Мудрый Юрист

Субъекты российских платежных систем: правовые основы статуса

Комаров Алексей Александрович, судья Арбитражного суда Москвы, соискатель Российской академии правосудия.

Статья посвящена анализу содержания понятий "национальная платежная система" и "платежная система". Автор выявил и проанализировал различие между указанными категориями, рассмотрев правовое положение их субъектов. С учетом многообразия субъектов платежных систем автор их классифицировал.

Ключевые слова: национальная платежная система, платежная система, субъекты платежной системы, оператор платежной системы, операционный центр, платежный клиринговый центр, центральный платежный клиринговый контрагент, расчетный центр, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, участник платежной системы, банковский платежный агент, банковский платежный субагент, платежный агент, платежный субагент.

Subjects of Russian payment systems: legal fundamentals of the status

A.A. Komarov

Komarov Aleksej Aleksandrovich, judge of the Arbitrazh Court of Moscow, degree-seeking student of the Russian Academy of Justice.

The article contains analysis of the content of concepts "National payment system" and "payment system". The author detected and analyses the difference between the said categories on considered the legal status of subjects. Taking into consideration variety of subjects of payment systems the author classified thereof.

Key words: national payment system, payment system, payment system entities, the operator of the payment system operations center, billing clearinghouse, central payment clearing counterparty, settlement center operator to transfer funds, the operator of electronic money party payment system, bank payment agent bank payment subagent, the paying agent, subagent payments.

Круг субъектов отдельных платежных систем не совпадает с кругом субъектов национальной платежной системы. Определение состава субъектов национальной платежной системы осуществляется на основании трех критериев, по которым отдельные участники платежных систем исключены из состава субъектов национальной платежной системы. К субъектам национальной платежной системы не относятся, во-первых, лица (организации и индивидуальные предприниматели), для которых оказание услуг, связанных с переводом денежных средств в целях осуществления безналичных расчетов, не является основным видом деятельности (профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации); во-вторых, лица, участвующие в расчетах в рамках "альтернативных" систем (участники клиринга, органы Федерального казначейства); в-третьих, международные и иностранные организации (международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки). При этом законодатель включил в состав национальной платежной системы банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов, а также платежных агентов. Такой подход можно объяснить тем, что указанные субъекты также участвуют в оказании платежных услуг.

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <1> закрепляет определение понятий "платежная система" и "национальная платежная система".

<1> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

Национальная платежная система - это совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы) (п. 1 ст. 3).

Платежная система - это совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств; операторами услуг платежной инфраструктуры являются операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр (п. 20 ст. 3, п. 7 ст. 3).

Таким образом, законодатель определил внутреннее содержание платежных систем, обеспечивающих и обслуживающих переводы денежных средств на территории Российской Федерации, как совокупность лиц.

Следует отметить, что указанный подход не является однозначным. Указанные определения подвергались критике еще на стадии обсуждения законопроекта <2>. Однако представители Банка России выступили за введение в действующее законодательство определения платежной системы как совокупности организаций <3>. Рассматриваемые определения платежных систем не соответствуют и подходам, сформулированным международными банковскими структурами: так, в Глоссарии терминов, используемых в платежных и расчетных системах (утв. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, Швейцария, март 2003 г.) <4>, указано, что платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур и, как правило, систем межбанковского перевода денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение. С.А. Полищук в диссертационном исследовании сформулировал следующее определение национальной платежной системы: это единство принципов построения и исторически сложившихся государственно-правовых форм организации способов платежа и института расчетно-платежных комплексов, обеспечивающих эффективный и безопасный перевод денежных средств в национальной валюте, урегулирование и зачет платежных обязательств участником платежного оборота <5>.

<2> См.: Заключение Комитета по финансовому рынку от 09.12.2010 "На проект Федерального закона N 455931-5 "О национальной платежной системе" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
<3> См.: Основные положения доклада заведующего сектором Управления безналичных расчетов Департамента платежных систем и расчетов Банка России А.В. Шамраева "Перспективные направления совершенствования нормативной базы безналичных расчетов" на заседании подкомитета по банковской деятельности Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ 05.10.2006 // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2006. N 11.
<4> Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
<5> Полищук С.А. Национальная платежная система: экономическая эффективность и безопасность: дис. ... к.э.н. М., 2006. С. 16.

Обратим внимание, что в Федеральном законе "О национальной платежной системе" не используется термин "субъекты платежной системы" для обозначения совокупности организаций, взаимодействующих в рамках отдельных платежных систем. Однако по аналогии с термином "субъекты национальной платежной системы" этот термин может быть использован. В частности, в Положении о бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах (утв. Банком России 31.05.2012 N 379-П) <6> Банк России оператора платежной системы, привлеченных им операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы совместно именует субъектами платежной системы. Отдельные авторы также используют этот термин <7>. Представляется, что указанный термин, учитывая логичность и удобство его использования, было бы правильным закрепить в Федеральном законе "О национальной платежной системе"; такое указание на всю совокупность субъектов платежной системы целесообразно в случае предъявления к ним общих и единых требований, касающихся функционирования платежной системы <8>.

<6> Вестник Банка России. 20.06.2012. N 31.
<7> См., напр.: Климова М. Заложен фундамент национальной платежной системы // Налоговый вестник. 2011. N 8; Кузьмин А.Л. Расширение контроля в соответствии с законодательством о национальной платежной системе // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. N 4.
<8> В Положении о бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах указано, что Банком России установлены требования к оператору платежной системы, привлеченным им операторам услуг платежной инфраструктуры, участникам платежной системы (при совместном упоминании - субъекты платежной системы) при обеспечении ими бесперебойности функционирования платежной системы.

Соответственно, термины "субъекты национальной платежной системы" и "субъекты платежной системы" наиболее правильно употреблять именно во множественном числе, с целью обозначения совокупности лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей), задействованных в расчетах в рамках платежных систем, указания на их совместные права и обязанности. Такое же назначение имеет термин "операторы услуг платежной инфраструктуры".

Оператор платежной системы, операционный центр, платежный клиринговый центр, центральный платежный клиринговый контрагент, расчетный центр, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, участник платежной системы, банковский платежный агент, банковский платежный субагент, платежный агент, платежный субагент - это отдельные правовые статусы, каждый из которых представляет собой определенную совокупность субъективных прав, юридических обязанностей и юридической ответственности его носителя, опосредующую исполнение им определенной функции в расчетах. Важно, что основные (базовые) права и обязанности, образующие тот или иной правовой статус, закреплены в Федеральном законе "О национальной платежной системе" и иных нормативно-правовых актах <9>, однако в рамках каждой отдельной платежной системы указанные правовые статусы обретают уникальность, поскольку их содержание "уточняется" правилами этой платежной системы, разрабатываемыми оператором платежной системы <10>.

<9> Например, Положение о платежной системе Банка России (утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П) // Вестник Банка России. 11.07.2012. N 36.
<10> Сиземова О.Б. О средствах механизма правового регулирования межбанковских расчетов // Банковское право. 2013. N 4.

Обратим внимание, что организации, являющиеся операторами по переводу денежных средств и операторами электронных денежных средств, относятся к участникам платежной системы, т.е. имеют "двойной" правовой статус в рамках платежной системы. В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона "О национальной платежной системе" участники платежной системы - организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств. Кроме операторов по переводу денежных средств и операторов электронных денежных средств в качестве участников отдельных платежных систем также указаны <11>: профессиональные участники рынка ценных бумаг; юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности" <12>; страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; органы Федерального казначейства; организации федеральной почтовой связи; центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы <13>; международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки. Указанные лица не являются носителями правовых статусов "оператор по переводу денежных средств" и "оператор электронных денежных средств", а располагают более общим правовым статусом участника платежной системы.

<11> См.: п. 1 - 3 ст. 21 Федерального закона "О национальной платежной системе".
<12> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.
<13> В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем и на основании поручения оператора такой платежной системы.

Вся совокупность операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, организаций федеральной почтовой связи (при оказании ими платежных услуг) образует национальную платежную систему и является субъектами национальной платежной системы (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О национальной платежной системе").

Так же, как следует из определения национальной платежной системы, ее субъектами являются банковские платежные агенты <14> (субагенты <15>), платежные агенты <16>.

<14> Банковский платежный агент - юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией и участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с операторами по переводу денежных средств. Банковскому платежному агенту поручается принятие от физического лица наличных денежных средств с зачислением их на специальный банковский счет, а также выдача физическому лицу наличных денежных средств (в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов); предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О национальной платежной системе").
<15> Банковский платежный субагент - юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом и участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с банковскими платежными агентами.
<16> Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей от физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2758. Платежные агенты принимают платежи в оплату товаров (работ, услуг), в том числе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании заключенного с поставщиком товаров (работ, услуг) договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, действуя от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика (п. 4 - 5 ст. 2).

Таким образом, круг субъектов отдельных платежных систем не совпадает с кругом субъектов национальной платежной системы:

  1. отдельные участники платежных систем - профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, органы Федерального казначейства, международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки - субъектами национальной платежной системы не являются;
  2. банковские платежные агенты (субагенты), платежные агенты, будучи субъектами национальной платежной системы, не включаются в состав отдельных платежных систем.

Указанное различие можно объяснить различием в содержании понятий "платежная система" и "национальная платежная система".

Так, платежная система - это совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств. То есть все организации (включая любых участников платежной системы), задействованные в отдельной платежной системе, взаимодействуют между собой на основании правил платежной системы. При этом правила платежной системы не распространяются на банковских агентов (субагентов), платежных агентов (субагентов); указанные субъекты в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" осуществляют деятельность на основании договоров, заключенных с операторами по переводу денежных средств.

Относительно состава национальной платежной системы следует отметить отсутствие в законодательно закрепленном определении указания на характер связи между субъектами национальной платежной системы <17>; по сути, это достаточно сложная и неоднородная структура, объединенная положениями Федерального закона "О национальной платежной системе" в некую виртуальную единую систему <18>.

<17> Сиземова О.Б. Указ. соч.
<18> См.: Национальная платежная система. Бизнес-энциклопедия / В.В. Адрианов, М.Я. Букирь, С.А. Бутенко и др.; ред.-сост. А.С. Воронин. М., 2013 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

Полагаем, что определение состава субъектов национальной платежной системы осуществлялось на основании трех критериев, по которым отдельные участники платежных систем исключены из состава субъектов национальной платежной системы.

Во-первых, к субъектам национальной платежной системы не относятся те лица (организации и индивидуальные предприниматели), для которых оказание услуг, связанных с переводом денежных средств в целях осуществления безналичных расчетов, не является основным, профильным, видом деятельности (профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности).

Получение лицом правового статуса оператора платежных систем, оператора услуг платежной инфраструктуры, оператора по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковского платежного агента (субагента), платежного агента осуществляется специально в целях оказания платежных услуг (услуг по переводу денежных средств и приему платежей) либо услуг, связанных с оказанием платежных услуг (операционные услуги, услуги платежного клиринга, расчетные услуги).

При этом носителями таких статусов, как "центральный платежный клиринговый контрагент", "расчетный центр", "оператор по переводу денежных средств", "оператор электронных денежных средств", могут выступать исключительно кредитные организации, которые осуществляют в качестве основного вида детальности банковские операции <19>; к банковским операциям относятся перевод денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) <20>.

<19> См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<20> П. 4, 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Также в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" <21> одной из почтовых услуг является почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставка (вручение) их адресату. Эта услуга (услуга почтового перевода) в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе" относится к платежным услугам и может оказываться исключительно организациями федеральной почтовой связи, т.е. организациями почтовой связи, являющимися государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности <22>. То есть для организаций федеральной почтовой связи одним из основных видов деятельности в соответствии с отраслевым законодательством является оказание платежных услуг, соответственно, исходя из этого они относятся к субъектам национальной платежной системы.

<21> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
<22> Ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".

В то же время такие участники платежных систем, как профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, не имеют в качестве основного (профильного) вида деятельности по оказанию платежных услуг, а также иных, связанных с нею услуг. Эти лица присоединяются к правилам платежной системы и становятся ее участниками в целях оказания услуг по переводу денежных средств, что необходимо для исполнения обязательств в рамках их основной деятельности.

Так, профессиональные участники рынка ценных бумаг - брокеры, дилеры, управляющие, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарии, держатели реестра (регистраторы) <23>, осуществляют деятельность, связанную с операциями (сделками), совершаемыми на рынке ценных бумаг. Участники организованных торгов - лица, допущенные к участию в организованных торгах (ст. 2, 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <24>). Эти субъекты заключают договоры, в рамках которых подлежат исполнению обязательства по оплате; участие этих лиц в платежных системах обусловлено необходимостью осуществления расчетов по заключенным сделкам.

<23> Глава 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; Положение о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 38.
<24> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6726.

Во-вторых, к субъектам национальной платежной системы не относятся лица, участвующие в расчетах в рамках "альтернативных" систем (участники клиринга, органы Федерального казначейства).

Участник клиринга - лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг; клиринг - определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств (ст. 2 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности").

Принято различать платежные и клиринговые системы <25>. Согласно Глоссарию терминов, используемых в платежных и расчетных системах (утв. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, Базель, Швейцария, март 2003 г.) <26>, платежная система состоит из ряда инструментов, банковских процедур и, как правило, систем межбанковского перевода денежных средств, которые обеспечивают денежное обращение, т.е. предназначена для осуществления межбанковского перевода денежных средств (включает платежные инструменты, процедуры клиринга и расчета, систему межбанковского перевода денежных средств); клиринговая система - набор процедур, посредством которых финансовые учреждения представляют и обмениваются данными и/или документами, относящимися к переводам денежных средств или ценных бумаг другим финансовым учреждениям в одном месте (клиринговой палате), часто эти процедуры также включают механизм подсчета двусторонних и/или многосторонних нетто-позиций участников, с целью упрощения расчета по их обязательствам на нетто- или нетто-нетто-основе, т.е. клиринговая система предназначена для передачи и проверки поручений о переводе, а также для выполнения иных процедур, включая неттинг (включает процедуры предоставления данных и обмена данными и (или) документами, относящимися к переводам денежных средств или ценных бумаг между финансовыми учреждениями через клиринговую палату, включая центрального контрагента) <27>.

<25> См.: п. 2.2.1 Информации Банка России "Платежные системы в России" // Вестник Банка России. 2003. N 64.
<26> Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
<27> См.: Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: монография / под ред. А.В. Шамраева. М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2014. Ч. 2 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

Суть клиринга заключается в том, что денежные претензии участников клиринга погашаются их же денежными обязательствами посредством взаимного зачета; расчеты между участниками клиринга осуществляются одним платежом обычно один раз в день в виде сальдо входящих и исходящих платежей <28>. Платежные системы, согласно статьям Федерального закона "О национальной платежной системе", предназначены для оказания услуг именно по переводу денежных средств.

<28> Тарасенко О.А. Классификация расчетных небанковских кредитных организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 9. С. 86 - 91.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" указано, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении клиринга в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе".

Правовое положение органов Федерального казначейства определяется Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" <29>. Согласно этому документу Федеральное казначейство (Казначейство России) наделено следующими полномочиями: ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета; открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета; осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе; осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета; осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств и др.

<29> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

Таким образом, можно говорить о том, что в России существует платежная система Федерального казначейства <30>. Это обусловлено тем, что в Российской Федерации имеет место казначейский тип системы исполнения бюджетов бюджетной системы России <31>.

<30> Такой термин используется авторами книги "Национальная платежная система. Бизнес-энциклопедия" / ред.-сост. А.С. Воронин. М., 2013.
<31> Альжанова А.Б. Субъекты финансовых правоотношений в области кассового исполнения бюджета: автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2008. С. 6 - 7.

При этом Федеральное казначейство является участником платежной системы Банка России, у него и его территориальных органов открыты банковские счета в подразделениях расчетной сети Банка России <32>. Это обусловлено тем, что в современных условиях денежное обращение невозможно вне банковской системы <33>.

<32> П. 2.2 Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 г. (одобрена решением Совета директоров Банка России от 16.07.2010 г., протокол N 16) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
<33> Альжанова А.Б. Указ. соч. С. 7.

В-третьих, к субъектам национальной платежной системы не отнесены международные и иностранные организации (международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки). Это исключение можно объяснить с учетом термина "национальная платежная система": субъектами национальной российской платежной системы могут выступать только российские организации. Представляется, что это общий подход к организации национальной платежной системы, притом что из указанного общего правила имеется исключение: функции операционного центра может выполнять иностранная организация.

При этом законодатель включил в состав национальной платежной системы банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов, а также платежных агентов. Такой подход можно объяснить тем, что указанные субъекты также участвуют в оказании платежных услуг.

С учетом многообразия субъектов платежных систем их важно классифицировать. Считаем, что можно выделить две группы субъектов:

  1. обязательные (основные) субъекты, которые являются как субъектами национальной платежной системы, так и каждой отдельной платежной системы (операторы платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы по переводу денежных средств);
  2. необязательные (факультативные) субъекты, участие которых допускается, но обязательным не является: банковские платежные агенты (субагенты), платежные агенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга, страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности, органы Федерального казначейства, международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

Отметим, что другие авторы предлагают иные подходы к классификации субъектов платежных систем.

С.В. Криворучко и В.А. Лопатин считают, что субъекты национальной платежной системы могут быть поделены на основных и вспомогательных: к основным субъектам относятся субъекты, прямо перечисленные в определении термина "национальная платежная система"; к вспомогательным субъектам - все прочие субъекты, в той или иной мере участвующие в обеспечении платежей, - как государственные органы (Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовым рынкам и т.д.), так и организации частного сектора (Ассоциация российских банков, Московская межбанковская валютная биржа, Российская торговая система, Национальный расчетный депозитарий и др.) <34>.

<34> См.: Криворучко С.В., Лопатин В.А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М., 2013.

М. Посадская указывает, что в расчетах наряду с участниками национальной платежной системы принимают участие лица, не являющиеся субъектами национальной платежной системы: отправители платежа (физические или юридические лица); получатели платежа (в том числе поставщики товаров, работ или услуг). Также в качестве если не участников процесса, то активных наблюдателей, она называет регулирующие и контролирующие организации: Правительство РФ, Банк России, Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по финансовому мониторингу <35>.

<35> См.: Посадская М. Развитие финансовой инфраструктуры платежного рынка // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2012. N 2.

А.Я. Курбатов считает, что исходя из сущности правового регулирования, которое осуществляется через наделение субъектов правами и обязанностями, электронная платежная система представляет собой совокупность: субъектов, обеспечивающих проведение платежей; получателей платежей - организаций, реализующих товары (услуги), а в электронных платежных системах, использующих виртуальные денежные единицы, еще и потребителей, которые должны быть зарегистрированы в этих платежных системах <36>.

<36> Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования, содержание и проблемы реализации. М.: Юриспруденция, 2010.

Однако указанные подходы представляются чрезмерно широкими, выходящими за рамки, обозначенные законодателем, сформулировавшим понятие "национальная платежная система".

Литература

  1. Национальная платежная система. Бизнес-энциклопедия / ред.-сост. А.С. Воронин. М., 2013.
  2. Альжанова А.Б. Субъекты финансовых правоотношений в области кассового исполнения бюджета: автореф. к.ю.н. / А.Б. Альжанова. Саратов, 2008. С. 6 - 7.
  3. Климова М. Заложен фундамент национальной платежной системы / М. Климова // Налоговый вестник. 2011. N 8.
  4. Криворучко С.В., Лопатин В.А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика / С.В. Криворучко, В.А. Лопатин. М., 2013.
  5. Кузьмин А.Л. Расширение контроля в соответствии с законодательством о национальной платежной системе / А.Л. Кузьмин // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. N 4.
  6. Курбатов А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования, содержание и проблемы реализации / А.Я. Курбатов. М.: Юриспруденция, 2010.
  7. Международное и зарубежное финансовое регулирование: институты, сделки, инфраструктура: монография / под ред. А.В. Шамраева. М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2014. Ч. 2 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
  8. Национальная платежная система. Бизнес-энциклопедия / В.В. Адрианов, М.Я. Букирь, С.А. Бутенко и др.; ред.-сост. А.С. Воронин. М., 2013 // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
  9. Полищук С.А. Национальная платежная система: экономическая эффективность и безопасность: дис. ... к.э.н. / С.А. Полищук. М., 2006. С. 16.
  10. Посадская М. Развитие финансовой инфраструктуры платежного рынка / М. Посадская // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2012. N 2.
  11. Сиземова О.Б. О средствах механизма правового регулирования межбанковских расчетов / О.Б. Сиземова // Банковское право. 2013. N 4.
  12. Тарасенко О.А. Классификация расчетных небанковских кредитных организаций / О.А. Тарасенко // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 9. С. 86 - 91.