Мудрый Юрист

Деятельность следственных органов ск России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности

Багмет Анатолий Михайлович, и.о. ректора Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Интенсивное развитие в современном мире таких отраслей права, как валютное, банковское, страховое, инвестиционное, налоговое право, влечет за собой создание качественно новых операционно-расчетных технологий, связанных с развитием финансовых и хозяйственных взаимоотношений, банковских коммуникаций, клиринговых расчетов, электронной торговли, электронного инвестирования, офшорных финансовых операций, что, в свою очередь, порождает разработку и реализацию новых преступных схем в сфере финансовых рынков. Учитывая подобную обстановку, автор анализирует проделанную работу, а также разработанные меры по противодействию преступности в сфере экономики. В статье приводятся необходимые условия, которые будут способствовать эффективной реализации предложенных мер, таких как введение уголовной ответственности юридических лиц, усиление взаимодействия между органами, введение финансовой полиции, улучшение качества образования следователей.

Ключевые слова: следственный комитет, преступления, финансовые преступления, уголовная ответственность юридических лиц, мошенничество, налоговые преступления.

Activity of investigatory agencies of the Investigative Committee of Russia for detection and investigation of crimes of economic character

A.M. Bagmet

Bagmet Anatolij Mikhajlovich, acting rector of the Academy of the Investigatory Committee of the Russian Federation, candidate of juridical sciences.

Intensive development in contemporary world of such sectors of law as currency, banking, insurance, investment and tax law incurs creation of materially new operational-settlement technologies related to development of financial and economic relations, banking communications, clearing settlements, electronic trade, electronic investment, offshore financial operations that in their turn give rise to elaboration and realization of new criminal schemes in the sphere of financial markets. Taking into account of the given circumstances the author analyses the work done and measures elaborated to fight crime in the sphere of economy. The article presents necessary conditions that will promote efficient realization of the proposed measures such as introduction of criminal responsibility of juridical persons, strengthening of interaction between agencies, introduction of financial police, improvement of the quality of education of investigators.

Key words: investigatory committee, crimes, financial crimes, criminal responsibility of juridical persons, fraud, tax crimes.

Интенсивное развитие в современном мире таких отраслей права, как валютное, банковское, страховое, инвестиционное, налоговое право, влечет за собой создание качественно новых операционно-расчетных технологий, связанных с развитием финансовых и хозяйственных взаимоотношений, банковских коммуникаций, клиринговых расчетов, электронной торговли, электронного инвестирования, офшорных финансовых операций, что, в свою очередь, порождает разработку и реализацию новых преступных схем в сфере финансовых рынков.

Мошенничество в сфере кредитования посредством обманного получения различных выплат, махинации при совершении валютных операций по переводу денежных средств, контрабанда наличных денежных средств, различные формы уклонения от уплаты налогов как с физических, так и с юридических лиц обусловили в первую очередь изменения в уголовном законодательстве, привели к появлению в Уголовном кодексе новых статей, внесению изменений в действующие нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений в указанных сферах.

Ужесточение уголовной политики в сфере борьбы с финансовыми преступлениями изменило и приоритетные направления работы следственных подразделений СК России. Расследование преступлений против государственных финансов, незаконного расходования бюджетных средств Председатель СК России А.И. Бастрыкин называет в числе главных задач следствия, результаты работы которого служат подтверждением сказанному.

Так, в 2013 г. в следственные органы СК России поступило 80129 сообщений о преступлениях экономической направленности (в 2012 г. - 78705). Из них 8729, или 10,9%, - о налоговых преступлениях (в 2012 г. - 10232, или 13%), в т.ч. 8274 - из Федеральной налоговой службы, или 94,8%; 534 сообщения, или 0,7%, - о рейдерстве (в 2012 г. - 546, или 0,7%).

Возбуждено 1655 уголовных дел о налоговых преступлениях. О рейдерстве возбуждено 143 уголовных дела. В ходе предварительного следствия по направленным прокурору с обвинительным заключением и прекращенным по нереабилитирующим основаниям уголовным делам об экономических преступлениях, а также материалам проверок с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела установлен ущерб в размере 76 млрд. 801 млн. 435 тыс. руб., в т.ч. о налоговых преступлениях - 33 млрд. 338 млн. 348 тыс. руб. Возмещено 24 млрд. 15 млн. 539 тыс. руб., что составляет 31,3% от суммы причиненного ущерба, по налоговым преступлениям - 14 млрд. 920 млн. 967 тыс. руб., или 44,8%.

По уголовным делам о рейдерстве, направленным прокурору с обвинительным заключением, установлен ущерб в размере 2 млрд. 522 млн. 62 тыс. руб., возмещено 2 млрд. 515 млн. 275 тыс. руб., или 99,7% <1>.

<1> Материалы к расширенному заседанию Коллегии Следственного комитета Российской Федерации "Об итогах работы органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 год и задачах на 2014 год". М., 2014.

Представленные данные официальной статистики свидетельствуют о росте преступлений в сфере экономической деятельности, а учитывая дальнейшее расширение подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, удельный вес преступлений данной категории будет еще большим.

На расширенной коллегии СК России, посвященной итогам работы в 2013 г. и задачам на 2014 г., было указано на необходимость дальнейшей активной работы по разработке мер государственной политики в сфере противодействия преступности, в т.ч. в сфере экономики.

В рамках деятельности по противодействию коррупции разработан проект закона, направленного на обеспечение законности при приватизации государственного имущества.

Как известно, в России предстоит осуществление очередного этапа крупной приватизации, и чтобы исключить прошлые ошибки, когда госсобственность фактически была разграблена, а население страны в массовом порядке обнищало, в законопроекте предусматривается обязанность претендента на государственный актив раскрывать информацию о своих выгодоприобретателях, возможность проводить проверку претендентов и представляемых ими документов средствами оперативно-розыскной деятельности, введение уголовной ответственности за различные формы злоупотребления при приватизации, уголовная ответственность оценщиков за фальсификацию отчета об оценке.

Кроме того, подготовлен и ряд других предложений, направленных на предупреждение, пресечение и повышение эффективности расследования преступлений в сфере финансовой деятельности:

  1. законопроект, расширяющий основания для конфискации имущества за счет возможности изъятия предметов и имущества, переданных осужденным другим лицам безвозмездно;
  2. проект закона, предусматривающего уголовную ответственность за незаконное установление иностранным инвестором контроля деятельности хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
  3. предложены системные меры по противодействию преступлениям в сфере налогообложения и взимания страховых взносов;
  4. подготовлен проект федерального закона, устанавливающего уголовную ответственность за создание и руководство деятельностью финансовой пирамиды.

Следует отметить, что перечисленные выше предложения СК России, как и ряд других, последовательно реализуются, что в достаточной степени подтверждается принятием Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

В федеральные законы внесены изменения, направленные на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в т.ч. с использованием фирм-однодневок, и противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получению коррупционных доходов.

В числе основных изменений, направленных на повышение качества раскрытия и расследования экономических преступлений, следует признать введение дополнительных мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и, в частности, распространение данного положения на такие преступления экономического характера, как невозвращение из-за границы иностранной валюты в крупном размере (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), налоговые преступления (ст. 198 - 199.2 УК РФ).

Нельзя не отметить дополнительные уголовно-правовые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, среди них расширение перечня преступлений, совершение которых может повлечь конфискацию имущества (ст. 104.1 УК РФ).

В соответствии с Законом N 134-ФЗ такая мера может применяться к ст. 174 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем"), ст. 174.1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления") и ст. 200.1 ("Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов") УК РФ.

Требует внимания и новая редакция Закона об ОРД (ч. 3 ст. 11), согласно которой результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования:

А налоговые органы, соответственно, добавлены в список органов, имеющих право на получение результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 11 Закона об ОРД).

В то же время следует заметить, что каким бы совершенным ни было законодательство, эффективность противодействия незаконным финансовым операциям будет оставаться крайне низкой без создания действенного механизма правоприменения.

Под введением такого механизма следует понимать и установление института уголовной ответственности юридических лиц, что позволит существенно укрепить законность в сфере экономической деятельности, привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами.

Также вполне эффективным средством противодействия совершения преступлений в финансовой сфере будет являться создание финансовой полиции, наделенной новыми полномочиями противодействия преступлениям, посягающим на финансовую систему государства методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Это позволит эффективно и оперативно проверять и реализовывать информацию о подозрительных финансовых сделках и операциях методами и средствами оперативно-розыскной деятельности и при наличии признаков преступления незамедлительно принимать решение о возбуждении уголовного дела. Подобные структуры, как известно, существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Повышению эффективности выявления и раскрытия преступлений в финансовой сфере, несомненно, будет способствовать взаимодействие между СК России, Генеральной прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ, МВД России, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В рамках взаимодействия возможны: применение единых стандартов надлежащей проверки клиентов, включая их идентификацию и установление реальных бенефициаров по проводимым ими операциям с последующей передачей информации в случае выявления признаков преступления; фиксация идентификационных данных и иных сведений об операциях клиентов и их хранение для возможного использования компетентными органами, в т.ч. следственными органами СК России при расследовании конкретных преступлений; своевременное выявление сложных, необычно крупных сделок, необычных схем совершения операций, не имеющих явной экономической или видимой законной цели.

На основе этого необходимо разработать и сформулировать общую модель криминалистической методики расследования преступлений в финансовой сфере, создать частные методики, включающие криминалистические аспекты доказывания. Также следует определить типовой комплекс доказательств, необходимых к установлению в процессе расследования, и типовой комплекс мероприятий по обнаружению доказательств и источников информации.

Вышеуказанные обстоятельства определяют основные пути разрешения проблем по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в финансовой сфере.

Несомненно, что все это потребует качественно нового уровня подготовки наших следователей, мы бы сказали, профессиональных следователей, хорошо разбирающихся в различных финансово-экономических сферах, знающих отраслевое законодательство и нормативно-правовую регламентацию, владеющих указанными методиками раскрытия и расследования преступлений экономической направленности.

С полным основанием можно утверждать, что решению поставленных задач в полной мере способствует образовательная и научная деятельность Академии Следственного комитета Российской Федерации.

Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, такими как Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Высшая школа государственного аудита Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, имеющими опыт подготовки специалистов в области противодействия финансово-экономическим преступлениям, уверены, будет способствовать становлению и развитию Академии и в целом совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.