Мудрый Юрист

Общие принципы организации авиаперевозок

Харитонов Александр Николаевич, профессор кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук.

Шаталкина Наталья Александровна, доцент кафедры подготовки сотрудников в сфере транспортной безопасности Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

В статье рассмотрены основополагающие международные нормативные правовые акты, регулирующие организацию авиационных перевозок.

Ключевые слова: внутренняя воздушная перевозка, международная воздушная перевозка, перевозка багажа, перевозка пассажиров.

General principles of organization of aviation operations

A.N. Kharitonov, N.A. Shatalkina

Kharitonov Alexander Nikolaevich, professor of training in the field of transport safety of Russian Institute of Advanced Police Academy Russia, Doctor of Law.

Shatalkina Natalya Aleksandrovna, assistant professor of training in the field of transport safety of Russian Institute of Advanced Police Academy in Russia.

The article describes the basic international legal acts governing the organization of air transport. Key words: domestic air transport, international air transport, transportation of baggage, transportation of passengers.

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Период перевозки включает в себя: при перевозке пассажира - период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика; при перевозке багажа - период времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации. При этом под перроном понимается часть летного поля гражданского аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты, а также для других видов обслуживания.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер) <1>.

<1> Авиационная безопасность: учеб. пособие. М.: НОУ НУЦ "АБИНТЕХ", 2007. С. 35 - 36.

Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.).

В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие полеты, а также принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская конвенция для унификации некоторых правил <2>, касающихся международных воздушных перевозок от 12 октября 1929 года с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. (далее - Конвенция). Условия данной Конвенции применяются по всем перевозкам пассажиров и багажа по воздуху, предоставляемым перевозчиком как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в своих Правилах. Кроме того, такие Правила регулируются национальными законами, правительственными постановлениями, кодексами.

<2> Далее - Правила.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955 года, Гватемальским протоколом 1971 года и Монреальским протоколом 1975 года.

Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа. Согласно этому документу ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров на международных рейсах в большинстве случаев ограничивается суммой 10000 $ США.

Ответственность за утрату и повреждение багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 $ США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 $ США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира.

4 ноября 2003 года вступила в силу Монреальская конвенция (заключенная под эгидой ICAO в 1999 году), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией, по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135000 $ США каждому пострадавшему - даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров.

К моменту вступления в силу Монреальской конвенции ее подписало 31 государство (Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония). Официально Казахстан не присоединился к новому документу, поэтому в нашей стране при реализации международных авиаперевозок пока действует Варшавская конвенция. Тем не менее некоторые перевозчики, особенно частные, уже начали увеличивать свои расходные статьи в соответствии с новыми веяниями международных стандартов. Естественно, что позволить себе это в состоянии только стабильные и крупные авиакомпании, которые могут предоставлять большие гарантии и страхующие самолеты на суммы 750 млн. - 1 млрд. $ США (за такие деньги возмещение может быть более чем достаточным). Остальные компании будут ждать правительственных решений <3>.

<3> Костенников М.В. Авиационная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008. С. 29.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.). Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны - участницы соглашения.

Несмотря на то что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами и развитию туризма.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также: Соглашение о международном воздушном транспорте (Чикаго, 1944 г.); Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (Чикаго, 1944 г.); Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 1952 г.); Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963 г.) и др. <4>.

<4> Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: учебное пособие / В.В. Мотин, А.В. Целуйко [и др.]. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. С. 100.

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Литература

  1. Авиационная безопасность: учеб. пособие. М.: НОУ НУЦ "АБИНТЕХ", 2007.
  2. Белов П.Г. Методологические основы обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2006. N 3 (8).
  3. Демидов Ю.Н., Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.
  4. Жуков С.И. Использование международного опыта в обеспечении безопасности и правопорядка на территории аэропорта (на примере МВД Италии) // Юристъ-правоведъ. 2006. N 5.
  5. Козлов В.И. Авиационная безопасность и права граждан // Юридич. консультант. 2006. N 5.
  6. Костенников М.В. Авиационная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2008.
  7. Мотин В.В., Муханов Н.В. Организация предполетного досмотра авиапассажиров: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2009.
  8. Организационно-правовые основы пассажирских авиаперевозок: учебное пособие / В.В. Мотин, А.В. Целуйко [и др.]. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.
  9. Организация психологического обеспечения контртеррористической деятельности: метод. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
  10. Терроризм и безопасность на транспорте: сб. матер. межд. науч.-практ. конф. М.: Юриспруденция, 2011.
  11. Целуйко А.В. История создания и развития системы правоохранительных органов России. Домодедово, 2008.
  12. Шевченко С. Проблемы борьбы с терроризмом на транспорте // Мир и безопасность. 2004. N 2.