Мудрый Юрист

Коллективные обращения (петиции) и народная правотворческая инициатива в системе народовластия в казахстане и России

Ахметова Каргаш Саматовна, старший преподаватель факультета бизнеса и права Карагандинского экономического университета, аспирант юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В статье анализируются состояние законодательного регулирования и практика институтов непосредственной демократии, связанных с правом коллективных обращений и инициатив граждан в Казахстане и России.

Ключевые слова: народовластие, коллективные обращения, петиции, народная правотворческая инициатива.

Collective addresses (petitions) and people's law-making initiative in the system of people's power in Kazakhstan and Russia

K.S. Akhmetova

Akhmetova Kargash Samatovna, senior teacher of the faculty of business and law of Karaganda economic university, graduate student of the law faculty of M.V. Lomonosov Moscow State University.

The article analyses the state of legislative regulation and practice of institutes of direct democracy related to the law of collective addresses and initiatives of citizens in Kazakhstan and Russia.

Key words: people's power, collective addresses, petitions, people's law-making initiative.

Одним из обязательных условий эволюционного развития государства является правовое обеспечение демократических институтов. Происходящие в современном мире процессы развития правовой культуры и цивилизованности различных слоев общества в совокупности с быстро развивающимися информационными и коммуникационными технологиями, появлением различных социальных сетей оказывают существенное влияние на развитие представлений о дальнейших перспективах развития институтов демократии.

В связи с этим предпринимаются попытки создания той модели демократического правления, при которой народ, как единственный источник государственной власти, будет эффективно использовать свое право на принятие государственных решений, а также иметь возможность влиять на принятие решений государственными органами и осуществлять контроль над исполнением данных решений.

В Казахстане основные параметры демократической государственности нашли отражение в Конституции, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. посредством всенародного голосования. В ней провозглашается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ.

В Конституции предусмотрен механизм осуществления народовластия: народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам (п. 2 ст. 3). Таким образом, все полномочия, которыми наделяются государственные органы, исходят и сосредоточиваются на народовластии. Конституция устанавливает право граждан государства на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (п. 1 ст. 33). Граждане вправе выражать свое мнение посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 32).

Публичная власть базируется на принципах представительной демократии, поэтому значительная часть властных решений принимается государственными органами, которые осуществляют власть от имени и в интересах народа. Тем не менее эффективное осуществление народовластия возможно только при сочетании прямой и представительной форм демократии, поскольку посредством прямой демократии представительная форма получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, т.е. конституируется <1>.

<1> См.: Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Конституционное право и политика: Сб. материалов международной научной конференции. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 28 - 30 марта 2012 г. / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 124.

В теории прямой демократии разделяют институты непосредственного осуществления власти народом и институты участия граждан в осуществлении власти.

"Осуществление" означает приведение в действие, воплощение в действительность <2>, а "участие" - деятельность по совместному выполнению чего-либо, сотрудничество в чем-либо <3>.

<2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. М.: ООО "Издательство Оникс", 2007. С. 616.
<3> См.: Там же. С. 1132.

В системе непосредственной демократии следует различать институты непосредственного осуществления власти народом (референдум, прямые выборы, отзыв народом своих представителей) и институты участия граждан в управлении делами государства (народные правотворческие инициативы, коллективные обращения граждан, публичные слушания, консультативный референдум, всенародное обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, сходы граждан, митинги, демонстрации).

В первом случае решения народа как источника власти носят императивный характер и не нуждаются в последующем утверждении каким-либо государственным органом. Во втором случае субъекты непосредственной демократии - граждане и их объединения не принимают каких-либо окончательных решений, но так или иначе влияют на механизм принятия решений государственными органами и органами местного самоуправления. Институты участия граждан в государственном управлении, являясь формой взаимодействия, сотрудничества граждан и власти, носят консультативный характер.

В настоящее время в юридической науке широко обсуждается проблема развития консультативных институтов прямой демократии в государственном управлении. Предлагается сделать шаги в направлении реального обеспечения и применения народовластия и в этих целях регулирование конкретных институтов народовластия осуществлять на конституционном уровне <4>.

<4> См.: Авакьян С. Гарантированное народовластие. Десять причин для конституционных реформ в России // Независимая газета. 2012. 16 октября. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2012-10-16/15_narodovlastie.html.

Высшие формы народовластия - референдумы и выборы закреплены конституционно во всех демократических государствах, но роль консультативных институтов народовластия в механизме принятия публичных решений государственными органами в настоящее время недооценивается.

Государственные органы и органы местного самоуправления не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести решение, противоречащее этой воле <5>.

<5> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 408.

Как известно, данные институты позволяют выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учесть интересы групп граждан, стимулировать правовую активность населения <6>.

<6> См.: Важнов С.С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 3.

И наконец, они являются важнейшим условием развития гражданского общества <7>, а также эффективным механизмом установления обратной связи между органами власти и населением.

<7> См.: Вахитов М.М. Конституционно-правовое регулирование участия граждан Российской Федерации в региональном правотворчестве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 4.

В поддержку консультативных институтов непосредственной демократии высказался в своей программной статье, будучи кандидатом в президенты, В.В. Путин: "...Свободная и уж тем более бесцензурная доступность информации о положении дел в стране естественным образом формирует запрос на постоянное, а не "от выборов к выборам" участие граждан в политике и управлении. Демократия, на мой взгляд, заключается, как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и "обратной связи" <8>.

<8> Путин В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. N 20. 6 февраля.

Важнейшей формой гражданского участия в деятельности государственных органов является народная (гражданская, общественная) инициатива, которая лежит в основе применения большинства институтов прямой демократии.

Инициатива (в переводе с латинского initium - начало) определяется как первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициатива как правовая категория, характеризующая социальную и политическую активность гражданина государства, - это всегда ответная реакция на какие-либо общественные противоречия с участием государственных институтов власти, которые нуждаются в разрешении. Инициативы не постоянны, они реализуются в процессе обращения в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

Непосредственная инициатива, являясь одним из средств реализации политического права на участие в управлении делами государства, проявляется в различных формах и в зависимости от предмета инициативы может носить как частный, так и публичный характер.

Обратимся к таким формам реализации инициативы как публичного, так и частного характера, как коллективные обращения (петиции) и правотворческая инициатива граждан.

Предметом коллективного обращения граждан может быть любой вопрос, который может разрешиться не только путем принятия нормативного правового акта, но и издания индивидуального акта применения права.

Для инициирования такого обращения достаточно волеизъявления двух или более лиц. Своеобразной формой коллективных обращений, которые все чаще используются гражданами во многих развитых странах, являются так называемые петиции.

Основные отличия петиции от иных коллективных обращений граждан состоят в том, что предлагаемая для рассмотрения проблема обязательно имеет общественное значение. Для инициирования такого предложения инициаторам необходимо зарегистрироваться в установленном законодательством порядке и собрать определенное количество голосов населения, поддерживающих данную инициативу, при этом петиция имеет обязывающее значение для соответствующего органа. Получив его, орган не может перепоручить вопрос иному органу, должностному лицу, должен включить вопрос в повестку дня своей работы, рассмотреть, принять решение или вынести вопрос на народное голосование <9>.

<9> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. С. 481.

Согласно Закону РК от 12 января 2007 г. "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" <10> обращение - это направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик (п. 4 ст. 1).

<10> Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 г. "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" // Ведомости Парламента РК. 2007. N 2. Ст. 17; 2011. N 3. Ст. 32; N 14. Ст. 117; 2013. N 5 - 6. Ст. 30.

Как мы видим, указанный Закон содержит перечень видов обращений лица и называет в их числе наряду с заявлением, жалобой, запросом и откликом, как способами выражения и защиты частного интереса в административно-правовой форме, также предложение.

Предложение - это рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Таким образом, предложения в данном случае - это обращения граждан по общественно значимому вопросу, которые, возможно, потребуют принятия нового закона или иного нормативного правового акта, внесения в них изменений и дополнений, а также их отмены и соответственно должны быть процессуально обеспечены. Но, как следует из рассматриваемого Закона, особого порядка рассмотрения такого обращения законодатель не предусмотрел.

Другой вид непосредственной инициативы - народная правотворческая инициатива - осуществляется путем предоставления проекта нормативного акта, подготовленного непосредственно гражданами в соответствующий государственный орган. При этом устанавливается число граждан, имеющих право поддержать инициативу, и процедура сбора подписей избирателей в поддержку проекта.

Институт народной правотворческой инициативы широко известен во многих странах и нормативно закреплен на различных уровнях государственного управления.

На общегосударственном уровне данный институт закреплен Конституциями Швейцарии, Италии, Австрии, Испании, Бразилии, Кыргызстана, Белоруссии, Латвии и др.

Российское законодательство не предполагает прямого участия граждан в законодательном процессе на общегосударственном уровне. На федеральном уровне законодательная инициатива, как стадия законодательного процесса, - это право субъекта законодательной инициативы вносить непосредственно в Государственную Думу от своего имени проект закона. Это право принадлежит строго определенному кругу субъектов (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), в число которых граждане и их объединения не входят.

Примечательно, что данное право граждане могут реализовать на региональном уровне и уровне местного самоуправления. Правовой основой реализации правотворческой инициативы гражданами России на региональном уровне является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <11>. Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

<11> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Правотворческая инициатива граждан как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления получила законодательное закрепление в ст. 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <12>.

<12> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Конституционное законодательство Казахстана не содержит положений, предусматривающих народную правотворческую инициативу ни в масштабах государства, ни на уровне местного самоуправления. Однако, как отмечается в отечественной науке, это не означает полного отрицания законодателем такого политического права у граждан Республики, равно как и невозможность его правового закрепления <13>.

<13> См.: Баймаханова Д.М. Возможность становления института народной законодательной инициативы в Республике Казахстан: постановка проблемы: Материалы Республиканской научно-теоретической конференции "Проблемы реализации положений, принципов и идей Конституции РК". Алматы, 2005. С. 160.

В Казахстане право законодательной инициативы принадлежит строго определенному Конституцией кругу субъектов: Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству (п. 1 ст. 61 Конституции). Конституционным законом от 16 октября 1995 г. "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" определено, что законодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом <14>.

<14> См.: Конституционный закон РК от 16 октября 1995 г. "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 21. Ст. 124; Ведомости Парламента РК. 1997. N 7. Ст. 78; 1999. N 4. Ст. 100; N 10. Ст. 342; 2006. N 23. Ст. 137; 2007. N 12. Ст. 83.

До внесения поправок в Регламент Мажилиса Парламента РК от 12 октября 2005 г., граждане и их объединения обладали так называемым косвенным правом законодательной инициативы <15>.

<15> См.: Постановление Мажилиса Парламента РК от 12 октября 2005 г. "О внесении изменений и дополнений в Регламент Мажилиса Парламента РК" // Ведомости Парламента РК. 2005. N 16. Ст. 71.

Ранее предусматривалось, что проекты законов, исходящие от государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могли быть внесены в Мажилис лишь через органы и лиц, обладающих правом законодательной инициативы.

Однако реализация косвенного права законодательной инициативы указанных субъектов не имела процессуальных гарантий осуществления, что свидетельствовало о декларативности данной нормы.

Исключение данной формулировки из текста Регламента Мажилиса, как нам думается, не вполне оправданно. Учитывая право парламентариев на законодательную инициативу, можно было закрепить особый процессуальный порядок рассмотрения народными избранниками обращений граждан и их объединений.

Депутаты Мажилиса Парламента не единственные представители народа, избирается путем прямых выборов, непосредственно электоратом, наделен определенным объемом законодательных правомочий и глава государства. Порядок осуществления данного конституционного права Президента регулируется в настоящее время Правилами реализации права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан <16>.

<16> САПП РК. 2007. N 34. Ст. 372; N 45. Ст. 527.

Установлено, что, во-первых, разработка проектов законодательных актов, которые предполагается внести на рассмотрение Мажилиса Парламента в порядке законодательной инициативы Президента, осуществляется Администрацией Президента и (или) Правительством или иными государственными органами, а также негосударственными организациями и гражданами по поручению Президента или руководителя Администрации Президента, основанному на поручении главы государства. Во-вторых, предложения о разработке законопроектов, которые предполагается внести на рассмотрение Мажилиса Парламента в порядке законодательной инициативы Президента, могут вноситься на рассмотрение главе государства его Администрацией, Правительством, центральными и местными государственными органами, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями и гражданами.

Таким образом, право законодательной инициативы граждан и негосударственных организаций носит косвенный характер и является предварительной стадией процедуры реализации права президентской законодательной инициативы. Иначе говоря, по собственной инициативе граждане и их объединения могут вносить законодательное предложение (идею), а непосредственно осуществлять разработку проектов законов данные субъекты могут только по поручению главы государства или руководителя его Администрации. В случае принятия главой государства решения о целесообразности такого законопроекта он может, пользуясь своим правом законодательной инициативы, внести его в Мажилис Парламента, но уже от своего имени, и только тогда проект закона будет рассматриваться в обязательном порядке. Очевидно, что граждане и другие субъекты, указанные в Правилах, при отсутствии соответствующего поручения не вправе предложить свой вариант законопроекта.

Следует также обратить внимание на то, что данные Правила не предусматривают механизма реализации гражданской инициативы в форме предложения, в них не определяются вопросы подготовки законопроектов по поручению главы государства.

Полагаем, что вопрос наделения граждан и их объединений правом законодательной инициативы на общегосударственном уровне небесспорен, однако закрепление народной правотворческой инициативы на уровне местного государственного управления и самоуправления необходимо.

В Законе от 23 января 2001 г. "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" <17>, регламентирующем порядок осуществления местного самоуправления в Казахстане, законодатель ограничился такой упрощенной формой организации прямого народовластия, как собрание (сход) местного сообщества, ограничив права граждан на осуществление других более эффективных форм прямого волеизъявления.

<17> См.: Закон РК от 23 января 2001 г. "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. N 3. Ст. 17.

Учитывая зарубежный опыт осуществления местного самоуправления, на наш взгляд, следовало бы расширить перечень форм его осуществления, в том числе предоставив гражданам соответствующей административно-территориальной единицы право прямого обращения в Маслихат (представительный орган местного государственного управления и самоуправления) с предложением принятия нормативного правового акта по вопросам местного значения.

Не наделяя граждан правом на народную правотворческую инициативу и исключая их из числа субъектов права законодательной инициативы, законодатель ставит под сомнение эффективность реализации основных принципов осуществления государственной власти.

Мы должны исходить из главного конституционного положения: единственным источником государственной власти является народ (п. 1 ст. 3 Конституции РК), и потому пробелы в конкретизирующем вопросы демократии конституционно-правовом регулировании не всегда оправданны. Возможность дефекта в виде "сознательного отказа от конституционно-правового регулирования" <18> в этом случае также не исключается.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.А. Авакьяна "Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 8.

<18> См.: Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы Международной научной конференции. С. 11 - 36.

Имеются достаточные основания для расширения демократических начал в государственном управлении. С этих позиций заслуживает внимания практика применения многими демократическими государствами так называемых технологий краудсорсинга в государственном управлении.

Термин "краудсорсинг" в переводе с английского (crowdsourcing, crowd - толпа и sourcing - источник, использование ресурсов) означает передачу отдельных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

Различные модификации краудсорсинга с успехом применяются средствами массовой информации, в коммерческой, банковской, социальной сферах, юридической практике <19>.

<19> См.: Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 31.

В государственном управлении технологии краудсорсинга используют как инновационный метод принятия публичных решений с максимальным учетом общественного мнения, что достигается путем выявления и использования интеллектуального потенциала граждан через интернет-ресурсы.

В Российской Федерации применение данных технологий в государственном управлении стало возможным с принятием ряда нормативных правовых актов, устанавливающих и регламентирующих порядок проведения общественных обсуждений по законопроектам, затрагивающим основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти <20>, а также регламентирующих порядок рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" <21>.

<20> См.: Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 939; Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 159 "Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 1247.
<21> См.: Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // СЗ РФ. 2013. N 10. Ст. 1019.

При всесторонней законодательной регламентации именно краудсорсинг может стать средством реализации гражданских инициатив не только в виде предложений, идей, концепций, но и непосредственных народных правотворческих инициатив, направляемых в представительные органы власти различных уровней.

Литература

  1. Конституционный закон РК от 16 октября 1995 г. "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" // Ведомости Верховного Совета РК. 1995. N 21. Ст. 124; Ведомости Парламента РК. 1997. N 7. Ст. 78; 1999. N 4. Ст. 100; N 10. Ст. 342; 2006. N 23. Ст. 137; 2007. N 12. Ст. 83.
  2. Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 г. "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" // Ведомости Парламента РК. 2007. N 2. Ст. 17; 2011. N 3. Ст. 32; N 14. Ст. 117; 2013. N 5 - 6. Ст. 30.
  3. Закон РК от 23 января 2001 г. "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001. N 3. Ст. 17.
  4. Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 939.
  5. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" // СЗ РФ. 2013. N 10. Ст. 1019.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 159 "Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 1247.
  7. Авакьян С.А. Гарантированное народовластие. Десять причин для конституционных реформ в России // Независимая газета. 2012. 16 октября. URL: http://www.ng.ru/ng_politics/2012-10-16/15_narodovlastie.html.
  8. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.А. Авакьяна "Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 8.

  1. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 28 - 31 марта 2007 г. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2008.
  2. Баймаханова Д.М. Возможность становления института народной законодательной инициативы в Республике Казахстан: постановка проблемы: Материалы Республиканской научно-теоретической конференции "Проблемы реализации положений, принципов и идей Конституции РК". Алматы, 2005.
  3. Важнов С.С. Институт правотворческой инициативы граждан в системе народовластия в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
  4. Вахитов М.М. Конституционно-правовое регулирование участия граждан Российской Федерации в региональном правотворчестве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 4.
  5. Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Конституционное право и политика: Сб. материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, 28 - 30 марта 2012 г. / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012.
  6. Курячая М.М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6.
  7. Путин В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. N 20. 6 февраля.