Мудрый Юрист

Административная ответственность за нарушение условий договора купли-продажи лесных насаждений

Яковлева Татьяна Афанасьевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова, кандидат юридических наук, доцент.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий гражданско-правового договора купли-продажи лесных насаждений. В статье анализируется вышеназванный договор с точки зрения гражданского и лесного законодательства. Автор приходит к выводу, что возвращение лесного билета в целях заготовки гражданами древесины для собственных нужд будет более эффективным в части регулирования лесных отношений.

Ключевые слова: административные правонарушения в области лесопользования, договор купли-продажи лесных насаждений, лесопользование.

Administrative responsibility for violation of conditions of the contract of sale-purchase of forest vegetation

T.A. Yakovleva

Yakovleva Tat'yana Afanas'evna, assistant professor of the Chair of Civil Law and Procedure of North-East Federal University named after M.K. Amosov, candidate of juridical sciences, assistant professor.

In article the analysis of the contract of purchase and sale of forest plantings is carried out. The author comes to a conclusion that the forest ticket will be more effective in regulation of the forest relations. Administrative responsibility will be justified for violation of conditions of the forest ticket.

Key words: administrative offenses in the field of forest exploitation, the contract of purchase and sale of forest plantings, forest exploitation.

Важное значение для правовой характеристики состава административного правонарушения имеет всесторонний анализ его объективных признаков - объекта и объективной стороны. Для характеристики объективной стороны имеет значение место совершения правонарушения.

Административная ответственность за нарушение условий договора купли-продажи лесных насаждений предусмотрена ч. 4 ст. 8.25 "Нарушение правил использования лесов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Согласно ч. 3 ст. 75 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Содержание гипотезы указанной статьи вызывает недоумение - административная ответственность за нарушение условий гражданско-правового договора купли-продажи лесных насаждений.

Проведем анализ вышеуказанного договора с точки зрения гражданского и лесного законодательства.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается, с одной стороны, государственными органами, осуществляющими полномочия в области лесных отношений (представляющих интересы государства), а с другой стороны - покупателем. Согласно ст. 30 ЛК РФ покупателями могут быть граждане в случае заготовки древесины для собственных нужд. В целях заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд покупателем могут выступать и юридические лица (ч. 8.2 ст. 29 ЛК РФ).

По общему правилу договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона. Исключение из общего правила установлено ч. 1 ст. 77 ЛК РФ - без аукциона договор может быть заключен:

  1. если покупателем данного договора выступает гражданин, приобретающий древесину для собственных нужд;
  2. в случае заключения договора с победителем торгов на размещение заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству.

Более подробно рассмотрим условия договора купли-продажи лесных насаждений, покупателем которого выступает гражданин, приобретающий древесину для собственных нужд. Порядок заключения и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся на землях государственной и муниципальной собственности, утверждены Приказом от 26 июля 2011 г. N 318 Федерального агентства лесного хозяйства "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений" (далее - Приказ от 26 июля 2011 г. Рослесхоза) <1>.

<1> Приказ Рослесхоза от 26 июля 2011 г. N 318 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений" (ред. от 23.04.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 42.

В ЛК РФ указаны существенные условия договора:

Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Предметом договора являются лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Здесь необходимо обратить внимание на три момента: понятие "лесные насаждения", место нахождения лесных насаждений, целевое использование заготовленной древесины.

  1. В ЛК РФ отсутствует определение термина "лесные насаждения". По общим правилам толкования закона, если в законе использованы технические или иные специальные термины, значение которых не определено законодателем, то следует придавать им тот смысл, который они имеют в соответствующих отраслях знаний. Лесонасаждения - это профессиональный термин из области лесоводства, означающий любой лес, не только саженный, но и естественный <2>. В таком смысле "лесные насаждения" и "лес" выступают как синонимы.
<2> См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990. С. 273.
  1. Лесное законодательство регулирует лесные отношения (ч. 1 ст. 3 ЛК РФ), т.е. в отношении всех лесов, расположенных не только в пределах лесного фонда, но и на землях других категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ):

Фактически заготовка древесины для собственных нужд разрешена только на землях лесного фонда РФ, которые находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Исходя из смысла ст. 30 ЛК РФ законодатель, используя термин "лесные насаждения", имеет в виду только деревья. Таким образом, предметом договора купли-продажи лесных насаждений являются деревья на корню. Такого же мнения придерживается В.К. Быковский и предлагает введение термина "договор купли-продажи деревьев на корню" <3>. На наш взгляд, наиболее подходящим будет применение термина, широко используемого в лесной науке, "древостой", и отнести к нему "спелые и перестойные деревья, годные для рубки, произрастающие на землях лесного фонда Российской Федерации".

<3> См.: Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009.

В предлагаемой редакции понятие "древостой" позволит более точно определить предмет посягательства и место совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 "Нарушение правил использования лесов" КоАП РФ в части нарушения условий договора купли-продажи лесных насаждений.

  1. Гражданам предоставлена возможность заготовки древесины для собственных нужд в целях отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Приказом Рослесхоза установлен порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Во исполнение ч. 3 ст. 77 ЛК РФ и п. 5 Приказа от 26 июля 2011 г. Рослесхоза органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердили порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Субъекты перечень "собственных нужд" граждан конкретизировали: для строительства жилого дома, для ремонта, реконструкции жилого дома (части жилого дома), для строительства хозяйственных построек <4>.
<4> См., например: Постановление Правительства Вологодской области от 15 марта 2010 г. N 246 "Порядок предоставления лесных насаждений гражданам для собственных нужд". URL: http://forestvologda.ru/page/nasajdeniya; Постановление Правительства Кировской области от 28 марта 2013 г. N 202/167 "Порядок предоставления лесных насаждений гражданам для собственных нужд". URL: http://www.kirovreg.ru/power/executive/dep_forest/pamyatka-zagotovka-drevesiny.php; Приказ Управления лесами Алтайского края от 21 ноября 2011 г. N 244. URL: http://www.altailes.ru/directions/forestuse/poriadok2011/; Постановление Правительства Тюменской области от 6 августа 2007 г. N 191-п "Об утверждении порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан" (в ред. от 01.07.2013 N 254-п). URL: http://law.admtyumen.ru/noframe/law?d&nd=966314525&nh=1; Постановление Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2012 г. N 106-пр "Порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Хабаровского края". URL: http://www.bh-admin.ru/informaciya_dlya_naseleniya/informaciya_o_poryadke_zaklyucheniya_dogovorov_kupli_prodazhi_lesnykh_nasazhdenijj_dlya_sobstvennykh_nuzhd; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2011 г. N 637 (ред. от 28.03.2013 N 103) "Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений гражданам для собственных нужд" // Якутские ведомости. 2012. N 3.

В обязанности покупателя входит:

а) вносить плату в размерах и сроки, которые установлены договором;

б) соблюдать правила заготовки древесины;

в) выполнять лесохозяйственный регламент в части охраны и защиты лесов, воспроизводства лесов;

г) предоставлять отчет об использовании лесов, отчет об охране и о защите лесов, а также в случае воспроизводства лесов и лесоразведения - отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении;

в) проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет, если при осуществлении заготовки древесины уничтожены подрост или деревья, кустарники и лианы, не подлежащие рубке;

г) осуществить снос лесных складов, других строений и сооружений после окончания заготовки древесины, а также произвести рекультивацию земель, на которых располагались указанные строения и сооружения.

За нарушение условий договора купли-продажи лесных насаждений законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности:

  1. Договорная (гражданско-правовая), предусмотренная Приказом от 26 июля 2011 г. Рослесхоза:
  2. досрочное расторжение договора за невыполнение лесохозяйственного регламента;
  3. взыскивается пеня за несвоевременную и (или) неполную оплату;
  4. взыскиваются неустойка за нарушение условий договора.
  5. Внедоговорная - возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (ст. 100 ЛК РФ).
  6. Административная - за нарушение условий договора (ч. 4. ст. 8.25 КоАП РФ).

Многие предприимчивые граждане, заготовив древесину по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, продают ее на рынке в виде дров или строительных материалов.

В Вологодской области за нецелевое использование древесины, купленной по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, взыскивается неустойка в размере 10-кратной ставки платы за единицу объема лесных ресурсов <5>.

<5> См.: Постановление Правительства Вологодской области от 19 марта 2007 г. N 363 "Об утверждении порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области" (в ред. от 15 марта 2010 г. N 246. URL: http://forestvologda.ru/page/nasajdeniya.

Нарушение условий договора купли-продажи лесных насаждений - это административный или гражданско-правовой деликт? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Согласно нормам ЛК РФ - это гражданско-правовой деликт, а в соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ - административное правонарушение.

Примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений, утвержденная Приказом от 26 июля 2011 г. Рослесхоза, по своей сути является административным договором, так как обладает признаками, характерными для административных договоров:

  1. одной из сторон договора является орган государственной власти - орган исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющий полномочия в сфере лесных отношений, который реализует публичный интерес;
  2. перечень дозволенных к заключению договоров, его форма и структура, порядок заключения договора определяются не самими сторонами, а подзаконными актами (приказом Рослесхоза, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации), которые содержат необходимые условия договора и достаточно четко определяют пределы условий договора;
  3. использование государственными органами предоставленных им властных полномочий в процессе заключения и реализации договора;
  4. отсутствие главного признака, характерного для гражданско-правовых договоров, - принципа свободы договора, свободы в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении условий договора.

По нашему мнению, с помощью норм гражданско-правового договора использование лесных участков, расположенных на землях государственной и муниципальной собственности, невозможно из-за специфики самого предмета договора - лесных насаждений. Многие исследователи придерживаются данной точки зрения. В.Ф. Яковлев считает, что возможность применения гражданско-правовых отношений в природоресурсном законодательстве возникает лишь в случае закрепления нормы о нахождении природного объекта в частной собственности <6>. Такого же мнения придерживается Д.В. Василевская <7>. Как справедливо подчеркивает О.Д. Сиваков, расширенное применение гражданского законодательства в природоресурсном праве чревато игнорированием глобальных задач охраны природы <8>.

<6> См.: Актуальные правовые вопросы в Российской Федерации на современном этапе. Интернет-конференция Советника Президента РФ В.Ф. Яковлева. URL: http://www.lawtek.ru.
<7> См.: Василевская Д.В. Об административно-правовой природе отношений в сфере недропользования // Закон и право, 2009. N 6. С. 41 - 43.
<8> См.: Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 55 - 62.

На наш взгляд, предоставление лесных насаждений для заготовки гражданами древесины в целях отопления, строительства и иных собственных нужд должно регулироваться на основе решения государственных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений.

Заготовка древесины - это рубка лесных насаждений, их трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз из леса древесины (ч. 1 ст. 29 ЛК РФ). Следовательно, с момента вывоза древесины из леса заготовленная древесина становится объектом гражданско-правовых отношений, гражданин-покупатель становится собственником заготовленной древесины (ч. 2 ст. 218 ГК РФ). Ограничить право распоряжения купленной таким образом древесины ЛК РФ не может. У должностных лиц органов государственного лесного надзора и муниципального лесного контроля нет механизма воздействия на нарушителей лесного законодательства.

Несогласованность норм лесного, гражданского и административного законодательства можно решить возвращением билетного лесопользования - предоставить гражданам право заготавливать древесину для собственных нужд не на основании договора купли-продажи лесных насаждений, а на основании лесного билета:

во-первых, лесной билет предоставит гражданам право пользования лесными ресурсами - заготовки древесины для собственных нужд;

во-вторых, гражданин не становится собственником купленного товара, следовательно, не может распоряжаться им по своему усмотрению, а только по целевому назначению предоставленного права;

в-третьих, будет оправдано установление законом административной ответственности за нарушение условий лесного билета - нецелевое использование заготовленной древесины;

в-четвертых, органы государственного лесного надзора и муниципального лесного контроля (должностные лица) смогут обеспечить контроль за целевым использованием древесины;

в-пятых, цель ЛК РФ будет достигнута - удовлетворение нужд граждан в древесине для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Литература

  1. Актуальные правовые вопросы в Российской Федерации на современном этапе. Интернет-конференция Советника Президента РФ В.Ф. Яковлева. URL: http://www.lawtek.ru.
  2. Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009.
  3. Василевская Д.В. Об административно-правовой природе отношений в сфере недропользования // Закон и право, 2009. N 6. С. 41 - 43.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990. С. 273.
  5. Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства // Журнал российского права. 2011. N 2. С. 55 - 62.