Мудрый Юрист

К вопросу о правовых основаниях создания и деятельности совместных следственных групп, сформированных из представителей компетентных органов различных государств (опыт испании)

Трофимец Александр Михайлович, представитель МВД России в Королевстве Испания, кандидат юридических наук.

Трофимец Ирина Александровна, доцент кафедры гражданского права Хабаровской государственной академии экономики и права, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье авторы исследовали испанский законодательный и практический опыт образования и деятельности совместных следственных групп, сформированных из представителей компетентных органов различных государств.

Ключевые слова: правовые основания, совместные следственные группы, организованная преступность.

On the issue of legal fundamentals of creation and activity of joint groups composed of representatives of competent agencies of various states (Spanish experience)

A.M. Trofimets, I.A. Trofimets

Trofimets Aleksandr Mikhajlovich, representative of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kingdom of Spain, candidate of juridical sciences.

Trofimets Irina Aleksandrovna, assistant professor of the Chair of Civil Law of Khabarovsk State Academy of Economics and Law, candidate of juridical sciences, assistant professor.

In this article authors researched the Spanish legislative and practical experience of creation and activity of joint investigation teams of the competent authorities of the various states created from representatives.

Key words: legal grounds, joint investigation teams, organized crime.

В Испании совместные следственные группы <1> (equipos conjuntos de ), как правило, создаются совместно с правоохранительными органами государств Европейского Союза для повышения эффективности сотрудничества при расследовании преступлений, связанных с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и терроризмом, когда требуется координация действий на территории двух и более государств.

<1> Далее - ССГ.

Правовую основу деятельности ССГ на территории Испании, в частности, составляют:

<2> Первым международно-правовым документом, в котором заложены начала международно-правового регулирования совместных (международных) расследований, стала Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (принята в г. Вене 20 декабря 1988 г.).<3> Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г.) (с изм. от 15 ноября 2000 г.).<4> Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Мериде (Мексика) 31 октября 2003 г.).<5> Протокол направлен на то, чтобы расширить возможности государств реагировать на трансграничную преступность с учетом политических и социальных изменений в Европе и технологического прогресса в мире. Он будет использоваться для совершенствования и дополнения Конвенции 1959 г. (СЕД N 30) о взаимной помощи и Дополнительного протокола 1978 г. (СЕД N 99) к этой Конвенции, в частности, благодаря расширению числа тех ситуаций, в которых можно просить о взаимной помощи, а также благодаря тому, что предоставление помощи будет более легким, быстрым и гибким. В нем учитывается также необходимость защищать индивидуальные права при обработке личных данных.<6> Journal officiel des L 190 du 18.07.2002, p. 1.<7> Ley 3/2003, de 21 de mayo, complementaria de la Ley reguladora de los equipos conjuntos de penal en el de la Europea, por la que se establece el de responsabilidad penal de los miembros destinados en dichos equipos cuando en .<8> Ley 11/2003, de 21 de mayo, reguladora de los equipos conjuntos de penal en el de la Europea.

В соответствии со ст. 3 Закона 11/2003 от 21 мая в состав ССГ в зависимости от компетенции могут быть включены сотрудники Верховного суда Испании, Министерства юстиции Испании и Министерства внутренних дел Испании. Такие группы создаются по договоренности двух и более заинтересованных государств с определенной целью и на ограниченный период времени, который может продлеваться по взаимному согласию сторон.

Стороны самостоятельно принимают решение о прикомандировании сотрудников из того или иного ведомства. При этом в случае необходимости в состав групп наряду с сотрудниками Национального корпуса полиции и Гражданской гвардии могут включаться также сотрудники полиции автономий Каталонии, Страны Басков и Наварры (муниципальная полиция, работающая в городах, не обладает функцией расследования преступлений, поэтому не может участвовать в ССГ).

Персональный состав ССГ определяется договаривающимися сторонами самостоятельно, исходя из вида расследуемых преступлений. ССГ создается на территории государства, где предполагается осуществлять часть расследований. Тем не менее не обязательно все члены ССГ должны располагаться в одном месте (это значительно ограничивает количественный состав группы и несет определенные финансовые издержки по командированию). Зачастую осуществляется дистанционное взаимодействие членов ССГ при их нахождении в своих государствах.

В утвержденный состав ССГ могут входить только сотрудники компетентных органов государств ЕС. В их работе могут также принимать участие сотрудники правоохранительных органов третьих государств, но только не в качестве "назначенных" членов группы. В этом случае сотрудники правоохранительных органов третьих государств не обладают всеми полномочиями, которыми наделены члены ССГ (например, присутствие при проведении мероприятий), если это не предусмотрено международными соглашениями (например, соглашениями ЕС с третьими государствами или нормативными документами МОУП-Интерпол).

При создании ССГ назначается ее руководитель (представитель государства нахождения группы), определяется компетенция и полномочия. В Испании в этом качестве может быть назначен судья, прокурор или сотрудник полиции.

Испанские правоохранительные органы уделяют значительное внимание взаимодействию ССГ с Европолом и Евроюстом. Несмотря на то, что участие этих европейских структур в создании и работе ССГ не является обязательным, Европол и Евроюст играют фундаментальную роль в повышении эффективности и оперативных возможностей, что в конечном итоге способствует успешности расследований.

В соответствии со ст. 12 Рамочного решения Совета ЕС о европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами от 13 июня 2002 г. представители Европола и Евроюста могут включаться в состав ССГ.

Кроме того, ст. 6 Соглашения о сотрудничестве между Европолом и Евроюстом наделяет обе стороны возможностью по запросу одного или нескольких государств участвовать в создании ССГ и оказании практической и консультативной помощи полицейским и судебным органам в переговорах по созданию этих групп. Указанные европейские структуры также могут предоставлять свои помещения для проведения рабочих встреч, обеспечивать перевод с иностранных языков, организовывать обмен информацией и координацию юридической помощи, а также оказывать посредническое содействие в решении вопросов финансирования.

Кроме того, взаимодействовать с группами могут такие европейские организации, как Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) и Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств - членов Европейского Союза (FRONTEX).

Испания имеет значительный опыт работы ССГ (двусторонних и многосторонних) в расследовании организованной преступной деятельности и преступлений, связанных с терроризмом.

Несмотря на то, что ССГ не всегда являются адекватным инструментом для эффективного расследования всех трансграничных преступлений, они предоставляют ряд преимуществ (возможностей):