Мудрый Юрист

Учет потребностей экологического туриста США при использовании природно-рекреационных ресурсов казахстана

Тлеубердинова Айжан Тохтаровна, заведующая кафедрой маркетинга Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, доктор экономических наук, профессор.

Салауатова Динара Муслимовна, старший преподаватель КарГУ им. Е.А. Букетова, магистр экономических наук.

По мнению специалистов, наиболее перспективным для развития в Республике Казахстан видом туризма является экологический. Увеличение количества прибытий иностранных туристов, предпочитающих данный вид туризма, возможно при правильной организации туров с учетом предпочтений потребителей. В статье авторами проанализированы привычки, мотивы экотуристов из США, знание которых должно способствовать дополнительному привлечению зарубежных туристов.

Ключевые слова: потребность, экологический турист США, природно-рекреационные ресурсы Казахстана.

Record of needs of ecological tourist from the USA in use of outdoor recreational resources of Kazakhstan

A.T. Tleuberdinova, D.M. Salauatova

Tleuberdinova Ajzhan Tokhtarovna, professor of E.A. Buketov Karaganda State University, head of the Chair of Marketing of E.A. Buketov Karaganda State University, doctor of economic sciences.

Salauatova Dinara Muslimovna, senior of teacher, Master of economic sciences, E.A. Buketov Karaganda State University.

Specialists define ecological tourism as the highest priority for development in the Republic of Kazakhstan. Increasing the number of arrivals of foreign tourists, who prefer this type of tourism, is possible with proper travel arrangements taking into account the consumer's preferences. The author has analyzed the habits, motivations of ecotourists from the U.S. in this paper, exploring of which will attract additional foreign tourists.

Key words: need, ecological tourist of the USA, outdoor recreational resources of Kazakhstan.

По определению Всемирного фонда дикой природы, 20% доходов туризма обеспечивает экотуризм. Кроме того, специалисты предполагают, что отдача от землепользования экологическим туризмом в десять раз выше, чем от использования сельским хозяйством, что и вынуждает многие страны развивать экотуризм как высокорентабельный.

Понятия экологического туризма и определение его мирового потенциала были уточнены в 2002 году экспертами Всемирной туристской организации. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Специалисты ВТО определили данный вид туризма двумя уровнями.

  1. Экологический туризм: вид туризма, в котором основной мотивацией является наблюдение и понимание природы.
  2. Экотуризм: вид туризма со следующими характеристиками:

В зарубежной научной литературе имеется множество альтернативных определений и уточнений общих характеристик экотуризма. Некоторые специалисты считают синонимами понятия "экотуризм" ("ecotourism") и "природный туризм" ("nature-based tourism"), реже "устойчивый туризм" ("sustainable tourism"). Большинство аналитиков сходятся во мнении при определении различий дефиниций, данных Всемирной туристской организацией:

Исследования ВТО позволяют сделать следующие выводы:

  1. использование термина "экотуризм" в маркетинговых и рекламных инструментах туроператорами сравнительно ограниченно. Термин недостаточно интегрирован в маркетинговые стратегии туристского сектора;
  2. туристский сектор, который наиболее близко соответствует концепции экотуризма, представляет относительно небольшую долю рынка, что подтверждается малочисленностью туроператоров, составляющих данный сегмент, и небольшим количеством обслуживаемых туристов (так, например, только 4% туристов США принимает участие в экологических турах) [5];
  3. в то же время туроператоры прогнозируют более высокие темпы роста экотуризма в сравнении с другими видами туристской деятельности. Кроме того, каждый субрегион мира имеет высокий потенциал экодестинаций;
  4. экологический туризм всегда связан с желанием местной общины открывать различные аспекты своей культуры (гастрономия, ремесла, обычаи и т.д.);
  5. как правило, приверженцами экотуризма в основном являются люди старше 35 лет, высокого социального статуса, имеющие высшее образование, причем чаще женщины, чем мужчины;
  6. в обществе наблюдается рост экологического сознания.

Экологический туризм является наиболее перспективным для Казахстана, по мнению большинства специалистов сферы туризма, в особенности в плане развития въездного туризма, поэтому изучение мотивов, предпочтений зарубежных туристов - весьма актуальный вопрос для казахстанского туристского бизнеса.

Существенный потенциал для спроса отечественного турпродукта заложен в сегменте туристов США, отдающих предпочтение экологическому туризму.

За последние восемь лет численность граждан США, прибывших в Республику Казахстан, возросла на 30% [3]. Однако из общего числа прибывших только около 1% составляют посетители с туристскими целями. Знание особенностей запросов может способствовать значительному повышению этих показателей.

Анализ статистических данных международных направлений путешествий американских туристов позволяет описать экотуриста США следующим образом. Наиболее популярной дестинацией экологического туризма для американцев с 1999 года является Мексика, занимающая четверть рынка. На втором месте идет Австралия (5,4%) за которой следуют Ямайка и Коста-Рика. Великобритания является четвертой по популярности для американцев, Перу и Новая Зеландия делят пятое место.

Расходы американских экотуристов значительно ниже среднего уровня расходов по отрасли. Так, расходы в расчете на человека за пределами Соединенных Штатов экотуристов составляют 66 USD в день по сравнению с 88 USD в день для тех, кто посещает США.

Вывод экспертов ВТО относительно возраста приверженцев экологического туризма старше 35 лет может опровергнуть анализ статистики туризма США, согласно которой только 42% американских международных экотуристов входят в 35 - 54-летнюю группу. В то же время 34% экотуристов США входят в 18 - 34-летнюю группу (по сравнению с 28% всех туристов США), что свидетельствует о большей склонности молодежи быть экотуристами.

Мнение об уровне дохода экотуриста выше среднего также может оспорить следующий факт: средний доход экотуристов США в начале 2000-х составлял 79600 USD против 85500 USD в целом для международных путешественников США.

Длительность экологических поездок несколько выше остальных. Если в среднем для американского путешественника пребывание за границей составляет 9 дней, то для экотуриста - 12 дней. Из наиболее важных предпочтений экотуристов следует отметить: качественное экскурсоведение на местности, малочисленность групп, непереполненность дестинаций, познавательность поездки. Менее значимыми являются высокое качество продуктов питания и жилья, активная поддержка природоохранной деятельности.

Весьма важными для американского туриста является дикая природа, пребывание на охраняемых территориях. Далее следуют охота, посещение археологических памятников, знакомство с жизнью коренного населения, наблюдение за птицами, участие в морских и других водных развлечениях.

С целью определения важнейших элементов экологического туризма американским туроператорам было предложено оценить характеристики экотуризма по шкале от 1 до 5, где наибольшая важность соответствует единице. В результате была определена следующая значимость [10]: лучший показатель относительной важности - средний балл (1,26) соответствует необходимости избежания негативного воздействия на природную и социально-культурную среду. По словам туроператоров, почти так же важно (средний балл 1,29) значение экотуризма для наблюдения и понимания природы. За этим критерием последовал критерий сохранения природных территорий. Образование и интерпретации аспектов были определены следующими по значимости. Экономические выгоды местных территорий заняли предпоследнее место, опередив культурный аспект, несмотря на то, что более половины туроператоров считают ее наиболее важным критерием.

Считается, что экотуризм является одним если не из самых крупных, то быстро растущих сегментов индустрии туризма [6]. Например, в начале 1990-х годов, по оценкам Ф. Филлиона, на природный туризм приходится 40 - 60% рынка туризма [7]. Примерно в это же время Институт мировых ресурсов подсчитал: темп роста рынка экотуризма составляет от 15 до 30% в год. Эти статистические данные были приведены неоднократно и многими другими авторами и, вероятно, стали наиболее цитируемыми при оценке размера рынка и роста в отрасли [8]. Другие авторы предполагают несколько более низкие темпы роста - 10 - 25%, но почти все сходятся во мнении, что экотуризм растет гораздо быстрее, чем в целом туристский рынок [9].

Как можно заметить из данных таблицы 1, если все остальные американские туристы предпочитают посещение Западной Европы (36,7%), то экотуристы чаще всего выбирают визит в Центральную Америку (30,9%), причем значительная доля (25,8%) приходится на Мексику. В равной степени интересны для путешествий природа Карибов и Южной Америки (12,4%). Если рассматривать с точки зрения посещения стран, то безусловным лидером является Мексика, привлекающая более четверти экотуристов, на втором месте Австралия (5,4%), за которой следуют Ямайка (5,1%), Коста-Рика (4,0%), Великобритания, Перу, Новая Зеландия, имеющие одинаковую пятую позицию (3,9%).

Таблица 1

Наиболее привлекательные дестинации для туристов США, в том числе экотуристов (в процентах от каждой категории)

Дестинации

Экотуристы, %

Все туристы, %

Западная Европа

16,7

36,7

  • Германия

2,0

4,6

  • Франция

1,9

4,4

  • Великобритания

3,9

10,4

Восточная Европа

0,5

1,7

Карибы

12,4

14,5

  • Багамы

2,3

4,3

  • Ямайка

5,1

5,1

Южная Америка

12,4

6,5

  • Аргентина

1,2

0,8

  • Бразилия

1,5

1,6

  • Чили

1,5

0,4

  • Эквадор

1,5

0,7

  • Перу

3,9

1,1

Центральная Америка

30,9

21,7

  • Белиз

0,8

0,1

  • Коста-Рика

4,0

1,0

  • Другие страны, включая Мексику

25,8

19,4

Африка

5,2

1,4

  • Кения

1,8

0,2

  • Южная Африка

1,7

0,4

Ближний Восток

2,7

3,0

Азия

9,6

3,0

  • Индия

2,3

1,3

Океания

10,0

2,6

  • Австралия

5,4

1,6

  • Новая Зеландия

3,9

0,8

Источник: [10]

Если попробовать охарактеризовать американского туриста, предпочитающего экологический туризм, то, как правило, это высокообразованный человек старшего возраста, в сравнении в целом со всеми выезжающими туристами США. 54% экотуристов составляют мужчины. Как правило, доходы американского экотуриста несколько ниже дохода среднего американца, выезжающего за границу. Существенных различий в сфере занятости между обычным туристом и экотуристом нет, наиболее предпочитающими экологические путешествия являются инженеры (42,4%) и менеджеры (19,8%).

Американские экотуристы значительно чаще путешествуют со своими женами, семьей либо друзьями, чем средний американский турист. Кроме того, туристская группа экологического туризма в среднем составляет 1,9 человек по сравнению с 1,5 человек в типичной туристской группе США. Экологический турист чаще путешествует со своими детьми, нежели другой турист США (9,6% против 6,7%).

Если типичный американский турист в среднем находится 14 дней за пределами США, то экотурист во время поездки задерживается немного дольше, в среднем почти на 17 дней за одну поездку за пределами Соединенных Штатов. Среднее количество ночевок составляет двенадцать против девяти для всех путешественников.

В то же время частота поездок экотуристов ниже, чем у остальных туристов, поскольку категория "остальные туристы" включает в себя и бизнес-туристов, которые, как правило, путешествуют чаще. Например, если экотуристы в среднем за год совершают две международные поездки и семь в течение пяти лет, то средний международный турист совершает три поездки в году и почти двенадцать поездок в течение пяти лет [4].

Среди мотиваций экотуристов, помимо посещения природоохранных зон и совершения экологических экскурсий, преобладают отдых, досуг и праздники (92,8%).

Исследование американскими туроператорами вопроса о предпочтениях клиента при выборе пункта назначения показали, что наибольший интерес для экотуристов представляет наличие опытного хорошего местного гида (рейтинг 1,32). Кроме того, клиенты туроператоров также предпочитают небольшие размеры туристских групп (1,59), безлюдность дестинаций (1,74), а также возможность сосредоточиться на образовании (1,74). Туроператоры отмечают невысокую значимость для клиентов релаксации, расходов поездки или наличие спортивных мероприятий, по сравнению с рядом других аспектов поездки. Тем не менее существуют значительные различия в ответах между различными операторами, предполагающие тот факт, что разные операторы ориентированы на различные сегменты рынка экотуризма.

Существуют значительные различия участия в мероприятиях между экотуристом и средним путешественником США. Так, например, экотурист более чем в шесть раз чаще отправляется в поход/походы, в пять раз чаще посещает национальные парки, в три раза чаще изучает этнические наследия и отдыхает на ранчо, в два раза чаще участвует в водных видах спорта и посещает объекты культурного наследия. Кроме того, экотуристы более склонны к каждому из видов досуга, чем средний международный американский турист. К их числу относятся: посещение ночных клубов, танцы, казино и азартные игры, которые обычно не связаны с экотуризмом. Это свидетельствует о многоцелевом отдыхе экотуристов.

Во время своего заграничного путешествия экотуристы, как правило, участвуют в более чем десяти разных мероприятиях. Если предположить, что турист в среднем тратит равное количество времени на каждый вид деятельности, то из данных следует, что типичный американский экотурист тратит только девять процентов своего времени на занятия окружающей средой или экологические экскурсии.

Опрос туроператоров позволил выделить три основные категории предпочтений:

Тем не менее существуют значительные различия в ответах между различными операторами, что опять же предполагает факт ориентации туроператоров на различные сегменты рынка экотуризма.

В перспективе (в ближайшие несколько десятилетий) высока вероятность того, что экотуризм будет надежным, хотя и не быстро растущим сегментом рынка туризма. Наиболее важной причиной для этого является демография, растущая дискриминация доходов, увеличение свободного времени для путешествий.

Есть предположение, что с течением времени характер деятельности рынка экотуризма будет смещаться от более активного отдыха, к которому обращаются более молодые путешественники, к более оседлому образу жизни и видам образовательной деятельности, таким как наблюдение за птицами или животными, что более характерно для старших сегментов рынка экотуризма.

Отсутствие крупных международных конфликтов, процессы глобализации будут открывать все новые направления для большего числа людей. Это, возможно, создаст определенные проблемы для некоторых стран Африки, связанные с ростом числа посетителей и проблемами управления. С другой стороны, возможен рост приоритетности для экотуристов США посещения пустынь, новых и необычных мест. Это говорит о том, что в настоящее время еще недооценивается природный потенциал многих стран, в том числе и Казахстана, который может быть использован для привлечения американских экотуристов с целью реализации экономических целей и получения преимуществ, которые имеют популярные в настоящее время дестинации.

Интерес для экотуристов могут представлять все регионы Казахстана, поскольку ландшафт территории нашей страны весьма разнообразен. В то же время, по мнению С.Р. Ердавлетова, наиболее благоприятными условиями располагает Южно-Казахстанский регион, для которого характерны: достаточно продолжительное лето, живописный горный рельеф, наличие крупных рек, значительные лесные массивы, наличие экскурсионных объектов показа (табл. 2) [1, с. 78]. Данного мнения придерживаются Б. Тасболат, А.Н. Пыхарев, М.Д. Мамадияров [2, с. 145].

Таблица 2

Классификация регионов РК по степени привлекательности природных ландшафтов для туризма

Области Республики Казахстан

Балльная оценка привлекательности

Южный Казахстан

27

Алматинская

29

Жамбылская

26

Кызылординская

25

Южно-Казахстанская

28

Восточный Казахстан

26

Восточно-Казахстанская

26

Северный Казахстан

26

Акмолинская

28

Костанайская

25

Павлодарская

26

Северо-Казахстанская

25

Центральный Казахстан

14

Карагандинская

14

Западный Казахстан

13

Актюбинская

14

Атырауская

11

Западно-Казахстанская

15

Мангыстауская

12

Примечание:

составлена авторами по оценке экспертов

Средняя балльная оценка ландшафтного потенциала региона составляет 27 баллов, в том числе: оценка рельефа - 13 баллов, лесов - 6 баллов, вод - 5 баллов и 3 балла - дополнительные привлекательные объекты. Высокой степенью привлекательности ландшафтов, доступностью, освоенностью территории в плане организации туризма характеризуются государственные национальные парки, расположенные в регионе: "Иле-Алатау" (Алматинская область), "Алтын-Емель" (Алматинская область), "Аксу-Джабаглы" (Южно-Казахстанская область).

Внутри региона первенствует Алматинская область. Второй по природным ресурсам является Южно-Казахстанская область, далее следуют - Жамбылская, Кызылординская области.

Благоприятной территорией, в которой высоко оцениваются основные природные факторы, но отсутствуют дополнительные привлекательные объекты, располагают Восточно-Казахстанская область и Северный Казахстан. Самые высокие оценки - 4 балла - получили скально-ледниковые высокогорья, горные и предгорные ландшафты Восточного Казахстана, отличающиеся исключительным разнообразием. Общая сумма баллов региона составила 26, в том числе: рельеф - 12 баллов, воды - 8 баллов, леса - 6 баллов. Наибольшей привлекательностью отличается Верхне-Бухтарминский район, на территории которого расположены с. Катон-Карагай, с. Берель, курорт "Рахмановские Ключи" и озеро Маркаколь.

Наивысшим баллом оценены мелкосопочные массивы Северного Казахстана, большим разнообразием располагают рельеф, воды, леса горных и предгорных ландшафтов региона. Общая сумма баллов природных ресурсов Северного Казахстана составила также 26 баллов, в том числе: по 10 баллов присвоено рельефу, водам, 6 баллов - лесам. Однако внутри региона природный потенциал областей различается. Так, наилучшими ресурсами, по мнению С.Р. Ердавлетова, безусловно, располагает Акмолинская область, на территории которой находятся Щучинско-Боровская курортная зона, Коргальджинский заповедник. Чуть ниже показатели Павлодарской области, территория которой привлекает Баянаульским горным массивом и поймами реки Иртыш. Северо-Казахстанская и Кустанайская области получили соответственно 26 и 25 баллов.

Значительно уступают по разнообразию природных ресурсов территории Центрального Казахстана (14 баллов) и Западного Казахстана (13 баллов). Среднюю оценку получили горные и предгорные ландшафты Карагандинской области, представленные в основном Каркаралинским горным массивом. Рельеф оценен в 7 баллов, воды - в 5 баллов, леса - в 2 балла. Благодаря побережью Каспийского моря, располагающему песчаными пляжами, водные ресурсы Западно-Казахстанского региона оценены в 8 баллов, контрастный рельеф региона - в 5 баллов.

Однако изучение потребностей зарубежных экотуристов дает основание утверждать, что наличие хороших природных ресурсов еще не является гарантией спроса на туристские услуги. Необходимо развитие традиционных ремесел, создание этноаулов с представлением казахских обычаев и уклада жизни, подготовка хороших гидов, обеспечение элементарных удобств туристов.

Как было замечено, среди предпочитаемых для путешествий американскими экотуристами стран отсутствуют страны СНГ, в том числе Казахстан. Возможно, причинами этого являются, с одной стороны, неосведомленность о природно-рекреационных возможностях нашей страны и уровне развития туристской индустрии, с другой - отсутствие связей с казахстанскими туроператорами и гарантии безопасности.

Можно предположить, что указанные предпочтения американских туристов характерны для большинства экотуристов и других стран, поэтому только продуманная работа по изучению потребностей и привлечению въездных туристов может гарантировать расширение отечественного туристского рынка, даст возможность сельским жителям расширить предпринимательскую деятельность, повысит доходность туристской отрасли.

Литература

  1. Ердавлетов С.Р. География туризма Казахстана. Алма-Ата: Гылым, 1992. 102 с.
  2. Тасболат Б., Пыхарев А.Н., Мамадияров М.Д. География туризма: потенциал туристско-рекреационных ресурсов Великого шелкового пути (Южно-Казахстанская область). Шымкент: ЮКГУ им. М. Ауэзова, 2007. С. 31.
  3. [Электронный ресурс]. URL: www.stat.kz.
  4. ARA Consulting Group and HLA Consultants (1994), Ecotourism - Nature/Adventure/Culture: Alberta and British Columbia Market Demand Assessment (prepared for Canadian Heritage, Industry Canada [et. al.], December 1994).
  5. Eagles, P.F.J. (1994). Understanding the market for sustainable tourism. In: McCool, Stephen F.; Watson, Alan E. (comps.) Linking tourism, the environment, and sustainability. [Volume of compiled papers from a special session of the annual meeting of the National Parks and Recreation Association.] (Available on the International Ecotourism Society website: www.ecotourism.org.)
  6. Hall, C. Michael and Alan Lew (eds.) (1998). Sustainable Tourism: A Geographical Perspective (Addison Wesley Longman Ltd.).
  7. Hawkins Donald, Megan Epler Wood, and Sam Bittman (eds.) (1995). The Ecolodge Sourcebook: for Planners and Developers (The Ecotourism Society).
  8. Inskeep, Edward (1991). Tourism Planning: An Integrated and Sustainable Development Approach. (Van Nostrand Reinhold, N.Y.).
  9. Lane, Bernard (1999). Sustainable Tourism in the Twenty-First Century, presentation to the International Institute for Peace Through Tourism Conference, Glascow, Scotland, October 20, 1999.
  10. The U.S. Ecotourism Market // Special Report, Number 12, Published by the World Tourism Organization. Madrid, Spain.