Мудрый Юрист

Первый правовой опыт борьбы с фальсификацией виноградного вина в России на рубеже XIX - XX вв.

Жолобова Галина Алексеевна, докторант кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент.

В статье подняты актуальные проблемы защиты прав потребителей алкогольной продукции, волновавшие наших соотечественников и столетие назад. Изучение архивных документов и анализ нормативно-правовых актов Российской империи 1881 - 1913 гг. позволили автору выявить специфику отечественного механизма правового регулирования, призванного противодействовать распространившейся фальсификации вина и недобросовестной конкуренции на рынке алкогольной продукции.

Ключевые слова: закон, торговля, виноградное вино, потребитель, фальсификация, запрет, надзор, торговец, ответственность.

The first legal experience of struggle against falsification of grape wine in Russia on the cusp of the XIX and the XX centuries

G.A. Zholobova

The article raises the actual problems of defence of alcohol products consumers' rights, which have existed in Russia for more than 100 years. Studying of the archive documents and analysing of the normative acts of Russian Empire 1881 - 1913 gave the author the opportunity to reveal the specibility of the native mechanism of legal regulation, which is called up to resist the widely spread falsification of grape wine and the unfair competition on the market of alcohol products.

Key words: law, trade, grape wine, consumer, falsification, ban, supervision, trader, responsibility.

Одной из важнейших проблем правового регулирования отношений в сфере виноделия и виноторговли на рубеже XIX - XX вв. было отсутствие эффективного механизма борьбы с фальсификацией вина.

Существовавшая с незапамятных времен фальсификация виноградных вин на протяжении второй половины XIX в. с развитием химии приобретала все больший размах и изощренный характер. С середины XIX в. в русской виноторговле стала наблюдаться тенденция к приобретению в местах производства (в Бессарабии, Крыму, на Дону, Тереке и т.д.) вин более низкого качества с целью их подделки под заграничные путем добавления спирта, сахара, настоев или отваров плодов, ягод и иных посторонних вину продуктов. Соответствующую окраску таким винам придавали с помощью сандала, шафрана, жженого сахара и других пищевых красителей. Менее популярные бессарабские и кизлярские вина подделывались под крымские и т.п. Но самые изощренные способы фальсификации осуществлялись и вовсе без виноградного вина. Фальсификаторы Новочеркасска, Ростова и других центров, пользуясь повышенным спросом местных потребителей на сладкие шипучие вина, получаемые в Донском районе из вывезенных из Шампани виноградных лоз, стали подделывать их "из негодных продуктов, посредством насыщения углекислотой и подслащивания сахаром" <1>. Из воды, сахара и разных, зачастую вредных для здоровья, веществ (эфира, салициловой, серной, борной и др. кислот, глицерина, клея, фуксина, краски и т.п.) изготавливались напитки <2>, находившие, ввиду низкого уровня культуры и слабого развития вкуса потребителей, широкий сбыт под названием дорогих заграничных вин: мадеры, марсалы, портвейна, рогома, кагора, тенерифа, хереса и др. Пальму первенства в фабрикации вин всякого состава и различных наименований неизменно удерживала Москва, которая только за десятилетие (1890 - 1899 гг.), ввезя 5655 тыс. пудов вина, умудрилась вывезти 7625 тыс. пудов. То есть в среднем из Москвы ежегодно отправлялось на 197 тыс. пудов больше, чем ввозилось <3>, а если к этому прибавить потребление напитков, которое при миллионном населении Первопрестольной было весьма значительным, можно представить масштабы фальсификации в полной мере. Массовой подделкой вина "грешили" также Варшава, Одесса, Петербург, Нижний Новгород, Киев и др.

<1> РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 276. Л. 7. Объяснительная записка Главного управления землеустройства и земледелия "Об издании закона о виноградном вине" от 17 декабря 1909 г. N 979. С. 1.
<2> Леонардов П. Фальсификация вина и способы распознавания его подделки. СПб.: Издание журнала "Домашний ремесленник", 1912. С. 14.
<3> РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 276. Л. 8. Объяснительная записка Главного управления землеустройства и земледелия "Об издании закона о виноградном вине" от 17 декабря 1909 г. N 979. С. 3.

В этих условиях развитие отечественного виноградарства, страдавшего к тому же от "филлоксерного кризиса", существенно тормозилось. Виноградное вино как чисто сельскохозяйственный продукт не в состоянии было выдержать конкуренцию с фальсификатом - малоценным товаром, не требующим при производстве особых знаний и труда и не зависевшим от климатических условий. Тем временем массовая фальсификация вина наносила немалый вред здоровью и имущественным интересам потребителей.

Исторический опыт западноевропейских государств все более убеждал российское правительство в том, что борьба с фальсификацией должна вестись не одними общеуголовными нормами, но предупредительными и карательными мерами. Во-первых, необходим специальный закон, который с максимальной точностью установил бы состав натурального продукта и под угрозой наказания запретил любые приемы фальсификации, вне зависимости от вызванных ею последствий. Во-вторых, для обеспечения его реализации важна организация соответствующего надзора и создание специальных испытательных учреждений - лабораторий и станций, способных устанавливать путем экспертизы качественный состав обращающихся в торговле продуктов.

Вопрос о неудовлетворительности действующих санитарных норм и об отсутствии специального закона, "охватывающего, по возможности, все виды фальсификации и правонарушения в области виноделия и виноторговли", в исследуемый период обсуждался многократно и обстоятельно в специальной и общей печати, на винодельческих съездах и совещаниях, в правительственных и общественных учреждениях. При этом выдвигались вполне определенные и обоснованные положения. Однако парадокс заключался в том, что общее единодушное признание необходимости организованной борьбы с фальсификацией виноградного вина долгое время не получало никакого законодательного осуществления.

Первая попытка в этом направлении была предпринята в 1888 г., когда при Министерстве государственных имуществ была образована межведомственная комиссия под председательством тайного советника И.П. Архипова, на которую было возложено: 1) обсуждение проекта законодательных мер против подделки вин; 2) указание способов и приемов для открытия подмесей к виноградным винам; 3) выработка проекта контроля над винами как отечественного, так и иностранного производства при содействии лабораторий и лиц, специально к тому подготовленных; 4) обсуждение вопроса об устройстве лабораторий, которые находились бы в заведовании лицами, пользующимися доверием правительства. Комиссия подготовила Положение о Комитете по надзору за доброкачественностью питательных продуктов в Петербурге и проект закона о фальсификации вина, однако они не получили окончательного оформления и дальнейшего движения <4>.

<4> РГИА. Ф. 1298. Оп. 1 (1907 г.) Д. 683. Л. 73; Рашкович С.Л. Материалы к вопросу о борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. СПб.: Типография Ред. период. изданий Министерства финансов, 1912. С. 49.

Далее в 1894 г. при Министерстве финансов была образована Комиссия для изыскания способов к упорядочению производства и продажи напитков, содержащих в себе алкоголь. Разработав систему организации санитарного надзора за изготовлением и продажей напитков, Комиссия предположила для изыскания денежных средств установить акциз и на виноградное вино. Но последнее не встретило особого сочувствия, и предложения Комиссии также не получили осуществления.

В конце 1898 г. редактор журнала "Вестник виноделия" В.Е. Таиров обратился к правительственным и общественным учреждениям, а также к авторитетным в вопросах борьбы с фальсификацией лицам, с просьбой оказать содействие в разработке вопроса о надзоре за продажей питательных продуктов. Это встретило всеобщее сочувствие, и в течение 1899 - 1901 гг. в "Вестнике виноделия" был напечатан ряд статей по вопросам фальсификации, собранных затем в книгу под названием "Материалы по вопросу о фальсификации пищевых продуктов", изданную в Одессе в 1901 г. Комиссией, образованной при редакции этого журнала под председательством В. Таирова с участием известных профессоров Новороссийского университета, юристов, врачей, специалистов по виноделию и другим отраслям сельского хозяйства, в 1901 г. был разработан законопроект о фальсификации пищевых продуктов <5>. Он представлял собой попытку законодательного определения нормальных пищевых продуктов и установления приемов их изготовления. Вместе с пояснительной запиской проект был представлен вниманию всех подлежащих официальных инстанций <6>, но это не вызвало детальной разработки специального законопроекта об обеспечении доброкачественности пищевых продуктов.

<5> РГИА. Ф. 22. Оп. 2. Д. 1806. Л. 171 - 172.
<6> РГИА. Ф. 23. Оп. 7. Д. 474. Л. 20. Таиров В.Е. По поводу одного законопроекта о фальсификации пищевых продуктов // Вестник виноделия. Одесса. 1907. N 1. С. 5.

Вопрос об издании специального закона о вине поднимался и обсуждался на съездах виноградарей и виноделов, проходивших: в ноябре 1901 г. в Симферополе, в феврале 1902 г. в Москве, в феврале 1903 г. в Одессе, а также на страницах специальных журналов. По поручению съезда 1902 г. Московский комитет виноградарства и виноделия в том же году разработал проект мер по борьбе с фальсификацией вина, взяв за основу систему бандерольного обложения обращающихся в торговле вне района виноделия спиртных напитков с присвоением каждой категории особого разряда бандероли, руководствуясь при этом установленной съездом классификацией вин <7>. Однако этот проект также не был реализован.

<7> РГИА. Ф. 22. Оп. 2. Д. 1806. Л. 74 - 74 об.; Комитет виноградарства и виноделия Императорского Московского общества сельского хозяйства. "Проект оснований для введения обложения вина, обращающегося в торговле вне винодельческого района, как меры к приобретению средств для организации надзора за фальсификацией и искоренению ея". Там же. Л. 215 - 217 об.

Равным образом не получил осуществления и проект положения о бандерольном обложении слабых спиртных напитков, главным образом виноградного вина, разработанный особой комиссией "для изыскания способов к упорядочению производства и продажи напитков, содержащих алкоголь", образованной при участии Д.И. Менделеева при Министерстве финансов с Высочайшего соизволения от 11 марта 1904 г.

Для подробного рассмотрения нужд виноградарства и виноделия и составления нового проекта закона о вине, а также согласования существовавших между представителями винодельческих районов разногласий, при Департаменте земледелия в 1903 г. были образованы две комиссии - экономическая и техническая. Результаты работы этих комиссий подверглись обсуждению в особом совещании, проходившем в 1903 и 1904 гг. в Петербурге под председательством товарища министра земледелия и государственных имуществ гофмейстера А.Х. Стевена, при участии представителей ведомств, сведущих лиц и виноторговцев. В результате изучения иностранного законодательства и систематизации ходатайств и предложений отечественных виноделов, сельскохозяйственных обществ, земских и городских органов общественного управления был составлен первоначальный проект закона о вине. Но революционные события 1905 - 1907 гг. задержали его дальнейшую разработку до февраля 1907 г., когда при Департаменте земледелия был учрежден под председательством Г.И. Кристи Комитет виноградарства и виноделия, принявший эстафету по разработке закона <8>. При активном участии специалистов: владельцев виноградников, выдающихся русских виноделов и виноторговцев, а также представителей всех заинтересованных ведомств, проект был подготовлен и разослан в винодельческие районы на заключение местных сельскохозяйственных организаций. Окончательно выработанный с учетом местных отзывов законопроект в мае 1908 г. был передан на заключение ведомств: финансов, юстиции, императорского двора и уделов, внутренних дел, торговли и промышленности, военного, путей сообщения, государственного контроля, православного исповедания и Государственной канцелярии. Затем, исправленный с учетом их замечаний, 17 декабря 1909 г. законопроект поступил в Совет министров <9>. Но официальная переписка вновь задержала его рассмотрение, так что проект был внесен на законодательное рассмотрение только в конце 1910 г. <10>.

<8> РГИА. Ф. 1298. Оп. 1 (1907 г.) Д. 683. Л. 76 об. - 77; Рашкович С.Л. Материалы к вопросу о борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. СПб.: Типография Ред. период. изданий Министерства финансов, 1912. С. 56 - 57.
<9> РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 276. Л. 10 - 10 об. Объяснительная записка Главного управления землеустройства и земледелия от 17 декабря 1909 г. N 979 "Об издании Закона о виноградном вине". С. 7 - 8.
<10> Там же. Л. 78. Ответ председателя Совета министров П.А. Столыпина на отношение главноуправляющего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина от 29 октября 1910 г. N 5034.

24 апреля 1914 г. одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон о виноградном вине с прилагаемыми при нем Правилами о выделке, хранении и продаже виноградного вина получил Высочайшее утверждение <11>.

<11> Там же. Л. 83 - 89 об. Высочайше утвержденный 24 апреля 1914 г., одобренный Государственным Советом и Государственною Думою Закон о виноградном вине с прилагаемыми при нем Высочайше утвержденными 24 апреля 1914 г. Правилами о выделке, хранении и продаже виноградного вина (Список).

Под названием "виноградного вина" Правила допускали в продажу только напитки, полученные спиртовым брожением сока свежего либо завяленного на кустах или иными способами винограда, но не из изюма, с мезгой или без нее, без всяких, кроме прямо разрешенных Правилами в ст. 5, примесей. Устанавливались нормы, дающие право присваивать игристому вину наименование "русское шампанское" или же "игристое вино по шампанскому способу", при условии обозначения местности, где приготовлено вино, и изготовившей его фирмы. Виноградные вина, вывезенные в бочках из Шампани и приготовленные в России по шампанскому способу, должны были иметь указание на этикетах на выделку их в России. Приготовление для продажи, хранение в торговом или промышленном помещении и продажа виноградного вина под названием "церковное вино" допускались с соблюдением требований, установленных в соответствии с настоящими Правилами, Святейшим Синодом, по соглашению с Главным управлением землеустройства и земледелия, а лекарственных вин - с соблюдением требований, установленных министром внутренних дел, по соглашению с главноуправляющим землеустройством и земледелием.

В Правилах были прописаны все технические приемы, разрешенные для приготовления виноградных вин. При этом главноуправляющему землеустройством и земледелием предоставлялось разрешать введение иных технических приемов, а также устанавливать по представлениям комитетов виноградарства и виноделия и комитетов виноделия нормы состава виноградных вин. Закон устанавливал запрет на выдачу русских виноградных вин и их смесей (купажей) с иностранными винами за иностранные. На этикетах русских виноградных вин, носящих иностранные названия, должно было быть "ясное указание на их русское происхождение". Запрещалось "хранение в торговом или промышленном помещении и продажа, под названием вина, напитков из виноградного сока с примесью изюма, напитков, приготовленных из изюма и воды, и напитков с примесью плодовых и ягодных соков, а равно всех вообще напитков, по своим составным частям не соответствующих понятию виноградного вина" <12>. Все требования относительно состава и способа приготовления виноградного вина были обязательны и для вин, привозимых из-за границы. Устанавливалось обязательное требование для виноградных вин, поступающих в продажу в бутылках или в бочках, наличия на них надписи, соответствующей роду вина, а на этикетах бутылок, кроме того, и указание фирмы или виноторговца. Те же сведения должны были вноситься в торговые и подвальные книги, счета и накладные.

<12> Хранение в торговом или промышленном помещении и продажа плодовых и ягодных вин, полученных брожением свежих плодов и ягод, допускалось при условии обозначения на посуде наименования плодов и ягод, из которых такие вина были приготовлены. Там же. Прим. к ст. 12. Л. 87 об.

Правила установили требование о том, что в помещениях, в которых выделываются, хранятся для продажи или продаются виноградные вина, на видном месте должен быть выставлен текст настоящих правил и статей закона, устанавливающих наказание за их нарушение.

На основании принятого закона в Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, вносились следующие дополнения: "115.4. Виновный в приготовлении для продажи, хранении в торговом или промышленном помещении либо продаже виноградных вин, содержащих посторонние, однако безвредные для здоровья, вещества, прибавление коих к вину, на основании Правил о выделке, хранении и продаже виноградного вина, не разрешено, или в количестве, превышающем установленные для сего нормы, подвергаются: в первый раз - денежному взысканию от десяти до пятидесяти рублей, а во второй и последующие разы - денежному взысканию от пятидесяти до ста рублей" <13>. Такому же наказанию, сверх отобрания вин по ст. 115.5, подвергаются виновные в продаже "больных" виноградных вин (прогорклых, тягучих и прокисших), а равно в хранении сих вин в торговом или промышленном помещении с нарушением установленных законом или законным постановлением власти правил. Более строгие меры ответственности вводились ст. 115.6 за приготовление для продажи, хранение в торговом или промышленном помещении либо продажу виноградных вин, разбавленных водой. Сверх "отобрания" таких вин виновным грозило денежное взыскание от 50 до 200 руб. и арест (не свыше одного месяца в первый раз, а во второй и последующие разы - до трех месяцев). Виновные же в приготовлении для продажи, хранении в торговом или промышленном помещении либо продаже виноградных вин, к которым прибавлены запрещенные в ст. 9 Правил <14> или признаваемые вредными для здоровья вещества, если не подлежали более строгому наказанию, подвергались, сверх отобрания таких вин, в первый раз - денежному взысканию от 50 до 200 руб. и аресту до двух месяцев, а во второй и последующие разы - денежному взысканию от 100 до 300 руб. и заключению в тюрьме от одного до трех месяцев (ст. 115.7). Виновные в несоблюдении установленных законом или законным постановлением власти правил: 1) о выставлении на посуде с виноградными либо плодовыми и ягодными винами надписей, соответствующих роду и способу приготовления означенных вин; 2) о приготовлении для продажи, хранении в торговом или промышленном помещении и продаже церковного вина и вин лекарственных; 3) о хранении в торговом или промышленном помещении и продаже напитков, не соответствующих по своему составу понятию виноградного вина; 4) о выставлении текста закона о виноградном вине в помещениях для выделки, хранения или продажи сего вина, если не подлежали более строгому наказанию, подвергались аресту на срок не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше ста рублей (ст. 115.8). При этом в случае повторного совершения этих проступков суд мог постановить о выставлении на срок до одного года в принадлежащем виновному торговом или промышленном помещении, на видном месте, выписки из состоявшегося о нем приговора, а также об опубликовании приговора за счет осужденного в одном из правительственных и в одном из частных повременных изданий, по усмотрению суда.

<13> Там же. Л. 84.
<14> Статья 9 Правил о выделке, хранении и продаже виноградного вина запрещала прибавление к виноградному вину вредных для здоровья веществ, "как то: сахарина или других искусственных сладких веществ, каменноугольных красок, бензойной, салициловой, борной, азотной, фтористоводородной, щавелевой кислот и их солей, соляной и серной кислот, формалина, абрастола, соединений алюминия, свинца, мышьяка, меди, ртути и бария, и 2) дульцина, глюкозы, глицерина и соединений стронция и магния". Список веществ, прибавление которых к вину запрещалось на основании этой статьи, мог быть дополняем главноуправляющим землеустройством и земледелием, по соглашению с министром внутренних дел. Там же. Л. 87 об.

Организация надзора за приготовлением, продажей и хранением виноградного вина отечественного производства, а также обращением в торговле иностранных виноградных вин в соответствии со своей компетенцией возлагалась на следующие органы. Общее руководство мероприятиями по надзору вменялось в обязанность Департаменту земледелия Главного управления землеустройством и земледелием с состоящим при нем комитетом виноградарства и виноделия. На местах в винодельческих местностях надзор возлагался на комитеты виноградарства и виноделия, а в других районах - на комитеты виноделия, сформированные с участием местных органов общественного управления, винных бирж или биржевых комитетов, виноделов и виноторговцев, местных санитарных организаций, гигиенических и химических лабораторий. Непосредственный надзор за применением настоящих правил, помимо торговой и общей полиции, был передан в ведение агентов этих местных комитетов и чинов акцизного надзора. Правила установили состав, порядок формирования, компетенцию местных органов и особенности осуществления ими надзорных полномочий.

Для исследования вина, сусла и других продуктов виноделия комитетам предоставлялось, впредь до учреждения особых для сего винодельческих станций и химических лабораторий, пользоваться содействием существующих казенных, общественных и частных лабораторий, санитарных станций и других подобных учреждений. Вызываемые этим расходы предполагалось покрывать из средств, ассигнуемых на сей предмет по смете Департамента земледелия <15>.

<15> Там же. Л. 88 - 89 об.

Таким образом, понадобилось более четверти века, чтобы осознаваемая всеми необходимость организованной борьбы с фальсификацией виноградного вина получила законодательное осуществление. Однако, принимая во внимание, что нормы закона 1914 г. вводились в действие постепенно и в течение двух лет со дня его обнародования допускалось обращение в торговле вин, не соответствующих новым правилам, дальнейшие исторические события не позволили выявить степень эффективности принятого закона на практике.

Литература

  1. Леонардов П. Фальсификация вина и способы распознавания его подделки. СПб.: Издание журнала "Домашний ремесленник", 1912. С. 14.
  2. Рашкович С.Л. Материалы к вопросу о борьбе с фальсификацией пищевых продуктов. СПб.: Типография Ред. период. изданий Министерства финансов, 1912. С. 49.
  3. РГИА. Ф. 1276. Оп. 5. Д. 276. Л. 7, 8; Ф. 1298. Оп. 1 (1907 г.) Д. 683. Л. 73; Ф. 22. Оп. 2. Д. 1806. Л. 171 - 172; Ф. 23. Оп. 7. Д. 474. Л. 20; Ф. 22. Оп. 2. Д. 1806. Л. 74 - 74 об.; Ф. 1298. Оп. 1 (1907 г.) Д. 683. Л. 76 об. - 77.
  4. Таиров В.Е. По поводу одного законопроекта о фальсификации пищевых продуктов // Вестник виноделия. Одесса. 1907. N 1. С. 5.