Мудрый Юрист

Российские источники правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении (XIX - начало XX в.)

Карпеев Олег Владимирович, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ульяновского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

В статье рассматривается эволюция отечественных источников правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении в XIX - начале XX в. Отмечается отсутствие в науке единой точки зрения относительно исторического периода, в который происходит генезис нормативного регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении и источников такого регулирования. Приводится аргументация, обосновывающая мнение автора по данным вопросам. Исходя из изменения спектра источников правового регулирования, предлагается периодизация.

Ключевые слова: история правового регулирования перевозки, организация перевозки, прямая смешанная перевозка, источники правового регулирования.

Russian sources of legal regulation of organization of delivery in direct mixed communication (the XIX - beginning of the XX centuries)

O.V. Karpeev

The article considers evolution of Russian sources of legal regulation of arranging delivery in direct mixed communication in the XIX - beginning of the XX centuries; notes the absence of a single viewpoint regarding the historical period of genesis of regulatory regulation of arranging delivery in direct mixed communication and sources of such regulation; presents arguments in favor of the author's stance on these issues. On the basis of change of the specter of sources of legal regulation the author proposes a periodization.

Key words: history of legal regulation of delivery, organization of delivery, direct mixed delivery, sources of legal regulation.

По вопросу об историческом периоде, в котором в России возникает нормативное регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении, в литературе отсутствует единая точка зрения. Г.Б. Астановский полагал, что перевозки в прямом смешанном сообщении в дореволюционной России "не могли получить значительного развития" <1>. В.В. Тюпа связывает начало "законодательного регулирования перевозок в прямом смешанном сообщении" <2> с принятием Общего устава российских железных дорог <3> 1885 г. (далее - ОУРЖД).

<1> Астановский Г.Б. Гражданско-правовые вопросы перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении: Дис. ... к.ю.н. Л.: Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А.А. Жданова, 1960. С. 6.
<2> Тюпа В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретический и практический аспекты: Дис. ... к.ю.н. М., 2011. С. 30.
<3> Общий устав российских железных дорог // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. V. 1885. От N 2443 - 3435 и Дополнения. СПб., 1887. Ст. 3055.

Большинство авторов, исследующих правовое регулирование перевозки в прямом смешанном сообщении, отмечают следующие ее признаки: 1) осуществление перевозки по единому документу, составленному на весь путь следования; 2) участие в перевозке двух и более видов транспорта <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, дополненное и переработанное).

<4> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 510; Гречуха В.Н. Транспортное право: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2002. Ч. 1. С. 261; Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ЗАО Юридический дом "Юстицинформ", 2002. С. 124; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 195; Демченко М.В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: Дис. ... к.ю.н. М., 2010. С. 21; Карпеев О.В. Понятие перевозки в прямом смешанном сообщении как вида деятельности // Юридический мир. 2012. N 6. С. 23 - 28.

Термин "перевозка в прямом смешанном сообщении" появляется в документах нормативного характера <5> лишь в конце XIX в., однако выполнение перевозки, характеризующейся наличием вышеупомянутых признаков, встречается и ранее <6>, начиная с 1822 г. Полагаем, именно исходя из этого, следует определять исторический период, когда перевозка в прямом смешанном сообщении начинает развиваться в России.

<5> Карпеев О.В. Генезис и эволюция термина "перевозка в прямом смешанном сообщении" в нормативных документах в России (конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2011. N 21. С. 13 - 18.
<6> Карпеев О.В. "Транспортные общества" в системе организации перевозки в прямом смешанном сообщении (Россия, конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2012. N 2. С. 24 - 29.

Правовой основой для ее осуществления были Высочайше утвержденные Уставы "транспортных обществ", подлежавшие опубликованию и рассматривавшиеся в качестве источника права <7>.

<7> Там же.

Исходя из этого, полагаем, что развитие отечественной системы правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении следует рассматривать именно с первой четверти XIX в.

Начиная с середины 70-х гг. XIX в. отмечаются случаи заключения соглашений об организации прямых смешанных сообщений между группами железных дорог и предприятиями водного транспорта <8>, причем действие некоторых соглашений распространялось далеко за пределы Российской империи <9>.

<8> См. подробнее: Карпеев О.В. Генезис и эволюция термина "перевозка в прямом смешанном сообщении"... С. 13 - 18.
<9> См., например: Протокол заседания V Общего съезда представителей Северного заморского международного сообщения, состоявшегося в Берлине от 15 (27) до 17 (29) марта 1884 г. Рига, 1884. С. 17.

По мнению В.В. Тюпы, "до 1885 г. ...перевозки груза в прямом смешанном сообщении в России в значительной степени регулировались правовым обычаем, выражавшимся в не зафиксированном в письменной форме обыкновении исполнять постановления съездов железнодорожных перевозчиков" <10>. Полагаем, данный вывод основан исключительно на "Записке о проекте железнодорожного закона в России" <11> (далее - "Записка").

<10> Тюпа В.В. Указ. соч. С. 39.
<11> Записка о проекте железнодорожного закона в России. М.: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева", 1883. С. 26.

Очевидно, что задачей неизвестных авторов "Записки" являлась критика проекта ОУРЖД. Утверждение о том, что "русское железнодорожное дело доселе строилось в главных своих основах на началах самоуправления и децентрализации" <12>, а Постановления съездов, "несмотря на отсутствие законной санкции, выполнялись всеми беспрекословно" <13>, явно искажают существовавшую действительность.

<12> Там же. С. 2.
<13> Там же. С. 7.

Во-первых, работа съездов протоколировалась именно в письменной форме, именно такая фиксация позволила авторам "Записки" указать на точное количество съездов, собиравшихся до 1883 г.: "По настоящее время всех съездов по трем группам было 166" <14>.

<14> Там же. С. 6.

Во-вторых, строительство и эксплуатация железных дорог в этот период была связана со многими ограничениями, причем такая практика существовала не только в России <15>.

<15> См. подробнее: Борзенко А. Гражданские ограничения железнодорожных предприятий. Часть первая. Право вещное. Сравнительно-законодательное исследование. Ярославль: Типография губернской земской управы, 1881. С. 247; Борзенко А. Гражданские ограничения железнодорожных предприятий. Часть вторая. Концессия железнодорожного права. Опыт сравнительно-законодательного исследования. М.: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева", 1883. С. 300.

В-третьих, непредвзятые авторы отмечают случаи, когда отдельные железнодорожные предприятия не исполняли решения съезда или заранее оговаривали невозможность такого исполнения <16>.

<16> См., напр.: Гриневский А.Ф. Очерк деятельности Съездов представителей железных дорог III группы. 1870 - 1887. М.: Типография Г.С. Золотова, 1888. 105 с.; Гриневский А.Ф. Систематический указатель вопросов, рассмотренных техническими совещательными съездами представителей службы движения русских железных дорог. I - XIII съезды. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1902. С. 82.; Гриневский А.Ф. Систематический указатель вопросов, рассмотренных техническими совещательными съездами инженеров службы подвижного состава и тяги русских железных дорог. 1879 - 1909 гг. I - XIII съезды. 2-е изд., доп. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1910. С. 202.

В-четвертых, решения съездов касались исключительно железнодорожной перевозки, а возможность распространения этих решений на предприятия иных видов транспорта фиксировались именно в конвенциях и соглашениях с "пароходными и иными транспортными обществами" <17>.

<17> См., напр.: Конвенция о прямом Московско-Крымско-Кавказском, через Севастополь, товарном сообщении. С.-Петербург. В типографии Ф.С. Сущинского, 1883. С. 13.

Таким образом, полагаем, говорить о наличии правового обычая как источнике регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении до 1885 г. не приходится.

Новым этапом в развитии правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении стал ОУРЖД, который предусматривал возможность заключения соглашений железных дорог с иными транспортными предприятиями об организации прямого смешанного сообщения, но введение их в действие связывал с одобрением уполномоченными административными органами.

Г.Б. Астановский, полагал, что "существовало всего четыре соглашения о перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении" <18>. Позволим себе не согласиться с мнением данного автора, так как только в направлении "центр - юг" действовало более десяти соглашений <19>.

<18> Астановский Г.Б. Указ. соч. С. 6.
<19> См. подробнее: Карпеев О.В. Соглашения об организации прямых смешанных сообщений конца XIX в. в России (на примере южного направления) // История государства и права. 2012. N 6. С. 24 - 30.

Также на основе соглашений развивались перевозки в прямом смешанном сообщении и в направлении "центр - Сибирь". По мнению Г.А. Кообар, первый известный случай заключения соглашения о перевозке в прямом смешанном сообщении "между Управлением Сибирской железной дороги и Товариществом Западно-Сибирского пароходства и торговли" <20> относится к 1900 г. В 1903 г. заключается соглашение между Управлением Сибирской железной дороги и пароходовладельцем Ф.Ф. Ботовым, предусматривающее организацию прямого смешанного сообщения от Омска до Семипалатинска. В 1905 г. систематическое прямое железнодорожно-водное сообщение для "сибирских грузов" стало возможным при отправлении с любой железнодорожной станции до Омска, а далее водным транспортом до Семипалатинска и обратно <21>.

<20> Кообар Г.А. Сервисная деятельность на Сибирской железной дороге в 1900 - 1913 гг.: качество и культура обслуживания: Дис. ... к.и.н.: 07.00.02. Омск, 2006. С. 119.
<21> Киселев А.Г., Любимов А.А. "Пароходный" и "железнодорожный" Омск на рубеже XIX - XX веков // Проблемы экономики и социальных отношений Сибири 2-й половины XVIII - 20-х гг. XX в. Омск, 1998. С. 38 - 48.

Соглашениями между транспортными организациями регулировались и международные перевозки <22>, а также перевозки без участия железнодорожного транспорта, соглашения о которых не требовали предварительного административного согласования <23>.

<22> См., напр.: Протокол II Экстренного съезда представителей всех северных заморских международных сообщений по тарифным вопросам. Рига, 1892. С. 8; Протокол IV Общего съезда представителей всех северных заморских международных сообщений через Новый Порт, Ревель, Ригу и Либаву по конвенциональным и тарифным вопросам. Рига, 1893. С. 47.
<23> См. подробнее: Карпеев О.В. Соглашения об организации перевозки в прямом смешанном сообщении между предприятиями, не относящимися к железнодорожному транспорту (Россия, конец XIX в.) // Транспортное право. 2012. N 1. С. 24 - 30.

Именно после принятия ОУРЖД можно отметить наличие обычая делового оборота при организации перевозки в прямом смешанном сообщении. В конце XIX - начале XX в. в Сибири сформировался мировой центр по производству сливочного масла <24>. Для его вывоза в Западную Европу применялись особые вагоны-ледники. При недостатке таких вагонов, их распределением занимались комитеты грузоотправителей. В качестве примера можно привести деятельность комитета по распределению вагонов-ледников между экспортерами сливочного масла при омском отделе Императорского Московского общества сельских хозяев <25>, первое заседание которого состоялось 21 апреля 1902 г.

<24> "После постройки Транссиба Россия вывезла из Сибири в Европу сливочного масла в 1912 г. на 68 млн. руб., что было вдвое больше, чем весь доход, который давала вся золотодобывающая промышленность России". См.: Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. 2006. N 6. С. 34.
<25> Кообар Г.А. Указ. соч. С. 114.

Как указывает Г.А. Кообар, "желающие отправить масло в вагонах-ледниках к портам обязаны были ко дню заседания доставить письменные заявления о количестве нужных им вагонов. При недостатке вагонов комитет сокращал каждое заявление пропорционально величине недостатка. Экспортер не мог уступать предоставленные ему комитетом вагоны другим предпринимателям" <26>. Впрочем, период, когда вышеупомянутый порядок можно было бы рассматривать как обычай делового оборота, был недолгим. С 1906 г. на железных дорогах учреждаются порайонные комитеты <27>. Таким образом, вышеописанный порядок распределения подвижного состава обрел нормативную регламентацию.

<26> Там же. С. 113 - 114.
<27> Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета "Об учреждении комитетов по распределению на железных дорогах перевозочных средств для массовых грузов" // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 13.06.1906. N 145. Ст. 866. С. 1763 - 1764.

Постепенное усиление регулирования в сфере организации перевозки в прямом смешанном сообщении касалось лишь отдельных аспектов взаимоотношений перевозчиков <28>, до вступления России в Первую мировую войну влияние государства на эти отношения носит опосредованный характер. Лишь в начале 1916 г. при Министерстве путей сообщения учреждается временный Распорядительный комитет по водным перевозкам <29>, в полномочия которого входит прямое административное регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении.

<28> См. подробнее: Карпеев О.В. Государственное регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении в России (конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2012. N 9. С. 26 - 27.
<29> Об учреждении временного Распорядительного комитета по водным перевозкам // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 30.01.1916. N 27. Ст. 144. С. 167 - 171.

Подводя итог изложенному, можно выделить следующие условные этапы развития отечественной системы источников правового регулирования организации перевозки в прямом смешанном сообщении:

Литература

  1. Астановский Г.Б. Гражданско-правовые вопросы перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении: Дис. ... к.ю.н. Л., 1960. С. 609.
  2. Борзенко А. Гражданские ограничения железнодорожных предприятий. Часть первая. Право вещное. Сравнительно-законодательное исследование. Ярославль: Типография губернской земской управы, 1881. С. 247.
  3. Борзенко А. Гражданские ограничения железнодорожных предприятий. Часть вторая. Концессия железнодорожного права. Опыт сравнительно-законодательного исследования. М.: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева", 1883. С. 300.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. С. 910.
  5. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета "Об учреждении комитетов по распределению на железных дорогах перевозочных средств для массовых грузов" // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 13.06.1906. N 145. Ст. 866.
  6. Гречуха В.Н. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2002. Ч. 1. С. 347.
  7. Гриневский А.Ф. Систематический указатель вопросов, рассмотренных техническими совещательными съездами инженеров службы подвижного состава и тяги русских железных дорог. 1879 - 1909 гг. I - XIII съезды. 2-е изд., доп. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1910. С. 202.
  8. Гриневский А.Ф. Очерк деятельности съездов представителей железных дорог III группы. 1870 - 1887. М.: Типография Г.С. Золотова, 1888. С. 105.
  9. Гриневский А.Ф. Систематический указатель вопросов, рассмотренных техническими совещательными съездами представителей службы движения русских железных дорог. I - XIII съезды. СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1902. С. 82.
  10. Демченко М.В. Гражданско-правовая ответственность перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.03. М., 2010. С. 218.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2011 (7-е издание, дополненное и переработанное).

  1. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004. С. 554.
  2. Записка о проекте железнодорожного закона в России. М.: Товарищество "Печатня С.П. Яковлева", 1883. С. 26 (автор не указан).
  3. Карпеев О.В. "Транспортные общества" в системе организации перевозки в прямом смешанном сообщении (Россия, конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2012. N 2. С. 24 - 29.
  4. Карпеев О.В. Генезис и эволюция термина "перевозка в прямом смешанном сообщении" в нормативных документах в России (конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2011. N 21. С. 13 - 18.
  5. Карпеев О.В. Государственное регулирование организации перевозки в прямом смешанном сообщении в России (конец XIX - начало XX в.) // История государства и права. 2012. N 9. С. 23 - 29.
  6. Карпеев О.В. Соглашения об организации перевозки в прямом смешанном сообщении между предприятиями, не относящимися к железнодорожному транспорту (Россия, конец XIX в.) // Транспортное право. 2012. N 1. С. 24 - 30.
  7. Карпеев О.В. Соглашения об организации прямых смешанных сообщений конца XIX в. в России (на примере южного направления) // История государства и права. 2012. N 6. С. 24 - 30.
  8. Киселев А.Г. "Пароходный" и "железнодорожный" Омск на рубеже XIX - XX веков // Киселев А.Г., Любимов А.А. Проблемы экономики и социальных отношений Сибири 2-й половины XVIII - 20-х гг. XX в. Омск, 1998. С. 38 - 48.
  9. Конвенция о прямом Московско-Крымско-Кавказском, через Севастополь, товарном сообщении. СПб.: Типография Ф.С. Сущинского, 1883. С. 13.
  10. Кообар Г.А. Сервисная деятельность на Сибирской железной дороге в 1900 - 1913 гг.: качество и культура обслуживания: Дис. ... к.и.н.: 07.00.02. Омск, 2006. С. 201.
  11. Морозов С.Ю. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 320.
  12. Об учреждении временного Распорядительного комитета по водным перевозкам // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 30 января 1916 г. N 27. Ст. 144.
  13. Общий устав российских железных дорог // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. V. 1885. От N 2443 - 3435 и Дополнения. СПб., 1887. Ст. 3055.
  14. Протокол IV общего съезда представителей всех северных заморских международных сообщений через Новый Порт, Ревель, Ригу и Либаву по конвенциональным и тарифным вопросам. Рига, 1893. С. 47.
  15. Протокол II экстренного съезда представителей всех северных заморских международных сообщений по тарифным вопросам. Рига, 1892. С. 8.
  16. Протокол заседания V Общего съезда представителей Северного заморского международного сообщения, состоявшегося в Берлине от 15 (27) до 17 (29) марта 1884 г. Рига, 1884. С. 17.
  17. Тюпа В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретический и практический аспекты: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.03. М., 2011. С. 163.
  18. Харламова Ю.А. Политическая доминанта при строительстве и эксплуатации железных дорог Российской империи // Бюллетень транспортной информации. 2006. N 6. С. 31 - 35.