Мудрый Юрист

Вопросы правового регулирования дистанционного образования в медицинских вузах

Пронина Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Нижегородской государственной медицинской академии.

Леванов Владимир Михайлович, доктор медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Нижегородской государственной медицинской академии.

Целью статьи является изучение современного состояния правовых аспектов дистанционного образования, электронного обучения на федеральном и местном уровне, включая общую и ведомственную нормативную базу. Вопросы рассмотрены применительно к использованию информационно-телекоммуникационных технологий в медицинских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, правовая база, здравоохранение, отдел информационных технологий и дистанционного обучения.

Issues of legal regulation of distance education in medical institutions of higher education

E.N. Pronina, V.M. Levanov

The purpose of this paper is the study of the current state of the legal aspects of distance education, e-learning at the federal and local levels, including the general and departmental normative base. Issues considered in relation to the use of information and communication technologies in medical educational institutions of higher education.

Key words: distance education technologies, e-learning, normative base, public health, the department of information technology and e-learning.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013) [1], согласно которому образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в очной, очно-заочной или заочной формах. Закон содержит понятия "обучение" и "образование". Среди принципов, на которых основываются государственная политика и правовое регулирование в сфере образования, в контексте данной статьи можно выделить:

В связи с необходимостью реализации данных принципов, внедрением новых образовательных и информационных технологий и изменением принципов доступа к получению знаний одним из актуальных направлений становится организация дистанционного образования (ДО).

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет понятие "дистанционные образовательные технологии (ДОТ)", которые описываются как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Вторым базовым термином является электронное обучение (ЭО), под которым понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Так, в ст. 13 ФЗ N 273-ФЗ установлено, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Основные положения ДО раскрыты в ст. 16 "Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий".

При реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В соответствии со ст. 91 указанного Закона и п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" при лицензировании образовательной деятельности лицензионные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ. Устанавливаются дополнительные требования: наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

На мировом уровне работа по внедрению в практику принципов и технологий дистанционного обучения ведется уже давно, особенно на протяжении последних 30 лет, в системах образования таких стран, как США, Германия, Испания, Польша, Финляндия и др. Так, например, Открытый университет Великобритании имеет 305 региональных центров в 42 странах, Испанский национальный университет дистанционного образования - 53 региональных центра, Университет Германии - 60, Открытый университет Израиля - более 100 региональных центров. Национальный технологический университет США использует для обучения более 300 площадок в 46 вузах [2].

Экспериментальные работы по внедрению элементов ДО в вузах России были начаты под руководством Министерства образования РФ в середине 90-х гг. XX в., практически сразу после того, как Интернет и информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ) стали доступны для образовательной сферы (Приказ от 30.05.1997 N 1050 "О проведении эксперимента в области дистанционного образования"). В качестве экспериментальных площадок были определены Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московская высшая банковская школа, Московский международный университет бизнеса и информационных технологий и др.

В соответствии с Приказами Минобразования РФ 1998 - 1999 гг. (от 07.05.1998 N 1141, от 22.06.1999 N 41), в число вузов, развивающих ДОТ, были включены Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Российский университет дружбы народов, Международный институт менеджмента ЛИНК, ряд других московских вузов, а также вузов г. г. Владимира, Казани, Ярославля. Это позволило заложить основы ДОТ и ЭО, которые были закреплены в последующих нормативных документах.

Развитие ДО соответствует принципам, изложенным в Совместной декларации министров образования стран Европы от 19.06.1999 в г. Болонье. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на берлинской встрече министров образования стран Европы [3].

Достоинства дистанционного обучения обусловлены его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, распределенным по различным сегментам рынка и территориям, а также использованием системы гибкого непрерывного образования. Это позволяет преподавателям и студентам более гибко планировать время обучения и учебный процесс. Особенно это важно для студентов-заочников и студентов, обучающихся в филиалах университетов в других городах. Это касается не только появления новых форм и методов управления университетами и организации учебного процесса, но и сопровождается трансформацией принципов организации, контроля и управления образовательными процессами, расширения границ и возможностей доступа преподавателей и студентов к мировым базам научных данных, качественного изменения характера обучения и содержания получаемых знаний [4]. Дистанционное обучение решает еще одну задачу - повышения образования тех специалистов, которые живут или работают в разных регионах России, в то время как образовательные центры сосредоточены в основном в крупных городах.

Поскольку ЭО основано на применении ИКТ, при его реализации должны быть учтены нормы, регулируемые другими федеральными законами, в частности, Федеральными законами от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в действующих редакциях.

Нормы ЭО были детализированы в ведомственной нормативной базе, к которой относятся Положение о дистанционном обучении в сфере высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденное Приказом Минобразования РФ от 12.11.2000 N 361; Положение о дистанционном обучении в сфере среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации", утвержденное Приказом Минобразования России от 27.08.2001 N 344; Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" и др.

Нужно отметить, что в проекте (на момент написания статьи) нового Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, предложенном Минобрнауки РФ, предусмотрена еще большая самостоятельность организаций при выборе форм ЭО и применения ДОТ, включая "проведение дополнительных вступительных испытаний профильной направленности, любых видов занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся", а также объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В большей части преимущества дистанционного обучения проявляются в получении образования по гуманитарным дисциплинам [5]. Однако применение ДОТ в обучении по медицинским специальностям является весьма актуальным и очень востребованным. Развитие компьютерных технологий приобретает все большее использование в различных областях медицины. В целях реализации всесторонних потребностей общества образовательный процесс в медицинских специальностях модернизируется, опираясь на достижения других сфер посредством внедрения в него качественно новых элементов, включая использование компьютерной техники, электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

Особенно это востребовано при последипломном обучении и повышении квалификации в области медицины. Основы ДО были заложены в Концепции применения телемедицинских технологий в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 N 344/76 "Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана ее реализации". В частности, было определено, что ДО включает: обучение студентов; повышение квалификации и переподготовку врачей и медицинских сестер; теленаставничество; работу с заочными аспирантами и докторантами; научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения; тренинг при освоении новых медицинских методов и ИКТ.

Особенностью применения ДОТ при преподавании медицинских дисциплин является демонстрация пациентов, показательных операций и т.д., что подпадает под юрисдикцию Федеральных законов N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [6].

Непосредственно в Федеральном законе N 273-ФЗ имеется положение о том, что при реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (п. 5 ст. 16). В данном контексте это положение должно быть основано на соблюдении норм ст. 13 Закона N 323-ФЗ "Соблюдение врачебной тайны", а также п. 5 ст. 19, п. 2 ст. 73 и п. 4 ст. 79 ФЗ N 323-ФЗ, ст. 16 ФЗ N 326-ФЗ, которые устанавливают право пациента на соблюдение врачебной тайны и предписывают соблюдение ее врачами и медицинскими организациями, ст. 91 ФЗ N 273-ФЗ "Информационные системы в сфере здравоохранения".

Возможность использования ЭО и ДОТ должна учитываться при повышении квалификации, аттестации, аккредитации медицинских работников (ст. ст. 69, 72, 76, 79), лицензировании медицинских организаций (ст. ст. 14, 15, 100).

Требования к ДО в здравоохранении детально сформулированы во Временном положении по организации дистанционного положения квалификации медицинских кадров, утвержденном Минздравом России 18.12.2002. В Положении определены основные направления ДО в последипломной подготовке медицинских кадров, детально проработаны сценарий и технологии типового 144-часового курса повышения квалификации врачей, сформулированы задачи центров дистанционного повышения квалификации и требования к компьютерным учебным пособиям. Обозначены правовые аспекты использования ДОТ, включая обеспечение аутентичности медицинских документов, авторизацию материалов, документирование цикла, обеспечение авторских и имущественных прав, предоставление платных образовательных услуг.

Система ДО применяется в целом ряде медицинских вузов России: в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова, Санкт-Петербургском, Ростовском, Северном государственных медицинских университетах и других.

Подобный опыт внедрения модели дистанционного обучения имеется в ГБОУ ВПО "Нижегородская государственная медицинская академия" Минздрава России. С 2009 г. в академии функционирует Центр инновационных методов обучения, а в 2011 г. организован Отдел информационных технологий и ДО Института последипломного образования (ИПО), который решает задачи применения новых программных и технических средств, информационных технологий в образовании, использования систем ДОТ в предоставлении дистанционных образовательных услуг. Согласно Положению о Центре его функции включают изучение опыта ДО в ведущих вузах, разработку и внедрение модели ДО в ИПО, участие в повышении квалификации преподавателей по проблемам ДО, осуществление взаимодействия участников учебного процесса на основе ДОТ.

На наш взгляд, актуальной является возможность преподавания в медицинских вузах теоретических дисциплин, например, таких как общественное здоровье и здравоохранение, правоведение, экономика при помощи ДО. Такая форма соответствует современным нормам, в соответствии с которыми образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что законодательство, регулирующее вопросы ДО, в последние годы претерпело изменения, которые отражены в ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Закон закрепил современные требования к образовательному процессу, связанные с внедрением новых форм реализации и освоением образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.

Необходимо отметить, что в соответствии с ФЗ N 273-ФЗ дистанционное обучение и дистанционное образование не являются самостоятельными формами получения образования, а являются только способом преподавания.

В то же время из современных нормативных документов хорошо видно, что развитие ДО уже привело к возникновению целого ряда специфических характеристик и качеств: дистанционных образовательных технологий, информационно-образовательной среды, специфических требований к квалификации преподавателей, навыкам общения с компьютером у обучающихся, электронных учебных пособий и т.д. Их совокупность свидетельствует о развитии не просто способа обучения, но качественно нового направления, формы, тем более, как следует из проекта Порядка, образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы исключительно с применением ЭО и ДОТ, вправе применять ЭО и/или ДОТ в полном или частичном объеме при реализации образовательных программ любых уровней при всех предусмотренных законодательством формах получения образования. Поэтому, по нашему мнению, целесообразно придать ДО в современном понимании статус равноправной самостоятельной формы, наравне с очной, очно-заочной и заочной.

Выводы

  1. В настоящее время методы ЭО, применение ДОТ вышли на качественно более высокий уровень, что закреплено в нормативных документах термином "информационно-образовательная среда", расширением спектра полного или частичного применения ДО, расширением прав и самостоятельности образовательных организаций в вопросах ДО.
  2. Применение ЭО и ДОТ регламентировано системой нормативных актов, интенсивно обновляемых в соответствии с развитием системы ДО.
  3. В то же время именно специфика системы ДО объективно требует ускоренной разработки таких элементов ведомственной нормативной базы, как порядок применения ЭО, ДОТ при реализации образовательных программ, стандарты оказания конкретных услуг ДО.
  4. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным ввести самостоятельную форму получения образования - "дистанционное образование", наравне с очной, очно-заочной и заочной, а также более точно регламентировать возможности ДО по медицинским специальностям.
  5. В медицинских вузах ДОТ и ЭО получили приоритетное развитие в последипломной форме образования, что не исключает их частичного использования при преподавании теоретических дисциплин студентам, включая преподавание общественного здоровья и здравоохранения, правоведения, экономики и других дисциплин.

Литература

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск. 31.12.2012. N 5976.
  2. Корнеева Н.А. Состояние и тенденции развития дистанционного образования на примере российских вузов: Дис. ... канд. соц. наук. М., 2007.
  3. Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. докт. пед. наук, проф. В.И. Байденко. М., 2005. 379 с.
  4. Густырь А.В., Овсянников В.И. Введение в дистанционное образование. Развитие дистанционного образования в России. М., 2001. 56 с.
  5. Сухотин С.О., Белявский А.А. Организационно-правовое обеспечение электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Информационное право. 2013. N 3.
  6. Ерохина Т.В. Некоторые аспекты развития российского законодательства об охране здоровья граждан на современном этапе // Медицинское право. 2012. N 5.