Мудрый Юрист

Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды

В.А. ГРИГОРЬЕВ, В.В. ДОРОШИН

Григорьев В.А. - профессор кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Дорошин В.В. - старший преподаватель-методист факультета очно-заочного и заочного обучения Академии экономической безопасности МВД РФ.

В большинстве учебников преступность определяется как совокупность всех преступлений, совершаемых в данном регионе в данный период <*>.

<*> См., например: Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999. С. 68.

И с учетом данного определения коррупционная преступность - это совокупность коррупционных преступлений, совершенных в данном регионе в данное время. Однако в литературе встречаются и иные определения. В частности, по мнению Б.В. Волженкина, коррупционная преступность - это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды <*>.

<*> См.: Там же. С. 406.

Понятие "коррупционная преступность" в отечественной криминологии используется достаточно давно <*>. Более того, в отечественной криминологии исследуются особенности коррупционной преступности, латентность коррупционных преступлений <**>.

<*> См.: Там же. С. 404.
<**> См., например: Там же. С. 409 - 410.

Между тем до настоящего времени в Российской Федерации нет действующего законодательного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к числу коррупционных. В связи с этим возникает вопрос о том, чем руководствуются исследователи коррупционной преступности для выделения из массива совершенных деяний, которые предусмотрены в УК РФ, коррупционных преступлений? Анализ источников показывает, что круг коррупционных преступлений авторами определяется произвольно.

Например, Б.В. Волженкин к числу коррупционных преступлений относит: мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях <*>.

<*> См.: Там же. С. 406.

А.И. Долгова не приводит полного перечня коррупционных преступлений. Однако, по ее мнению, к их числу следует относить, помимо вышеуказанных преступлений, еще и дачу взятки (291 УК РФ), незаконное получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (183 УК РФ), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ) <*>.

<*> См.: Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000. С. 18 - 19.

С.В. Максимов в своей работе "Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы" не только дает примерный перечень коррупционных преступлений, но и выделяет три их группы в зависимости от того, в качестве основного, обязательного дополнительного непосредственного объекта преступного посягательства либо факультативного его объекта выступает авторитет публичной службы (государственной службы и службы в органах местного самоуправления):

  1. собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);
  2. коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);
  3. коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям, по мнению названного автора, могут быть отнесены 5 видов уголовно наказуемых деяний:

  1. злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  2. незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
  3. получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  4. дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  5. служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:

  1. воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
  2. регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
  3. контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ);
  4. провокация взятки (ст. 304 УК РФ);
  5. организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. "в" ч. 2 ст. 160 УК РФ, 164 УК РФ, "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 174 УК РФ; ч. 3 ст. 175 УК РФ; ст. 176, 177, 193, 199 УК РФ, п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 221 УК РФ, п. "в" ч. 3 или ч. 4 ст. 226 УК РФ; п. "в" ч. 2 или ч. 3 ст. 229 УК РФ; ч. 3 ст. 256 УК РФ; ч. 2 ст. 258 УК РФ <*>.

<*> Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. 1999. N 2.

К сожалению, это только точки зрения отдельных авторов, которые не могут полностью преодолеть существующую на данный момент неопределенность в отношении вопроса о том, какие составы преступлений относить к коррупционным.

Перечень коррупционных преступлений имеется в некоторых законопроектах: проект Федерального закона N 21659-3 и проект Федерального закона N 164749-3. В этих законопроектах дается исчерпывающий перечень преступлений, которые могут признаваться коррупционными. Указанные документы признают коррупционными более широкий круг деяний, предусмотренных уголовным законодательством, чем тот, который предлагают С.В. Максимов и А.И. Долгова. В работе Д.И. Аминова, В.И. Гладких, К.С Соловьева упоминаются лишь 15 коррупционных преступлений <*> (см.: Таблицу). Однако названные авторы считают, что в зависимости от стоящих перед коррупционером целей и задач, его деяния могут трансформироваться в более чем 30 видов коррупционных преступлений <**>.

<*> См.: Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 116 - 118; 124.
<**> См.: Там же. С. 116 - 117.

Кроме того, для выяснения перечня коррупционных преступлений нами были изучены статистические документы подразделений, осуществляющих борьбу с коррупцией в правоохранительных органах. Выяснилось, что в статистических отчетах названных подразделений тоже содержится лишь примерный перечень коррупционных преступлений, поскольку там указаны "другие коррупционные преступления". К числу коррупционных преступлений, которые прямо названы в отчетности, относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Таким образом, несмотря на то что о проблеме коррупции много написано и сказано, предмет обсуждения, как выясняется, не определен. Это обстоятельство, как нам представляется, существенно затрудняет сопоставление результатов криминологических исследований, которые были получены разными авторами. Кроме того, отсутствие легального определения коррупционного преступления и его видов не позволяют на правовой основе определить реальные показатели коррупционной преступности в нашем государстве.

Таблица

 N 
п/п
 Статья УК РФ 
Макси-
мов
С.В.
Долгова
А.И.
Проект 
ФЗ
N 21659
2-3
  Проект  
ФЗ
N 164749-3
Статисти- 
ческие
учеты в
правоохра-
нительных
органах
   Аминов   
Д.И.
Гладких
В.И.
Соловьев
К.С.
 1 
      2       
  3   
   4   
   5   
    6     
    7     
     8      
1. 
п. "а",
"б" ч. 2
ст. 141
   +   
   +   
    +     
     +      
2. 
ст. 145-1
   +   
    +     
3. 
п. "в" ч. 2   
ст. 159
   +   
    +     
    +     
4. 
п. "в" ч. 2   
ст. 160
  +   
   +   
    +     
    +     
5. 
ст. 164
  +   
   +   
6. 
ст. 169
7. 
ст. 170
  +   
   +   
    +     
8. 
ст. 171
     +    
9. 
п. "в" ч. 2 и 
ч. 3 ст. 174
  +   
10.
ч. 3 ст. 175
  +   
11.
ст. 176
  +   
12 
ст. 177
  +   
13.
ст. 183
   +   
   +   
    +     
14.
ст. 184
   +   
   +   
    +     
      +     
15.
п. "б" ч. 3   
ст. 188
  +   
   +   
    +     
16.
ст. 193
  +   
17.
ст. 198
    +     
18.
ст. 199
    +     
19.
ст. 201
     +      
20.
ст. 202
     +      
21.
ст. 203
     +      
22.
ст. 204
   +   
    +     
     +      
23.
ст. 210 (для  
совершения
КП <*>)
  +   
   +   
24.
ст. 290 (цель-
совершение КП)
   +   
    +     
25.
п. "в" ч. 2   
ст. 221
  +   
   +   
    +     
26.
п. "в" ч. 3   
ст. 226
  +   
   +   
    +     
27.
п. "в" ч. 2   
ст. 229
  +   
   +   
    +     
28.
ч. 3 ст. 256
  +   
29.
ч. 2 ст. 258
  +   
30.
ч. 2 ст. 272
     +      
31.
ст. 285
  +   
   +   
    +     
    +     
     +      
32.
ст. 286
(корыстная или
иная личная
заинтересо-
ванность)
   +   
    +     
    +     
     +      
33.
ст. 288
(корыстная или
иная личная
заинтересо-
ванность
   +   
    +     
34.
ст. 289
  +   
   +   
    +     
    +     
     +      
35.
ст. 290
  +   
   +   
   +   
    +     
    +     
     +      
36.
ст. 291
  +   
   +   
   +   
    +     
     +      
37.
ст. 292
  +   
   +   
   +   
    +     
    +     
     +      
38.
ст. 293
    +     
39 
ст. 304
  +   
   +   
    +     
     +      
40.
ст. 309
   +   
   +   
    +     
     +      
41.
ст. 327
    +     
42.
и другие      
  +   
   +   
    +     
<*> Примечание: КП - коррупционные преступления.

Различие в подходах к вопросу о том, какие преступления относятся к коррупционным правонарушениям, на наш взгляд, предопределяются разногласиями, возникшими относительно признаков этого общественно опасного деяния.

В частности, С.В. Максимов выделяет следующие признаки коррупционного преступления:

  1. непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы или службы в органах местного самоуправления);
  2. незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот);
  3. использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления;
  4. наличие у субъекта, совершившего коррупционное преступление, признаков лица, принадлежащего к одной из категорий, указанных в примечаниях к ст. 285 УК РФ, за исключением дачи взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ), которая наказывается вне зависимости от того, является виновный государственным (муниципальным) служащим или нет;
  5. наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного или муниципального аппарата, авторитету государственной или муниципальной службы;
  6. наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности <*>.
<*> Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2000. С. 15.

На основании данных признаков названный автор предлагает следующее определение коррупционного преступления.

Под коррупционным преступлением можно понимать предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ <*>.

<*> См.: Там же.

А.И. Долгова, к сожалению, не формулирует ни признаков коррупционного преступления, ни его определения <*>.

<*> См.: Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000. С. 3 - 26.

Авторы вышеуказанных законопроектов тоже не предлагают определения коррупционного преступления, а прямо указывают статьи Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за такие преступления. Анализ данного законопроекта показывает, что разработчики определяли круг коррупционных преступлений, основываясь на основных понятиях, которые содержатся в статье 2 Законопроекта. В соответствии с данным положением Законопроекта:

С учетом признаков, указанных в вышеприведенных трех основных понятиях, закрепленных в статье 2 рассматриваемых проектов Федерального закона, авторы законопроектов отнесли к рассматриваемой категории следующие преступления.

К коррупционным преступлениям в форме подкупа в соответствии со статьей 8 рассматриваемых проектов Федерального закона относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 141, пункты "а" и "б" части второй (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 183 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); 184; 204; 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части пятой статьи 8 настоящего Федерального закона); 290; 291; 304 и 309 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).

К иным коррупционным преступлениям при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных статьей второй настоящего Федерального закона, относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 145.1; 159, пункт "в" части второй; 160, пункт "в" части второй; 164 (в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения); 170; 188, пункт "б" части третьей (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности); 201; 202 (совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части шестой статьи 8 настоящего Федерального закона); 221, пункт "в" части второй статьи; 226, пункт "в" части третьей; 229, пункт "в" части второй; 285; 286 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 288 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 289 и 292.

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, запрещенные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации под угрозой наказания, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, перечисленных в частях пятой и шестой статьи 8 проектов Федерального закона <*>.

<*> Проект Федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" N 216592-3; Проект Федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" N 164749-3.

Особо хочется обратить внимание на то, что авторы законопроектов совершенно правильно, с нашей точки зрения, считают, что перечень перечисленных в частях пятой и шестой статьи 8 Законопроекта коррупционных преступлений, должен быть исчерпывающим и подлежит пересмотру лишь в случае внесения изменений или дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, затрагивающих сферу применения данного проекта Федерального закона.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что авторы законопроекта к признакам коррупционного преступления относят ряд обстоятельств. Коррупционное преступление - это деяние (действие или бездействие) которое:

  1. общественно опасно;
  2. запрещено Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания;
  3. противоречит законным интересам общества и государства и обладает признаками коррупции:
  1. совершается способом незаконного использования статуса публичного лица непосредственно (самим публичным лицом) или опосредованно (посредством использования публичного лица);
  2. совершается виновно (умышленно или по неосторожности);
  3. совершается по мотивам корысти или иной личной заинтересованности <**>;
  4. совершается в зависимости от способа либо лицами, которые имеют публичный статус, т.е. теми, кто постоянно, временно или по специальному полномочию выполняет должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления Российской Федерации или их учреждениями, либо иными лицами, которые обладают признаками субъекта коррупционного преступления.
<*> Примечание: Близкими следует считать лиц, которые связаны с публичным лицом тесным личным общением, дружбой, любовью. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. С. 44.
<**> Примечание: По мнению авторов данной статьи, коррупционеры, которые не являются публичными лицами, тоже действуют из корыстных побуждений или по мотиву иной личной заинтересованности.

Анализ приведенных выше подходов к понятию и признакам коррупционного преступления позволяет сделать вывод о том, что они имеют существенные различия.

Одним из таких отличий является различная трактовка круга субъектов коррупционного преступления. С.В. Максимов относит к числу коррупционеров государственных и муниципальных служащих, а также лиц, которые виновны в предоставлении незаконных преимуществ названным ранее лицам. Еще более широкий круг субъектов коррупционных преступлений предложен Д.И. Аминовым, В.И. Гладких, К.С. Соловьевым. Названные авторы, помимо ранее указанных лиц, относят к числу субъектов коррупционных преступлений лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, частных нотариусов и аудиторов, а также служащих частных охранных или детективных служб. В Законопроектах дополнительно называются в качестве субъектов коррупционных преступлений лица, имеющие публичный статус. К таковым относятся:

Анализ содержания понятия лица, имеющего публичный статус, показывает, что авторы Законопроекта исключили из ранее указанного наиболее широкого круга субъектов коррупционных преступлений лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях, частных нотариусов и аудиторов, а также служащих частных охранных и детективных служб.

Для того чтобы определить круг субъектов коррупционных преступлений, по причине отсутствия в отечественном праве нормативного определения коррупции, по нашему мнению, следует обратиться к понятию коррупции в международном праве.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, коррупция определяется как совершение или не совершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие <*>. Таким образом, данный нормативный акт определяет коррупцию как противоправное служебное поведение должностных лиц, обусловленное полученным или обещанным вознаграждением. В данном документе круг субъектов коррупции ограничен должностными лицами. Это совершенно понятно, поскольку данный документ и был направлен на то, чтобы регулировать поведение должностных лиц. Следовательно, данное определение с позиции определения круга субъектов коррупционных преступлений для нас явно недостаточно.

<*> Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 323.

Обратимся к другому международно-правовому документу. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях". Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования <*>. Данное определение нам представляется тоже недостаточно полным и четким.

<*> Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. С. 404 - 405.

Наиболее пригодным для достижения поставленной нами цели является рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, которое дает более широкое толкование коррупции. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Исходя из данного определения коррупции, по нашему мнению, к субъектам коррупционных преступлений следует относить тех лиц, которые наделены статусом, позволяющим им влиять на правовое положение граждан:

  1. государственных служащих (в том числе и должностные лица);
  2. служащих органов местного самоуправления;
  3. лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях;
  4. частных нотариусов и аудиторов;
  5. сотрудников частных охранных и детективных служб;
  6. лиц, подстрекающих вышеперечисленных лиц путем подкупа к нарушению своих обязанностей, возложенных по статусу.

Еще одним различием в трактовке понятия коррупционного преступления является толкование его объективной стороны.

По мнению С.В. Максимова, коррупционное преступление - это незаконное получение преимуществ государственным или муниципальным служащим либо предоставление последним таких преимуществ.

Авторы Законопроектов считают, что объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием в форме незаконного использования лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупционное преступление - это совершение или не совершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией коррупционное преступление - это злоупотребление государственной властью.

На основании рабочего определения коррупции междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы коррупционное преступление с объективной стороны представляет собой взяточничество и любое другое поведение субъектов преступления, которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу.

Сопоставление всех вариантов позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о том, что наиболее полное описание объективной стороны коррупционного преступления предложено авторами Законопроектов.

С учетом данного описания с объективной стороны коррупционное преступление - это деяние в форме:

  1. незаконного использования публичного статуса, сопряженное с получением выгоды;
  2. незаконного предоставления выгоды лицу, обладающему публичным статусом или его близким.

Вышеуказанные признаки являются обязательными для всех коррупционных преступлений. Однако с учетом отечественного законодательства следует выделить и факультативные признаки. В качестве таковых выступают:

  1. предусмотренное законом общественно опасное последствие;
  2. причинная связь между деянием и последствием;
  3. иные предусмотренные диспозицией соответствующей уголовно-правовой нормы объективные признаки.

Неоднозначно рассматриваются различными авторами и признаки субъективной стороны коррупционного преступления.

По мнению авторов Законопроекта, преступления этого вида могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. С.В. Максимов считает, что для этих преступлений характерно наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного или муниципального аппарата, авторитету государственной или муниципальной службы.

Опираясь на взятое нами за основу Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы, где цель является одним из признаков коррупции, можно сделать вывод о том, что позиция С.В. Максимова более близка к истине. Однако в полной мере согласиться с ней вряд ли представляется возможным. Названный автор ведет речь лишь об умысле на причинение ущерба. Это утверждение не совсем точно, поскольку коррупционные преступления могут иметь не только материальный, но и формальный состав. Следовательно, более точным будет утверждение о том, что коррупционные преступления совершаются всегда умышленно. Как известно, умысел бывает двух видов: прямой и косвенный. Для того чтобы ответить на вопрос о виде умысла, свойственного для коррупционного преступления, мы должны вспомнить о других признаках субъективной стороны этих преступлений, а именно о цели.

Как уже отмечалось ранее, следует согласиться с позицией С.В. Максимова и других авторов, которые считают, что специальная цель является обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемых преступлений - это стремление получить незаконную выгоду для себя или своих близких.

Как совершенно справедливо отмечает А.И. Рарог, "включение специальной цели в субъективную сторону конкретного преступления свидетельствует о целенаправленном характере деяния, которое в этом случае служит не самоцелью, а способом достижения того конечного результата, который и является целью. Этот результат, а также само деяние и его общественно опасные последствия как способ достижения поставленной цели являются для субъекта преступления желаемыми. Поэтому следует констатировать, что специальная цель деяния совместима только с прямым умыслом. Ни неосторожные преступления, ни преступления с альтернативной формой вины, ни даже преступления, совершение которых возможно с любым видом умысла, никогда не включают в свой состав специальной цели, сформулированной законодателем" <*>.

<*> Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. С. 150.

С учетом вышеизложенного представляется возможным сделать вывод о том, что коррупционные преступления совершаются только с прямым умыслом.

При совершении коррупционных преступлений с формальными составами виновный должен осознавать то, что он незаконно использует свой публичный статус или незаконно предоставляет выгоду лицу, обладающему публичным статусом, что является общественно опасным, и желает совершить указанное деяние.

Совершая рассматриваемые преступления с материальным составом, виновный должен осознавать то, что он незаконно использует свой публичный статус, что является общественно опасным, предвидеть возможность или неизбежность наступления предусмотренного диспозицией соответствующей уголовно-правовой нормы общественно опасного последствия и желать его наступления.

Нельзя не остановиться и еще на одном положении, которое требует анализа и уточнения. Чаще всего коррупционные преступления отождествляют с взяточничеством, то есть с дачей взятки и ее получением. Это означает, что при совершении преступления лицом, обладающим публичным статусом, всегда присутствует подстрекатель, который предлагает или обещает представить выгоду. Думается, что следует согласиться с позицией авторов Законопроекта, которые допускают возможность совершения коррупционного преступления без соучастия.

Таким образом, можно выделить следующие признаки коррупционного преступления. Это деяние, которое:

  1. общественно опасно;
  2. предусмотрено уголовным законом;
  3. выражается в незаконном использовании публичного статуса, сопряженным с получением выгоды, либо незаконном предоставлении выгоды лицу, обладающему публичным статусом, или его близким в предусмотренных законом случаях, влекущим определенные последствия.
  4. совершается с прямым умыслом;
  5. имеет цель - получение выгоды.

С учетом указанных признаков представляется возможным предложить следующее определение понятия для рассматриваемых преступлений.

Коррупционное преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемое с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или своих близких.

На основании выделенных признаков коррупционных преступлений к их числу, по нашему мнению, следует отнести деяния, предусмотренные: пунктом "в" части 2 статьи 127-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пунктом "в" части 2 статьи 127-2 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статьей 133 (если зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного); частью 2 статьи 136 (если виновный действовал с целью получения выгоды); частью 2 статьи 137 (если виновный действовал с целью получения выгоды); частью 2 статьи 138 (если виновный действовал с целью получения выгоды); частью 3 статьи 139 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пунктами "а" и "б" части 2 и частью 3 статьи 141 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статьей 141-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статьей 142 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статьей 142-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); частью 2 статьи 144 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статьей 145 (если виновный действовал с целью получения выгоды); 145-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пунктом "г" части 3 статьи 146 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статьей 149 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пунктом "г" части 2 и частью 3 статьи 152, статьей 154; статьей 155; пунктом "в" части 2 и частью 3 статьи 160; статья 165 (если совершено публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды); статья 169 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 170; пункт "в" части 2 статьи 174 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пункт "б" части 3 статьи 174-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 3 статьи 175 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 176 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 2 статьи 178 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 3 статьи 183; статья 184; статья 185 (если совершено публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды); статья 185-1 (если совершено публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды); пункт "б" части 3 статьи 188 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 189 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 193 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 194 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 195 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 196 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 199 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 199-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 199-2 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 201; статья 202; статья 203 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 204; часть 2 статьи 205-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 3 статьи 209 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 3 статьи 210 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 215-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пункт "в" части 2 статьи 215-2; пункт "б" части 3 статьи 228-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 2 статьи 228-2; статья 233 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 237 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пункт "а" части 2 статьи 241 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 2 статьи 272 (если виновный действовал с целью получения выгоды); пункт "б" части 2 статьи 282 (если виновный действовал с целью получения выгоды); часть 3 статьи 282-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 283 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 285; статья 285-1 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 285-2 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 286 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 287 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 289 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 290; статья 291; статья 292; часть 3 статьи 294 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 299 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 300 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 301 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 303 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 304 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 305 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 311 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 312 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 315 (если виновный действовал с целью получения выгоды); статья 320 (если совершено публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды); часть 1 статьи 325 (если совершено публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды); статья 343 (если виновный действовал с целью получения выгоды).

Таким образом, в отечественном уголовном законодательстве, по нашему мнению, насчитывается 80 составов преступлений, которые при определенных условиях могут быть отнесены к числу коррупционных преступлений. Следовательно, они должны быть закреплены в антикоррупционном законодательстве и учитываться в статистической отчетности.

В научной литературе коррупционные преступления в результате классификаций по различным основаниям подразделяются на виды.

В частности, в зависимости от субъекта преступления коррупционные преступления подразделяются на те, которые совершаются должностными лицами, и те, которые совершаются иными лицами. В зависимости от статуса субъекта преступления коррупционные преступления предложено делить на публичные и непубличные <*>. В зависимости от основного объекта посягательства рассматриваемые преступления подразделяют на несколько видов:

  1. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;
  2. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие функционирование публичной власти в соответствии с задачами должностных лиц, законодательством, а также авторитетом публичной власти;
  3. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;
  4. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность правоприменительных органов;
  5. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательства в различных зрелищных соревнованиях и конкурсах;
  6. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законные интересы в сфере управления организациями и учреждениями;
  7. посягающие на общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное управление деятельностью коммерческих организаций <**>.
<*> См.: Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 117 - 118.
<**> Там же. С. 119.

В зависимости от конструкции состава коррупционных преступлений их делят на преступления, имеющие формальный состав, и преступления, имеющие материальный состав <*>.

<*> Там же. С. 124.

Безусловно, указанные классификации коррупционных преступлений на виды имеют определенное значение. Однако представляется необходимым предложить еще одну классификацию рассматриваемых преступлений в зависимости от условий признания преступлений коррупционными. По этому основанию можно выделить следующие виды коррупционных преступлений:

  1. безусловные, т.е. те, составы которых содержат все признаки коррупционного преступления (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 290, 291, 292 УК РФ);
  2. преступления, которые должны быть совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 165, 185, 185-1 УК РФ);
  3. преступления, которые должны быть совершены с целью получения выгоды (к таковым относятся, например, деяния, предусмотренные статьями 233, 286, 287 УК РФ);
  4. преступления, которые совершаются в условиях, когда зависимость потерпевшей (потерпевшего) обусловлена публичным статусом виновного (к таковым относится, например, деяние, предусмотренное статьей 133 УК РФ).

Значение предложенной классификации состоит в том, что она помогает в процессе расследования выявлять весь круг преступлений, которые могут быть отнесены к коррупционным.

Установление всех признаков составов преступлений, которые отнесены к первой группе, достаточно для того, чтобы совершенное деяние было отнесено к коррупционным.

Преступления, отнесенные ко второму виду, могут быть признаны коррупционными, если они совершены публичным лицом с использованием своих полномочий с целью получения выгоды.

Третий вид преступлений может быть признан коррупционным, если эти деяния совершены с целью получения выгоды.

Четвертый вид преступлений для признания его коррупционным предполагает наличие зависимости у потерпевшей (потерпевшего), которая была обусловлена публичным статусом виновного.

Как видно из вышеизложенного, условия коррупционности преступлений, которые отнесены ко второму, третьему и четвертому виду, находятся за рамками составов преступлений, предусмотренных соответствующими статьями. Следовательно, для того чтобы в полной мере выявлять все коррупционные преступления при расследовании преступлений, относящихся ко второй, третьей и четвертой группам, следователи всегда должны исследовать обстоятельства дела с целью установления наличия или отсутствия условий коррупционности. В зависимости от наличия или отсутствия таких условий расследуемое преступление может быть признано или не признано коррупционным.