Мудрый Юрист

Чтоб закон работал. Тендерный комитет издал два приказа во исполнение положений контрактной системы

Московские власти продолжают работу, направленную на реализацию положений нового Закона о контрактной системе. Так, Приказами Департамента города Москвы по конкурентной политике от 19.03.2014 N 70-01-36/14 и от 03.04.2014 N 70-01-44/14 были утверждены Положение Межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок и Примерное положение о контрактной службе.

Еще раз отметим, что оба Приказа были приняты во исполнение Закона N 44-ФЗ, а Приказ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 19.03.2014 N 70-01-36/14 (далее - Приказ N 70-01-36/14) - Постановления правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы". С него мы и начнем.

Москве - межведомственная комиссия

Приказом N 70-01-36/14 утверждено Положение о межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок (далее - положение), которое определяет цели создания, функции, состав и порядок деятельности межведомственной городской комиссии по осуществлению закупок путем их проведения в форме:

Необходимость принятия означенного нормативного акта продиктована положениями ст. 39 Закона N 44-ФЗ, а также целым рядом норм Постановления правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП "О системе закупок города Москвы", содержание которых нашло свое отражение и в самом Приказе N 70-01-36/14. Например, ограничение минимального количества состава членов межведомственной комиссии - не менее пяти человек - содержится в п. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ, а также в п. 3.3 Постановления N 67-ПП, а требование Положения о том, что комиссия должна иметь в своем составе не менее 50% специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере осуществления закупок, содержится в п. 4.3 Постановления N 67-ПП. При этом персональный состав межведомственной комиссии утверждается приказом руководителя либо иного должностного лица тендерного комитета. Перечень лиц, которые не вправе являться членами комиссии, практически идентичен тому, который указан в п. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

Справедливости ради отметим, что норма Положения, касающаяся регламентации количества членов комиссии, несколько строже относится к минимально требуемому количеству членов комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, чем норма ст. 39 Закона N 44-ФЗ. Так, Положением предусмотрено количество членов комиссии, в том числе при осуществлении закупок путем проведения запроса предложений, не менее пяти человек. Однако ст. 39 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что число членов комиссии по рассмотрению заявок на участие именно в запросе предложений должно быть не менее трех человек.

Цели межведомственной комиссии:

  1. рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсах, проведение обсуждения на первом этапе двухэтапного конкурса, рассмотрение заявок по запросу предложения, предквалификационного отбора участников конкурса, подведение итогов и определение победителей конкурсов, признание конкурсов несостоявшимися;
  2. рассмотрение заявок на участие в аукционе в электронной форме, определение участников, подведение итогов аукционов в электронной форме, признание аукционов в электронной форме несостоявшимися.

В функции Межведомственной комиссии входит:

Как создать контрактную службу?

Вторым документом - Приказом Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 03.04.2014 N 70-01-44/14 (далее - Приказ N 70-01-44/14) - утверждено Примерное положение о контрактной службе. Согласно ст. 38 Закона N 44-ФЗ, заказчики создают контрактную службу, в случае если их совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб. При этом Закон регламентирует необязательность создания данного структурного подразделения.

Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. На федеральном уровне такое Типовое положение о контрактной службе утверждено Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631. В Москве на региональном уровне Приказом N 70-01-44/14 утверждено свое Примерное положение о контрактной службе.

Согласно документу, контрактная служба может быть создана заказчиком путем двух вариантов:

  1. в виде отдельного подразделения;
  2. путем утверждения постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного подразделения.

Взаимодействие контрактной службы с другими подразделениями заказчика, комиссией по осуществлению закупок определяется в порядке, установленном в специальном приложении N 1 к Приказу N 70-01-44/14.

Согласно этому приложению, контрактная служба взаимодействует с финансовым и юридическим подразделениями заказчика, а также подразделениями, являющимися функциональными заказчиками закупки. При этом вопросы планирования закупок и обоснования начальной цены контракта работники контрактной службы решают с участием финансового подразделения заказчика и подразделениями, являющимися функциональными заказчиками закупки (так называемыми инициаторами закупки). Также во взаимодействии с финансовым подразделением контрактная служба рассматривает банковские гарантии и организацию оплаты контракта. Во взаимодействии с юридическим подразделением и инициатором закупки контрактная служба выполняет функции по приемке товара, работ, услуг, ведет претензионную работу. Кроме того, именно во взаимодействии с юридическим подразделением контрактная служба производит заключение и изменение контракта. Во взаимодействии именно с инициатором закупки контрактная служба выполняет функции по обоснованию закупок и их общественному обсуждению.

Все остальные функции контрактная служба выполняет самостоятельно, например организацию работы комиссий, привлечение специализированных организаций, экспертов для проверки результатов исполнения контракта, работу в единой информационной системе в сфере закупок или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ, направление сведений в реестр недобросовестных поставщиков, участие в рассмотрении жалоб в контролирующих органах.

Кто с кем и зачем

Приказом N 70-01-44/14 установлен и конкретный порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями заказчика при выполнении тех или иных своих функций.

Так, при планировании инициатор закупок в течение пяти дней после утверждения бюджета на соответствующий год, но не позднее 10 декабря, представляет в контрактную службу соответствующие заявки о включении закупки в план-график. В течение 10 дней после утверждения бюджета на соответствующий год, но не позднее 15 декабря, контрактная служба формирует проект плана-графика закупок и направляет его на утверждение. На утверждение плана-графика дается 10 рабочих дней после либо получения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств, либо утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, но в любом случае не позднее 20 декабря текущего года. План-график может быть изменен в случае изменения потребностей в продукции в срок не позднее 20 числа месяца, предшествующего началу соответствующего квартала.

При определении поставщика порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями заказчика следующий. За три недели до запланированной даты публикации процедуры закупки инициатор закупки представляет в контрактную службу:

Затем при формировании документации о закупке контрактная служба согласовывает с юридическим и финансовым подразделениями проект документации о закупках в рамках установленной компетенции.

При заключении и исполнении контракта примерный порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями заказчика таков. Контрактная служба направляет победителю определения поставщика соответствующий проект контракта. Если от победителя тендера поступил протокол разногласий, данный протокол подлежит совместному рассмотрению контрактной службой, юридическим подразделением и инициатором закупки. Если будет подтверждена необходимость внесения изменений в заключенный контракт, контрактная служба готовит проект соответствующего дополнительного соглашения к контракту, согласует его с юридическим и финансовым подразделениями и обеспечивает его подписание. Приемка товаров, работ, услуг, а также проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги обеспечивается контрактной службой совместно с инициатором закупки.

Для организации оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта контрактная служба осуществляет подготовку и направляет в финансовое подразделение соответствующие документы.

Совместно с юридическим подразделением заказчика контрактная служба осуществляет взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяет меры ответственности, в том числе направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства).

Все решают кадры

Для реализации функций контрактной службы предъявляются определенные требования к ее работникам. В частности, они обязаны не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не проводить переговоры с участниками закупок до выявления победителя торгов, привлекать в случаях, в порядке и с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством, к своей работе экспертов, экспертные организации.

При этом руководитель контрактной службы несет персональную ответственность за деятельность всей контрактной службы, а ее работники несут персональную ответственность за ввод данных в Единую автоматизированную информационную систему торгов города Москвы. Кроме того, работники контрактной службы, виновные в нарушении законодательства, иных нормативных правовых актов, а также норм Положения (регламента) о контрактной службе заказчика, могут нести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность.

Приказом N 70-01-44/14 установлено, что работниками контрактной службы могут быть только госслужащие, включенные в реестр госслужащих города Москвы, замещающих должности, связанные с подготовкой и размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Москвы, и (или) являющихся членами конкурсных (аукционных) комиссий по размещению заказа города Москвы.