Мудрый Юрист

Справедливость и право во взглядах древнегреческих философов

Юнусов Самур Абдулжабарович, преподаватель-методист юридического факультета ФКОУ ВПО "Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний".

В данной статье проанализированы воззрения древнегреческих философов на принцип справедливости и воплощение его в праве, а также его отражение в современном российском праве.

Ключевые слова: справедливость, принцип, право, государство, равенство, права, обязанности.

Justice and law in doctrines of philosophers of Ancient Greece

S.A. Yunusov

Yunusov Samur Abdulzhabarovich, teacher-methodologist of the law faculty Academy of the Federal Penal Service.

In this article has analyzed the views of the ancient Greek philosophers to the principle of justice and law in his incarnation, as well as reflected in modern Russian law.

Key words: justice, principle, law, state, equality, rights, obligations.

Выдвинутый еще древними мыслителями принцип справедливости и равенства составляет ядро всего современного права, в том числе социальных прав человека. Идею социальной справедливости поддерживают все мировые религии. Христианство призывает "возлюбить ближнего, как самого себя". В иудаизме понятия "милосердие" и "справедливость" обозначаются одним и тем же словом. Один из пяти столпов исламской веры - закат - представляет собой милостыню бедным и нуждающимся. Буддисты считают своим долгом заботиться о бедных.

На состоявшемся в 2007 г. XI Всемирном русском Соборе Патриарх Алексий II отмечал, что для искоренения бедности необходимо построить этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности: "Все мы - Церковь, государство, предприниматели, общество в целом - должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных, униженных, отчаявшихся людей".

Проблему преодоления бедности и обеспечения социальной справедливости можно назвать всемирной <1>.

<1> См.: Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. N 122. С. 13.

В философской литературе справедливость в течение длительного времени рассматривалась только как явление морального порядка <2>. Впоследствии она стала трактоваться и как качественная особенность определенной категории общественных отношений. На этой основе возникло понятие социальной справедливости как объективного явления общественной жизни.

<2> См., например: Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 389; Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 298 - 299.

При рассмотрении справедливости часто производится ее деление на распределительную и уравнивающую, распределительную и возмездную <3>, обращается внимание на существование справедливости цели, средства и результата поведения <4>.

<3> См.: Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 251; Лафарг П. Сочинения. Т. III. М., 1931. С. 56 - 65; Спиркин А.Т. Философия. М., 1998. С. 665.
<4> См.: Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989. С. 31, 34.

Мыслители античности, такие как Гомер, Пифагор, Солон, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, связывали справедливость с представлением о государстве.

Эти и подобные им утверждения не раскрывают качественного своеобразия справедливости. Можно согласиться с представлением о ней как о мере воздаяния и мере требования, равно как и о мере человеческих поступков, но такое представление не раскрывает содержания и границ этих мер. То же самое мы вправе сказать и о взглядах, предлагающих разграничивать справедливость цели, средства и результата поведения. Компенсация как способ устранения неблагоприятных последствий социального и экономического неравенства, о которой пишет Дж. Ролз, могла бы рассматриваться в качестве признака справедливости, но в качестве только одного из ее признаков и не во всех случаях. Неравенство может возникнуть не только вследствие природных дарований и напряженного личного труда, но и в результате преступных действий преуспевающих людей (это признает и Дж. Ролз). Следовательно, обладание нажитым таким образом богатством, даже если оно будет использоваться с определенной выгодой для других людей, не может считаться справедливым <5>.

<5> См.: Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. 2009. N 9. С. 5.

Суждения древних о неразрывной связи идеи справедливости, правды, истины с общественными интересами людей, с их государственной жизнью нашли выражение в мифе, который, по свидетельству Платона, сочинил Протагор (481 - 411 гг. до н.э.). Протагор полагал, что политическое искусство состоит в том, чтобы люди, соединившись для совместной жизни в городе (т.е. в государстве), не причиняли друг другу обиды. Именно потому, что взаимные обиды ведут к уничтожению совместной жизни людей в городе, их рассеиванию и гибели, Зевс привел к людям Стыд и Правду, чтобы они водворяли порядок в городах и укрепляли дружбу, и приказал разделить их между всеми, установив закон: тех, кто не в состоянии их иметь, "убивать, как язву города" <6>.

<6> Античные философы: свидетельства, фрагменты, тексты. Киев, 1955. С. 23, 26, 38.

В учении Платона о справедливости имеются суждения, которые на протяжении веков не потеряли своей актуальности. Так, он отмечал, что законность и справедливость совпадают, что у писаных законов и обычаев имеется справедливое начало. Философ опроверг тезис софиста Фраимаха о том, что справедливость - это пригодное для сильного тождество закона и справедливости. По Платону, идеальное государство строится на началах законности, а не на усмотрении правителя, ибо в последнем случае наступают "порча и несправедливость" государственного строя и законов государства <7>.

<7> Беланова Г.О. Понятие юридической справедливости как основания правоприменительного акта: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2003. С. 22.

Представляют интерес и рассуждения Платона о равенстве как критерии справедливости. В основе этого учения лежит идея воздаяния равным за равное. Причем равенство рассматривалось им как изменяющаяся в зависимости от обстоятельств "надлежащая мера" и соответствующее ей пропорциональное воздаяние. В "Законах" Платон выделяет два вида равенства, которые хотя и одноименны, но на деле во многом чуть не противоположны. Из них первым на почетное место он выносит равенство мер, веса, числа. Суть этого истинного и наилучшего равенства состоит в следующем: оно уделяет большему большее, меньшему меньшее, каждому давая соразмерно его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда людям более добродетельным в противоположность тем, что менее преуспели в добродетели и воспитании. Оно разумно уделяет каждому надлежащее. Если учесть, что одной из основных добродетелей античности признавалось богатство, то равенство по человеческим достоинствам по сути своей выражало реальные отношения социального неравенства <8>.

<8> Там же.

Справедливость в политических делах обеспечивалась строгой соподчиненностью сословий во имя интересов всех. Философы как наиболее способные должны были осуществлять высшее правление, воины - обеспечивать вооруженную защиту, земледельцы и ремесленники - давать пищу, одежду, жилье. Причем оба первые сословия управляли производителями <9>. Проект справедливого и идеального государства Платона, по существу, представлял собой модель рабовладельческого общества и государства с характерным для него классовым расслоением и антагонизмами, где утверждалась незыблемость социального статуса различных социальных классов <10>.

<9> См.: Платон. Сочинения. М., 1971. Т. 3. С. 579 - 613.
<10> Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984. С. 35 - 43.

"Государство" - одно из самых значительных произведений Платона - проникнуто высоким гуманизмом. Воспитание искусством, наукой - основа блага граждан утопического идеального государства Платона, исключающего насилие <11>. Все существовавшие в древности государства ученый относил к отрицательному типу, где господствуют несправедливость, тирания, ярко выраженная противоположность между богатыми и бедными, причем первые подавляют вторых, в том числе с помощью законов, содержащих суровые наказания.

<11> Платон. Сочинения. Т. 1. С. 89.

Этическим идеалом греко-римской культуры долго еще была идея государства и законодательного совершенства, справедливости как цельной закономерности: Платон вполне мог бы назвать свое "Государство" "Законами", поскольку для него государство и было воплощением закона, порядка, меры ("симфонии" и "симметрии") <12>.

<12> Исаев И.А. "О противоречиях у стоиков": естественное право и справедливость // История государства и права. 2013. N 17. С. 5.

Таким образом, Платон обосновал идею социального неравенства как выражение высшей справедливости, имеющей божественное происхождение, как "самое истинное и наилучшее равенство, ибо это - суждение Зевса". В то же время подлинное равенство людей было не только признано второстепенным, но и случайным, вредным явлением, связь которого со справедливостью весьма проблематична.

Синтезом идей древнегреческих философов можно считать взгляды Аристотеля, относившего справедливость к ключевым понятиям, без которых не может существовать ни гражданин, ни политическая жизнь в целом. Аристотель первым разработал структуру справедливости, указав две ее формы осуществления: уравновешивающую и распределяющую. Уравновешивающая справедливость предполагает эквивалентность обмена, воздаяние равным за равное без учета индивидуальных особенностей действующих субъектов. Распределительная справедливость, напротив, на первое место ставит характеристику действующих, в результате чего один может получить больше, чем другой <13>.

<13> Сабанин С.Н. Справедливость освобождения от уголовного наказания. Екатеринбург. Уральская государственная юридическая академия совместно с Екатеринбургской высшей школой МВД РФ, 1993. С. 6.

В комментарии к одному эдикту Ульпиан писал: "Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении к другому, такие же положения могут быть применены и в отношении его самого" (фраза напоминает впоследствии сформулированный Кантом категорический императив). Мнение Аристотеля по этому поводу таково: "Справедливость - это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздать по заслугам" <14>.

<14> Цит. по: Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории государства и права. М., 1997.

Справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политическом и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций <15>.

<15> См.: Там же. С. 197.

Проследив историю формирования представлений о справедливости, можно считать, что она зарождалась у человечества как чувство, сохранялась на протяжении развития общества, приобретала рациональный характер, становилась идеей, идеалом и мечтой человечества, формировалось как понятие о должном, соответствующем представлении о сущности человека, его поведении с другими и обществом.

Сложившееся в настоящее время понятие социальной справедливости, отраженное в российском праве, несет на себе отпечаток взглядов тех мыслителей, идеи которых проанализированы выше. Вместе с тем проведенное исследование показало, что справедливость не может быть сведена только к удовлетворению интересов отдельных личностей, она неразрывно связана с удовлетворением интересов общества в целом и в этом смысле дает представление о социальной и юридической справедливости.

Литература

  1. Античные философы: свидетельства, фрагменты, тексты. Киев, 1955. С. 23, 26, 38.
  2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 251.
  3. Беланова Г.О. Понятие юридической справедливости как основания правоприменительного акта: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2003. С. 22.
  4. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989. С. 31, 34.
  5. Зорькин В.Д. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. N 122. С. 13.
  6. Исаев И.А. "О противоречиях у стоиков": естественное право и справедливость // История государства и права. 2013. N 17. С. 5.
  7. Лафарг П. Сочинения. Т. III. М., 1931. С. 56 - 65.
  8. Нерсесянц В.С. Платон. М., 1984. С. 35 - 43.
  9. Платон. Сочинения. М., 1971. Т. 3. С. 579 - 613.
  10. Сабанин С.Н. Справедливость освобождения от уголовного наказания. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия совместно с Екатеринбургской высшей школой МВД РФ, 1993. С. 6.
  11. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1975. С. 298 - 299.
  12. Спиркин А.Т. Философия. М., 1998. С. 665.
  13. Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. 2009. N 9. С. 5.
  14. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 389.
  15. Четвернин В.А. Понятия права и государства. Введение в курс теории государства и права. М., 1997.