Мудрый Юрист

Государственная информатизация: анализ правоприменительной практики

Попов Дмитрий Александрович, руководитель направления отдела реализации государственных информационных систем Департамента федеральных проектов ОАО "Ростелеком", кандидат юридических наук.

Рецензент - Северин Виталий Андреевич, профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, судья Третейского суда интеллектуальной собственности при Корпорации РНИИИС.

В статье проводится анализ правоприменительной практики с целью формирования предложений по совершенствованию действующего законодательства и повышения эффективности реализации мероприятий в сфере государственной информатизации. Эмпирическую базу исследования составили материалы правоприменительной практики, полученные в ходе реализации Федерального закона от 27.07.2010 под N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Государственной программы РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

В рамках статьи сформированы предложения о внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", предложена новая редакция подпункта "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации о разграничении полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере информатизации, дано определение дефиниций "федеральная информатизация" и "федеральная информация", доказана актуальность стандартизации требований к создаваемым государственным информационным системам, подготовлены предложения по созданию единой системы учета записей актов гражданского состояния для проведения эффективной учетной политики государства.

Ключевые слова: предоставление государственных услуг в электронной форме, государственно-частное партнерство в сфере информационных технологий, государственная информатизация, базовые государственные информационные ресурсы, унификация требований к государственным информационным системам.

State Informatization: analysis of law enforcement practice

D.A. Popov

Popov Dmitry Aleksandrovich, head of sector of realization state information systems of Department Federal projects OJSC "Rostelecom", candidate of legal Sciences.

Purpose: to carry out the analysis of the current legislation and law-enforcement practice, to prepare offers for increase efficiency of realization of actions in the sphere of the state informatization. Empirical basis of research the materials of law-enforcement practice received with in implementation of the Federal law of 27.07.2010 by N 210-FZ "About the organization of providing the state and municipal services" and a state program of the Russian Federation "Information society (2011 - 2020)".

Results: 1) a proposal for amendments to the Federal Law "On Concession Agreements", providing an opportunity to enter into a concession agreement for the establishment and development of state information and telecommunications infrastructure, which will be operated jointly by public authorities and legal persons of private ownership; 2) the necessity to clarify the limits of the competence of the Russian Federation in the field of information technologies and, in this regard, a new wording of the subparagraph "и" of article 71 of the Constitution of the Russian Federation, the notion of definitions for "Federal Informatization" and "Federal information"; 3) is proved relevance of standardization of requirements to created state information systems; 4) proved the significance of the unified accounting system of records of acts of civil status for the automation of public services and of accounting policy of the state, has prepared the proposals on improvement of the legislation, providing legal conditions for the creation of this information system.

Conclusion: the dynamic development of information technology causes their increasing practical importance in the state sector. However, activities in the field of state informatization is not always synchronized with the development of qualitative methodological framework and sometimes does not provide the simultaneous development of the legislation. This factor has a negative impact on the effectiveness of the implementation of government activities in the field of information technology.

Key words: provision of public services in electronic form, public-private partnership in the sphere of information technologies, state informatization, basic government information resources, unification of requirements for state information systems.

На современном этапе развития государства и гражданского общества сложно недооценить роль информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Утверждение ряда программных документов <1> доказывает актуальность поставленной Президентом России задачи по переходу на "новый технологический уклад" <2>. В этой связи предлагается провести анализ складывающейся правоприменительной практики по заданной тематике, выявить сложности реализации принимаемых правовых мер регулирующего воздействия.

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 13; распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года" // URL: http://www.pravo.gov.ru.
<2> См. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // Российская газета. 2012. N 287. 13 декабря.

Принятие Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <3> и части IV Гражданского кодекса РФ придало дополнительной импульс для развития законодательства: утверждена Государственная программа РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"; введены налоговые преференции <4> при проведении организациями научных исследований и опытно-конструкторских разработок в сфере ИКТ; установлены льготные тарифы для организаций, осуществляющих деятельность в области ИКТ, при уплате обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды <5>. В 2010 г. принят Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <6> (далее - Федеральный закон), который регламентирует вопросы государственной информатизации по нескольким важным аспектам:

<3> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
<4> См.: Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 202.
<5> См.: подп. 6 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // Российская газета. 2009. N 137. 28 июля.
<6> См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Реализация Федерального закона уже сегодня позволяет получить социально-экономический эффект в виде:

<7> См.: Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" // СЗ РФ. 2011. N 44. Ст. 6274.<8> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776.

В то же время анализ правоприменительной практики позволил выявить правовые "пробелы" и коллизии, негативно влияющие на реализацию планируемых в сфере государственной информатизации мероприятий. Остановимся на некоторых из них:

1. Государственно-частное партнерство в сфере ИКТ.

Привлечение внебюджетных средств за счет использования механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) предусмотрено "Стратегией развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года". Организация ГЧП снижает расходы государства на реализацию масштабных инфраструктурных ИКТ проектов, предупреждает возникновение сложностей при совместной эксплуатации органами власти и бизнесом информационных систем.

Например, ст. 21.3 Федерального закона предусматривает создание ГИС ГиМП. Однако ее функционирование невозможно без ИКТ-инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие Федерального казначейства, органов государственной власти, предоставляющих услуги и администрирующих доходы бюджета, банков. Единая система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) <9> обеспечивает взаимодействие указанных субъектов права, но непрозрачность на первоначальном этапе условий доступа банков к СМЭВ <10> и необходимость ознакомления их IT-специалистов с правилами работы СМЭВ обусловили возникновение сложностей организационно-технического характера <11>.

<9> См.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.
<10> Согласно п. 14 Положения о СМЭВ условия подключения к ней определяются соглашениями между Минкомсвязи РФ и организациями, являющимися операторами иных информационных систем. См.: там же.
<11> См.: Воронин А. ГИС ГМП и банки: период налаживания отношений // URL: http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=155050.

Одним из способов эффективной реализации Федерального закона <12> могла стать регламентация порядка взаимодействия государства и бизнеса при создании общей ИКТ-инфраструктуры. В Государственной Думе РФ уже рассматривается законопроект "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" <13>, но он создает лишь правовую основу для ГЧП по различным направлениям деятельности, не детализируя каждое из них. Правоприменительная практика показывает, что концессионные соглашения являются апробированной формой государственно-частного партнерства. В этой связи предлагается внести изменения в ст. 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" <14> и дополнить перечень объектов таких соглашений объектами ИКТ инфраструктуры, включая: сети передачи и центры обработки данных, серверные и рабочие станции, информационные терминалы, программные платформы на основе "облачных технологий". При этом работа со сведениями ограниченного доступа в общей ИКТ-инфраструктуре должна соответствовать требованиям информационной безопасности и полномочиям участника ГЧП. Другой вопрос, что полномочия государства как правового регулятора общественных отношений в сфере ИКТ не всегда четко определены <15>.

<12> Ст. 20 Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе": вступила в силу с 01.01.2013.
<13> URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=238827-6&02.
<14> См.: ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
<15> См.: Кий Н. Вместе или врозь? К информатизации госорганов // URL: http://www.iksmedia.ru/topics/thematic/it/4979594.html.

2. Унификация требований к государственным информационным системам.

Технологическая совместимость государственных информационных систем обеспечивает беспрепятственный обмен сведениями между органами власти в электронной форме. Статья 19 Федерального закона предусматривает утверждение Минкомсвязью России требований к технологической совместимости государственных информационных систем, стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме. Вместе с тем аналогичное полномочие в иной интерпретации - "утверждают стандарты предоставления данных в рамках межведомственного взаимодействия" - закрепляется Правительством РФ уже за органами государственной власти, обладающими такой информацией <16>. Выявленная правовая коллизия не позволяет своевременно принимать подзаконные правовые акты в развитие Федерального закона и осложняет его применение на практике. Комплексное решение по этой проблеме предлагается в Государственной Думе РФ, где подготовлен законопроект об утверждении единых требований к создаваемым государственным информационным системам <17>.

<16> См.: п. 4 "Правил обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг": утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1184 "О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде".
<17> См.: Коломыченко М. В Госдуме разработают SLA для ИТ-систем в госсекторе // URL: http://gov.cnews.ru/top/2013/11/13/v_gosdume_razrabotayut_sla_dlya_itsistem_v_gossektore_549544.

В настоящее время "транспортную" функцию для обмена данными между государственными информационными системами выполняет СМЭВ <18>, технические требования к взаимодействию с которой утверждены Минкомсвязи России <19>. Однако поручение Правительства РФ органам государственной власти субъектов РФ создавать информационные системы по аналогии с федеральной СМЭВ носит рекомендательный характер, что де-юре позволяет создавать региональные информационные системы без учета федеральных рекомендаций.

<18> См.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.
<19> См.: Приказ Минкомсвязи РФ от 27 декабря 2010 г. N 190 "Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 9.

В этой связи становится очевидной необходимость четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере информатизации. Согласно подп. "и" ст. 71 Конституции РФ "федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь" отнесены к исключительному предмету ведения Российской Федерации. Но дефиниция "федеральная информация" пока не имеет своего законодательного определения и не охватывает всего спектра взаимоотношений, возникающих при создании и использовании органами государственной власти решений в сфере ИКТ. В этой связи предлагается подп. "и" ст. 71 Конституции РФ изложить в следующей редакции: "федеральные транспорт, пути сообщения, связь, информатизация и информация". Под федеральной информатизацией предлагается понимать комплекс мер по созданию, развитию и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и иных ИКТ-компонент. Под федеральной информацией предлагается понимать совокупность данных, которые:

  1. формируются при предоставлении государственных услуг/исполнении государственных функций, отнесенных к полномочиям Российской Федерации, включая базы данных и иные сведения, формируемые в рамках исполнения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации;
  2. создаются при реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления иных полномочий Российской Федерации, не являющихся государственными услугами и государственными функциями.

3. Координация деятельности федеральных органов власти в сфере ИКТ.

За 2012 - 2015 годы расходы федеральных органов государственной власти на создание и использование ИКТ оцениваются более чем в 417 млрд. рублей <20>. Для повышения эффективности реализации планируемых мероприятий принято Постановление Правительства РФ "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов", утверждающее правила подготовки планов информатизации <21>. В развитие этого документа Минкомсвязью России утверждены методические рекомендации по:

<20> Данные портала автоматизированной информационной системы "Управление ведомственной и региональной информатизацией" // URL: http://www.365.minsvyaz.ru/prt/Cards/ServiceCard.aspx?Id=55.
<21> См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" // СЗ РФ. 2010. N 22. Ст. 2778.
<22> См.: Приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2013 г. N 71 "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа, и о признании утратившим силу Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.10.2010 N 140 "Об утверждении типовой формы планов информатизации государственных органов". Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".<23> См.: Приказ Минкомсвязи России от 24 апреля 2013 г. N 96 "Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах". Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Анализ правоприменительной практики показывает, что планирование и экспертная оценка ИКТ-мероприятий подтверждает свою практическую значимость, но применение уже принятых нормативных актов осложняется:

<24> В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О федеральной контрактной системе" закупки в первую очередь осуществляются для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации // URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2013).<25> См.: приложение N 5 к Приказу Минкомсвязи России от 1 апреля 2013 г. N 71; приложения N 1, 2 к Приказу Минкомсвязи России от 31 мая 2013 г. N 127 "Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры"; приложение N 4 к Приказу Минкомсвязи России от 16 сентября 2013 г. N 248 "Об утверждении методических указаний о порядке формирования и использования информационного ресурса национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" // URL: http://www.365.minsvyaz.ru/prt/Cards/DocumentCard.aspx?Id=534.<26> См.: Правила подготовки планов информатизации: утв. Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".
<27> См.: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" // СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 263.
<28> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3223.<29> См.: Легезо Д. Алексей Попов предложил создать мегарегулятора ИТ в госсекторе // URL: http://www.cnews.ru/top/2013/05/22/aleksey_popov_predlozhil_sozdat_megaregulyatora_it_v_gossektore_529535&sa=U&ei=1xuGUsi8Jai84ASP34CACw&ved=0CAcQFjAA&client=internal-uds-cse&usg=AFQjCNHX0eR2nnsVtksoDbVc_LOYBAxzzQ.

4. Создание базовых государственных информационных ресурсов.

По смыслу ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона базовые государственные информационные ресурсы являются поставщиками информации при предоставлении органами власти государственных услуг. Наиболее востребованными, как показывает практика, при предоставлении государственных услуг являются информационные базы данных, содержащие сведения о:

К системообразующим базовым государственным информационным ресурсам относятся и сведения об актах гражданского состояния, т.к. эти данные необходимы для формирования не только указанных базовых государственных информационных ресурсов, но и ведения федерального статического наблюдения, воинского учета, учета граждан в системе пенсионного страхования <30>.

<30> См.: ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Создание единой системы учета актов гражданского состояния (далее - ФГИС "ЗАГС") предусмотрено Государственной программой РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" <31>. За 2011 - 2012 годы Минкомсвязи РФ и Минюстом РФ с участием ОАО "Ростелеком" <32> создана ФГИС "ЗАГС", в пилотных субъектах РФ апробировано ее взаимодействие с региональными информационными системами органов ЗАГС <33>. Результаты эксперимента показали, что для успешного внедрения и функционирования ФГИС "ЗАГС" требуется:

<31> См.: распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. (ред. от 18.05.2011) N 1815-р "О Государственной программе РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // СЗ РФ. 2010. N 46. Ст. 6026.
<32> Согласно распоряжению Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 453-р и распоряжению Правительства от 22 февраля 2012 г. N 238-р ОАО "Ростелеком" является исполнителем работ по данному мероприятию Государственной программы РФ "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
<33> Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" полномочия Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния передаются органам государственной власти субъектов РФ и исполняются за счет субвенций из федерального бюджета.
  1. создание законодательной основы для федерального автоматизированного учета актов гражданского состояния с определением в Федеральном законе "Об актах гражданского состояния" роли, задач и условий использования данных ФГИС "ЗАГС";
  2. разработка единых правил перевода бумажных архивов записей актов гражданского состояния, хранящихся в субъектах РФ, в электронный вид;
  3. унификация технологических требований к загрузке данных об актах гражданского состояния из региональных информационных систем в ФГИС "ЗАГС";
  4. внесение в Административный регламент предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния <34> изменений с целью:
<34> См.: Приказ Минюста РФ от 29 ноября 2011 г. N 412 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации" // Российская газета. 2011. N 293. 28 декабря.

4.1) определения порядка оплаты государственных пошлин за совершаемые органами ЗАГС регистрационные действия с использованием ФГИС "ЗАГС", ЕПГУ и ГИС ГиМП;

4.2) установления порядка администрирования Минюстом РФ доходов, поступающих в федеральный бюджет, за совершаемые органами ЗАГС регистрационные действия;

4.3) регламентации перечня услуг, предоставляемых органами ЗАГС в электронном виде <35>, и установления особенностей выполнения административных процедур в электронном виде (порядок применения электронной подписи при подаче гражданами совместных заявлений, работа электронной очереди при подаче заявлений в органы ЗАГС из другого субъекта РФ).

<35> По результатам апробации ФГИС "ЗАГС" в субъектах РФ выявлено, что среди граждан свою востребованность подтвердили "электронные" услуги по государственной регистрации брака и рождения.

Принятие этих нормативных актов не только ускорит создание единой системы учета записей актов гражданского состояния, но и обеспечит исполнение федерального законодательства, предусматривающего с 01.01.2015 <36> получение от органов ЗАГС сведений при предоставлении иными органами власти государственных услуг по межведомственным запросам. ФГИС "ЗАГС" также будет поставщиком данных для создания другого планируемого к вводу базового информационного ресурса - базы данных электронных паспортов граждан <37>.

<36> См.: ст. 10 Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" // СЗ РФ. 2012. N 31. Ст. 4322.
<37> См.: Левашов А. Бумажные паспорта в России прекратят выпускать через 2 года в целях экономии // URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/11/03/548220.

Таким образом, внедрение ИКТ в деятельность органов власти не всегда синхронизируется с действующим законодательством. Причина в том, что оценка регулирующего воздействия происходит после подготовки проектов нормативных правовых актов <38>, а экспертиза планируемых мероприятий по информатизации в части их правовой "составляющей" предусматривает лишь оценку по критерию "соответствие мероприятий по информатизации, содержащихся в документах, функциям и задачам, отнесенным к предмету ведения государственного органа" <39>.

<38> См.: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7491.
<39> См.: подп. "д" п. 6 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов: утв. Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов".

В этой связи целесообразно при оценке планируемых мероприятий по государственной информатизации проводить экспертизу действующего законодательства на предмет корректности "встраивания" предлагаемых ИКТ-решений в действующее законодательство. В этой связи предлагается подп. "д" п. 6 Положения о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов изложить в следующей редакции: "соответствие/корреляция мероприятий по информатизации действующему законодательству, в т.ч. функциям и задачам, отнесенным к компетенции государственного органа (при необходимости указывается перечень нормативных правовых актов, требующих изменения/принятия, и краткое содержание предложений по заданной тематике)".

По результатам анализа правоприменительной практики также сформулированы следующие предложения:

  1. законодательно разграничить полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере информационных технологий путем внесения изменений в подп. "и" ст. 71 Конституции РФ;
  2. дать законодательное определение понятия "федеральная информатизация" и "федеральная информация", сформировать единый понятийный аппарат терминов и определений в сфере ИКТ;
  3. предусмотреть возможность организации государственно-частного партнерства в сфере информационных технологий в случае дальнейшего совместного использования органами власти и бизнесом создаваемых ИКТ-решений;
  4. унифицировать требования к созданию и эксплуатации государственных информационных систем.

Литература

  1. Воронин А. ГИС ГМП и банки: период налаживания отношений // URL: http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=155050.
  2. Кий Н. Вместе или врозь? К информатизации госорганов // URL: http://www.iksmedia.ru/topics/thematic/it/4979594.html.
  3. Коломыченко М. В Госдуме разработают SLA для ИТ-систем в госсекторе // URL: http://gov.cnews.ru/top/2013/11/13/v_gosdume_razrabotayut_sla_dlya_itsistem_v_gossektore_549544.
  4. Легезо Д. Алексей Попов предложил создать мегарегулятора ИТ в госсекторе // URL: http://www.cnews.ru/top/2013/05/22/aleksey_popov_predlozhil_sozdat_megaregulyatora_it_v_gossektore_529535&sa=U&ei=1xuGUsi8Jai84ASP34CACw&ved=0CAcQFjAA&client=internal-uds-cse&usg=AFQjCN HX0eR2nnsVtksoDbVc_OYBAxzzQ.
  5. Левашов А. Бумажные паспорта в России прекратят выпускать через 2 года в целях экономии // URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/11/03/548220.

References

  1. Voronin A. GIS GMP and banks: the period of establishing relations // URL: http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=155050.
  2. Cue N. Together or Apart? To informatization state authorities // URL: http://www.iksmedia.ru/topics/thematic/it/4979594.html.
  3. Kolomychenko M. In Gosudartsvennaya Duma of Russian Federation develop SLA for IT systems in the state sector" // URL: http://gov.cnews.ru/top/2013/11/13/v_gosdume_razrabotayut_sla_dlya_itsistem_v_gossektore_549544.
  4. Legezo D. Alex Popov offered to create a megaregulator of IT in the state sector // URL: http://www.cnews.ru/top/2013/05/22/aleksey_popov_predlozhil_sozdat_megaregulyatora_it_v_gossektore_529535&s-a=U&ei=1xuGUsi8Jai84ASP34CACw&ved=0CAcQFjAA&client=internal-uds-cse&usg=AFQjCN HX0eR2nnsVtksoDbVc_LOYBAxzzQ.
  5. Levashov A. Paper passports in Russia discontinue after 2 years in order to save // URL: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/11/03/548220.