 сторонам также предоставлено право обратиться в Японскую коммерческую арбитражную ассоциацию для наложения обеспечительных мер чрезвычайным арбитром ("чрезвычайных мер").

До момента формирования состава арбитража стороны могут обратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии чрезвычайных мер чрезвычайным арбитром. В ходатайстве должны содержаться:

  1. заявление стороны о наложении чрезвычайных мер и определении этих мер;
  2. ссылка на арбитражное соглашение, на которое указывает сторона;
  3. полные имена и фактические адреса сторон (если стороной выступает юридическое лицо или ассоциация, то название компании, фактический адрес и имя представителя стороны);
  4. если сторону представляет адвокат, то его полное имя и фактический адрес;
  5. контактная информация об адвокате или представителе (почтовый адрес, номер телефона и факса, электронный адрес);
  6. существо спора;
  7. заявление, содержащее неоспоримые факты, подтверждающие необходимость наложения "чрезвычайных мер".

К ходатайству должны быть приложены копия арбитражного соглашения и доверенность, если сторону представляет адвокат. Кроме того, сторона должна заплатить административный сбор, внести задаток (согласно инструкции JCAA об административном сборе) и выплатить вознаграждение чрезвычайному арбитру в соответствии с Инструкцией JCAA о вознаграждении арбитра. Если ходатайствующая сторона не оплатит эти суммы полностью, JCAA будет полагать, что такое ходатайство не поступало.

Сторона должна в течение 10 дней с момента направления ходатайства о наложении "чрезвычайных мер" или до этого направить в JCAA заявление о проведении арбитражного разбирательства, в противном случае JCAA будет считать, что ни одно заявление или ходатайство в адрес не поступало.

Назначение "чрезвычайного арбитра" происходит единолично JCAA. "Чрезвычайный арбитр" должен быть и оставаться независимым и беспристрастным. Никто не может быть назначен "чрезвычайным арбитром", если существуют какие-либо обстоятельства, которые могут привести к сомнениям относительно его или ее беспристрастности и независимости. Перед тем как приступить к своим обязанностям, "чрезвычайный арбитр" должен подписать Декларацию о независимости и беспристрастности, в которой еще раз подтвердит отсутствие таких обстоятельств. JCAA предпримет все необходимые усилия для того, чтобы "чрезвычайный арбитр" был назначен в течение двух дней с момента получения ходатайства, если: а) ходатайство будет заявлено в соответствии с Правилами JCAA; б) посчитает целесообразным назначение "чрезвычайного арбитра". После назначения арбитра JCAA направляет сторонам уведомление и копию назначения "чрезвычайного арбитра", а также Декларацию о независимости и беспристрастности. Сторона может оспорить кандидатуру "чрезвычайного арбитра", направив в JCAA заявление в течение двух дней с момента получения уведомления о назначении, или когда стороне стало известно об обстоятельствах, порождающих сомнения в беспристрастности и независимости арбитра. После того как полномочия "чрезвычайного арбитра" прекратятся, ни одна из сторон не может оспорить действия арбитра, если процедура прекращена.

"Чрезвычайный арбитр" может применить, изменить, приостановить или прекратить "чрезвычайные меры". В случае необходимости он вправе немедленно наложить "чрезвычайные меры", а также провести судебное слушание, чтобы принять решение о наложении мер. По общему правилу "чрезвычайный арбитр" принимает такое решение в течение двух недель с момента своего назначения. Этот срок не может быть превышен, за исключением случаев, когда стороны сами настаивают на этом ввиду сложности дела или на это существует веская причина. Стороны связаны решением арбитра или обязаны его исполнить.

"Чрезвычайные меры" являются временными, решение о которых принимает арбитр, назначенный JCAA. Действие их приостанавливается или прекращается с момента вынесения решения об этом арбитражным судом.

"Чрезвычайный арбитр" не может рассматривать один и тот же спор в качестве арбитра, если стороны не договорились об ином. Арбитражный суд может принять, изменить приостановить или прекратить чрезвычайные меры в целом или частично.

Библиография

Данные официального сайта Японской коммерческой арбитражной ассоциации (JCAA). http://www.jcaa.or.jp.

Русакова Е.П. Центр эффективного решения споров (CEDR) в Великобритании как мировая тенденция внедрения альтернативных способов разрешения споров // Законодательство и экономика. 2014. N 1.