Мудрый Юрист

Правовое регулирование противодействия незаконному обороту алкогольной продукции

Алиев Вагиф Музафарович, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет", доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена правовому регулированию противодействия незаконному обороту алкогольной продукции и акцизных марок, федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции уголовно-правовыми, налоговыми и иными мерами.

Ключевые слова: незаконный оборот, алкогольная продукция, поддельные марки акцизного сбора, федеральные специальные марки.

Legal regulation of fighting illegal turnover of alcoholic products

V.M. Aliev

Aliev Vagif Muzafarovich, professor of the chair of Criminal-Law Subjects of the Law Faculty of the State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State Pedagogical University", doctor of juridical sciences, professor.

The article deals with law regulation of counteraction for illegal turnover of spirits, counterfeit excise stamps and special stamps. The author examines the role and place of criminal law, taxation, in counteracting this type of crime.

Key words: illegal turnover, spirits, counterfeit excise stamps, special stamps.

Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина является борьба с преступностью и иными правонарушениями. Ее успешное решение особенно значимо в условиях коренных преобразований, изменения системы ценностей, ликвидации остаточных явлений командно-административной системы управления. Этот процесс, как показывает практика, оказался достаточно болезненным, повлекшим наряду с другими негативными последствиями бурный всплеск экономической преступности, в т.ч. появление новых видов общественно опасных деяний корыстной направленности.

Среди преступлений экономической направленности особую актуальность, научную и практическую значимость в последнее время приобрел незаконный оборот алкогольной продукции и поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия. Достаточно отметить, что на протяжении последних десяти лет ежегодно от употребления фальсифицированной алкогольной продукции погибает до 30 тыс. человек <1>.

<1> По данным ВЦИОМ, 01.02.2013, "Горькая" реальность // STRF.ru.

Общественная опасность указанных преступлений определяется не только тем, что они нарушают установленный порядок ведения экономической деятельности, но и причиняют существенный ущерб государству, подрывают основы его деятельности.

Недостаточность, а нередко и отсутствие экономических, политических и социальных предпосылок для надлежащего и своевременного принятия правовых решений по большинству вопросов, связанных со сферой производства и оборота алкогольной продукции, поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия, способствовало активизации деятельности организованных преступных групп и сообществ (организаций). В основе мотивов совершения рассматриваемого преступления лежит желание получить неконтролируемую прибыль (сверхприбыль) при минимуме затрат, и потому деяния данного типа имеют тенденцию к увеличению как по количеству вовлекаемых в эту теневую сферу субъектов, так и по объемам немаркированной алкогольной продукции.

Низкая уязвимость данных правонарушителей объясняется во многом чрезвычайно высоким уровнем латентности совершаемых ими преступлений.

Кроме того, уголовно-правовая оценка и процессуальные основания разрешения выявленных фактов оказываются часто недостаточно убедительными, что отрицательно сказывается на правоприменительной практике.

Современный рынок алкогольной продукции в России можно условно разделить на четыре части: легальной продукции, нелегальной заводской продукции (без уплаты акциза), суррогатных заменителей алкоголя, относительно безопасных для здоровья, и опасных суррогатов и подделок, изготовленных на подпольных пунктах разлива. При этом каждая из указанных частей алкогольного рынка нуждается в особых методах регулирования. Установленная единая минимальная розничная цена на водку (170 руб. за 0,5 литра) <2>, не привела к сокращению потребления алкоголя и решению существующих проблем на алкогольном рынке, ибо произошло следующее перераспределение: если потребитель выбирал продукт преимущественно по ценовому критерию и, соответственно, более дешевую водку (в большинстве случаев нелегальную заводскую), то с введением минимальной цены он стал выбирать нелегальную продукцию, произведенную неизвестно где и кем, другими словами, суррогат, т.к. не в состоянии уплатить 170 руб. за качественную продукцию, не говоря уже о более высокой цене. Достаточно высокая минимальная розничная цена еще более усугубила ситуацию и не решает существующих проблем.

<2> См.: Приказ Росалкогольрегулирования от 13 декабря 2012 г. N 372 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" // Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ.

Как отмечают многие источники, в Центральном федеральном округе розничная цена на нелегальную водку колеблется в пределах 50 - 60 руб., в регионах же эта цифра значительно ниже. Так, например, в Северной Осетии, где сосредоточен ряд производителей недорогой алкогольной продукции, бутылку водки местного производства без акциза можно купить за 25 - 30 руб. в зависимости от качества продукции <3>. Таким образом, установление минимальной розничной цены не оказало существенного влияния на структуру потребления алкоголя жителями Центрального федерального округа и других регионов со сравнительно высоким уровнем жизни, т.к. разница в 100 - 110 руб. здесь оказалась не столь значительной. Однако в отдаленных регионах с низким уровнем доходов, учитывая специфику населения и низкую покупательную способность людей, разница в 130 - 140 руб. (не говоря уже о более высокой разнице в цене) весьма существенна, что, естественно, способствовало увеличению потребления нелегальной, некачественной водки, а это, в свою очередь, привело к недополучению доходов в бюджет и негативно сказалось на здоровье потребителей данной продукции. Кроме того, считаем, что установление минимальной розничной цены на водку в существующем размере не способствовало увеличению легального алкогольного рынка, напротив, доля нелегального алкоголя в данных условиях и далее будет возрастать. Поэтому, по всей видимости, правительству в ближайшее время придется пересмотреть ценовую политику в этой области.

<3> В России будет создана новая служба // Интерфакс. 2008. 20 ноября. URL: www.gazeta.ru.

Кстати, потребление алкоголя населением в настоящее время не сокращается, а произошедший спад в легальном производстве объясняется весьма значительной долей нелегальной продукции, которая к тому же еще и стоит намного дешевле легальной. Ценовой же фактор для России в отличие от западных стран является решающим. Так, например, согласно данным Росстата доля нелегальной алкогольной продукции на российском рынке в 2008 г. составляла более 30% <4>. А в последующие годы увеличилась с 30% до 65%, что свидетельствует о существенном росте количества совершенных преступлений, связанных с незаконным оборотом немаркированных товаров, продукции и поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия.

<4> Официальный сайт Росстата. URL: www.gks.ru.

В связи с указанным нельзя недооценивать роль норм уголовного права в регулировании общественных отношений, связанных с оборотом алкогольной продукции.

Статья 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации <5> предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот немаркированных товаров и продукции, в число которых входит и алкогольная продукция. Кроме того, нормами, содержащимися в ст. 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации <6>, предусмотрено уголовное наказание за изготовление, сбыт поддельных акцизных марок и федеральных специальных марок либо их использование. Этим практически исчерпывается уголовно-правовое реагирование на посягательства в рассматриваемой сфере. Необходимость ужесточения действующего законодательства в отношении правонарушений в этой сфере очевидна и объективно необходима для нашего государства.

<5> Уголовный кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая система "Гарант".
<6> Там же.

Для стабилизации данных общественных отношений применяются и нормы иных отраслей законодательства. В частности, глава 22 "Акцизы" части 2 Налогового кодекса Российской Федерации <7> предусматривает ряд положений, регулирующих некоторые аспекты рассматриваемой проблемы.

<7> Налоговый кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая система "Гарант".

Кроме ужесточения уголовного законодательства, необходимо существенно усилить государственный контроль в данной сфере. Принять меры по ограничению доступности алкоголя для населения, например, необходимо акцизному обложению подвергнуть спирт и спиртосодержащую продукцию всех видов (в т.ч. парфюмерно-косметическую, медицинского назначения, которые часто употребляют в качестве заменителей алкоголя), и т.д. Предлагается перенять опыт некоторых западных стран, помещая на этикетках табачной, алкогольной продукции не просто надписи "Минздрав предупреждает...", а размещать наглядную информацию негативного влияния на организм, например фотографии внутренних органов лиц, систематически потребляющих алкоголь, курильщиков.

Необходимо заметить, что в обеспечении экономической безопасности России важную роль играет устойчивое и сбалансированное формирование доходной части бюджета. Роль налогов, в т.ч. акцизов, трудно переоценить, увеличение числа фактов сокрытия доходов лицами (физическими и юридическими) в конечном итоге ведет к подрыву финансовой стабильности и экономической безопасности страны в целом.

Помимо этого, общественная опасность массового уклонения от уплаты налогов определяется рядом факторов: недополучением казной средств, призванных пополнить доходную часть бюджета; возникновением неравенства между предприятиями, что подрывает принципы рыночной конкуренции; нарушением принципов социальной справедливости, т.к. неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства.

Теневой алкогольный бизнес нередко связан с совершением налоговых, экономических и иных преступлений, таких как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов (сборов) с организаций и физических лиц, коммерческий подкуп, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, неисполнение обязанностей налогового агента и др. Эти преступления приводят к недополучению денежных средств в доходные части бюджета всех уровней, что ставит под удар бюджетную и налоговую политику страны. Увеличение фактов сокрытия доходов и уклонение от уплаты налогов является внутренней угрозой экономической безопасности и может при дальнейшем сохранении подобной тенденции привести к непоправимым последствиям, к потере контроля над экономикой страны.

Противодействие данному виду преступлений должно быть бескомпромиссным и носить межотраслевой характер. Необходимо объединение усилий государственных, общественных, правоохранительных и иных органов на основе разработанной единой государственной политики в этом вопросе.

Деятельность специального органа исполнительной власти в рассматриваемой сфере, каковым является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, призванная регулировать отношения на потребительском рынке в сфере оборота алкогольной продукции, должна с необходимостью влечь согласованные действия различных органов при одновременном недопущении дублирования функций этих органов, принятия взаимоисключающих решений. В противном случае это может привести к нездоровой конкуренции между различными государственными органами и существенно помешать решению существующих проблем на алкогольном рынке.

В этой связи, конечно же, следовало бы избежать повторения ситуации, которая возникла при введении ЕГАИС <8>. Именно конкурентная борьба между разными ведомствами и государственными органами в конечном итоге привела к тому, что в основе своей разумная идея столкнулась с проблемами реализации, а это привело к кризису на алкогольном рынке России в 2006 - 2007 гг., последствия которого алкогольная отрасль испытывает до настоящего времени.

<8> Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) - электронная система учета производства и оборота алкоголя.

Принимаемые органами государственной власти решения должны быть взвешенными, реалистичными, эффективными. Только в этом случае они с неизбежностью приведут к нормализации и в последующем к декриминализации отношений в данном сегменте потребительского рынка.