Мудрый Юрист

В помощь судьям: о признаках криминализации новых видов опасного поведения и их учете при квалификации преступлений и назначении судом наказания

Трунцевский Юрий Владимирович, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи полагает, что судьи при решении вопросов о квалификации преступного деяния и назначении наказания по уголовному делу должны учитывать признаки криминализации новых видов опасного поведения виновных лиц.

Ключевые слова: суд, уголовное дело, судья, совещательная комната, квалификация, наказание, признаки криминализации новых видов опасного поведения.

To help judges: on features of criminalization of new types of dangerous behavior and record thereof in qualification of crimes and assignment of punishment by the court

Y.V. Truntсevskij

Truntcevskij Yurij Vladimirovich, professor of the Financial university under the Government of the Russian Federation, professor of the Academy of management of the Ministry of internal affairs of Russia, doctor of juridical sciences, professor.

The author of the article believes that judges in resolution of issues of qualification of a criminal action and assignment of punishment in a criminal case must take into consideration features of criminalization of new types of dangerous behavior of guilty persons.

Key words: court, criminal case, judge, jury room, qualification, punishment, features of criminalization of new types of dangerous behavior.

Проблема определения преступности деяния на уровне уголовно-правовой теории и криминологии до сих пор вызывает множество споров, ученые не могут прийти к единому мнению относительно основания криминализации <1>. При возникновении вопроса о социальной обусловленности уголовного закона речь всегда идет об определении критериев криминализации деяний, т.е. о социальной обусловленности уголовно-правового запрета <2>. "Поэтому, прежде чем признать определенное деяние в качестве преступления, необходимо наиболее тщательно изучить вопрос социальной обусловленности такого шага" <3>.

<1> См.: Бондаренко В.Е. Основание уголовно-правовой охраны и ее прекращение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 4.
<2> См.: Кудрявцев В.Н. Криминализация: оптимальные модели // Уголовное право в борьбе с преступностью. М., 1995. С. 3 - 20.
<3> Коваленко А.А. Уголовно-правовая охрана авторских и смежных прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 25.

Оценка деяния как общественно опасного вида социального поведения есть своеобразная реакция государства и общества, интересы которого оно выражает, на индивидуальные действия людей <4>, причиняющие реальный вред общественным отношениям, выражающийся в совокупности причинно связанных с преступным поведением, прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных негативных изменений (ущерб, урон, потери, убытки и т.д.), которым в итоге подвергаются социальные (экономические, нравственные, правовые и др.) ценности, а также совокупность экономических и иных издержек, связанных с организацией борьбы с преступностью и с социальной профилактикой преступлений <5>. Поэтому верно, что "истинным мерилом преступлений является вред, наносимый ими обществу" <6>.

<4> См.: Яковлев А.М. Криминализация в системе социального контроля // Основания уголовно-правового запрета. М., 1982. С. 127.
<5> См.: Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. С. 21.
<6> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 226.

Таким образом, социальная обусловленность конкретного опасного поведения лица - это объективно существующее состояние общественных отношений, выраженное различными факторами социального, политического, экономического и духовного характера, отражающими те негативные процессы, которые затрагивают права и законные интересы личности, общества и государства.

Общественную опасность можно рассматривать как критерий криминализации деяний, основание отнесения тех или иных деяний к преступлениям.

Криминализация опасного поведения является необходимой реакцией государства на наиболее значимые, социально обусловленные и с юридической точки зрения общественно опасные нарушения существующих прав, выражающейся в закреплении признаков соответствующего состава преступления в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ).

За последние годы в УК РФ было включено достаточно большое количество новых составов преступлений. Анализ содержания соответствующих статей позволяет при этом признать, что каждый из таких деликтов строго социально и политически обусловлен, что подтверждается обеспокоенностью соответствующими проблемами обеспечения правопорядка со стороны Президента РФ, руководства МВД РФ и других органов власти.

Так, на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел в январе 2014 г. Президент отдельно остановился на вопросах антитеррористической защищенности населения, повышения уровня защищенности транспортной инфраструктуры и других мест массового пребывания людей. Что нашло отражение в новых составах УК РФ: ст. 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности; ст. 205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем; ст. 205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации; ст. 217.1. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; ст. 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Вместе с тем следует заметить, что предложения усиления ответственности за должностные упущения и халатность, способствующие совершению террористических актов, на объектах повышенной технологической и экологической опасности звучали и ранее <7>. Причем требования обеспечения безопасности объекта предлагалось распространять на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они осуществляют свою деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

<7> См.: Трунцевский Ю.В. Эффективность борьбы с терроризмом в соблюдении действующего законодательства // Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / отв. ред. и рук. авт. коллектива И.Л. Трунов. М.: Эксмо, 2005; Трунцевский Ю.В. Эффективность правового регулирования отношений в сфере противодействия терроризму // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. 768 с. (Комментарии к российскому законодательству). С. 441 - 452 и др.

Соблюдение правил по обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов должно осуществляться под надзором государственных контролирующих и правоохранительных органов, так как предупреждение актов терроризма, вероятность совершения которых на таких объектах достаточно высока, - основное (главное) направление борьбы с терроризмом.

На заседании коллегии МВД РФ также было отмечено о неприемлемости присутствия криминала на рынках, крышевании игрового бизнеса, что предусмотрено ст. 171.2 Незаконные организация и проведение азартных игр УК РФ; криминальных форм ведения бизнеса: ст. 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица; ст. 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица; ст. 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции; ст. 185.3. Манипулирование рынком; ст. 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг; ст. 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации и др.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию отмечалось, что незаконная трудовая миграция не только деформирует структуру занятости, но и вызывает дисбаланс в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку. Нелегалы занимаются теневой, а то и криминальной деятельностью или работают зачастую в нечеловеческих условиях, и сами становятся жертвами преступников. В рамках решения подобных проблем в УК РФ были внесены следующие составы: ст. 322.1. Организация незаконной миграции; ст. 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации; ст. 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

И другие проблемы, связанные с обоснованием необходимости (социальным заказом) криминализации новых форм опасного поведения, нашли свое отражение в программных и директивных документах органов государственной власти.

В теории уголовного права выработан перечень принципов криминализации, одним из которых предлагается считать принцип экономии уголовной репрессии <8>. Попробуем разобраться в правильности такого утверждения.

<8> См.: Тарарухин С.А. Принцип экономии уголовной репрессии // Проблемы социалистической законности на современном этапе коммунистического строительства. Краткие тезисы докладов и научных сообщений республиканской научной конференции 21 - 23 ноября 1978 г. Харьков: Издательство Харьковского юридического института, 1978. С. 181 - 182; Сыч К.А., Упоров И.В. Усиление уголовных репрессий как результат роста преступности // Вопросы борьбы с преступностью: сб. научных трудов. Рязань: Издательство Академии права и управления Минюста России, 2001. С. 119 - 126; Панов А.А. Принцип экономии уголовной репрессии // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: материалы Международной научно-практической конференции, Россия, г. Волгоград, 27 мая 2010 г. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2010. С. 111 - 115 и др.

Согласно Большой советской энциклопедии репрессия (позднелат. repressio - подавление, от лат. reprimo - подавляю) - наказание, применяемое государством. И если в таком контексте понимать данный принцип <9>, то он может и не вызывать возражений.

<9> См., например: Яни П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция. 2001. N 7. С. 58 - 59.

Однако репрессивные меры в нашем обществе с учетом исторических фактов ассоциируются с такими понятиями, как "подвергнуться репрессиям", "жертвы репрессий" (см.: Толковый словарь Ожегова; Закон России от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий") и, скорее, означают незаслуженность тех или иных мер государственного принуждения.

Криминализация определенных деяний, придание им свойства уголовной наказуемости отражает не репрессию (гонение), а справедливое отношение общества (социально обусловленное) и государства (политически оправданное) к новому для уголовного закона опасному поведению человека.

Придание "репрессии" в уголовно-правовых отношениях не только значения наказания, но и иных форм/ методов государственного принуждения доказывает некорректность использования такого принципа криминализации. Если наказание - это справедливость (справедливое возмездие за содеянное), то справедливость не может быть чрезмерной, и восстановление социальной справедливости путем наказания должно основываться на принципе Vergeltung Expiation, в силу которого зло должно оплачиваться злом, а добро - добром.

Подобная некорректность особо проявляется в Концепции модернизации уголовного законодательства в экономической сфере (URL:http://www.pandia.ru/text/77/230/32396.php). Когда назначение уголовного наказания, вид и размер которого установлены законом, в отношении преступного бизнесмена должно рассматриваться не как восстановление справедливости, а как экономия/неэкономия/избыточность репрессий. Что ставит суд в заведомо неудобное положение.

Анализ данного документа позволяет заключить, что меры государственного принуждения в отношении бизнес-преступников - это исключительно репрессии, причем не только уголовные наказания, но и иные:

"на протяжении длительного времени предпринимательская деятельность была вне закона и предельно жестоко каралась, в том числе путем уголовной репрессии";

обвальный и бесконтрольный рост "уголовных репрессий в отношении субъектов предпринимательской деятельности";

"ослабление репрессии";

"реально репрессия осуществляется путем мер процессуального принуждения";

"Уголовный кодекс РФ не стал законодательным актом, который бы изменил уголовную политику, и в результате множества изменений и дополнений приобрел откровенно репрессивный характер";

"репрессивность всех глав раздела VIII УК явно завышена и вместо пользы приносит вред";

"...идея об ужесточении уголовного законодательства и усилении репрессивной практики правоохранительных органов" и др.

В целях изменения мнения отдельных практиков на проблему чрезмерности уголовного принуждения, на наш взгляд, следует обратить внимание на признаки (критерии) криминализации, которые были применены при формулировании новых составов преступлений.

Признаки (критерии) криминализации - это те характеристики противоправного поведения, которые являются основными показателями общественной опасности деяния.

Правильная квалификация таких признаков, раскрытие в материалах уголовного дела связи между ними (отражающими конкретные факты преступного деяния) и общественной опасностью нарушения установленного уголовным законом запрета позволит не сомневаться в справедливости как наказуемости подобного деяния, так и выбора вида и размера наказания в каждом конкретном случае применения УК РФ.

Итак, признаками криминализации новых видов опасного поведения выступили следующие.

  1. Характер самого деяния, выражающийся в грубом нарушении естественных прав и свобод человека - эксплуатация человека, его труда. Это такие деяния, которые не имеют уровня вредоносности, и любое подобное нарушение всегда связано с общественной опасностью: ст. 127.1. Торговля людьми; ст. 127.2. Использование рабского труда. А также: ст. 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; ст. 135. Развратные действия; ст. 240.1. Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего; ст. 242.2. Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.

Мы согласны с Н.Ф. Кузнецовой в том, что "степень общественной опасности преступления зависит... главным образом от степени опасности ущерба, его величины" <10>, и именно в подобных случаях вред всегда очевиден и не требует доказательств.

<10> См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / под науч. ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Городец, 2007. С. 72.
  1. Общественно опасные последствия преступного деяния в новых составах преступлений связаны с:

2.1) крупным ущербом гражданам, организациям или государству (ст. 185.2. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги; ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания);

2.2) причинением тяжкого вреда здоровью человека (ст. 217.1. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; ст. 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации);

2.3) причинением тяжкого вреда здоровью или смерти человека (ст. 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах);

2.4) уничтожением или повреждением имущества в крупном размере (ст. 243.1. Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия);

2.5) с причинением морального (репутационного) вреда (ст. 128.1. Клевета; ст. 298.1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава).

  1. Нарушение установленного порядка ведения хозяйственной деятельности, выраженное в способе совершения преступления (насилие, обман, подкуп), применяемом лицом: статьи о мошенничестве 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6; ст. 193.1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов.
  2. Реальная угроза безопасности (устойчивому состоянию) личности, государству, объектов жизнеобеспечения:

4.1) жизни и здоровью человека: ст. 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности;

4.2) правам личности, обществу и государству (ст. 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; ст. 286.1. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа);

4.3) экономической безопасности хозяйствующего субъекта (ст. 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета; ст. 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица <11>; ст. 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица; ст. 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений);

<11> См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 95.

4.4) национальной безопасности (ст. 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности <12>; ст. 205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем; ст. 205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации; ст. 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну);

<12> То есть те свойства деяния, как преступления, которые отличают его от иных правонарушений и при отсутствии которых отсутствует и состав преступления.

4.5) здоровью населения (ст. 232. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов);

4.6) миграционной безопасности (ст. 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации; ст. 322.1. Организация незаконной миграции; ст. 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации; ст. 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации).

  1. Криминальная активность:

5.1) интенсивность (неоднократность) общественно вредоносной деятельности (ст. 151.1. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции; ст. 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции);

5.2) масштаб криминальной активности (крупный размер):

5.2.1) в экономической сфере. Следует согласиться с Б.В. Волженкиным в том, что масштабы незаконной деятельности должны определяться размером полученных доходов без учета расходов, понесенных лицом в ходе такой деятельности (ст. 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр; ст. 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции; ст. 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации; ст. 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов);

5.2.2) в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228.4. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ).

В отдельных случаях в новых составах преступлений законодатель закрепил несколько признаков криминализации: ст. 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (неоднократность, ущерб, доход); ст. 215.3. Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов; ст. 217.2. Заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности (угроза вреда, ущерб); ст. 185.3. Манипулирование рынком; ст. 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг; ст. 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации (ущерб, доход).

При квалификации соответствующих деяний правоприменительным органам следует особое внимание обращать на доказательства именно тех признаков состава преступления, которые служат основаниями (критериями) криминализации и отражают общественную опасность соответствующего вида криминальной деятельности. И здесь можно отметить, что в отдельных случаях признаки криминализации и криминообразующие признаки могут и не совпадать. Например, признак специального субъекта преступления не может быть криминообразующим (общественная опасность в ст. 286.1 выражена не в том, что неисполнение приказа совершил сотрудник органа внутренних дел, а в том, что такое неисполнение причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства).

С точки зрения содержания процесса криминализации новых общественных отношений можно выделить два ее этапа:

  1. принятие решения о криминализации в связи с социальной обусловленностью (источником такого решения может выступить гражданская (общественная) инициатива либо инициатива будет исходить от органов государственной власти);
  2. уголовное правотворчество - изменение либо принятие новых уголовных законов <13>, создание соответствующего состава преступления <14>.
<13> См.: Алиев Н.Б. Теоретические основы советского уголовного правотворчества. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1986. 132 с.
<14> См.: Бондаренко В.Е. Указ. соч. С. 16.

Таким образом, анализ признаков криминализации новых видов опасного поведения позволил определить, что в качестве основного принципа первого этапа криминализации (решения) выступает социальная обусловленность конкретного опасного поведения лица, основанная, в свою очередь, на признании данного поведения общественно опасным и на исчерпании всех иных неуголовных мер регулирования или государственного принуждения. То есть возникает объективная необходимость уголовно-правовой охраны соответствующих общественных отношений.

На втором этапе криминализации основными принципами должны выступить:

<15> См.: Карамашев С.Б. Восстановление справедливости как цель уголовного наказания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.<16> См.: Ситникова А.И. Законодательная текстология уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2011. 344 с.

Литература

  1. Алиев Н.Б. Теоретические основы советского уголовного правотворчества. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1986. 132 с.
  2. Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982. С. 21.
  3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 226.
  4. Бондаренко В.Е. Основание уголовно-правовой охраны и ее прекращение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 4.
  5. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 95.
  6. Карамашев С.Б. Восстановление справедливости как цель уголовного наказания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.
  7. Коваленко А.А. Уголовно-правовая охрана авторских и смежных прав: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 25.
  8. Кудрявцев В.Н. Криминализация: оптимальные модели // Уголовное право в борьбе с преступностью. М., 1995. С. 3 - 20.
  9. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / под науч. ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Городец, 2007. С. 72.
  10. Панов А.А. Принцип экономии уголовной репрессии // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: материалы Международной научно-практической конференции, Россия, г. Волгоград, 27 мая 2010 г. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2010. С. 111 - 115.
  11. Ситникова А.И. Законодательная текстология уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2011. 344 с.
  12. Сыч К.А., Упоров И.В. Усиление уголовных репрессий как результат роста преступности // Вопросы борьбы с преступностью: сб. научных трудов. Рязань: Издательство Академии права и управления Минюста России, 2001. С. 119 - 126.
  13. Тарарухин С.А. Принцип экономии уголовной репрессии // Проблемы социалистической законности на современном этапе коммунистического строительства. Краткие тезисы докладов и научных сообщений республиканской научной конференции 21 - 23 ноября 1978 г. Харьков: Издательство Харьковского юридического института, 1978. С. 181 - 182.
  14. Трунцевский Ю.В. Эффективность борьбы с терроризмом в соблюдении действующего законодательства // Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / отв. ред. и рук. авт. коллектива И.Л. Трунов. М.: Эксмо, 2005.
  15. Трунцевский Ю.В. Эффективность правового регулирования отношений в сфере противодействия терроризму // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 441 - 452.
  16. Яковлев А.М. Криминализация в системе социального контроля // Основания уголовно-правового запрета. М., 1982. С. 127.
  17. Яни П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция. 2001. N 7. С. 58 - 59.