Мудрый Юрист

Вопросы квалификации бюджетных преступлений

Общественный и научный интерес, проявляющийся в последнее время к проблемам преступности в сфере банковской деятельности, практике выявления и раскрытия новых видов и форм злоупотреблений в денежно-кредитной системе, не случаен. Трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе формирования рыночной сферы, создают благоприятные условия для различного рода преступлений и финансовых махинаций. С возрастанием роли финансов и кредита наиболее опасные проявления экономической преступности все более активно перемещаются в сферу банковской деятельности. Только за сравнительно небольшой период времени на объектах банковской системы в Российской Федерации было совершено около 27000 различного рода преступлений <*>.

<*> См.: Аминов Д., Ларичев В., Гильмутдинов А. Обзор современной банковской преступности и практики борьбы с нею // Законодательство и экономика. 2000. N 8. С. 43.

Объем участия кредитных организаций в бюджетных правоотношениях последовательно сокращается. Однако это вовсе не означает полное исключение банков из сферы бюджетного финансирования.

То или иное преступление, совершаемое в банковской сфере, существенно затрагивает как интересы вкладчиков, так и устои банковского бизнеса в целом. По нашему мнению, большинство совершаемых преступлений осуществляется либо при молчаливом согласии руководителей кредитной организации, либо посредством использования банка "втемную". На рассмотрении одного из видов преступлений, совершаемых с использованием кредитных организаций в бюджетной сфере, мы хотели бы остановиться в предлагаемой статье.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ введена в действие статья 285.1 Уголовного кодекса РФ, устанавливающая уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных денежных средств. Ранее считавшееся административным правонарушением, нецелевое расходование бюджетных средств в настоящее время законодателем возведено в ранг преступления.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, охраняемые уголовным законом в области осуществления государственной бюджетной политики.

Законодатель определил диспозицию указанного преступления в следующем виде: "Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере".

Исходя из этого можно прийти к выводу, что данное преступление заключается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Для установления факта нецелевого расходования бюджетных средств следует в обязательном порядке выяснять, на основании какого документа произведено бюджетное финансирование и в чем конкретно выразилось нецелевое расходование бюджетных средств.

В соответствии со статьей 66 Бюджетного кодекса Российской Федерации <*> (далее по тексту - БК РФ) выделяются следующие виды расходов бюджетов: текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Следует отметить, что уголовно-правовая защита распространяется на все виды расходов.

<*> См.: Собрание законодательства РФ от 3 августа 1998 г. N 31. Ст. 3823.

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Под текущими расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Кроме этого, бюджетным законодательством предусмотрены формы расходов бюджетов. Законодателем к таким формам отнесены: 1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; 2) трансферты населению, включающие в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления; ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; 3) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства); 4) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; 5) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 6) бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; 7) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; 8) кредиты иностранным государствам; 9) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Приведенный перечень является исчерпывающим. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений представляют собой бюджетные средства, предназначенные бюджетной росписью бюджетному учреждению для финансового обеспечения реализации его функций. Расходование бюджетными учреждениями бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии со статьями 70 и 71 БК РФ. В порядке, предусмотренном для финансирования бюджетных учреждений, осуществляется также финансовое обеспечение органов государственной власти, не являющихся юридическими лицами.

Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, предполагает переход права собственности на денежные средства, уплачиваемые специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также иными организациями физическим и юридическим лицам в обмен на переданные товары, выполненные работы или оказанные услуги. При этом необходимо иметь в виду, что порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов определяется статьями 72 и 73 БК РФ.

При исполнении государством или муниципальным образованием государственного или муниципального контракта расчеты осуществляются в безналичной форме путем списания денежных средств со счетов уполномоченных органов и организаций, открытых в Федеральном казначействе, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов соответственно, и зачисления таких средств на банковские счета физических и юридических лиц, передавших товар, выполнивших работы или оказавших услуги государству или муниципальному образованию. К расчетам, производимым бюджетными организациями, применимо Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" <*>.

<*> См.: Нормативные акты по банковской деятельности. Вып. 3. 2003.

Под трансфертами населению понимается перераспределение денежных платежей, осуществляемых в пользу граждан Российской Федерации, между вышестоящими и нижестоящими бюджетами.

Трансферты населению устанавливаются в следующих случаях:

  1. при осуществлении органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  2. при передаче отдельных государственных функций нижестоящим уровням власти;
  3. при компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

Трансферты населению осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам на осуществление определенных целевых расходов.

Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые как юридическим, так и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные средства, предоставленные в качестве субсидий и субвенций, не могут использоваться на иные цели, нежели те, для достижения которых они были выделены. В противном случае субсидии и субвенции подлежат возврату в тот бюджет, из которого они были выделены.

Инвестиции бюджетных средств в уставные капиталы (фонды) действующих или вновь создаваемых юридических лиц предполагают их долгосрочные вложения в различные отрасли экономики с одновременным приобретением прав на участие в управлении делами таких юридических лиц.

Инвестирование бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц осуществляется в соответствии с инвестиционными проектами, которые находят свое отражение в бюджете на соответствующий финансовый год. Основанием для предоставления бюджетных инвестиций является договор, заключаемый Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование.

Бюджетные средства могут предоставляться в качестве заемных нижестоящим бюджетам, государственным внебюджетным фондам, физическим и юридическим лицам в целях оказания им финансовой помощи. Отличие бюджетных кредитов от иных форм финансовой помощи состоит в том, что они предполагают предоставление бюджетных средств на основе возвратности и возмездности. Возвратность бюджетных средств предполагает, что их получатель в установленный срок обязуется вернуть государству или муниципальному образованию ту же денежную сумму, которая им была получена из бюджета соответствующего уровня. Возмездность же бюджетных кредитов состоит в том, что их получатели обязуются уплатить проценты за пользование ими.

Расходование бюджетных денежных средств осуществляется бюджетными учреждениями, которые вправе осуществлять расходные операции исключительно на:

<*> Оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы". Названный Закон устанавливает, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.<*> Возмещение командировочных расходов производится:
  1. федеральным государственным служащим, государственным служащим органов государственной власти субъектов РФ и служащим органов местного самоуправления в порядке, установленном Указом Президента РФ от 24 ноября 1995 г. N 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации";
  2. работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, работникам аппаратов судов, органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ и органов прокуратуры РФ, работникам органов государственной власти субъектов РФ, работникам органов местного самоуправления, занимающим должности, не отнесенные к муниципальным должностям, а также работникам предприятий, организаций и учреждений - в порядке, установленном Постановлениями Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и от 18 апреля 1992 г. N 262 "О дополнении Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов".

В настоящее время действуют нормы возмещения командировочных расходов, установленные Приказом Минфина России от 6 июля 2001 г. N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации".

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Данный перечень целевых расходов является исчерпывающим. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Приведенные требования распространяются также и на финансирование расходов государственных органов, не являющихся юридическими лицами.

Отграничение от смежных составов

При расследовании составов "бюджетных" преступлений неизбежно возникает вопрос о соотношении хищения и нецелевого расходования бюджетных денежных средств.

Действующее уголовное законодательство устанавливает, что под хищением понимаются совершенные с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Хищение является имущественным преступлением. Предметом хищения может выступать только чужое имущество.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 Постановления от 25.04.95 N 5 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" <*> разъяснил, что "предметом хищения и иных преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена нормами гл. 5 УК РСФСР, является чужое, то есть не находящееся в собственности или законном владении виновного, имущество".

<*> См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1995. N 7.

Главным способом хищения является изъятие имущества у собственника или иного владельца. В том случае, когда виновный владеет чужим имуществом в силу того, что оно ему вверено, переход правомерного владения к неправомерному можно характеризовать как формальное изъятие.

Один из обязательных признаков хищения - безвозмездность. Именно безвозмездность изъятия чужого имущества влечет за собой причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Не является хищением такое изъятие чужого имущества, которое не связано с причинением ущерба собственнику или иному владельцу этого имущества, если лицо, совершившее изъятие, взамен полностью его оплачивает либо предоставляет иную равноценную компенсацию. В свою очередь, состав преступления, характеризующий нецелевое расходование бюджетных денежных средств, предполагает возвращение бюджетных денежных средств на бюджетный счет. Состав статьи 285.1 является оконченным с момента нецелевого использования бюджетных денежных средств, то есть осуществления списания с соответствующего целевого бюджетного счета.

При хищении имущество обращается виновным в свою пользу или в пользу других лиц. Похитивший имущество, хотя и не становится юридически его собственником, фактически владеет, пользуется и распоряжается им, как своим собственным. В связи с этим от хищения следует отличать временное корыстное использование бюджетных денежных средств, при котором виновный владеет и пользуется чужой собственностью, но не распоряжается ею.

Такие действия при наличии определенных признаков могут квалифицироваться по ст. ст. 165, 166 УК РФ.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.04.95 N 5 "дела о преступлениях против чужой, в том числе и государственной, собственности являются делами публичного обвинения и не требуют для их возбуждения согласия собственника или законного владельца имущества, ставшего предметом преступного посягательства".

Особое значение имеет предмет преступления. Название комментируемой статьи как нецелевое расходование бюджетных средств в полной мере корреспондирует с положениями бюджетного законодательства. Статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.

Аналогичная трактовка нецелевого использования бюджетных средств определена в п. 4 письма Минфина РФ от 16 апреля 1996 г. N 3-А2-02 "О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета" <*>. Так, "под использованием не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств".

<*> См.: Финансовая газета. 1996. N 23.

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Приказ Минфина России от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" устанавливают статьи бюджетной классификации, в строгом соответствии с которыми получатели бюджетных средств вправе расходовать полученные средства федерального бюджета.

Согласно статье 250 БК РФ получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета путем заключения получателем бюджетных средств с поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу данной статьи под бюджетными средствами понимаются денежные средства, находящиеся на бюджетном счете или выделяемые из состава федерального, регионального или местного бюджетов. В соответствии со статьей 6 БК РФ под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Под бюджетной росписью понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации <*>.

<*> См.: Финансовая газета. 1996. N 23.

Под бюджетными ассигнованиями понимаются бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств <*>.

<*> См.: Там же.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Под минимальной бюджетной обеспеченностью понимается минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Письмом Госналогслужбы РФ от 17 июля 1996 г. N ПВ-6-11/487 "Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование" <*> установлены основания и порядок привлечения к финансовой ответственности за нецелевое использование бюджетных денежных средств. В соответствии с указанным нормативным правовым актом нецелевое использование предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозмездной и возвратной основе, несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование служат основанием для взимания штрафа.

<*> См.: Экономика и жизнь. 1996. N 32.

Положения письма Минфина РФ от 20 августа 2003 г. N 03-01-01/15-245 <*> устанавливают, что получатель бюджетных средств вправе осуществить выплату аванса (предварительной оплаты) за поставку продукции (работ, услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств на условиях и в размере, которые определены Правительством Российской Федерации в соответствии с договорами, заключенными в рамках действующего законодательства Российской Федерации, и соответственно указанная выплата, произведенная за продукцию (работы, услуги), поставка которой будет осуществлена в следующем финансовом году, не подпадает под определение понятия "нецелевое использование бюджетных средств".

<*> См.: Бюллетень "Официальные документы в образовании". 2003. N 35. Декабрь.

В зависимости от структуры финансирования и финансового потока нецелевое расходование бюджетных средств может выражаться в:

а) использовании средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

б) расходовании средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).

В связи с этим при проведении проверок целевого использования бюджетных средств на предприятиях, в учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, необходимо определить у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах полученных из федерального бюджета сумм финансирования. Данные права могут быть предоставлены законами Российской Федерации (федеральными законами), указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, письмами Министерства финансов Российской Федерации.

На предприятиях, в учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из федерального бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации, данные действия должны быть надлежаще оформлены распорядительными документами руководителя предприятия (учреждения, организации) нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Рассматриваемая диспозиция статьи предусматривает специальный субъект - должностное лицо. Под должностным лицом понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.) <*>.

<*> См.: П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями) <*>.

<*> См.: П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий <*>.

<*> См.: П. 3. Там же.

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. <*>.

<*> См.: Там же.

Субъективная сторона

Преступление совершается только с прямым умыслом, что означает, что лицо осознает общественно опасный характер своего действия, предвидит его общественно опасное последствие и желает его наступления.

Мотивы нецелевого расходования бюджетных средств могут быть различными (корысть, карьеризм, совершение незаконных действий в так называемых интересах дела либо в целях создания видимости благополучия и т.п.). Однако для квалификации мотив значения не имеет.

Квалифицирующие признаки

Ответственность за квалифицированные виды нецелевого расходования бюджетных средств предусмотрена пунктами "а" и "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ. Видами квалифицированных составов является совершение указанных действий группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере (особо крупным размером в настоящей статье признается сумма бюджетных средств - семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

В настоящее время практика применения "бюджетных" статей УК РФ незначительна, поскольку применение рассматриваемых норм ограничено во времени (статьи введены только в декабре 2003 г.). Однако следственная практика уже имеет некоторые примеры применения указанных статей. Так, в Карелии, Южном федеральном округе (Ингушетия, Астрахань), Приволжском федеральном округе (Кировская область), Уральском федеральном округе (Свердловская область), Сибирском федеральном округе (Новосибирск, Кемерово) возбуждены уголовные дела по признакам состава части 1 статьи 285 УК РФ.