Мудрый Юрист

Концессия - организационно-правовая форма хозяйствования: особенности и определяющие их факторы. Статья 1. Концессия как инвестиционная база

Калинова Ксения Вячеславовна, кафедра "Государственное и международное право" Московского государственного университета приборостроения и информатики МГУПИ.

В статье анализируются основные этапы эволюции такой специфической организационно-правовой формы хозяйствования в годы нэпа, как концессии. На основе вновь вводимых в научный оборот документов определяются наиболее значимые факторы, определившие содержание нормативной базы государственной концессионной политики.

Ключевые слова: концессионный договор, концессионная политика государства, внешнеполитические и экономические факторы.

Concession as an organizational-law form of economic management: peculiarities and factors determining thereof. Article 1. Concession as an investment base

K.V. Kalinova

The article analyses fundamental stages of evolution of such specific organizational-law form of economic management during the years of the New Economic Policy as concession. On the basis of documents newly introduced into the scientific turnover the author determines the most significant factors determining the contents of regulatory framework of the state concession politics.

Key words: concession contract, concession politics of the state, external political and economic factors.

Организационно-правовые формы хозяйствования являлись важнейшими структурными элементами экономической и правовой систем, сложившихся в годы реализации новой экономической политики. Такие формы, как аренда, концессии, акционерные общества, получившие развитие в 20-е гг., использовались государством исходя из условий, "которые выгодны пролетариату" <1>.

<1> См.: Ленин В.И. ПСС. М., 1970. 5-е изд. Т. 45. URL: http://www.uaio.ru/vil/45.htm (дата обращения - 25.09.2012).

Особенности правовых условий не способствовали и широкому распространению такой организационно-правовой формы хозяйствования, как концессия. Специфика концессионного договора, не являющегося обычным гражданско-правовым контрактом, международным соглашением, заключаемым между субъектами международного права, заключается в том, что он представляет собой односторонний акт суверенного государства, предполагает возможность его досрочного расторжения.

Вопреки утверждениям ряда исследователей, изученные нами архивные документы позволяют утверждать, что концессионные договоры заключались отнюдь не только в 20-е гг. Так, например, 18 (5) февраля 1918 г. ВСНХ Российской Республики признал договорные отношения на разработку олова, заключенные еще в 1908 г. с гр. М.А. Бернштейном. Но ряд условий изменялся: признавалось право неотъемлемой аренды недр в течение пяти лет, иной стала сумма аренды, обязательной - реконструкция предприятия, возврат суммы, выданной казной на разведочные работы, обязательный контакт с местными рабочими организациями и др. Предприятия облагались налогами "как все частновладельческие предприятия" <2>.

<2> См.: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 3429. Оп. 2. Д. 93. Л. 2, 2 об.

Однако о концессии как об относительно распространенной организационно-правовой форме частных коммерческих предприятий в промышленности можно говорить лишь в годы реализации нэпа. Базовым нормативным документом, определявшим основы деятельности концессий, стал Декрет СНК РСФСР "Об общих экономических и юридических условиях концессий" от 23 ноября 1920 г. <3>. Декрет оговаривал сохранение в полной неприкосновенности суверенитета страны, ограничивал возможность предоставления концессионеру широких монопольных прав, ориентировал концессионера на деятельность в рамках советских законов. Ему предоставлялись весьма серьезные льготы: вознаграждение долей продукта, обусловленной в договоре, с правом вывоза за рубеж; торговые преимущества при использовании особых технических усовершенствований в крупных размерах; продолжительные сроки концессии для обеспечения полного возмещения концессионера за риск и вложенные в концессию технические средства. Правительство гарантировало, что вложенное в предприятие имущество концессионера не могло быть подвергнуто национализации, конфискации либо реквизиции, подтверждалась недопустимость одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами условий концессионного договора. Концессионеру предоставлялось право найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР с соблюдением КЗоТ или специального договора, гарантирующего соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь и здоровье.

<3> См.: Иностранные концессии в СССР (1920 - 1930-е гг.): Документы и материалы // Серия "Отечественный опыт концессий". Т. II / Под ред. проф. М.М. Загорулько; сост.: М.М. Загорулько, В.В. Булатов, А.П. Вихрян, О.В. Иншаков, Ю.И. Сизов, Т.В. Царевская-Дякина. М., 2005. С. 39.

Декретом ВЦИК и СНК от 8 марта 1923 г. создавался Главный концессионный комитет (ГКК) при СНК. Доля государственных средств в совокупном капитале концессий колебалась от 30% (текстильная промышленность) до 60% (металлообработка). Наивысшего развития концессионная форма достигла к 1928/29 хозяйственному году. Ведущую роль в обрабатывающей промышленности играли концессии: АСЕА, выпускающая электродвигатели (Швеция), СКФ, выпускающая шарикоподшипники (Швеция) <4>. Однако доля концессий в совокупных инвестициях в экономику страны не превышала 1%, в производстве промышленной продукции равнялась 0,6%, предметов потребления - 0,3%, средств производства - 1,2%, в валовой продукции горной промышленности - 3% <5>.

<4> См.: Осьмова М., Студов О. Иностранный капитал у нас: новое - хорошо забытое старое? // Коммунист. 1989. N 2. С. 52.
<5> См.: Федулов Ю.К. Государственное хозяйствование в России первой трети XX в. (системный анализ): Дис. ... д.э.н. М., 2001. С. 200.

Исследователи справедливо оценивают политику Советского государства в отношении концессий как двойственную: с одной стороны, неоднократно подчеркивалась их полезность, государство обязывалось устранить препятствия экономического и административного порядка, мешавшие работе иностранного капитала в СССР <6>, с другой - постепенно усиливались антиконцессионные настроения, вызванные угрозой конкуренции концессии для государственных предприятий, их высокой прибылью (30% в обрабатывающей промышленности) <7>. В свою очередь, предпринимателей отпугивали чрезмерные налоги и пошлины, разоренная войной экономика, деятельность органов ОГПУ, самоуправство чиновников. Советская сторона постоянно настаивала на переходе концессионных предприятий на внутреннее сырье и одновременно тормозила снабжение их этим сырьем, что вело к перерывам в работе фабрик. Широко применялись административные меры для устранения конкуренции концессионных предприятий на внутреннем рынке сбыта. Очень сложными были отношения концессионеров с профсоюзами, которые проводили антиконцессионную пропаганду среди населения, используя средства печати, рекламы.

<6> См.: Донгаров А.Х. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.
<7> См.: Федулов Ю.К. Указ. соч. С. 201.

Наивысшего развития концессионная форма достигла к 1928/29 хозяйственному году. Данные о числе концессий разнятся <8>. Изученные нами архивные документы свидетельствуют о том, что, согласно материалам Информотдела ЦК ВКП(б), составленным по отчетам 4 центральных комитетов профсоюзов, 6 губкомов, 2 областкомов и ЦК Грузии, по состоянию на октябрь 1925 г. было заключено 114 концессионных договоров. 22 договора прекратили действие, в том числе 9 - вследствие истечения сроков, 13 - из-за невыполнения концессионерами принятых на себя обязательств. Действующими на этот момент оказалось 92 договора, в том числе 11 - в горной промышленности <9>. К разряду концессии относились и так называемые смешанные общества (СО), которые получили развитие в основном во внешней торговле. На долю СО приходилось около 7% общего объема экспорта и импорта. В отношении покрытия акционерного капитала со стороны иностранных фирм, вступивших в смешанные общества, государству пришлось пойти на частичное (50%) возвращение национализированной частной собственности бывшим владельцам.

<8> См.: Бабурин С.Н. Территория государства (Теоретико-правовые проблемы): Дис. ... д.ю.н. М., 1998. URL: http://www.disserr.com/contents/95546.html (дата обращения - 10.12.2013); Немчанинова М.А., Булдыгерова Л.Н. Концессии как форма привлечения иностранного капитала (из опыта концессионной политики на русском Дальнем Востоке в 20-е гг. XX в.) // Вестник ТОГУ. 2012. N 3 (26). С. 208.
<9> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 377. Л. 8.

Изученные материалы доказывают, что роль иностранного капитала в восстановлении нефтяной промышленности в период с 1921 по 1930 г. была весьма значительной. В период нэпа западные нефтяные компании - "Бритиш Петролеум", "Стандарт Ойл", "Барн-сдалл", а также итало-бельгийские, японские, германские и некоторые другие компании получили нефтяные концессии на добычу и экспорт советской нефти. Так, согласно договору, "Анонимно-Итало-Бельгийское горнопромышленное общество в Грузии" имело право вести разведку и добычу нефти, газа, кира и озокерита в Ширакской степи, Сигнахского уезда. Общий срок концессии был разделен на два срока: разведочный (3 года) и эксплуатационный (30 лет). По окончании разведки концессионер обязан был безвозмездно передать правительству в копиях все материалы, отчислять долю от валовой добычи продукции, уплачивать все налоги и сборы, применять наиболее совершенные и современные методы бурения и эксплуатации, вывозить продукцию за границу с оплатой вывозных пошлин и сборов на общем основании. Правительство имело право через 20 лет выкупить концессию, все имущество должно было поступить правительству безвозмездно, свободным от задолженности <10>. "Интернациональное барнсдальское товарищество" с правлением в Нью-Йорке заключило с Азербайджанским центральным нефтяным управлением два договора сроком на 15 лет на бурение и на эксплуатацию нефти в Бакинском районе на Балаханской промысловой площади. Товарищество в течение года после заключения договора обязывалось поставить на место работ все необходимое оборудование. В частности, к июню 1923 г. оно должно было поставить оборудование на 1 млн. долл. США. По истечении срока договора предполагалась передача месторождений в собственность Азнефти безвозмездно <11>.

<10> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 374. Л. 48.
<11> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 374. Л. 63.

Однако вопрос о нефтяных концессиях стал предметом острых дискуссий в правительстве, так как внутри руководства страны не было согласия относительно условий концессионных договоров и их целесообразности в принципе. Так, на заседании Концессионной комиссии при Госплане 31 декабря 1921 г. "...после тщательного рассмотрения вопроса о концессиях в нефтяной промышленности" было принято решение о том, что "государство в силах самостоятельно вести нефтяное хозяйство в пределах утвержденных производственных программ, при условии регулярного снабжения промыслов достаточным количеством денежных знаков и продовольствия, а также отпуска соответствующего золотого кредита на заграничные закупки" <12>. Одновременно "по соображениям общехозяйственной конъюнктуры страны (необходимости заграничного займа) или по соображениям политического характера" допускались концессии в области нефтяной промышленности.

<12> РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 453. Л. 26.

Одним из самых спорных явилось так называемое "дело Синклера". 7 января 1922 г. разведывательной компанией г. Синклера (США) был заключен договор с Правительством Дальневосточной Республики сроком на 36 лет о добыче нефти, натуральных газов, горных смол. Объект эксплуатации - территория русского Сахалина к северу от 51-й параллели. Предусматривалось, что площадь эксплуатируемых земель не должна превышать 1000 верст <13>. 23 января 1923 г. Правительство РСФСР утвердило дополнительное соглашение к договору, подтвердившее первоначальный, но с удлинением всех сроков на 1 год. Концессионер должен был выплатить правительству в качестве аренды 5% со всех продаваемых компанией предметов, при этом общая сумма выплат не могла быть менее 100 тыс. руб. золотом в год. Кроме того, предусматривалась выплата попудного сбора с добываемой нефти (до 7%) и 1% стоимости смолы. 30% с суммы попудного сбора, вносимого правительству, направлялись местным органам власти. За занимаемую землю компания платила по 1 руб. золотом за десятину <14>.

<13> Там же. Л. 64.
<14> РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 68. Д. 374. Л. 64.

Литература

  1. Бабурин С.Н. Территория государства (теоретико-правовые проблемы): Дис. ... д.ю.н. М., 1998.
  2. Донгаров А.Х. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1990.
  3. Иностранные концессии в СССР (1920 - 1930-е гг.): документы и материалы // Серия "Отечественный опыт концессий". Т. II / Под ред. проф. М.М. Загорулько; сост.: М.М. Загорулько, В.В. Булатов, А.П. Вихрян, О.В. Иншаков, Ю.И. Сизов, Т.В. Царевская-Дякина. М., 2005. С. 39.
  4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1970. 5-е изд. Т. 45.
  5. Немчанинова М.А., Булдыгерова Л.Н. Концессии как форма привлечения иностранного капитала (из опыта концессионной политики на русском Дальнем Востоке в 20-е гг. XX в.) // Вестник ТОГУ. 2012. N 3 (26). С. 208.
  6. Осьмова М., Студов О. Иностранный капитал у нас: новое - хорошо забытое старое? // Коммунист. 1989. N 2. С. 52.
  7. Федулов Ю.К. Государственное хозяйствование в России первой трети XX в. (системный анализ): Дис. ... д.э.н. М., 2001. С. 200.