Мудрый Юрист

К вопросу о специфике обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте в приграничных регионах Российской Федерации (на примере брянской области)

Требенок Анастасия Анатольевна, стажер по должности начальника кабинета специальных дисциплин кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Центра подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В настоящей статье рассмотрена специфика обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта в приграничных регионах России. В качестве примера проанализирован и обобщен опыт правоохранительных органов Брянской области.

Ключевые слова: транспортная безопасность, транспортный комплекс, железнодорожный транспорт, координация правоохранительных органов и силовых структур.

On the issue of the specifics of ensuring security on the railway transport in boundary regions of the Russian Federation (as exemplified by the Bryansk Region)

A.A. Trebenok

Trebenok Anastasia Anatolyevna, intern as chief cabinet special training of disciplines in the field of transport safety training center for employees in the field of transport safety of Russian Institute of Advanced Police Academy Russia.

This article examines the specifics of security in railway transport in the border regions of Russia. As an example, analyzed and summarized the experience of the law enforcement agencies of the Bryansk region.

Key words: transport safety, transport sector, rail transport, coordination of law enforcement and security agencies.

Российская Федерация, как страна огромных территорий, испытывает объективную потребность в государственном интересе к эффективному функционированию транспортной системы. Транспортный комплекс России выступает одним из стратегических сегментов национальной экономики, выполняет широкий круг задач социально-экономического, промышленного, оборонного характера.

Очевидно, что транспорт является важной "артерией" в сложном государственном организме, в результате его функционирования становится возможным ежедневное перемещение огромных потоков людей и материальных ценностей.

Являясь стратегически важным объектом государственного значения, транспортная система России неоднократно потенциально и реально становилась местом совершения преступлений с наибольшей общественной опасностью. Еще свежи в памяти людей трагические события подрыва поезда "Невский экспресс" (27 ноября 2009 года), двойной террористический акт в Московском метрополитене (29 марта 2010 года), теракт в аэропорту Домодедово (24 января 2011 года) и три теракта на объектах транспортной инфраструктуры в г. Волгограде в 2013 году.

В этой связи особое значение приобретает транспортная безопасность, на что неоднократно указывал Президент Российской Федерации В.В. Путин <1>. При этом важно учитывать, что доминирующей криминологической тенденцией последнего десятилетия и сегодняшних реалий является рост преступности в мире как в целом, так и в отдельных странах с одновременным отставанием социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений <2>.

<1> Путин В.В. Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир, 2008. 480 с.
<2> Арестов А.И. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 186 с.

Особая актуальность данной проблемы обусловлена, как представляется, тем обстоятельством, что борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, контроль за миграционными процессами самым непосредственным образом связаны с транспортными потоками.

В структуре транспорта основным видом выступает железнодорожный транспорт. Именно на него ложится основная нагрузка по перевозке людей и грузов. Соответственно, самое пристальное государственное внимание уделяется объектам железнодорожного транспорта.

Известно, что 10 февраля 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в сопровождении руководителей правоохранительных органов и силовых структур внепланово проинспектировал Киевский вокзал Москвы, в результате чего глава государства пришел к выводу, что состояние обеспечения безопасности находится в неудовлетворительном состоянии. Назвав железнодорожный вокзал "критическим объектом транспортной инфраструктуры", руководитель страны в числе выявленных недостатков отметил недопустимо низкую численность сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих безопасность на вокзале (всего 4 человека), отсутствие службы кинологов и рамок металлоискателя. При этом президент признал, что ситуация на данном вокзале "к сожалению, типичная, она не хуже и не лучше, чем в других местах" <3>.

<3> [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента России. URL: Kremlin.ru.

В 2010 году государство взяло на себя обязательство создать к 2014 году комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте, определив ответственным за реализацию данной задачи федеральный орган исполнительной власти - Министерство транспорта России <4>. В свете реализации данного Указа в августе 2010 года была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.

<4> Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" // Российская газета. N 70 (5149). 5 апреля 2010 года.

На сегодняшний день справедливым является вопрос о том, в какой степени решена задача по созданию системы безопасности населения на транспорте и достаточно ли принятых государством мер. Очевидно, что данная задача решена не в полной мере, свидетельством чему стали прошлогодние теракты в г. Волгограде. Наряду с этим важно отметить, что ситуация меняется в лучшую сторону, что подтверждается опытом Брянской области, граничащей с Республикой Беларусь и Украиной.

По данным Управления МВД России по Брянской области, в структуре преступности, существующей на объектах железнодорожной инфраструктуры, преобладают преступления имущественного характера (как правило, мелкие кражи). Приграничное положение региона способствует осложнению оперативной обстановки - нелегальные мигранты пытаются пересечь государственную границу Российской Федерации, провезти различные товары и продукцию (валюту, оружие, раритетные предметы, наркотические средства и т.п.).

Транспортная безопасность в условиях приграничного региона обеспечивается Пограничной службой ФСБ России, органами внутренних дел, Федеральной таможенной службой. Наряду с этим безопасность населения на объектах железнодорожного транспорта обеспечивает охрана ОАО "Российские железные дороги".

Для решения задачи обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и в соответствии с требованиями Федерального закона "О транспортной безопасности" в Брянской области проведен комплекс мероприятий, направленных на укрепление защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

На транспортных предприятиях (железнодорожные вокзалы, станции) проведена комплексная оценка уязвимости объектов, позволяющая определить степень защищенности от угрозы совершения терактов.

В последние два года установлены досмотровое и инженерно-техническое оборудование, система видеонаблюдения в залах ожидания и на прилегающих к вокзальным комплексам территориях. Закупленные технические средства включают в себя стационарные и ручные металлоискатели.

Современная аппаратура в полной мере способствует осуществлению видеоаналитики - обработке информации, которая поступает с работающих камер.

Особое значение в обеспечении безопасности на объектах железнодорожного транспорта Брянской области уделяется функционированию кинологической службы, которая осуществляет свою деятельность по двум направлениям - обнаружение потенциально опасного объекта и его обезвреживание.

Положительным примером по работе в рассматриваемом направлении является функционирование координационных советов правоохранительных органов, осуществляющих транспортную безопасность.

Таким образом, правоохранительные органы и силовые структуры Брянской области к 2014 году в целом решили задачу, поставленную президентом России о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на объектах транспорта.

В качестве важной меры обеспечения транспортной безопасности, в том числе на объектах железнодорожного транспорта, представляется принятие региональной программы, в которой будут определены мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте, и лица, ответственные за их исполнение.

Очевидно, что вопросы обеспечения транспортной безопасности еще долгое время не утратят своей актуальности. Именно поэтому во время посещения Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России Президент России Владимир Путин (17 мая 2012 года) и Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун (19 мая 2013 года) обратили особое внимание на важность подготовки высококвалифицированных сотрудников в сфере транспортной безопасности, совершенствование досмотровой техники, систем визуальной диагностики пассажиропотока (профайлинг), использование в учебном процессе инновационных технологий <5>.

<5> Целуйко А.В. Генезис обеспечения безопасности на воздушном транспорте службой досмотра МВД России // Транспортное право. 2013. N 4. С. 25 - 27.

В дальнейшем научные исследования в данном направлении предполагается продолжить, осветив их психолого-педагогический аспект.

Литература

  1. Арестов А.И. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с организованной преступностью: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 186 с.
  2. Путин В.В. Избранные речи и выступления. М.: Книжный мир, 2008. 480 с.
  3. Целуйко А.В. Генезис обеспечения безопасности на воздушном транспорте службой досмотра МВД России // Транспортное право. 2013. N 4. С. 25 - 27.