Мудрый Юрист

Основные транспортные проблемы России

Прибавина Татьяна Александровна, заместитель начальника отдела изучения проблем информационных технологий Центра информационных и компьютерных технологий Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, подполковник полиции.

Полесико Наталья Николаевна, научный сотрудник отдела изучения проблем информационных технологий Центра информационных и компьютерных технологий Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, капитан полиции.

Статья затрагивает вопросы организации дорожного движения как одну из основных проблем современной России, причем не только внутри страны, но и в масштабах мирового сообщества. В частности, рассматриваются и анализируются основные транспортные проблемы крупных городов, удаленных территорий страны, вопросы безопасности дорожного движения, нормативно-правовая база регулирования указанных вопросов. Статья может быть интересна специалистам в области транспортного сообщения страны, в том числе сотрудникам подразделений органов внутренних дел, отвечающих за организацию безопасности дорожного движения, а также рядовым участникам дорожного движения.

Ключевые слова: транспортные проблемы России, государственная транспортная политика России, безопасность дорожного движения, транспортная полиция, суверенитет Российской Федерации.

The main transport problems of Russian

T.A. Pribavina, N.N. Polesiko

Pribavina Tatyana Aleksandrovna, deputy head of Studies Information Technology Center of Information and Computer Technology All-Russian Institute for Advanced Studies Russian MVD, police Lieutenant Colonel.

Polesiko Natalya Nikolaevna, researcher at the Department of Information Technology Studies Center of Information and Computer Technology All-Russian Institute for Advanced Studies Russian MVD, Police Captain.

The article touches upon the issues of organization of road traffic as one of the main problems of modern Russia, not only in the country but throughout the world community. In particular, the author considers the main transportation problems of big cities, to the remote areas of the country, issues of road safety, normative-legal base of regulation of these issues. Article may be interesting for specialists in the field of transport of the country, including the employees of the departments of the interior, responsible for the organization of road safety, as well as ordinary participants of traffic.

Key words: transport problems of Russian, state transport policy of Russia, road safety, transport police, the sovereignty of the Russian Federation.

Россия в настоящее время испытывает те же проблемы в области дорожного движения, что и другие развитые страны мира, - это низкая пропускная способность дорожной сети, ее качество, которое ниже всякой критики, неграмотное стратегическое планирование развития, в первую очередь в крупных городах. К тому же, если внимание проблемам организации дорожного движения в Европе начали уделять значительно раньше, чем в России, - достаточно вспомнить, что 20 - 25 лет назад для СССР слово "пробка" обозначало явление "не из нашей жизни": в силу малого количества личного автотранспорта улицы и дороги были достаточно свободны даже в Москве.

Но одновременно с общими цивилизационными проблемами, с которыми сталкиваются все страны мира в области транспорта, у России есть специфические проблемы, доставшиеся нам из 90-х годов XX века, когда кардинальное реформирование всех сфер жизни государства наложилось на разрушение сложившихся за советское время механизмов управления и хозяйствования, устойчивых производственных, торговых, инфраструктурных, и в их числе транспортных, связей.

Как верно отмечает в своем диссертационном исследовании Ю.Ф. Голиусов, "утрата статуса супердержавы обернулась для России значительным упадком ее международного влияния, резким повышением рисков и угроз ее национальной безопасности, снижением возможностей защиты и продвижения за рубеж национальных интересов. Возрастание геополитических рисков проявилось и в приближении государственных границ к жизненно важным центрам России. Возникли множественные потенциальные угрозы сухопутным, воздушным, морским транспортным каналам. На политическое позиционирование страны стали оказывать существенное влияние экономически мало освоенные и удаленные российские территории. Плохо связанные транспортно или вообще оторванные от индустриального центра они вызывают нездоровый интерес у перенаселенных соседей. Целостность экономического пространства страны, крепость связей между ее регионами в гораздо большей мере, чем ранее, стали зависеть от уровня развития транспорта. В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт все больше становится инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе" [1; 2 - 3].

Таким образом, государственная транспортная политика является важнейшим фактором, в том числе, и национальной безопасности России.

Конечно же, для России основные транспортные проблемы - это проблемы транспортной доступности удаленных территорий страны, состояние качества дорог и принимающие иногда почти катастрофические размеры транспортные трудности больших городов.

Так, Москва - это огромный мегаполис, с большим количеством разнообразных транспортных средств, людей, плотной застройки и нехваткой дорожного полотна и тротуаров для пешеходов, которые в будни, как правило, заставлены машинами. В последнее время набирают силу процессы, связанные с тем, что работающее население переселяется в пригороды, что приводит к объединению их транспортно-дорожных сетей с пространством "основного" города.

Что же касается общей ситуации на дорогах, то она, к сожалению, по-прежнему остается довольно сложной. Но, несмотря на все трудности, нам удается сохранять контроль над обстановкой и добиваться дальнейшего снижения числа ДТП. Большую роль, конечно же, сыграла Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" [3], благодаря которой за это время уже удалось сохранить большое число человеческих жизней, в том числе жизней детских.

Готовится к реализации новая национальная стратегия повышения безопасности дорожного движения, которая станет частью профильной Федеральной целевой программы на 2013 - 2020 годы.

27 октября 2012 года подписано распоряжение Правительства N 1995-р, которым утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" [2]. В ней сказано, что предельный (прогнозный) объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составит 48700 млн. рублей.

Среди проблем транспортных систем городов одной из ключевых в настоящий момент для России является нормативно-правовая база, ибо грамотная и полноценная правовая база - это основа успеха транспортной политики.

Основные проблемы функционирования транспортных систем городов едины для всех. Их можно систематизировать и разделить на объективные и субъективные проблемы.

Среди объективных проблем можно назвать: рост уровня автомобилизации населения; увеличение интенсивности использования индивидуального транспорта; снижение эффективности городского пассажирского транспорта; увеличение потребности жителей города в перемещениях; диспропорции между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства; градостроительные и планировочные проблемы развития в первую очередь городских территорий.

Субъективные проблемы - это несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса; недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона; недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений; недостатки финансирования развития дорожных сетей и транспортной инфраструктуры; нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры; негативное влияние человеческого фактора.

Все имеющиеся проблемы можно условно разделить на следующие категории:

Продолжается и набирает свои обороты процесс, когда основные общероссийские транспортные пути, которые формируют опорную транспортную сеть государства, становятся частью международных транспортных сетей. И это дает возможность не только осуществлять выбор оптимальных маршрутов передвижения людей и товаров, повышать скорость их доставки, но и обеспечивать надежность и эффективность названных перевозок, что сейчас становится чрезвычайно актуальным при определении национальной транспортной политики и продвижении российских интересов в общемировое экономическое и политическое пространство и немаловажным фактором защиты территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. В этой связи успешное решение транспортных задач представляется вкладом в превращение России в современное цивилизованное государство, в безопасность общества в целом и конкретных граждан в частности.

Разрешение имеющихся проблем невозможно без согласованных организационных, правовых, экономических и политических усилий всех заинтересованных ведомств, включая МВД, органы федеральной власти, власти субъектов Федерации, органы местного управления, граждан, разнообразные дорожно-строительные, научно-исследовательские и иные учреждения и организации.

Литература

  1. Голиусов Ю.Ф. Государственная транспортная политика как фактор национальной безопасности России: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010.
  2. Концепция Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137148.
  3. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcp-pbdd.ru/.