Мудрый Юрист

Порядок действий таможенных органов РФ по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и его оптимизация в современных условиях

Агамагомедова Саният Абдулганиевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет".

Таможенные органы РФ обладают определенными полномочиями в области защиты прав интеллектуальной собственности. Порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты интеллектуальных прав регламентирован как на законодательном, так и на ведомственном уровне. В статье рассмотрены изменения, внесенные в порядок принятия таможенными органами данных мер с учетом развития современных интеграционных процессов. Кроме того, рассмотрены вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатента) в рамках обеспечения прав авторов и иных правообладателей. Основным методом исследования автора явился анализ последних изменений в действующий порядок действий таможенных органов в рамках административного механизма защиты интеллектуальных прав. В качестве конкретных рекомендаций предлагается расширить сферу существующего межведомственного взаимодействия как на этапе таможенного декларирования, так и в процедуре включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. Также определены случаи неприменения таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, при этом рассмотрены отдельные аспекты судебной практики по делам о незаконном использовании товарного знака физическими лицами в международных почтовых отправлениях. Автором обращено также внимание на возможность осуществления таможенными органами дополнительных полномочий по защите прав интеллектуальной собственности в рамках принципа "ex officio". При этом приводится сравнительный анализ правовых механизмов России и Республики Беларусь. Рассмотрение действующего порядка принятия таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к унификации административных процедур в направлении защиты прав интеллектуальной собственности как на национальном, так и на наднациональном (региональном) уровнях.

Ключевые слова: таможенные органы, объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр, порядок действий, выпуск товаров, правообладатель, декларант, Роспатент, межведомственное взаимодействие, Таможенный союз.

Procedure for the activities of the customs bodies of the Russian Federation in the sphere of protection of intellectual property rights and its optimization in the modern conditions

S.A. Agamagomedova

The customs bodies of the Russian Federation have certain amount of competence in the sphere of protection of intellectual property rights. The procedure for the activities of the customs bodies within the administrative mechanism for the protection of intellectual rights is regulated both at legislative and institutional levels. The article concerns the changes in the procedures established for these measures by the customs bodies taking into account the development of modern integration processes. Additionally, the author views the issues of interaction between the Federal Customs Service and the Federal Intellectual Property Service (Rospatent) within the framework of guaranteeing rights of the authors and title holders of relevant rights. The main method for the study was analysis of the latest amendments in the procedure for the activities of the customs bodies within the administrative mechanism for the intellectual property protection. As a specific recommendation the author offers to widen the scope of existing interdepartmental cooperation at the stage of customs declaration and the procedure of inclusion of the intellectual property object into the customs register. The author also has established the cases when the customs bodies do not take measures aimed at interception of the production of goods, which have elements of counterfeit, while evaluating some aspects of judicial practice on the cases of illegal use of trademarks by the natural persons in international post packages. The author pays attention to the possibility for the implementation of the additional competence of the tax bodies in the sphere of intellectual property protection within the framework of the ex officio principle. The author also provides the comparative analysis of legal mechanisms in Russia and in the Republic of Belarus. Evaluation of the existing procedure for the measures of the customs bodies for the protection of intellectual property rights allows one to draw a conclusion that there is a sustainable tendency for the unification of administrative procedures in the sphere of protection of intellectual property rights at both national and supranational (regional) levels.

Key words: customs bodies, intellectual property objects, customs register, procedure, release of goods, title holder, declaratory, Rospatent, interdepartmental cooperation, the Customs Union.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) обладает специальными полномочиями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Они регламентированы как на уровне Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС), так и на национальном уровне. Речь идет прежде всего о Федеральном законе "О таможенном регулировании в РФ", в котором отдельная глава 42 посвящена мерам по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - Закон). Кроме того, Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (далее - Порядок) подробно регламентирован на ведомственном уровне. Данный Порядок утвержден Приказом ФТС России от 25.03.2011 N 626 <1>. В 2013 году в Порядок был внесен ряд существенных изменений. Оптимизация данного направления деятельности таможенных органов продолжается, в действующее таможенное законодательство планируется внесение ряда поправок, связанных с реализацией таможенными органами Таможенного союза функции по защите интеллектуальных прав. Рассмотрим направления совершенствования порядка принятия таможенными органами данных мер подробнее с учетом развития современных интеграционных процессов.

<1> Приказ ФТС РФ от 25.03.2011 N 626 "Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности" (в ред. Приказа ФТС России от 10.04.2013 N 691) // СПС "Гарант".

Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности разработан в соответствии со статьями 331, 332, 333 ТК ТС, статьями 308, 309, 310 Закона, гражданским законодательством РФ, а также международными договорами и иными обязательствами РФ в целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении защиты прав интеллектуальной собственности и противодействия незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Порядок определяет перечень, сроки и последовательность действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенные, так и не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - реестр), в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений таможенных органов, а также таможенных органов между собой, с правообладателями (их представителями), федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами и иными государственными органами Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении функции, связанной с обеспечением защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на такой аспект рассматриваемого порядка, как межведомственное взаимодействие ФТС России и Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Федеральная служба по интеллектуальной собственности является правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Министерства юстиции РФ в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений <2>.

<2> Указ Президента РФ от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (ред. от 27.06.2012) // СПС "Гарант".

В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, взаимодействия между таможенными органами и правообладателями 30 июля 2007 года было заключено Соглашение о взаимодействий Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Соглашение). Сотрудничество на уровне федеральных служб предполагает тесное взаимодействие по различным направлениям деятельности. Так, в соответствии со статьей 5 Соглашения Роспатент представляет в ФТС России на безвозмездной основе следующую информацию, относящуюся к установленной сфере деятельности:

<3> Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (утв. ФТС РФ N 01-08/0022, Роспатентом N 10/37-443/2 30.07.2007) (ред. от 08.05.2009) // СПС "Гарант".

Таким образом, в настоящее время при осуществлении таможенного контроля таможенные органы РФ используют на безвозмездной основе базы данных Роспатента в рамках межведомственного взаимодействия между ФТС России и Роспатентом. Использование этой информации позволяет своевременно, на этапе таможенного декларирования выявить признаки нарушения прав интеллектуальной собственности и пресечь незаконную деятельность участника ВЭД.

Нами предлагается расширить сферу существующего межведомственного взаимодействия посредством использования данных Роспатента на этапе декларирования не только для выявления правонарушений в сфере интеллектуальных прав, но и для контроля достоверности и действительности соблюдения запретов и ограничений при осуществлении ВЭД. Речь идет о ситуации, когда декларант вносит в графу 44 декларации на товары только реквизиты документов (номер и дату выдачи), а все остальные сведения таможенный орган получает с использованием базы данных разрешительных (регистрационных) документов, выданных Роспатентом. В условиях перехода таможенных органов на электронную форму декларирования с 1 января 2014 года предлагаемый уровень взаимодействия приобретает особую актуальность.

Другой аспект взаимодействия заключается в оптимизации процесса включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр и позволит значительно упростить эту административную процедуру для авторов и иных правообладателей. Правообладатель должен будет подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр ФТС России в электронном виде, а всю остальную информацию о правах на принадлежащее ему средство индивидуализации ФТС России получит от Роспатента.

Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров.

Перечень этих объектов интеллектуальной собственности не изменился, несмотря на то что специалистами неоднократно высказывалось мнение о целесообразности дополнения данного перечня иными объектами интеллектуальной собственности, например патентами <4>.

<4> Будаева Е.В. Таможенные институты и защита экономических интересов отечественных участников рынка объектов интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами: Сб. ст. по результатам проведения науч.-практ. конф. факультета таможенного дела и кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии.

Более того, в рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года одной из задач ФТС России в условиях совершенствования таможенного регулирования является предотвращение и пресечение международной торговли контрафактной продукцией путем расширения перечня объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите таможенными органами, расширения полномочий таможенных органов по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, в том числе с использованием последних достижений науки и техники <5>.

<5> Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 2. Ст. 109.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными органами вне зависимости от таможенной процедуры, под которую помещаются товары, за исключением случаев, указанных как в ТК ТС (пункт 2 статьи 328), так и в Порядке.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

  1. физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях (МПО);
  2. в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
  3. дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования <6>.
<6> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС "КонсультантПлюс".

Следует обратить внимание на то, что несмотря на то, что меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не применяются таможенными органами в отношении товаров для личного пользования, в том числе в МПО, в случае признания товара в МПО коммерческой партией, таможенные органы правомочны возбудить в отношении физического лица дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 КоАП РФ. Подобные дела успешно рассматриваются судами, физические лица привлекаются к административной ответственности <7>.

<7> Постановление Октябрьского районного суда г. Пензы от 28.11.2014 по делу N 5-336/13. По материалам деятельности Пензенского областного таможенного поста Саратовской таможни.

Данные меры применяются также при помещении товаров под таможенные процедуры беспошлинной торговли и уничтожения в соответствии с установленным для данных процедур порядком согласно статьям 302 и 307 ТК ТС.

В случае если таможенная процедура беспошлинной торговли в соответствии со статьей 305 ТК ТС завершается не реализацией товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли, то в отношении товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, применяются предусмотренные Порядком меры.

В соответствии со статьей 307 Закона таможенные органы не принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, в отношении которого ФТС России принято решение о проведении проверки. Речь идет о проверке, предшествующей внесению в реестр изменений. О сроке проведения такой проверки таможенные органы уведомляются ФТС России.

Неприменение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, в случаях, перечисленных ТК ТС, не освобождает от обязанности указания в установленном порядке сведений об объектах интеллектуальной собственности при декларировании товаров.

Меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством РФ. Это важное положение, действующее еще с 2004 года, сохранилось в действующем таможенном законодательстве. Значение его заключается в том, что автор и иной правообладатель может использовать иные средства правовой защиты своих исключительных прав, помимо административных, проявлением которых являются меры, применяемые таможенными органами. Спектр инструментов правовой охраны защиты интеллектуальных прав широк и разнообразен, при этом приоритет традиционно отдается гражданско-правовым средствам. При этом, по мнению А.П. Сергеева, хотя административные и уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в рассматриваемой области не являются основными, иногда они оказываются более действенными средствами воздействия на нарушителей <8>.

<8> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 390.

В целях обеспечения защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы успешно применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам (в зависимости от уровня риска применяются так называемые "легкие" или "тяжелые" формы таможенного контроля), транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, которые уполномочены на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными обязанностями.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр, должностным лицом таможенного органа выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней.

Данный срок исчисляется в соответствии с порядком вне зависимости от графика работы таможенного органа и начинается со следующего рабочего дня после даты его принятия.

Товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, приобретают или сохраняют статус находящихся на временном хранении.

Решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможенного органа или уполномоченным им лицом в виде резолюции на рапорте, содержащем указание признаков контрафактности и мотивированное обоснование приостановления выпуска. Данный рапорт составляется должностным лицом подразделения по защите прав интеллектуальной собственности таможенного органа (отдел или отделение по защите прав интеллектуальной собственности) либо иным должностным лицом таможенного органа, в должностные обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, незамедлительно после выявления признаков контрафактности. Решение о приостановлении выпуска товаров принимается до истечения сроков выпуска товаров, которые в настоящее время установлены статьей 196 ТК ТС.

Перечень лиц, уполномоченных на принятие решения о приостановлении выпуска товаров, определяется начальником таможни в соответствующем приказе.

Если в структуре таможенного поста отсутствует подразделение по защите прав интеллектуальной собственности или уполномоченное должностное лицо, решение о приостановлении выпуска товаров принимается начальником таможни или уполномоченным им лицом на основании рапорта подразделения таможни по защите прав интеллектуальной собственности, составленного на основе информации, поступившей от должностных лиц таможенного поста.

В декларации на товары в отношении товаров, по которым принято решение о приостановлении выпуска, проставляется штамп "Выпуск приостановлен" с указанием даты принятия решения, заверяемый подписью и проставлением оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, ответственного за выпуск товаров.

Выпуск остальных товаров в случае их декларирования в одной таможенной декларации осуществляется в соответствии с действующим таможенным законодательством независимо от принятого решения о приостановлении выпуска в отношении товаров, обладающих признаками контрафактных. В этом случае на основном листе декларации проставляется штамп "Выпуск разрешен" с записью "за исключением товаров N (N)".

Анализ судебных решений по делам о незаконном использовании товарных знаков в таможенной практике свидетельствует о том, что при выявлении при таможенном декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и признаки контрафактности, данный товар выделяется в отдельную товарную позицию с определенным номером <9>.

<9> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23 сентября 2013 г. по делу N А21-9820/2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, таможенный орган должен вручить декларанту и правообладателю либо их законным представителям уведомления о приостановлении выпуска товаров.

Уведомление декларанту должно содержать данные о номере таможенной декларации на товары; описание товара, в отношении которого принято решение о приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации; указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в реестр, признаки контрафактности которого содержит товар; выявленные признаки контрафактности; срок, на который принято решение о приостановлении выпуска товаров, дату его принятия; данные об авторе, ином правообладателе или его представителе.

Что касается уведомления правообладателю или его представителю, то одним из дополнений, внесенных в рассматриваемый Порядок в 2013 году, стало введение установленной формы такого уведомления, которое оформляется на бланке таможенного органа (или с использованием электронной цифровой подписи - ЭЦП). Оно должно содержать сведения о товаре, о декларанте, номер декларации и номер товара, информацию о заявленной таможенной процедуре, стране происхождения, производителе и отправителе товара, описание товара, код ТН ВЭД ТС, количество и место нахождения товара, иные сведения о товаре, о сроке приостановления товара, о результатах таможенного контроля в форме таможенного осмотра или досмотра (всего 17 граф).

Интересно, что данное уведомление должно также содержать информацию о выявленных признаках нарушений прав интеллектуальной собственности, к которым может относиться следующее:

  1. перемещение товаров неуполномоченным импортером;
  2. перемещение товара неуполномоченным производителем;
  3. упаковка и маркировка, свидетельствующие о нарушении исключительных прав правообладателя;
  4. иные признаки.

Также уведомление правообладателю содержит положение о необходимости в максимально короткий срок проинформировать таможенный орган о позиции правообладателя в отношении товара, выпуск которого приостановлен. Предлагаемая форма уведомления содержит следующие варианты информации, которую должен сообщить правообладатель:

Кроме того, уведомление правообладателю содержит два важных положения. Во-первых, он предупреждается таможенными органами о том, что необращение его в течение сроков приостановления выпуска товаров за защитой своих прав или необращение в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров является основанием для исключения объекта интеллектуальной собственности из таможенного реестра.

Во-вторых, он предупреждается о том, что не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или охраняемую законом тайну (секреты) и другую конфиденциальную информацию, ставшую ему известной по результатам приостановления выпуска товаров.

К уведомлению могут быть приложены фотографии товаров, выпуск которых приостановлен. Они могут быть также отправлены по факсу, электронной почте и с помощью других современных средств связи.

По письменному обращению декларанта или правообладателя либо их представителей таможенный орган представляет дополнительную информацию о товарах, выпуск которых приостановлен, которая может понадобиться им для доказывания нарушения их прав или отсутствия нарушения прав.

С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант либо их представители могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование (экспертизу), а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

По письменному запросу правообладателя либо его представителя срок приостановления выпуска товаров может быть продлен таможенным органом, если указанные лица представили информацию об обращении в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством РФ.

Срок, на который продлевается решение о приостановлении выпуска товаров, не может превышать 10 рабочих дней.

В течение срока приостановления выпуска товаров декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожения товаров, выпуск которых приостановлен. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, подлежит отмене.

Если по истечении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не будет получено или принято решение об изъятии товаров, наложении на них ареста либо не будет получено решение об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров. Выпуск таких товаров возобновляется и производится в установленном порядке.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения установленного срока приостановления выпуска товаров в одном из двух случаев: если в таможенный орган поступило заявление правообладателя либо его представителя об отмене такого решения либо объект интеллектуальной собственности исключен из реестра.

Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене не позднее следующего рабочего дня со дня, когда таможенному органу стало известно о наличии указанных оснований.

Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется начальником того таможенного органа, которым принималось решение о приостановлении выпуска товаров, или уполномоченным им лицом в виде резолюции на соответствующем обращении правообладателя либо его представителя или на рапорте должностного лица подразделения по защите прав интеллектуальной собственности либо иного уполномоченного должностного лица таможенного органа, которые составлены не позднее дня, следующего за днем истечения срока приостановления выпуска товаров, либо дня, когда таможенному органу стало известно об исключении объекта интеллектуальной собственности из реестра.

Если после изъятия или ареста товары не будут конфискованы или уничтожены в соответствии с уголовным, гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях, оборот таких товаров на территории России допускается только после их выпуска таможенными органами в соответствии с действующим таможенным законодательством.

Региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, по результатам проверки направляют систематизированную информацию в ФТС России о фактах бездействия правообладателя либо его представителя для рассмотрения вопроса об исключении объекта интеллектуальной собственности из реестра в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 307 Закона.

Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, аналогичны мерам, рассмотренным выше ("ex officio"). Исключением здесь является срок приостановления таких товаров - 7 рабочих дней с возможностью продления его еще на 10 рабочих дней.

Отметим, что возможность осуществления таможенными органами дополнительных полномочий в рамках принципа "ex officio" предусмотрена ТК ТС как мера, регламентируемая на национальном уровне. Примечательно, что среди стран - членов ТС только Россия внесла данные положения в свое национальное законодательство. В других государствах-членах ТС данные меры не применяются. Так, в настоящее время действия таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности в РБ регулируются главой 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь (ТК РБ) <10>. При этом в декабре 2013 года Совет Республики на очередном заседании третьей сессии одобрил проект закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", который приводит белорусское законодательство о таможенном регулировании в соответствие с таможенным законодательством ТС <11>. Однако таможенное законодательство РБ не предусматривает применение принципа "ex officio", когда возможно приостановление выпуска товаров, содержащих "нереестровые" объекты интеллектуальной собственности, ни в действующем ТК РБ, ни в проекте закона "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

<10> Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 204-З. http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk0700204#innerNavigate_962 (дата обращения: 27.12.2013).
<11> Проект закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" // http://gtk.gov.by/nfiles/001572_901243gtk.doc (дата обращения: 07.01.2014).

В соответствии со статьей 23 Закона при выявлении таможенными органами признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать данную информацию соответствующим государственным органам.

Соответствующие подразделения региональных таможенных управлений и таможен формируют специальное досье в письменной или электронной форме на объекты интеллектуальной собственности. Досье сгруппировано по правообладателям. В нем отражаются обобщенные по определенному региону деятельности имевшие место факты, связанные с перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенные в реестр, так и не включенные в него, а также принятые по данным фактам меры, связанные с приостановлением выпуска товаров. По запросу ФТС России названные выше подразделения направляют в его адрес в письменной или электронной форме информацию, которая содержится в досье.

Таким образом, в существующий порядок принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности внесены изменения, которые позволяют таможенным органам унифицированно уведомлять декларанта и правообладателя при приостановлении выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных. Совершенствование данного механизма продолжается, причем происходит это уже на наднациональном уровне. Так, проектом протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, предусмотрено, что на уровне решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) должны быть установлены:

Соответствующие дополнения планируется внести в статьи 331, 332, 333 ТК ТС <12>. Планируемые дополнения позволят продолжить процессы унификации нормативно-правовой базы в области трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности для государств - членов ТС. Данные изменения также связаны с ведением единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. На момент подготовки статьи зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности в едином реестре отсутствовали <13>.

<12> Комментарий к проекту протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual.aspx (дата обращения: 15.01.2014).

В заключение следует отметить, что оптимизация правовых конструкций защиты прав на объекты интеллектуальной собственности продолжается. Основным направлением данной оптимизации является стремление к единообразию в применении таможенными органами мер по защите прав правообладателя. Данные процессы происходят как на ведомственном уровне государства - члена ТС, так и на уровне наднациональных органов. Последнее требует больших временных и организационных издержек. Проведенный нами анализ существующих механизмов позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к унификации административных процедур в направлении защиты прав интеллектуальной собственности как на национальном, так и на наднациональном (региональном) уровнях.

Библиография

  1. Приказ ФТС РФ от 25.03.2011 N 626 "Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности" (в ред. Приказа ФТС России от 10.04.2013 N 691) // СПС "Гарант".
  2. Указ Президента РФ от 24.05.2011 N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (ред. от 27.06.2012) // СПС "Гарант".
  3. Соглашение о взаимодействии Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (утв. ФТС РФ N 01-08/0022, Роспатентом N 10/37-443/2 30.07.2007) (ред. от 08.05.2009) // СПС "Гарант".

КонсультантПлюс: примечание.

Статья М.В. Тюнина "Таможенный контроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности" включена в информационный банк согласно публикации - "Таможенное дело", 2011, N 3.

  1. Будаева Е.В. Таможенные институты и защита экономических интересов отечественных участников рынка объектов интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами: Сб. ст. по результатам проведения науч.-практ. конф. факультета таможенного дела и кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. С. 47 - 51; Федеральная таможенная служба хочет получить право самостоятельно контролировать подлинность товарных знаков // "ФК-НОВОСТИ". URL: http://www.fcmfo.ru/themes/basic/map-prmt.asp?folder=1506&prn=93619%3A1857 (дата обращения: 01.03.2012); Тюнин М. Таможенный контроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2007. N 7. С. 92.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 2. Ст. 109.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС "КонсультантПлюс": http://www.consultant.ru.
  4. Постановление Октябрьского районного суда г. Пензы от 28.11.2014 по делу N 5-336/13 (по материалам деятельности Пензенского областного таможенного поста Саратовской таможни).
  5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 390.
  6. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23 сентября 2013 г. по делу N А21-9820/2012 // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 204-З // http://etalonline.by/?type=textnum=Hk0700204#innerNavigate_962 (дата обращения: 27.12.2013).
  8. Проект закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" // http://gtk.gov.by/nfiles/001572_901243__gtk.doc (дата обращения: 07.01.2014).
  9. Комментарий к проекту протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual.aspx (дата обращения: 15.01.2014).
  11. Агамагомедова С.А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 2. С. 105 - 121. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_625.html.
  12. Шахназаров Б.А. Модернизация права интеллектуальной собственности РФ в условиях членства в ВТО // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2013. N 3. С. 291 - 301.
  13. Агамагомедова С.А. Правовые основы и особенности административной защиты олимпийской и паралимпийской символики таможенными органами Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 81 - 91.
  14. Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // NB: Вопросы права и политики. 2012. N 2. С. 90 - 116. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.2.153. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html.
  15. Бабин Б.В. Право собственности народов: международное и национальное измерения // NB: Вопросы права и политики. 2013. N 10. С. 12 - 34. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9469.html.
  16. Агамагомедова С.А. Таможенный постконтроль в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 2. С. 105 - 121. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_625.html.
  17. Маркова О.В. Перспективы правовой защиты интеллектуальной собственности и способы укрепления устойчивого элемента системы правовой защиты интеллектуальной собственности // Политика и общество. 2012. N 6. С. 101 - 106. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=18702.
  18. Вахрамеев Р.Г. Механизм правового регулирования конституционного права на информацию // NB: Вопросы права и политики. 2013. N 12. С. 23 - 34. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9854.html.

References

  1. Prikaz FTS RF ot 25.03.2011 N 626 "Ob utverzhdenii Poryadka deistvii tamozhennykh organov Rossiiskoi Federatsii pri prinyatii mer po zashchite prav na ob'ekty intellektual'noi sobstvennosti" (v red. Prikaza FTS Rossii ot 10.04.2013 N 691) // SPS "Garant".
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 24.05.2011 N 673 "O Federal'noi sluzhbe po intellektual'noi sobstvennosti" (red. ot 27.06.2012) // SPS "Garant".
  3. Soglashenie o vzaimodeistvii Federal'noi tamozhennoi sluzhby i Federal'noi sluzhby po intellektual'noi sobstvennosti, patentam i tovarnym znakam (utv. FTS RF N 01-08/0022, Rospatentom N 10/37-443/2 30.07.2007) (red. ot 08.05.2009) // SPS "Garant".
  4. Budaeva E.V. Tamozhennye instituty i zashchita ekonomicheskikh interesov otechestvennykh uchastnikov rynka ob'ektov intellektual'noi sobstvennosti // Aktual'nye problemy zashchity intellektual'noi sobstvennosti tamozhennymi organami: Sb. st. po rezul'tatam provedeniya nauch.-prakt. konf. fakul'teta tamozhennogo dela i kafedry tamozhennykh platezhei i valyutnogo kontrolya Rossiiskoi tamozhennoi akademii. M.: Izd-vo Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 2011. S. 47 - 51; Federal'naya tamozhennaya sluzhba khochet poluchit' pravo samostoyatel'no kontrolirovat' podlinnost' tovarnykh znakov // FK-NOVOSTI. URL: http:// www.fcinfo.ru/themes/basic/map-print.asp?folder=1506&prn=93619%3A1857 (data obrashcheniya: 01.03.2012); Tyunin M. Tamozhennyi kontrol' v otnoshenii tovarov, soderzhashchikh ob'ekty intellektual'noi sobstvennosti // Khozyaistvo i pravo. 2007. N 7. S. 92.
  5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28.12.2012 N 2575-r "O Strategii razvitiya tamozhennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2013. N 2. St. 109.
  6. Tamozhennyi kodeks Tamozhennogo soyuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta Evraziiskogo ekonomicheskogo soobshchestva ot 27 noyabrya 2009 g. N 17) // SPS "Konsul'tantPlyus": http://www.consultant.ru.
  7. Postanovlenie Oktyabr'skogo raionnogo suda g. Penzy ot 28.11.2014 po delu N 5-336/13 (po materialam deyatel'nosti Penzenskogo oblastnogo tamozhennogo posta Saratovskoi tamozhni).
  8. Sergeev A.P. Pravo intellektual'noi sobstvennosti v Rossiiskoi Federatsii: Ucheb. 2-e izd., pererab. i dop. M.: TK Velbi; Prospekt, 2004. S. 390.
  9. Postanovlenie Suda po intellektual'nym pravam ot 23 sentyabrya 2013 g. po delu N A21-9820/2012 // SPS "Konsul'tantPlyus".
  10. Tamozhennyi kodeks Respubliki Belarus' ot 4 yanvarya 2007 g. N 204-Z // http://etalonline.by/?type=textnum=Hk0700204#innerN avigate_962. Data obr. 27.12.2013.
  11. Proekt zakona Respubliki Belarus' "O tamozhennom regulirovanii v Respublike Belarus'" // http://gtk.gov.by/nfiles/001572_901243__gtk.doc (data obr.: 07.01.2014).
  12. Kommentarii k proektu protokola o vnesenii izmenenii v dogovor o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza ot 27 noyabrya 2009 goda i prekrashchenii deistviya nekotorykh mezhdunarodnykh dogovorov, sostavlyayushchikh dogovorno-pravovuyu bazu Tamozhennogo soyuza // SPS "Konsul'tantPlyus".
  13. Edinyi tamozhennyi reestr ob"ektov intellektual'noi sobstvennosti gosudarstv - chlenov Tamozhennogo soyuza // Ofitsial'nyi sait Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual.aspx (data obr.: 15.01.2014).
  14. Agamagomedova S.A. Tamozhennyi postkontrol' v otnoshenii tovarov, soderzhashchikh ob'ekty intellektual'noi sobstvennosti // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. N 2. S. 105 - 121. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_625.html.
  15. Shakhnazarov B.A. Modernizatsiya prava intellektual'noi sobstvennosti RF v usloviyakh chlenstva v VTO // LEX RUSSICA (RUSSKII ZAKON). 2013. N 3. S. 291 - 301.
  16. Agamagomedova S.A. Pravovye osnovy i osobennosti administrativnoi zashchity olimpiiskoi i paralimpiiskoi simvoliki tamozhennymi organami Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. N 9. S. 81 - 91.
  17. Gulyaikhin V.N. Strukturno-funktsional'nye osobennosti razlichnykh sostoyanii pravosoznaniya cheloveka // NB: Voprosy prava i politiki. 2012. N 2. S. 90 - 116. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.2.153. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html.
  18. Babin B.V. Pravo sobstvennosti narodov: mezhdunarodnoe i natsional'noe izmereniya // NB: Voprosy prava i politiki. 2013. N 10. S. 12 - 34. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9469.html.
  19. Agamagomedova S.A. Tamozhennyi postkontrol' v otnoshenii tovarov, soderzhashchikh ob'ekty intellektual'noi sobstvennosti // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. N 2. S. 105 - 121. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_625.html.
  20. Markova O.V. Perspektivy pravovoi zashchity intellektual'noi sobstvennosti i sposoby ukrepleniya ustoichivogo elementa sistemy pravovoi zashchity intellektual'noi sobstvennosti // Politika i obshchestvo. 2012. N 6. S. 101 - 106. URL: http://www.nbpublish.com/go_to_article.php?id=18702.
  21. Vakhrameev R.G. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya konstitutsionnogo prava na informatsiyu // NB: Voprosy prava i politiki. 2013. N 12. S. 23 - 34. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_9854.html.