Мудрый Юрист

Порядок исполнения административных наказаний, назначаемых должностными лицами военных комиссариатов, и ответственность за уклонение от уплаты административного штрафа

Соколов Я.О., старший помощник по правовой работе начальника отдела военного комиссариата Ростовской области по Пролетарскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону.

Рассмотрены процессуальные вопросы привлечения граждан к административной ответственности за правонарушения, дела о которых подведомственны должностным лицам военных комиссариатов.

Ключевые слова: военные комиссариаты, должностные лица, административные взыскания.

The administrative arrangements punishments appointed officials military commissioners, and responsibility for the evasion of the administrative penalty

Ya.O. Sokolov

Discussed procedural issues involving citizens to administrative responsibility for offenses within the jurisdiction of the case on which the officials of military recruitment offices.

Key words: military recruitment, officials, administrative penalties.

Привлечение граждан к административной ответственности за правонарушения, дела о которых подведомственны должностным лицам военных комиссариатов, - достаточно трудоемкий и ответственный процесс, не допускающий отступления от требований закона, нарушения процессуальной формы.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) военные комиссариаты рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в статьях гл. 21 "Правонарушения в области воинского учета" (ст. ст. 21.1 - 21.7), а также ст. 19.25 "Неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей" названного Кодекса. Согласно ч. 2 ст. 23.11 КоАП РФ полномочиями по рассмотрению дел вышеперечисленной категории наделяются:

  1. военные комиссары;
  2. начальники отделов военных комиссариатов;
  3. начальники отделений отделов военных комиссариатов.

Цель любого административного наказания, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Целями непосредственно военных комиссариатов при назначении административных наказаний являются следующие.

  1. Предупреждение нарушения гражданами и должностными лицами:

а) обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719;

б) военно-транспортных мобилизационных обязанностей, определенных Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175.

  1. Своевременное пресечение действий (бездействия) граждан, направленных на уклонение от призывных мероприятий, при отсутствии в данных деяниях признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации "Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы", а также профилактика совершения данного преступления.

Однако для того, чтобы указанные цели были достигнуты, рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении наказания недостаточно. Наказание должно быть исполнено.

Стадия исполнения является завершающей в производстве по делу об административном правонарушении. Особое значение данной стадии заключается в том, что она призвана довести до конечного результата процедуру привлечения виновного к ответственности и обеспечить реализацию принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение. Если же это положение будет нарушено, эффект административного разбирательства окажется ничтожным, а правонарушитель убедится в своей безнаказанности.

А.С. Дугенец, М.Я. Масленников отмечают, что "грамматическое толкование ч. ч. 1 и 2 ст. 29.11 и ст. 32.1 КоАП Российской Федерации дает основание считать, что исполнение постановления о назначении административного наказания фактически начинается с момента окончания рассмотрения дела об административном правонарушении: копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его представителю, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается ему по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления. Это суждение подтверждается правилом исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения: оно исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим такое постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП Российской Федерации" <1>.

<1> Дугенец А.С., Масленников М.Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. N 9.

А.В. Семенистый выделяет четыре основных этапа исполнения постановления по делу об административном правонарушении:

  1. вступление постановления в законную силу;
  2. обращение постановления к исполнению;
  3. приведение постановления в исполнение;
  4. окончание исполнения постановления.

Кроме того, могут иметь место факультативные этапы: отсрочка исполнения постановления, приостановление исполнения, замена лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <2>.

<2> Семенистый А.В. Правовые и организационные основы исполнения органами внутренних дел постановлений о назначении административных наказаний: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 74.

В науке административного права существует мнение, что можно выделить также постисполнительный этап, т.е. этап применения мер административно-правового воздействия в отношении лица, уклонившегося от исполнения наказания <3>. Соответствующий порядок привлечения граждан к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ будет рассмотрен далее.

<3> Дугенец А.С., Масленников М.Я. Указ. соч.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление должностного лица военного комиссариата по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  1. после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано. В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ данный срок составляет 10 дней со дня вручения копии постановления лицу, имеющему право на обжалование, или получения им этой копии;
  2. после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Данный срок на основании ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ также составляет 10 дней.

"Отвечая на вопрос о моменте вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в случае, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии лица по указанному адресу, Президиум Верховного Суда Российской Федерации проанализировал положения КоАП Российской Федерации <4>, Правила оказания услуг почтовой связи и пришел к выводу, что днем приобретения постановлением юридической силы будет дата поступления его копии в орган, должностным лицам, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия адресата или его уклонения от получения постановления" <5>.

<4> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г. Вопрос 19.
<5> Емшанов И.С. Проблемы реализации положений КоАП Российской Федерации о вступлении в законную силу постановления о назначении административного наказания // Административное право и процесс. 2011. N 6.

В ст. 31.2 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Согласно ст. 31.3 КоАП РФ должностное лицо военного комиссариата, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обращает его к исполнению.

В случае если данное постановление обжаловалось или опротестовывалось, но не было отменено, в течение трех суток с момента вступления в законную силу оно направляется в военный комиссариат.

Статья 31.5 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела допускает отсрочку уплаты административного штрафа на срок до одного месяца или ее рассрочку на срок до трех месяцев.

В порядке ст. 31.6 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания может быть приостановлено должностным лицом военного комиссариата, вынесшим данное постановление, в случае принесения протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое немедленно направляется в Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации, если постановление уже туда поступило.

Исполнение постановления о назначении административного наказания прекращается в следующих случаях, предусмотренных ст. 31.7 КоАП РФ:

  1. издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  2. отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  3. смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
  4. истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 КоАП РФ (будут рассмотрены ниже);
  5. отмены постановления;
  6. вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, процессуального решения о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Рассмотрим сроки давности исполнения административного наказания. Общий срок давности, установленный ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, составляет два года со дня вступления постановления в законную силу. Согласно ч. 2 данной статьи течение указанного срока прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые может быть обращено административное взыскание.

В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления, а в случае рассрочки - продлевается на срок ее действия.

Согласно ст. 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется должностным лицом военного комиссариата, его вынесшим, путем вручения или направления копии постановления.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа имеет свои особенности. Частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ определен 60-дневный срок уплаты штрафа со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную, банковскую организацию, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, а также соответствующей информации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, должностное лицо военного комиссариата, вынесшее постановление, в течение 10 суток направляет его с отметкой о неуплате штрафа судебному приставу-исполнителю.

На основании ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ (в данном случае - оригинал постановления о назначении административного наказания) и заявление (сопроводительное письмо должностного лица военного комиссариата) подаются в подразделение Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 данного Закона. В ч. ч. 1 - 2 указанной статьи установлено следующее.

Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

В порядке ч. ч. 7 - 8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" направленные из военного комиссариата материалы передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Затем судебный пристав-исполнитель в этот же срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении.

Копия соответствующего постановления на основании ч. 17 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, направляется взыскателю - в военный комиссариат.

Требования, предъявляемые ФССП к содержанию поступившего из военного комиссариата на исполнение постановления о назначении административного наказания определены в ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В постановлении должны быть указаны:

  1. наименование должностного лица, вынесшего постановление;
  2. номер дела об административном правонарушении или номер постановления;
  3. дата вынесения постановления;
  4. дата вступления постановления в законную силу <6>;
<6> Данные требования закреплены также в ч. 4 ст. 31.3 КоАП РФ.
  1. сведения о должнике и взыскателе:

а) для должника - физического лица - фамилия, имя, отчество, место жительства (место пребывания), дата и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, - также дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для должника-организации - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

г) для взыскателя - военного комиссариата - наименование, место нахождения, фактический адрес, реквизиты оплаты штрафа;

  1. резолютивная часть постановления, содержащая требование об уплате должником административного штрафа;
  2. отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа.

Если должностным лицом военного комиссариата, рассмотревшим дело об административном правонарушении, должнику была предоставлена отсрочка или рассрочка выплаты административного штрафа, то в постановлении указывается, с какого времени начинается срок исполнения возложенной обязанности.

Несоблюдение вышеперечисленных требований является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в порядке ч. 1 ст. 31 вышеназванного Федерального закона. Данной нормой предусмотрены и другие основания для отказа в возбуждении исполнительного производства по поступившим из военного комиссариата материалам:

  1. исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем;
  2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда место совершения исполнительных действий неизвестно;
  3. истек и не восстановлен судом двухгодичный срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. не вступило в законную силу постановление должностного лица военного комиссариата о назначении административного штрафа;
  5. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <7>;
<7> Данной нормой определен порядок прекращения исполнительного производства.
  1. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <8>.
<8> Указанной статьей определен порядок окончания исполнительного производства.

Устранение обстоятельств, предусмотренных в первых четырех случаях, не препятствует повторному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном законом.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" после возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, может быть возвращен в военный комиссариат в следующих случаях:

  1. по заявлению взыскателя;
  2. если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, в которых законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
  3. если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;
  4. если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа;
  5. если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

При наличии данных обстоятельств судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства. Возвращение в военный комиссариат постановления о назначении административного наказания не является препятствием для его повторного предъявления к исполнению в пределах двухгодичного срока, установленного ч. 7 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

При направлении военным комиссариатом в ФССП нескольких постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в отношении одного лица, согласно ст. 34 Федерального закона "Об исполнительном производстве" их исполнение осуществляется в рамках одного сводного исполнительного производства.

Согласно ч. 1 ст. 65 названного Закона при проведении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск должника, если сведения о местонахождении должника и его имущества отсутствуют. По заявлению должностного лица военного комиссариата на основании подп. 2, 3 ч. 5 ст. 65 указанного Закона может быть организован розыск как должника, так и его имущества, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10000 руб. Очевидно, что объявление в розыск лица, не уплатившего административные штрафы, назначенные за правонарушения в области воинского учета, возможно только в рамках сводного исполнительного производства, так как максимальный штраф по статьям гл. 21 КоАП РФ для правонарушителя - физического лица не превышает 500 руб., для должностного лица - 1000 руб.

В ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указано, что судебный пристав-исполнитель вправе применить в качестве мер принудительного исполнения: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Так, в порядке ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве" изымаются в счет погашения долга денежные средства должника, хранящиеся в банках.

Должностным лицам военных комиссариатов при направлении материалов в ФССП необходимо выяснять место работы граждан-должников. Сообщение этой информации судебному приставу-исполнителю позволит наложить взыскание на заработную плату гражданина и существенно упростит процесс оплаты долга.

Согласно ч. ч. 1 - 2 ст. 31.10 КоАП РФ постановление о назначении административного штрафа, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается судебным приставом-исполнителем должностному лицу военного комиссариата, вынесшему постановление.

Далее определим порядок действий должностных лиц военных комиссариатов при возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ "Уклонение от исполнения административного наказания".

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки должностное лицо военного комиссариата, вынесшее постановление, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Данный протокол в порядке ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ направляется по месту рассмотрения в мировой суд немедленно после составления, так как наказание по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административный арест.

Рассмотрим состав указанного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ "неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов".

Объект данного правонарушения - порядок исполнения административного наказания.

Форма совершения - бездействие, состав формальный.

Местом совершения административного правонарушения следует считать место жительства лица, не уплатившего административный штраф <9>.

<9> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 марта 2010 г. Вопрос N 8.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неуплате наложенного административного штрафа в 60-дневный срок. Срок начинает исчисляться со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки выплаты штрафа.

Таким образом, если постановление о наложении административного штрафа не обжаловалось гражданином в определенный законом 10-дневный срок, отсрочка или рассрочка платежа не устанавливались, процессуальные сроки не переносились в связи с выходными и праздничными днями, основания для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ наступают через 70 дней после назначения административного штрафа.

Как указано в ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, повод для возбуждения должностным лицом военного комиссариата дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ возникает:

После подтверждения указанных обстоятельств принимаются меры к вызову неплательщика штрафа в военный комиссариат для дачи объяснений, составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении может быть составлен и в отсутствие должника при условии его надлежащего извещения о явке на данное процессуальное действие - заказным письмом с уведомлением или иным способом, предусмотренным ст. 25.15 КоАП РФ.

Копия протокола исходя из системного анализа ст. 25.15 КоАП РФ, ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ направляется физическому лицу или законному представителю юридического лица, привлекаемым к ответственности, заказным письмом с уведомлением либо иным способом, позволяющим зафиксировать отправку. Почтовая квитанция об отправке (иной документ) прилагается к материалам дела и вместе с протоколом направляется в мировой суд.

Мировые судьи, принимая к производству поступившие из военного комиссариата материалы, обращают внимание на качество оформления процессуальных документов: протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и постановления о назначении штрафа, который не был уплачен.

Основания для вынесения мировым судьей определения о возвращении протокола и иных материалов дела, постановления о прекращении производства по делу могут быть следующими:

Субъект данного правонарушения - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.

Правонарушение может быть совершено умышленно либо по неосторожности.

Приведем примеры привлечения призывников к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Гражданин Р. в осенний призыв 2012 г. семь раз привлекался должностными лицами отдела военного комиссариата Ростовской области по Пролетарскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета, предусмотренные ст. ст. 21.5, 21.6 КоАП РФ. От уплаты штрафов в установленные законом сроки Р. уклонился. На требования судебного пристава-исполнителя не реагировал. 19 декабря 2012 г. в присутствии Р. было составлено семь протоколов по фактам совершения им правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. В этот же день протоколы были направлены в мировой суд Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.

На следующий день Р. уплатил пять штрафов из семи, но на ход судопроизводства это не повлияло, так как просрочка уплаты уже была допущена, а состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ, формальный.

Из-за неявок Р. на судебные заседания дела о совершенных им правонарушениях были рассмотрены только 1 февраля 2013 г., когда Р. под конвоем судебных приставов доставили в суд. За каждое из семи правонарушений Р. было назначено отдельное наказание - сутки ареста <10>.

<10> Дела об административных правонарушениях N 5-11/2013/С; N 5-12/2013/С; N 5-13/2013/С; N 5-14/2013/С; N 5-15/2013/С; N 5-45/2013/С; N 5-46/2013/С. Архив мирового суда Пролетарского района г. Ростова-на-Дону.

Аналогичные дела рассматривались в июле 2013 г. в мировом суде Первомайского района г. Ростова-на-Дону. На гражданина Л., уклонявшегося как от призывных мероприятий, так и от уплаты назначенных за это военным комиссариатом административных штрафов, суд наложил новые штрафы в размере, двукратном неуплаченным, на общую сумму 7000 руб. <11>. После этого Л. поспешил погасить задолженности перед Министерством обороны Российской Федерации.

<11> Дела об административных правонарушениях N 5-7-180/13; N 5-7-181/13; N 5-7-182/13; N 5-7-183/13; N 5-7-184/13; N 5-7-185/13; N 5-7-186/13. Архив мирового суда Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

Данные примеры свидетельствуют о том, что в практике военных комиссариатов меры исполнительного производства наиболее эффективны именно во взаимодействии с применением механизмов привлечения граждан к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Осознание правонарушителем неотвратимости наказания - одно из важнейших условий предотвращения дальнейших нарушений закона. Для военных комиссариатов административные санкции - необходимый инструмент коррекции противоправного поведения граждан, склонных к уклонению от военной службы. Оперативно применяя к данным лицам меры административного принуждения и доводя их до логичного результата, сотрудники военкоматов способны повлиять на судьбу каждого призывника, заставив его вовремя задуматься о наказуемости пренебрежения воинской обязанностью и конституционным долгом. Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу, думать об этом уже поздно.

Образец

ПРОТОКОЛ N 29 ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

"24" июля 2013 г.                                                    Г...к,
ул...
Начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела
военного комиссариата И...й области по А...му району Иванов Сергей Иванович
___________________________________________________________________________
(должность, ФИО, наименование организации)
составил настоящий протокол в отношении гражданина <ФИО>

СВЕДЕНИЯ О ЛИЦЕ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВЕДЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ:

Фамилия, имя, отчество <ФИО>

Число, месяц, год рождения <ДАТА>

Место рождения <НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ>

Место работы (учебы) и занимаемая должность безработный

Паспорт <СЕРИЯ> <НОМЕР>

Гражданство Российской Федерации

Родной язык русский

Образование неоконченное среднее

Семейное положение холост

Адрес постоянного места жительства, адрес регистрации <АДРЕС>

Номер телефона <НОМЕР>

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ:

<ФИО> не уплатил административный штраф, назначенный ему постановлением начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата И...й области по А...му району от 13.05.2013 N 1/75, до 24.07.2013 - в установленный ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок 60 дней с момента вступления постановления в законную силу 24.05.2013. В вышеуказанный срок документ об уплате административного штрафа, информация об уплате административного штрафа в отдел военного комиссариата И...й области по А...му району не поступили, что свидетельствует о том, что оплата гражданином административного штрафа через кредитную организацию, банк в порядке ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ не производилась. В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ это обстоятельство является основанием для составления настоящего протокола и возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Объяснения правонарушителя: в установленный законом срок до 24.07.2013 административный штраф по постановлению начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата И...й области по А...му району от 13.05.2013 N 1/75 своевременно не уплатил в связи с личной занятостью. Вину свою признаю.

Статья 51 Конституции Российской Федерации мне доведена. Мне разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 24.2 - 24.4, 25.1, 25.5 КоАП РФ я имею право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, присутствовать при рассмотрении дела и пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владею языком, на котором ведется производство.

С правами и обязанностями ознакомлен:
___________________ _______________________________________________________
(подпись) (Ф.И.О. нарушителя)
Замечания по протоколу ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
С настоящим протоколом ознакомлен _________________________________________
(подпись, Ф.И.О. нарушителя)

Примечание: отказ от подписи протокола не является основанием для прекращения производства по делу.

Копию настоящего протокола получил ________________________________________
(дата, подпись и Ф.И.О. нарушителя или
___________________________________________________________________________
отметка составителя протокола в случае отказа нарушителя получить протокол)
Протокол подписать отказался ______________________________________________
(подпись сотрудника)
Мотивы отказа от подписания протокола, а также замечания по содержанию
протокола (могут быть изложены нарушителем отдельно и приложены к
протоколу)_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Протокол составил _____________________ ___________________________________
(подпись) (Ф.И.О. сотрудника)
Мне сообщено, что материалы по совершенному мной правонарушению будут
переданы на рассмотрение в мировой суд ____________________________________
(подпись)
Угловой штамп Начальнику _________________________
военного комиссариата районного отдела УФССП России по ___
____________________________________
____________________________________

В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направляю в Ваш адрес постановление по делу об административном правонарушении N _____ начальника ________________ военного комиссариата ____________________________________________________________________________ от ___________ г. в отношении ________________________, проживающего по адресу: _____________________________ тел. _____________, не уплатившего административный штраф, назначенный ему в соответствии с ч. ____ ст. _______ КоАП РФ, в течение установленного законом срока 60 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Прошу возбудить по данному факту исполнительное производство и взыскать неуплаченную сумму с должника, о чем уведомить меня в семидневный срок, установленный пунктами 7, 8, 17 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Приложение:

  1. Постановление начальника _________________ военного комиссариата _______________________ по делу об административном правонарушении N ___________ от _________ г.

Наименование должностного лица

Инициал имени, фамилия

Угловой штамп                        Мировому судье судебного участка N ___
Военного комиссариата ______________________________________
______________________________________

В соответствии с частью 1 статьи 23.1, частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направляю в Ваш адрес материалы на привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ гражданина ______________________________ 19___ года рождения.

Гражданин __________________, проживающий по адресу: ______________________, тел. ______________, не уплатил административный штраф, назначенный ему постановлением N _____ начальника ___________________ военного комиссариата ________________________ от ____________ г. В течение установленного частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ 60-дневного срока со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении документ об уплате административного штрафа, информация об уплате административного штрафа в отдел военного комиссариата не поступили, чем были нарушены требования частей 1, 3 статьи 32.2 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 20.25, 32.2 КоАП РФ, прошу привлечь ___________________________ к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и уведомить меня о принятом решении.

Приложения:

  1. Копия постановления начальника ________________ военного комиссариата ___________________________ по делу об административном правонарушении N _____ от ___________ г.
  2. Протокол об административном правонарушении N _____.

Наименование должностного лица

Инициал имени, фамилия