Мудрый Юрист

Формирование публично-правового механизма регулирования экономических отношений России в условиях глобализации

Тен Александр Леонидович, заведующий кафедрой конституционного и административного права Алтайской академии экономики и права, кандидат юридических наук, доцент.

В статье раскрыто содержание изменений в публично-правовом механизме регулирования экономических отношений в России в условиях глобализации. Показаны пути воздействия норм международного права на государственную экономическую политику и обусловленные ею механизмы правового регулирования экономики, а также те правовые проблемы, которые возникают в процессе вовлечения национальной экономики в глобальные экономические процессы.

Ключевые слова: международная экономика, публично-правовое регулирование, международные организации, экономика и право.

Formation of the public-law mechanism of regulation of economic relations in Russia in conditions of globalization

A.L. Ten

Ten Aleksandr Leonidovich, head of the Chair of Constitutional and Administrative Law of Altaj Academy of Economics and Law, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The article disclosed the content of the changes in publicly-legal mechanism of regulation of economic relations in Russia in the context of globalization. Shows the routes of exposure norms of international law on state economic policy and consequent mechanisms of legal regulation of the economy, and the legal problems that arise in the process of integration of national economy into global economic processes.

Key words: international economy, public-law regulation, international organizations, economics and law.

Глобализация касается самых разнообразных общественных отношений как в России, так и за рубежом. В экономической сфере она приводит к сглаживанию правовых барьеров для перемещения через государственные границы товаров, капиталов и услуг, к сближению норм национального права различных государств.

В связи с этим становится все более актуальным вопрос о влиянии норм международного права на содержание административно-правового регулирования экономических отношений. Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет приоритет норм международного права в случае их ратификации, то это оказывает существенное влияние на самые разнообразные административно-правовые акты. Соответственно глобализация оказывает влияние на состояние внутреннего административно-правового регулирования экономики. Так, многие сугубо национальные властные полномочия российских органов власти по регулированию экономических отношений стали объектом международных договоров (нетарифное регулирование импорта, условия импорта, правовой режим иностранных инвестиций).

Международное право из года в год глубже воздействует на национальную правовую систему России через унификацию ее законодательства с законодательствами других стран. Национальная правовая система России изменяется под влиянием норм таких международных организаций, как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Международная организация труда, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Можно отметить тенденцию перехода от регулирования экономических отношений в рамках двусторонних международных договоров к многосторонним международным договорам.

В России по целому ряду направлений административно-правового регулирования экономики введены общие с другими, прежде всего соседними, государствами стандарты, правила и терминология. Обусловлено это не только давлением отдельных политических групп, но и экономической необходимостью для широких слоев общества. Следует констатировать, что в России идет процесс трансформации национальной системы права под нужды мировой экономики.

В этом процессе важным является то, что правовая система России приспосабливается к внешнему влиянию в сфере как частного, так и публичного права. При этом нормы частноправового регулирования экономики упорядочены путем применения Гражданского кодекса РФ и связанных с ним федеральных законов, а нормы административного права бессистемно размещаются во множестве нормативных правовых актов различного уровня. Это создает значительные сложности в правоприменении, затрудняет обеспечение законных интересов хозяйствующих субъектов. Более того, в свете требований Всемирной торговой организации отсутствие единой системы административно-правового регулирования экономики создает неопределенность в видении состояния и перспектив государственной экономической политики, сохраняет нерыночные барьеры в экономике и препятствует улучшению делового климата и инвестиционной активности. В связи с этим большое значение имеет формирование целостного механизма административно-правового регулирования экономики.

Надо сказать, что в истории правовой мысли в России были попытки принятия Предпринимательского кодекса <1>. Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 г. N 848 "Об исследовательской программе "Пути и формы укрепления Российского государства" <2> предусматривал разработку и принятие этого документа, хотя в итоге идея не была реализована. И причиной тому была попытка разработчиков Предпринимательского кодекса внести в его проект нормы частноправового характера, дублирующие многие положения Гражданского кодекса РФ.

<1> См.: Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003. С. 13.
<2> См.: Об исследовательской программе "Пути и формы укрепления Российского государства": Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 г. N 848 // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 84.

И тем не менее принятие федерального закона, предусматривающего основные принципы и механизмы административно-правового регулирования экономики, представляется правильным, поскольку это создало бы единый критерий государственного публично-правового воздействия на экономику.

Причиной для этого является то, что нормы Конституции России, предусматривающие в ч. 1 ст. 8 гарантии единства экономического пространства и в п. "ж" ч. 1 ст. 71 установление правовых основ единого рынка, являются довольно расплывчатыми (что вполне уместно для Конституции), но создают неопределенность в правовом регулировании на уровне законов и подзаконных актов, допускают возможность резких колебаний от либеральной модели в экономике к авторитарной. А это, в свою очередь, препятствует росту и устойчивости экономики страны. Эта ситуация усугубляется и федеративным устройством России, которое допускает формирование регионального законодательства и местных правил.

Законодатель должен ясно сформулировать принципы, механизмы и пределы государственного регулирования экономики, особенно в свете присоединения России к мировой экономике и международным организациям, и прежде всего к Всемирной торговой организации - ВТО.

Причиной заключения многостороннего международного договора в Марокко в 1994 г. являлась необходимость упорядочения внешнеэкономических отношений, защита прав авторов и патентообладателей.

ВТО - это субъект международного права, организация со статусом юридического лица, члены которого - это государства, принявшие на себя целый ряд обязательств:

Регулирование международных экономических отношений в рамках ВТО предусматривает пределы государственного регулирования, а также процедуры применения. Направлениями деятельности ВТО являются: 1) открытие рынков; 2) создание механизмов защиты в международной торговле; применение исключений, необходимых для устранения кризисных ситуаций. Главными идеями правового регулирования ВТО провозглашены принцип недискриминации и принцип эффективности рынка.

Рыночная эффективность предполагает предсказуемость, открытость и безопасность доступа на рынок другого государства и прозрачность юридического регулирования.

Принцип недискриминации означает создание режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Иными словами, товары зарубежного происхождения уравниваются с товарами страны пребывания. Данное требование связано с принципами взаимности и режима наиболее благоприятствуемой нации. Последнее - это одно из стандартных условий соответствующих международных договоров, устанавливающее возможность пользования дополнительными экономическими льготами, устанавливаемыми в будущем любой третьей стране без условий либо на условиях взаимности.

Обязательство устанавливать режим наиболее благоприятствуемой нации стало основанием для изменения Типового соглашения Правительства РФ и правительства любой иной страны о поощрении и взаимной защите капиталовложений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 <3> следующих изменений и дополнений: "Государства предоставят друг другу в соответствии с обязательствами, принятыми по Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 г., включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС), а также любой другой многосторонней договоренностью, которая может быть достигнута с участием обеих договаривающихся Сторон и которая будет касаться режима капиталовложений" <4>.

<3> См.: О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (с изм. и доп.): Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 // СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2578.
<4> Изменения и дополнения внесены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2002 г. N 229 // СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1445.

Условие о национальном режиме предполагает установление одинаковых требований конкуренции в соответствующей экономике. Надо сказать, что этот принцип не относится к универсальным. Поэтому доступ иностранцев к приватизации порой ограничивается. Это же нередко касается учреждения инвестиций.

Нередко государства обходят положения о национальном режиме путем создания нетарифных барьеров. Прежде всего через принятие административно-правовых актов по соображениям охраны прав и законных интересов потребителей, защиты общественного порядка, нравственности и безопасности. Примерами этому могут быть ограничения в доступе на российский внутренний рынок куриных окорочков из США, говядины из Польши, рыбы из стран Прибалтики, вина из Грузии и Молдовы и т.д.

Предметом правового регулирования в рамках ВТО предусматривается международная торговля, а не торговля внутри стран-членов ВТО. Это и есть ограничение компетенции данной международной организации, закрепленное в договорах и толкованиях Генерального соглашения по тарифам (ГАТТ). Так, в соответствии с п. 16 Соглашения об учреждении ВТО "в случае противоречия между положением настоящего Соглашения и положением какого-либо многостороннего торгового соглашения преимущественную силу имеет положение многостороннего торгового соглашения". Это вызвано тем, что Соглашение 1994 г. является общим (lex generalis) <5>. Тогда как нормы договоров являются специальными (lex specialis). При наличии противоречия норм ВТО и международных договоров, заключаемых в рамках ВТО, приоритет предусмотрен для специальных норм <6>.

<5> В Приложении 1А к Соглашению об учреждении ВТО обозначены ГАТТ-94, Договор о толковании ст. II, п. 1b ГАТТ-94, Договор о толковании ст. XVII ГАТТ-94, Договор о положениях ГАТТ-94, касающихся платежного баланса, Договор о толковании ст. XXIV ГАТТ-94, Договор об освобождении от обязательств из ГАТТ-94, Марракешский протокол к ГАТТ-94, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер, Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения, Соглашение по процедурам лицензирования импорта, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по защитным мерам.
<6> См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С. 45.

Для России членство в ВТО означает принятие ее правил и принципов. При этом Россия принимает на себя также обязательства не только по тарифам, но и по иным связанным с ВТО многосторонним соглашениям.

В области торговли услугами деятельности это обязанности, закрепленные в перечне специфических обязательств по услугам и гарантирующие согласованный с членами ВТО уровень доступа на свой рынок услуг. В ответ российским коммерсантам обеспечивается доступ на рынки услуг других стран-членов ВТО. Россия при этом принимает на себя обязательства создать режим наиболее благоприятствуемой нации, прозрачность правового регулирования, защиту свободной конкуренции, взаимное признание квалификации поставщиков услуг и т.д.

Внутреннее законодательство России при этом претерпевает изменения по приспособлению к правилам ВТО через ликвидацию барьеров для международного движения рабочей силы, прав, капиталов, услуг и товаров. Всего предполагается изменить или уже было принято либо изменено около сотни нормативных правовых актов. Таким образом, воплощается приоритет международного права над национальным.

Следует отметить, что при корректировке внутреннего законодательства России сформировалось такое положение, при котором законодательство РФ не только должно соответствовать международному праву, но и стало подконтрольно независимым судам. И при этом российские суды получили полномочия свободно применять международное право, в том числе по вопросам определения законности размеров тарифов, и административных барьеров.

Важным следствием присоединения России к ВТО является обязательность информирования иностранных хозяйствующих субъектов о своих нормативных правовых актах, административных решениях и постановлениях судов.

Заметим, что при этом расширяются возможности для привлечения России к ответственности со стороны хозяйствующих субъектов за нарушения правил ВТО <7>. Согласно ст. 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности России и ее субъектов в гражданских правоотношениях с участием иностранных граждан, организаций и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Но за отсутствием к настоящему времени такого закона ответственность России регулируется общими нормами гражданского права, предусматривающими полное возмещение убытков за причиненный вред. Поскольку случаи ареста собственности Российского государства за рубежом достаточно многочисленны, то очевидна необходимость принятия федерального закона об иммунитете России и ее собственности.

<7> См.: Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между физическими и юридическим лицами других стран, заключена в Вашингтоне (США) 18 марта 1965 г. Сайт Внешмаркет.ру. 19 января 2014 г. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_9BA8A31C-AE7D-4384-817C-45A5BEBF109C.html.

Применение норм иностранного права к России возможно в случае недобросовестной конкуренции. Статья 1222 Гражданского кодекса РФ допускает, что к обстоятельствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. В данном случае порядок решения споров, предусмотренный ВТО, не применяется для споров между государствами и хозяйствующими субъектами. В этом случае хозяйствующие субъекты вправе обратиться в суд Российской Федерации.

В целом, подводя итоги данному обзору, надо отметить, что членство России в ВТО не обеспечивает прямую и непосредственную систему правовой защиты интересов хозяйствующих субъектов, хотя именно эта цель указана в Соглашении о создании ВТО.

Причиной этому является то, что членство в ВТО предусмотрено для государств, а не для хозяйствующих субъектов. Государства реализуют положения ВТО при помощи национальных правовых инструментов, относящихся как к административному, так и к гражданскому праву.

Поэтому следует констатировать, что участие России в ВТО создало три направления изменения правового обеспечения вовлечения экономики России в международный экономический оборот. Во-первых, это нормы гражданского права, регулирующие отношения между участниками внешнеэкономической деятельности с применением диспозитивного метода. Во-вторых, административно-правовое регулирование, в рамках которого реализуется государственный суверенитет России в международных экономических отношениях. В-третьих, международное публичное право, которое обозначает пределы внешнеэкономического регулирования различных стран, в том числе и России на своем внутреннем рынке.

Литература

  1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между физическими и юридическим лицами других стран: заключена в Вашингтоне (США) 18 марта 1965 г. Сайт Внешмаркет. ру. 19 января 2014 г. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_9BA8A31C-AE7D-4384-817C-45A5BEBF109C.html.
  2. Об исследовательской программе "Пути и формы укрепления Российского государства": Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 г. N 848 // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 84.
  3. О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (с изм. и доп.): Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 // СЗ РФ. 2001. N 25. Ст. 2578.
  4. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С. 45.
  5. Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.