Мудрый Юрист

Нормативная база организации и деятельности казенной горнозаводской медицины в XIX в.

Черноухов Эдуард Анатольевич, доцент кафедры истории России исторического факультета Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), кандидат исторических наук, доцент.

Проанализированы изменения в правовом регулировании организации и деятельности казенной горнозаводской медицины в России в XIX в.

Ключевые слова: горнозаводская медицина, горное законодательство, казенные металлургические заводы, штаты.

Normative framework of organization and activity of public mining medicine in the XIX century

E'.A. Chernoukhov

In this work were analyzed changes in regulation of the organization and activity state-owned medicine of mountain factories in Russia in XIX century.

Key words: mountain factories medicine, mining legislation, state-owned metallurgical factories, states.

Правовое регулирование врачебно-санитарной деятельности в зрелой Российской империи исследовано крайне неравномерно. С одной стороны, обстоятельно проанализирована нормативная база организации и деятельности медицинских заведений, находившихся в ведении Министерства внутренних дел в 1802 - 1811 и 1819 - 1918 гг. (в 1811 - 1819 гг. - Министерства полиции) <1>. С другой стороны, по ведомственным системам здравоохранения она практически не рассматривалась.

<1> В исследованиях их обычно называют правительственными. См. историографию: Пристанскова Н.И. Правовое регулирование врачебно-санитарной деятельности в Российской империи (XIX - начало XX в.): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2007.

Между тем на протяжении всего XIX и начала XX в. управление медициной в Российской империи оставалось раздробленным. Нормативные акты предписывали осуществление "попечения о народном здравии" целому ряду ведомств. Собственные системы медицинских заведений имели еще несколько министерств: военное, морское, финансов, государственных имуществ и др. Подобное разделение было связано главным образом с разнообразием сословных групп населения России, прежде всего сельского.

В ряде регионов империи важную роль играла горнозаводская медицина. В XIX в. горные (металлургические) заводы с обширной инфраструктурой находились в ведении Горного департамента (в 1811 - 1863 гг. - Департамента горных и соляных дел) Министерства финансов (с 1874 г. - Министерства государственных имуществ). В этой статье автор проанализирует нормативную базу организации и деятельности медицинской части только на казенных предприятиях, по своему положению существенно отличавшихся от частных.

Большинство из них в тот период времени действовало на Урале. Здесь они были объединены в шесть округов, располагавшихся на обширной территории Пермской, Вятской и Оренбургской губерний.

К началу XIX в. на содержание медицинских заведений при казенных горных заводах региона штатными положениями 1798 г. ежегодно выделялось 3913 руб. Подавляющая часть этих средств предназначалась для оплаты труда их персонала (3513 руб.), остальные - на покупку медикаментов и хозяйственные нужды <2>.

<2> Тулисов Е.С. История управления горнозаводской промышленностью Урала на рубеже XVIII и XIX вв. Екатеринбург, 1999. С. 222.

Эти расходы на медицинскую часть закладывались в себестоимость продукции. Часть из них традиционно компенсировалась специальным налогом с самих служащих и работников горного ведомства. На содержание медицинской части с их жалованья вычитали 1 - 2%, в зависимости от должности.

В тот период времени аналогичный принцип организации действовал и в военной медицине Российской империи. Определением Военной коллегии от 17 марта 1798 г. было предписано учредить при всех армейских полках полевые и гарнизонные лазареты, не выделяя никаких особых сумм на их содержание. Они должны были финансироваться за счет вычетов с самих военнослужащих: больных - половины жалованья и за весь провиант во время нахождения в госпитале, а здоровых - по 1 коп. с рубля <3>.

<3> Собрание российских законов о медицинском управлении. СПб., 1828. Ч. 2. С. 234 - 236.

У медицинских заведений при казенных горных заводах на рубеже XVIII - XIX вв. было двойное ведомственное подчинение. С одной стороны, непосредственное руководство ими осуществляли горные власти, которым ежемесячно предоставлялись сведения о результатах деятельности. С другой стороны, регулярных отчетов от них требовали и губернские врачебные управы. Врачи горных заводов, во время отсутствия или болезни правительственных медиков, должны были участвовать в освидетельствовании трупов.

Представители губернских врачебных управ, в соответствии с инструкцией медицинской коллегии, производили инспектирование всех действовавших заведений на своей территории. Они проверяли содержание госпиталей и аптек, снабжение их медикаментами, квалификацию персонала.

Положение принципиально изменилось в 1806 г., когда был утвержден проект Горного положения. Предполагаемого через пять лет пересмотра его не последовало. В результате большинство его норм вошли в Свод законов Российской империи и действовали на протяжении всей первой половины XIX в. По проекту Горного положения ведомственные медицинские заведения получили систематизированную нормативную базу организации и деятельности.

Общий надзор за медицинской частью горных заводов возлагался на берг-инспектора. Непосредственный контроль должен был осуществлять состоявший при нем аттестованный врач: доктор медицины или штаб-лекарь (ст. ст. 304, 691, 694). Вскоре он стал называться инспектором по медицинской части (подобная должность появилась и в крупных казенных округах).

В каждом поселке при казенном горном заводе или руднике, с числом работающих на его производствах более 200 человек, требовалось иметь госпиталь. При нем должен был находиться как минимум один аттестованный врач и необходимое число лекарских учеников (ст. ст. 678, 680).

В 1806 г. медицинская часть горных заводов не получила развернутых штатных положений. Их руководители должны были ориентироваться на штаты "Положения для медицинского управления армии и флота" 1805 г. <4>. По ним определялось жалованье медицинского персонала на казенной горной службе. В условиях хронического недостатка врачей горные начальники могли увеличить его за счет сверхсметных доходов округа. Врачи получили право на казенную пенсию (ст. 679).

<4> Положение для медицинского управления армии и флота 1805 г. // ПСЗ-I. Т. 28. N 21. 866. Сами Штаты: Т. 43. Ч. 2.

Проект Горного положения регламентировал порядок стационарного лечения. Все больные с "заразными" болезными подлежали госпитализации, кроме "классных" чиновников, которым разрешалось получать медицинскую помощь "на дому". Само лечение в госпиталях объявлялось бесплатным, но у больных в период стационарного лечения, как и ранее, вычитали половину жалованья и весь провиант (ст. ст. 681, 684, 696) <5>.

<5> Высочайше утвержденный доклад министра финансов и проект Горного положения // ПСЗ-I. Т. 29. N 22. 208. С. 582 - 584.

Медицинские заведения при казенных горных заводах должны были содержаться за счет специальных вычетов из жалованья работников, а в случае их недостатка - могли быть заимствованы из других заводских сумм. То есть и здесь закреплялся уже устоявшийся принцип их самообеспечения.

Проект Горного положения 1806 г. окончательно закрепил разделение гражданской и заводской медицины. После этого губернские врачебные управы констатировали, что они не имеют данных по металлургическим заводам на подведомственной им территории, так как не проводят там никаких инспекций и не получают от них никакой отчетности.

В 1820-х гг. начался переход на новую систему управления казенными горными заводами. Она стала осуществляться на основе штатных положений, вместо применяемой ранее системы прибылей. В 1827 - 1829 гг. их утвердили для всех шести казенных горных округов Урала.

Эти штаты предусматривали деятельность 19 казенных госпиталей - при всех заводах и центрах крупных промыслов региона. Во всех из них (кроме небольшого Нижнеисетского, расположенного недалеко от Екатеринбурга) полагалось иметь аттестованных врачей. Количество кроватей и штат персонала госпиталей зависели от величины производства <6>.

<6> ПСЗ-II. Т. 2. N 1022. Т. 3. N 1776. Т. 4. N 2889, 2890.

Всего на медицинскую часть казенных горных заводов Урала определялось 307863 руб. По нашим подсчетам, в процентном отношении (от общих расходов) эти суммы были практически одинаковыми по всем казенным округам Урала: от 5,5 до 7%, в среднем 6,6%.

Лечение в заводских госпиталях только формально было бесплатным. С классных чиновников на медицинскую часть вычитали по 2,5% жалованья (на 0,5% больше, чем ранее). С остальных заводских работников в период нахождения в госпитале удерживали половину положенного им жалованья и весь провиант. Это рассматривалось как своеобразная компенсация за предоставляемые им питание и больничную одежду.

Казенные горнозаводские аптеки действовали на основе Положения о полевых аптеках военного ведомства. Многие медики, через своих горных начальников, обращали внимание и на неудобство его использования. Ведь горнозаводские аптеки заготовляли лекарства в том числе для женщин и детей, которые практически не требовались в военных аптеках. При незначительности выделяемых штатных сумм закупить все необходимые медикаменты не представлялось возможным.

Предложения изменить организацию казенной горнозаводской медицины поступали и в дальнейшем. Так, в связи с созданием Корпуса горных инженеров, медико-хирург К. Покровский в 1834 г. представил обширный проект "Об управлении медицинской части в горном ведомстве". Он предлагал ввести здесь собственное военно-медицинское управление во главе с корпусным штаб-доктором и медицинскими инспекторами казенных заводов на Урала и Алтае <7>. Этот проект не был реализован, из-за экономии средств.

<7> Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 44. Оп. 1. Д. 35.

Одиннадцатого мая 1847 г. были утверждены и опубликованы отдельным изданием новые штатные положения для всех шести казенных округов Урала. Всего на их медицинскую часть определялось 85452 руб. <8>.

<8> То есть в 3,6 раза менее, чем по штатам 1827 - 1829 гг. Но следует учитывать финансовую реформу Е.Ф. Канкрина, по которой ассигнации были выкуплены по курсу 3,5 к 1. Поэтому получается, что абсолютные расходы на медицинскую часть практически не изменились, учитывая незначительные инфляционные процессы в тот период времени.

По нашим подсчетам, в процентном отношении (от общих расходов) это было сопоставимо со штатами конца 1820-х гг. Средние расходы на медицинскую часть несколько сократились (с 6,6 до 4,9%), и увеличилась "вилка" по округам: от 4 до 7%.

Штаты 1847 г. предусматривали деятельность тех же 19 госпиталей с постоянными врачами при всех казенных заводах и центрах крупных промыслов Урала. При этом произошло небольшое сокращение количества штатных кроватей (с 920 до 870) и врачей (с 29 до 26). Была существенно упрощена номенклатура среднего медицинского персонала: вместо существовавшей сложной системы подлекарей и лекарских учеников (старших и младших) были введены должности фельдшеров трех разрядов <9>.

<9> Штаты и основные рабочие положения горных казенных заводов хребта Уральского. Б.м., 1847.

После отмены крепостного права закономерно началась трансформация организации и деятельности горнозаводской медицины. Отношение к ней властей и значительной части населения существенно изменилось.

По Положению о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства финансов от 8 марта 1861 г. требовалось содержать медицинские заведения только для членов горнозаводских товариществ (ст. 59), которые еще предстояло создать. В них должны были бесплатно лечить только первые два месяца, с удержанием у холостых работников всей заработной платы, а у женатых - от одной до двух третей. Дальнейшее лечение должны были оплачивать горнозаводские товарищества (ст. 65). Остальные лица могли поступать в горные госпитали за плату по таксе, устанавливаемой для больниц ведения приказов общественного призрения <10>.

<10> Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства финансов // ПСЗ-II. Т. 36. N 36. 719.

Подобное положение было закреплено и в уставных грамотах, утвержденных для горнозаводских селений казенных предприятий. В них отмечалось, что "все находящиеся в действительной заводской службе, уволенные в отставку за полную выслугу лет или по неспособности, сельские работники, члены семейств, вдовы и сироты означенных лиц имеют право на бесплатное от заводов медицинское призрение в госпитале впредь до образования горнозаводских товариществ" <11>. После их учреждения право бесплатного лечения в заводских госпиталях и получения лекарств сохраняли только их члены. Оно распространялось и на работников, не вступивших в товарищества, если их болезнь стала следствием "заводских занятий" (но не более месяца). Право на бесплатную медицинскую помощь сохранили чиновники и канцелярские служители, у которых вычиталось 2,5% жалованья.

<11> Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 444. Л. 75 - 75 об., 461. Л. 646 - 646 об.

Реализовать на практике эти новые положения законодательства было не просто. Так, на Урале процесс создания горнозаводских товариществ на казенных заводах растянулся на тридцать с лишним лет. На некоторых из них они так и не были учреждены, по нежеланию работающих.

Учрежденные горнозаводские товарищества сразу же не могли взять на себя все обязательства, установленные в законодательстве. В конце XIX в. их капиталы в основном расходовались на пенсии и благотворительные цели.

Поэтому казенные горнозаводские медицинские заведения продолжали содержаться за счет предприятий. Численность их кроватей и медицинского персонала неуклонно сокращалась. Горные власти постоянно заявляли о необходимости сокращения своих накладных расходов. Они считали, что с переходом на вольнонаемный труд, с заводов должна была быть снята "натуральная повинность" содержания медицинских заведений, с их передачей новым органам местного самоуправления: земствам и городским обществам. Последние постепенно играли все большую роль в оказании медицинской помощи, в том числе и населению горнозаводских поселков.

Однако осуществить эту передачу в XIX в. не удалось. С одной стороны, этому препятствовала действующая нормативная база и нежелание крупных заводоуправлений расставаться со своими медицинскими заведениями. С другой стороны, у земств в тот период времени реально не было средств для содержания необходимых больниц в горнозаводских местностях. Серьезные разногласия вызывали и условия передачи медицинских заведений: безвозмездно или с оплатой стоимости, а также методики оценки их зданий и имущества.

Литература

  1. Высочайше утвержденный доклад министра финансов и проект Горного положения // ПСЗ-I. Т. 29. N 22. 208. С. 582 - 584.
  2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 444. Л. 75 - 75 об.; Д. 461. Л. 646 - 646 об.
  3. Положение о горнозаводском населении казенных горных заводов ведомства Министерства финансов // ПСЗ-II. Т. 36. N 36. 719.
  4. Положение для медицинского управления армии и флота 1805 г. // ПСЗ-I. Т. 28. N 21. 866. Сами Штаты: Т. 43. Ч. 2.
  5. Пристанскова Н.И. Правовое регулирование врачебно-санитарной деятельности в Российской империи (XIX - начало XX в.): Дис. ... к.ю.н. СПб., 2007.
  6. ПСЗ-II. Т. 2. N 1022. Т. 3. N 1776. Т. 4. N 2889, 2890.
  7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 44. Оп. 1. Д. 35.
  8. Собрание российских законов о медицинском управлении. СПб., 1828. Ч. 2. С. 234 - 236.
  9. Тулисов Е.С. История управления горнозаводской промышленностью Урала на рубеже XVIII и XIX вв. Екатеринбург, 1999. С. 222.
  10. Штаты и основные рабочие положения горных казенных заводов хребта Уральского. Б.м., 1847.