Мудрый Юрист

Антимонопольное законодательство и ФАС: новеллы или реформа?

Бородин Сергей Владимирович, вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, член Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, кандидат юридических наук.

В работе проводится анализ поправок к Федеральному закону "О защите конкуренции". Исследуются новые механизмы регулирования субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, а также изменения в государственном регулировании создания государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Ключевые слова: защита конкуренции, антимонопольное законодательство, доминирующее положение, государственная монополия.

Antitrust law and FAS: news or reform?

S.V. Borodin

Borodin Sergej Vladimirovich, vice-president of the International union (commonwealth) of attorneys, member of the Scientific-Consultative board under the Public chamber of the RF, candidate of juridical sciences.

In work the analysis of amendments to the federal law "About protection of the competition" is carried out. New mechanisms regulation of the subjects occupying a dominant position in the market are investigated; and also changes in state regulation of creation of the state and municipal unitary enterprises.

Key words: protection of the competition, antitrust law, dominant position, state monopoly.

Состояние конкуренции является принципиально важным для развития современного государства. Конкурентная среда задает тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка конкуренции в различных отраслях экономики является важнейшей стратегической задачей государства.

В настоящее время осуществляется реформирование антимонопольного законодательства для приведения его в соответствие с изменениями, происходящими в конкурентной среде. В частности, основания проведения внеплановой проверки дополнены нормой, позволяющей проводить данные мероприятия не только по материалам, поступившим из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, но и от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, указывающим на признаки нарушения антимонопольного законодательства (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ).

Но это только часть изменений. В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления, 12 сентября 2013 г. на обсуждение Общественной палатой РФ были вынесены поправки к проекту Федерального закона N 199585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции".

Представленный текст поправок к проекту является самым объемным и радикальным изменением антимонопольного законодательства РФ за последние более чем пять лет. Поправки изменяют все ключевые институты антимонопольного законодательства и создают новые:

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых положениях этого проекта.

1. Новые механизмы регулирования субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

Прежде всего, нововведения касаются дополнений в ст. 10, которые предусматривают законодательную новеллу - разработку ФАС правил недискриминационного доступа к продукции монополий.

Сами разработчики законопроекта указали на то, что данная поправка вносится с целью повышения прозрачности деятельности и недопущения создания хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, дискриминационных условий и не имеет своей целью введение государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Однако данное утверждение вызывает определенные возражения, прежде всего со стороны самих участников рынка. Они полагают, что данный законопроект фактически вводит государственное регулирование цен монополистов.

Федеральная антимонопольная служба в 2011 г. уже разрабатывала такие правила недискриминационного доступа на рынок апатитового концентрата. Однако, вместо того чтобы защищать рынок, т.е. потребителей апатита, от произвола поставщика-монополиста, эти правила защищают самого монополиста и его экономические интересы. После критики в Правительстве "правила" изменили статус на "рекомендации", необязательные к применению.

Теперь же ФАС продвигает принятие законодательного решения, закрепляющего в законе право ФАС регулировать цены монополий.

Производители на местах считают, что таким инструментом будет вооружена Федеральная антимонопольная служба в интересах монополиста, а значит, "забудет" о своей задаче - защите конкуренции. Причем весьма странным образом - предпочитая одних монополистов другим.

Например, ОАО "Минудобрения" (г. Россошь Воронежской области) очень сильно зависит от поставляемого апатитового концентрата производства ОАО "Апатит", структурной единицы холдинга "Фосагро". Закупки этого сырья у других производителей ("Еврохим" и "Акрон") для них невозможны, поскольку эти компании обеспечивают апатитом практически только собственные потребности. Работать же на другом фосфоросодержащем сырье россошанские агрегаты не могут. В прошлом году со стороны "Фосагро" были выдвинуты новые ценовые условия по контрактным закупкам апатитового концентрата, с привязкой к цене марокканских фосфоритов. В результате цены на апатит будут значительно повышены, и в дальнейшем их уровень станет неопределенным, так как будет зависеть от решений марокканского монарха. Потребители же удобрений предлагают сохранить прежние ценовые условия при перезаключении долгосрочных договоров поставки, т.е. ежегодно корректировать цену на показатель промышленной инфляции согласно данным Росстата. Этот индекс учитывает рост цен и издержек в промышленности, и его применение обеспечивает как экономическую эффективность производства апатитового концентрата, так и рентабельность производства удобрений из него.

Однако "Фосагро" настаивает на введении нового ценового условия, предполагающего повышение цен на апатит в два раза. На фоне этого конфликта (!) Федеральной антимонопольной службой была разработана формула цены, учитывающая стоимость фосфатов, добываемых в Марокко.

Большой вопрос вызывает сам факт такого тесного "взаимодействия" монополиста "Фосагро" и антимонопольной службы, которая почему-то выступает не в защиту рынка, а в защиту монополиста, и не просто попустительствует двукратному повышению цен на апатит, а всячески отстаивает это.

При этом одним из аргументов ФАС является якобы несоответствие прежних ценовых условий нормам ВТО, в которую вступила Россия в этом году. Однако правила ВТО запрещают любое государственное регулирование цен в отношении апатитового концентрата, кроме снижения ввозных таможенных пошлин на этот товар. А принятие Правил и будет тем инструментом государственного регулирования цен на апатит в случае принятия соответствующих поправок. То есть монополисты смогут получить легальный инструмент повышения цен и выдавливания с рынка других участников. Возникает реальная угроза создания олигополистических рынков при поддержке государства в лице ФАС.

При этом такая ценовая политика ФАС касается не всех товаропроизводителей. Так, например, ФАС выступила против Газпрома, пытающегося установить монопольно высокие цены на серу, и наложила на него крупный штраф. В случае с "Фосагро" ФАС действует против рынка, в защиту монополиста.

Таким образом, изменения, закрепляющие правила недискриминационного доступа к продукции монополий, фактически вводят государственное регулирование цен монополистов. Представляется, что данные нововведения, вместо того чтобы защищать рынок от произвола поставщика-монополиста, направлены на защиту самого монополиста и его экономических интересов.

2. Новое государственное регулирование создания государственных и муниципальных унитарных предприятий (Глава 5.1. Антимонопольные требования к созданию государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% (долей) которых принадлежит государству).

Законопроект предусматривает антимонопольный контроль при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству. В соответствии с законопроектом создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству, без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в порядке, установленном настоящей главой, не допускается.

Сразу возникает ряд вопросов. Если таких акций у государства в результате рыночных процедур (т.е. не при создании, а в процессе текущей деятельности: при консолидации пакетов, обращении акций в доход государства и т.п.) стало больше 50%, требуется письменное согласование ФАС? Почему тогда принят за основу критерий "более 50% акций", а не 35% или 70%? Почему только "унитарных предприятий", ведь недавно к ним приравняли во многом приравненные к ним госкорпорации - тоже с согласия ФАС надо создавать?

Данное нововведение представляется необоснованным.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусматривает процедуру создания и регистрации государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Данный порядок с изменениями, не касающимися основных положений рассматриваемой процедуры, действует с 2002 г. Он является устоявшимся и хорошо проработанным на практике. Введение же дополнительного элемента в процедуру создания государственных и муниципальных предприятий будет являться необоснованным ее усложнением.

Следовательно, антимонопольный контроль здесь представляется нецелесообразным, поскольку усложнит существующую процедуру создания государственных и муниципальных предприятий и может привести к злоупотреблениям со стороны ФАС.

Подводя общий итог рассматриваемых поправок, а также в целом по законопроекту, необходимо отметить, что большинство концептуальных изменений существенно ухудшают положение национального бизнеса, вводят новые запреты и новые формы прямого и косвенного вмешательства ФАС в хозяйственную деятельность предприятий и государственных и муниципальный учреждений, ставят развитие национального бизнеса в зависимость от государства, исключая функционирование рыночных отношений как самостоятельной, саморегулируемой экономической системы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О защите конкуренции" // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Поправки к проекту Федерального закона N 199585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". URL: // http://regulation.gov.ru/project/5649.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=2821.
  3. Мнения экспертов по проекту Федерального закона N 199585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции". URL: // http://regulation.gov.ru/project/5649.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=2821.